1
Дружковская общеобразовательная школа
I-III ступеней №7
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Из опыта роботы учителя начальных классов
Половченко
Елены Викторовны
г. Дружковка
2017 год
В начальных классах большое значение на уроках русского языка придается словарной работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемым и трудно проверяемым написанием.
Особую актуальность приобретает разнообразие методов и приемов, способствующих прочному запоминанию правильного написания.
Словарную работу на своих уроках я построила следующим образом: все словарные слова 1 – 3 классов разбила на 24 смысловые группы (наборы), исходя из количества учебных недель и часов, предусмотренных учебным планом.
НАБОР №1 «ПТИЦЫ» 1 класс воробей ворона сорока петух
|
НАБОР№2«ЖИВОТНЫЕ» 1 класс заяц лисица медведь корова собака |
НАБОР №3 «ЗИМА» 1 класс девочка коньки лопата мороз сделать |
НАБОР №4 «ОДЕЖДА» 1 класс одежда пальто сапоги
|
НАБОР №5 «ДЕРЕВЬЯ» 2 класс береза осина орех
|
НАБОР №6«МОЯ РОДИНА» 2 класс Украина Киев город улица народ столица |
НАБОР №7 «МЕСЯЦЫ» 2 класс сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль месяц календарь |
НАБОР№8«ДНИНЕДЕЛИ»2 класс понедельник четверг пятница суббота
|
НАБОР №9 «ОГОРОД» 2 класс огород осень овощи картофель помидор ягода земляника яблоко |
НАБОР №10 «ШКОЛА» 2–3 класс тетрадь пенал учебник класс ребята дежурный учитель русский украинский язык |
НАБОР №11 «МОЙ ДОМ» 2 класс комната мебель кровать картина рисунок лестница молоток топор
|
НАБОР№12«ПОМОЩЬ ПО ДОМУ» 2кл посуда стакан кастрюля сахар молоко завтрак обед ужин отец |
НАБОР №13«ПОГОДА» 2 класс восток север погода гремит черный |
НАБОР №14 «ЛЕТОМ» 2– 3 класс лагерь дорога песок горизонт берег шоссе гореть костер сверкать путешествие |
НАБОР №15«УРОЖАЙ»2–3 класс агроном председатель хозяйство сеялка трактор комбайн пшеница овес солома урожай |
НАБОР№16«МАШИНЫ»2–3класс автомобиль метро самолет электровоз
|
НАБОР№17«ТРУД ЛЮДЕЙ»3класс директор инженер командир космонавт шофер металл телефон электричество электростанция |
НАБОР №18 «ЧИСЛА» 2 – 3 класс четыре восемь одиннадцать двенадцать шестнадцать двадцать
|
НАБОР №19«ЭКСКУРСИЯ» 3 класс адрес пассажир багаж билет вагон вокзал экскурсия до свидания здравствуйте |
НАБОР№20 «БИБЛИОТЕКА» 4 класс библиотека беседа газета портрет
|
НАБОР №21 «КАК?» 4 класс аккуратно интересно легко медленно хорошо честно
|
НАБОР№22 «КУДА?ГДЕ?» 4 класс вперед назад налево направо около сверху снизу слева справа |
НАБОР №23 «КОГДА?» 4 класс вчера завтра однажды потом сегодня сейчас теперь
|
НАБОР№24«ДЕНЬ ПОБЕДЫ»4 класс оборона победа салют свобода страна Россия Украина |
Усвоение написания трудных слов требует многократных систематических упражнений, связанных со всеми видами письменных работ.
Я веду поэтапную работу на протяжении семи уроков, которая непосредственно связана с изучаемым на уроках грамматико-орфографическим материалом. Считаю необходимым не только записать словарные слова, но и осмыслить значение каждого слова, найти взаимосвязь слов набор, составить с ними словосочетания, употребить эти словосочетания в предложениях и текстах. Языковым материалом для проведения таких упражнений могут стать пословицы, поговорки, загадки, стихотворения, связанные тексты, отрывки из художественных произведений.
ПЕРВЫЙ УРОК работы с новым набором – ознакомительный.
Я провожу работу над истоками слов, их толкованием. Дается, по возможности, зрительное их восприятие. Затем предлагаю учащимся следующие вопросы:
Далее слова данного набора записываются учащимися в тетради с выделением орфограмм и расстановкой ударения.
ВТОРОЙ УРОК. Работа с данной группой слов продолжается, но усложнением задания. Ученикам предлагается записать словарные слова, комментируя их написание. Затем – подобрать к данным словам родственные (однокоренные) слова.
Здесь же продолжается работа над выработкой правильного произношения и ударения в словах.
ТРЕТИЙ УРОК. Проводится работа по специально подготовленным карточкам с пропущенными орфограммами в словах. Так же практикую картинные диктанты, где ученики самостоятельно записывают слова, являющиеся названием изображенных на картинках предметов, выделяют в слове безударную гласную, которую необходимо запомнить. Применяю и диктант с использованием загадок. Дети отгадывают предложенную загадку и записывают слово – отгадку в тетрадь, выделяют орфограмму, ставят ударение. С предложенными словарными словами дети составляют словосочетания.
НА ЧЕТВЕРТОМ И ПЯТОМ УРОКАХ словарные слова изучаемого набора вводим в словосочетания и предложения. Самые удачные из них записываем на доске и в тетрадях, комментируя изученные орфограммы.
Так же знакомлю детей с пословицами, поговорками, фразеологизмами, в которых употребляются эти словарные слова.
ШЕСТОЙ УРОК – урок развития речи. Учащиеся составляют небольшие тексты (сочинения, изложения, стихи, заметки) с данными словарными словами. Желательно охватить все слова набора.
СЕДЬМОЙ УРОК. Контроль знаний учащихся. Пишем под диктовку словосочетания или небольшой специально составленный (подобранный) текст с использованием всех изученных слов данного набора.
Так как тематика наборов связана между собой, целесообразно предусмотреть повторение предыдущих, раннее изученных, групп слов.
Из опыта работы могу сказать, что такой подход к изучению словарных слов дает высокий процент запоминания учащимися слов из «Словаря» без специального заучивания.