МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ ОБЛАСТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
МАРИУПОЛЬСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ САНАТОРНАЯ
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ І-ІІ СТУПЕНЕЙ № 11 ОБЛАСТНОГО СОВЕТА
Урок природоведения
3- А класс
Какие бывают животные?
Учитель: Дейнека Екатерина Григорьевна
г. Мариуполь
2019 год
Тема. Какие бывают животные? (1 слайд) 09.02.2019.
Цели:
формировать понятие о животных как о части живой природы, представление о разнообразии животных и их видах, отличии животных от растений и ценности животных для людей;
продолжать формировать навыки наблюдательности в природе; совершенствовать умение сравнивать, объединять однородные объекты в группы по существенным признакам, делать выводы, устанавливать причинно- следственные связи;
развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся, любознательность, интерес к чтению дополнительной литературы о животных,
воспитывать стремление к познанию животного мира, бережное отношение и любовь к живой природе, эстетические чувства.
Оборудование: презентация к уроку, кроссворд, тесты, раздаточный материал.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
I. Организационный момент. (2 слайд)
Прозвенел, друзья, звонок!
Начинается урок.
Мы сегодня снова будем наблюдать.
Выводы делать и рассуждать,
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
-Давайте улыбнемся друг другу. Хорошо, когда всё начинается с улыбки. Попробуйте сохранить такое доброе настроение в течение всего урока.
II. Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности.
Сегодня мы с вами снова будем открывать тайны живой природы.
- Что относится к живой природе? (Растения, животные, люди).
- Как называется растительный мир? (Флора).
- А животный? (Фауна).
Мы с вами знаем, что все живые организмы ученые разделили на пять царств: Растения, Животные, Грибы, Вирусы, Бактерии. Первое царство живой природы, которое мы изучили – это Растения, «зелёное чудо» Земли.
А сегодня мы начнём изучать Второе царство живой природы. А какое вы узнаете, разгадав кроссворд и выделив ключевое слово.
1. Похож он сильно на гадюку.
Но взять такого можно в руку.
Ведь он совсем не ядовит
И у него не грозный вид.
Лягушек ловит возле луж
Змейка маленькая … (уж)
|
|
1 У |
Ж |
|||||
2 Л |
И |
С |
А |
|||||
3 М |
Е |
Д |
В |
Е |
Д |
Ь |
|
|
4 Л |
А |
С |
Т |
О |
Ч |
К |
А |
|
|
5 П |
Е |
Т |
У |
Х |
|
||
6 П |
И |
Н |
Г |
В |
И |
Н |
||
|
7 М |
Ы |
Ш |
Ь |
|
|
||
8 Б |
Е |
Л |
К |
А |
||||
2. Рыжая хозяюшка из лесу пришла,
всех кур пересчитала, с собой унесла. (Лиса)
Хвостик - тонкие косицы,
Предсказать погоду может, -
Вам знакома эта птица. (Ласточка)
Солнышко приветствуя,
И курятник охраняет,
Сам самоотверженно! ( Петух)
В полах я дырки прогрызаю,
Запасы впрок я создаю,
Вот только кошек не терплю! (Мышь)
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой.
А в рыжей шубке – летом. (Белка)
III. Сообщение темы и цели урока.
Правильно. Второе царство, которое мы начнём сегодня изучать - это Животные. (4 слайд)
Их очень много на Земле,
Они такие разные,
А интереснее вдвойне –
Бывают и опасные,
Красивые, прекрасные,
Могут двигаться, кусаться,
Размножаться и питаться.
Повторим всё, что знаем о животных, познакомимся с разнообразием животных в природе, научимся различать их по группам.
IV. Первичное восприятие и усвоение учебного материала.
1. Слово учителя с элементами беседы.
Животные отличаются размерами тела (самое крупное из животных – синий кит – имеет длину 30м и массу 150 т, а маленьких животных невозможно увидеть без микроскопа). Отличаются животные также формой тела. Форма тела зависит от того, в какой среде они живут.
- Где живут животные? ( Животные живут везде, где для них есть пища, убежище от врагов и место для жилья: в воде и на суше, под землей и в воздухе. Во всех уголках нашей планеты можно встретить животных, даже там, где жизнь, казалось бы, невозможна).
- Какие животные живут среди вечных снегов? (Белые медведи, моржи, пингвины).
- Какие животные живут в жарких пустынях? ( Змеи, ящерицы, верблюды, джейраны, тушканчики).
- Какие животные всю жизнь проводят в воде, не выходя на сушу? ( Рыбы, дельфины, киты).
- Какие животные живут в почве? ( Кроты, землеройки, черви).
- Какие животные завладели воздушным пространством? ( Птицы, летучие мыши).
2. Работа со схемой. (5 слайд)
- Заполните схему «Места обитания животных», используя карточки на вашем столе (лото).
Животные обитают |
|||
|
|||
В воде (4 слайд) |
В почве (5 слайд) |
В воздухе (6 слайд) |
На суше (7 слайд) |
3. Слово учителя с элементами беседы.
- Чем похожи между собой животные?
Да, все животные похожи по строению тела, в большинстве случаев оно состоит из головы, туловища и конечностей (ног, крыльев) и хвоста, но отличаются по размерам, по форме тела. Мы выяснили, что животные живут везде, где для них есть пища, убежище от врагов и место для устройства жилья. Для жизни животным нужны кислород, воздух, тепло, свет, вода, растения. Если не станет хотя бы чего-нибудь, от чего зависит жизнь животных они погибнут. Пища животных разнообразна. В зависимости от того, чем они питаются, их можно разделить на три группы.
Животные питаются |
||
|
||
Растительноядные (травоядные). (8 слайд) Питаются нектаром цветов, травой, листьями, плодами и семенами растений. Заяц, лось, пчела, сойка, мышь. |
Хищные (насекомоядные и плотоядные). (9 слайд) Поедают насекомых и других животных. Ласточка, орёл, сова, змея, волк, куница. |
Всеядные (10слайд) Питаются и растительной, и животной пищей. Медведь, барсук. |
Как и все живые организмы (в том числе и растения), животные дышат, питаются, растут, размножаются и умирают. Главной особенностью, которая отличает животных от всех других живых существ, есть способность к передвижению: они бегают, прыгают, ползают, летают, плавают. Так они находят еду, спасаются от врагов, ищут место и партнёров для размножения.
На земном шаре известно около двух миллионов видов животных, из них в Украине распространены 50 тысяч видов.
Физкультминутка.
4. Работа со схемой «Животные».
- Какие группы животных вы знаете?
Животные |
|||||
|
|||||
Насекомые |
Рыбы |
Земноводные |
Пресмыкающиеся |
Птицы |
Звери |
Насекомые (11, 12 слайд)
Три отдела (части) тела, шесть ног, четыре крыла, передвигаются по земле, летают. Тело покрыто хитином.
Рядом с нами живёт мир существ, так мало похожий на нас своим строением и образом жизни, что их можно легко принять за жителей другой планеты. Эти удивительные существа - насекомые.
У нас 4 конечности - у них 6. У нас 2 глаза, а у многих из них, кроме 2 больших глаз, бывает ещё по 3 маленьких на лбу. У нас орган слуха - уши на голове, а у насекомых он может быть в любом месте: у кузнечиков, например, в ноге.
Рыбы (13, 14 слайд)
Тело покрыто скользкой чешуей, живут только в воде, плавают с помощью плавиков.
Каких только рыб нет! Тонкие и длинные, как хлыст, круглые, как мячи, крохотные с муравья, и огромные - больше слона.
Рыбья чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт - колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт - и колечко получается узкое. По колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько рыбе зим и сколько лет.
Земноводные (15, 16 слайд)
Тело покрыто мягкой влажной кожей. Живут на суше и в воде, прыгают, плавают.
В самом названии, уже видно, что эти животные могут находиться и на суше и в водоёмах. Чем они отличаются от остальных? Сколько ног? (4)
- Чем покрыто тело? (голая кожа)
- Кожа у земноводных тонкая и влажная, она нуждается в периодическом смачивании водой. Поэтому они далеко не отходят от воды. Если лягушку долго держать в сухом месте, она может погибнуть.
Все земноводные - хищники. Они ловят насекомых, поедают червей и моллюсков. А головастик питается подводными растениями.
А вот увидеть, как пьёт лягушка, вам никогда не удастся. Оказывается, "пьёт" она кожей своего тела. Забравшись в воду, лягушка впитывает ее сквозь кожу, и ей не приходиться раскрывать рта для питья.
Пресмыкающиеся (17, 18 слайд)
Тело покрыто роговыми чешуйками и сухая на ощупь , на суше ползают, в воде плавают.
Пресмыкающиеся обитают преимущественно на суше. Существуют, однако, такие животные этой группы, которые часть времени живут в воде. Кто может их назвать? (болотные черепахи, морские и лесные змеи, крокодилы)
Пресмыкающиеся мало зависят от влажности воздуха и встречаются везде от болот до пустынь. Передние и задние ноги выглядят почти одинаково. У змей они отсутствуют.
Птицы (19, 20 слайд)
Тело покрыто перьями, два крыла, передвигаются на двух ногах, летают.
Птицы - дети воздуха, они бывают перелётные и зимующие, покорители воздушного пространства. Они могут подняться выше гор, перелететь через пустыню и море.
Перья есть только у птиц. Не будь у них перьев, они не могли бы летать.
И вообще птиц без перьев не обойтись, перья спасают птицу от ушибов и царапин, от холода и жары.
Звери (21, 22, 23 слайд)
Тело покрыто шерстью, передвигаются по земле на четырёх ногах, выкармливают детёнышей молоком.
5. Слово учителя. (24 слайд)
Для людей животные – это:
- продукты питания (мясо, молоко, яйца, мёд);
- шерсть и шелк для производителей тканей, мех для пошива одежды;
- помощники людям в работе (лошади, волы, верблюды, ламы);
- верные друзья (собаки, коты, попугаи);
- лекарство от различных болезней (змеиный и пчелиный яд, мёд, барсучий жир).
Но среди животных есть и такие, которые причиняют человеку вред. С ними ведут борьбу. Опасными врагами человека являются животные-паразиты, живущие в теле человека или животных и являющиеся возбудителями тяжёлых заболеваний (малярии, тифа, дизентерии, чесотки). Многие животные опасны, так как являются переносчиками тяжёлых заболеваний (вошь – тифа, крысы – чумы). Животные - вредители сельского хозяйства уничтожают урожай на полях, огородах, в садах (саранча, колорадский жук, бабочки-капустницы, мыши, суслики). Большой вред наносят вредители леса (жуки-листоеды, жуки-короеды, гусеницы бабочек- шелкопрядов), которые уничтожают деревья и семена.
Но эти животные вредны лишь для человека, а в природе все животные нужны. Каждое занимает свое место и имеет определённое значение. Чтобы сохранился мир, в котором мы живём, надо сберечь и разнообразие животных.
V. Закрепление и осмысление знаний.
1. Работа с учебником.
Изучение раздела «Как животные влияют на природу Земли?» (с.100).
2. Работа в тетради. С 35 № 1
3.Игра «Узнай по описанию».
Класс делится на 3 команды. К доска выходят по два ученика с каждой команды. У каждого по 3 картинки с изображением животного и предлагают его описать. Тот, кто узнает, называет животное. Побеждает та команда, которая определила больше животных.
Синица. На голове у меня чёрная шапочка, спинка, крылья и хвост – тёмные, а грудь – ярко-жёлтая, как будто я в жёлтом жилете. Летом я питаюсь жучками и червячками, а зимой ем всё – семена, хлебные крошки. Но больше всего я люблю несолёное сало.
Божья коровка. У меня шесть ног – лапок. Окраска у меня яркая – красная, а на спинке расположены чёрные точечки. Люди называют меня ласково – «солнышко». По мне предсказывают погоду.
Кузнечик. Я в красивом зелёном фраке. Я стрекочу ногой. Умею ловко прыгать.
Акула. Я живу в морях и океанах. Я страшная. У меня пасть с ужасными зубами, большой-большой живот.
Ёрш. Живу я на дне реки. Похож на ежа своими иголками.
Лягушка. Часть своей жизни провожу на суше, а часть – в воде. В сказке меня называли царевной.
Ящерица. Я очень быстрая. Бегаю среди камней, но вы меня не поймаете, потому что я отброшу хвост и убегу.
Черепаха. А я животное очень медленное. На спине у меня прочный щит. Если тронешь меня – спрячусь.
Кот. Я усатый зверь – домашний любимец. Звонко мурлычу свои песенки. Ловлю мышей.
4. «Загадочное животное».
- Ребята, я недавно была в гостях у одного мальчика, и он мне показал вот эту фотографию. (25 слайд)
- Мальчик сказал, что видел это животное в лесу.
Скажите, существует ли такое животное? (нет)
- Правильно, мальчик сам его придумал, но давайте разберём части каких животных здесь перепутаны?
- Какому животному принадлежит голова? Спина? (белке)
- К какой группе относится белка? (звери) - Туловище и нижняя часть хвоста? (рыбе) - Вторая половина хвоста, верхняя? (петух) - К какой группе относятся? - Кому принадлежит крыло? (птице) - Ноги? (кузнечику) - К какой группе относится кузнечик? (насекомые) |
|
- Молодцы, вы замечательно справились с заданием!
4. Игра «Распредели животных по группам». (26 слайд)
VI. Подведение итогов урока. (27 слайд)
- Докажите, что животные относятся к живой природе.
- На какие группы делятся животные?
- Каково влияние животных на жизнь планеты Земля?
- Что интересного узнали сегодня на уроке?
Стр. 1