Словникова робота на уроках з росiйської мови для учнiв початкових класiв

Про матеріал
В початкових класах на уроках з росiйської мови (зокрема в класах з росiйською мовою навчання) великої уваги надається словниковiй роботi, в ходi якої дiти усвiдомлюють написання "важких" слiв. Особливої актуальностi набувають рiзнi форми та методи ,якi сприяють запам"ятовуванню написання слiв.
Перегляд файлу

1

 

Дружковская общеобразовательная школа

I-III ступеней №7

 

 

 

 

 

 

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

 

 

 

Из опыта роботы учителя начальных классов

Половченко

Елены Викторовны

 

 

 

 

 

г. Дружковка

2017 год

 

 

В начальных классах  большое значение на уроках русского языка придается словарной работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемым и трудно проверяемым написанием.

Особую актуальность приобретает разнообразие методов и приемов, способствующих прочному запоминанию правильного написания.

Словарную работу на своих уроках я построила следующим образом: все словарные слова 1 – 3 классов разбила на 24 смысловые группы (наборы), исходя из количества учебных недель и часов, предусмотренных учебным планом.

НАБОР №1 «ПТИЦЫ» 1 класс

воробей

ворона

сорока

петух

 

НАБОР№2«ЖИВОТНЫЕ» 1 класс

заяц

лисица

медведь

корова

собака

НАБОР №3 «ЗИМА» 1 класс

девочка

коньки

лопата

мороз

сделать

НАБОР №4 «ОДЕЖДА» 1 класс

одежда

пальто

сапоги

 

НАБОР №5 «ДЕРЕВЬЯ» 2 класс

береза

осина

орех

 

НАБОР №6«МОЯ РОДИНА» 2 класс

Украина

Киев

город

улица

народ

столица

 

НАБОР №7 «МЕСЯЦЫ» 2 класс

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

месяц

календарь

НАБОР№8«ДНИНЕДЕЛИ»2 класс

понедельник

четверг

пятница

суббота

 

НАБОР №9 «ОГОРОД» 2 класс

огород

осень

овощи

картофель

помидор

ягода

земляника

яблоко

НАБОР №10 «ШКОЛА» 2–3  класс

тетрадь

пенал

учебник

класс

ребята

дежурный

учитель

русский

украинский

язык

НАБОР №11 «МОЙ ДОМ» 2 класс

комната

мебель

кровать

картина

рисунок

лестница

молоток

топор

 

НАБОР№12«ПОМОЩЬ ПО ДОМУ» 2кл

посуда

стакан

кастрюля

сахар

молоко

завтрак

обед

ужин

отец

 

НАБОР №13«ПОГОДА» 2 класс

восток

север

погода

гремит

черный

НАБОР №14 «ЛЕТОМ» 2– 3  класс

лагерь                        дорога

песок                         горизонт

берег                          шоссе

     гореть                        костер

сверкать                   путешествие

НАБОР №15«УРОЖАЙ»2–3 класс

агроном

председатель

хозяйство

сеялка

трактор

комбайн

пшеница

овес

солома

урожай

НАБОР№16«МАШИНЫ»2–3класс

автомобиль

метро

самолет

электровоз

 

НАБОР№17«ТРУД ЛЮДЕЙ»3класс

директор

инженер

командир

космонавт

шофер

металл

телефон

электричество

электростанция

НАБОР №18 «ЧИСЛА» 2 – 3 класс

четыре

восемь

одиннадцать

двенадцать

шестнадцать

двадцать

 

 

 

 

НАБОР №19«ЭКСКУРСИЯ» 3 класс

адрес

пассажир

багаж

билет

вагон

вокзал

экскурсия

до свидания

здравствуйте

НАБОР№20 «БИБЛИОТЕКА» 4 класс

библиотека

беседа

газета

портрет

 

НАБОР №21 «КАК?» 4 класс

аккуратно

интересно

легко

медленно

хорошо

честно

 

НАБОР№22 «КУДА?ГДЕ?» 4 класс

вперед

назад

налево

направо

около

сверху

снизу

слева

справа

НАБОР №23 «КОГДА?» 4 класс

вчера

завтра

однажды

потом

сегодня

сейчас

теперь

 

НАБОР№24«ДЕНЬ ПОБЕДЫ»4 класс

оборона

победа

салют

свобода

страна

Россия

Украина

Усвоение написания трудных слов требует многократных систематических упражнений, связанных со всеми видами письменных работ.

 Я веду поэтапную работу на протяжении семи уроков, которая непосредственно связана с изучаемым на уроках грамматико-орфографическим материалом. Считаю необходимым не только записать словарные слова, но и осмыслить значение каждого слова, найти взаимосвязь слов набор, составить с ними словосочетания, употребить эти словосочетания в предложениях и текстах. Языковым материалом для проведения таких упражнений могут стать пословицы, поговорки, загадки, стихотворения, связанные тексты, отрывки из художественных произведений.

 ПЕРВЫЙ УРОК работы с новым набором – ознакомительный.

Я провожу работу над истоками слов, их толкованием. Дается, по возможности, зрительное их восприятие. Затем предлагаю учащимся следующие вопросы:

  • Почему эти слова объединены в одну группу?
  • Какое название можно дать набору слов? Почему?
  • Чем слова похожи и чем отличаются?

Далее слова данного набора записываются учащимися в тетради с выделением орфограмм и расстановкой ударения.

 ВТОРОЙ УРОК. Работа с данной группой слов продолжается, но усложнением задания. Ученикам предлагается записать словарные слова, комментируя их написание. Затем – подобрать к данным словам родственные (однокоренные) слова.

 Здесь же продолжается работа над выработкой правильного произношения и ударения в словах.

 ТРЕТИЙ УРОК. Проводится работа по специально подготовленным карточкам с пропущенными орфограммами в словах. Так же практикую картинные диктанты, где ученики самостоятельно записывают слова, являющиеся названием изображенных на картинках предметов, выделяют в слове безударную гласную, которую необходимо запомнить. Применяю и диктант с использованием загадок. Дети отгадывают предложенную загадку и записывают слово – отгадку в тетрадь, выделяют орфограмму, ставят ударение. С предложенными словарными словами дети составляют словосочетания.

 НА ЧЕТВЕРТОМ И ПЯТОМ УРОКАХ словарные слова изучаемого набора вводим в словосочетания и предложения. Самые удачные из них записываем на доске и в тетрадях, комментируя изученные орфограммы.

 Так же знакомлю детей с пословицами, поговорками, фразеологизмами, в которых употребляются эти словарные слова.

 ШЕСТОЙ УРОК – урок развития речи. Учащиеся составляют небольшие тексты (сочинения, изложения, стихи, заметки) с данными словарными словами. Желательно охватить все слова набора.

 СЕДЬМОЙ УРОК. Контроль знаний учащихся. Пишем под диктовку словосочетания или небольшой специально составленный (подобранный) текст с использованием всех изученных слов данного набора.

  Так как тематика наборов связана между собой, целесообразно предусмотреть повторение предыдущих, раннее изученных, групп слов.

  Из опыта работы могу сказать, что такой подход к изучению словарных слов дает высокий процент запоминания учащимися слов из «Словаря» без специального заучивания.

 

doc
Додано
2 квітня 2019
Переглядів
724
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку