Урок "Какие бывают животные."

Про матеріал
Урок природоведения для 3 класса с русским языком обучения с презентацией.Урок интересный, познавательный и очень понравился детям
Перегляд файлу

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ ОБЛАСТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

МАРИУПОЛЬСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ САНАТОРНАЯ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ І-ІІ СТУПЕНЕЙ № 11 ОБЛАСТНОГО СОВЕТА

 

Урок природоведения

 3- А класс

Какие бывают животные?

 

C:\Users\Администратор\Desktop\К уроку природы\Животные\315.jpg http://nevsepic.com.ua/uploads/posts/2011-10/1318285194_www.nevsepic.com.ua_139.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\К уроку природы\Животные\18.jpg C:\Users\Администратор\Desktop\К уроку природы\Животные\77.jpg C:\Users\Администратор\Desktop\К уроку природы\Животные\105.jpg C:\Users\Администратор\Desktop\К уроку природы\Животные\82.jpg

       

       Учитель: Дейнека Екатерина Григорьевна

 

 

 г. Мариуполь

2019 год  

 

Тема.  Какие бывают животные?  (1 слайд)                       09.02.2019.

Цели:

 формировать понятие о животных как о части живой природы, представление о разнообразии животных и их видах, отличии животных от растений и ценности животных для людей; 

 продолжать  формировать навыки наблюдательности в природе; совершенствовать умение сравнивать, объединять однородные объекты в группы по существенным признакам, делать выводы, устанавливать причинно- следственные связи;

 развивать  внимание, память, логическое мышление, речь учащихся, любознательность, интерес к чтению дополнительной литературы о животных,

 воспитывать стремление к  познанию животного мира, бережное отношение и любовь к живой природе, эстетические чувства.

Оборудование:  презентация к уроку, кроссворд, тесты, раздаточный материал.

Тип урока: комбинированный.

 

Ход урока.

 

I. Организационный момент.  (2 слайд)

Прозвенел, друзья, звонок!

Начинается урок.

Мы сегодня снова будем наблюдать.

Выводы делать и рассуждать,

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

-Давайте улыбнемся друг другу. Хорошо, когда всё начинается с улыбки. Попробуйте сохранить такое доброе настроение в течение всего урока.

 

II. Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности.

  1. Беседа.

Сегодня мы с вами снова  будем открывать тайны живой природы.

- Что относится к живой природе? (Растения, животные, люди).

- Как называется растительный мир? (Флора).

- А животный? (Фауна).

 Мы с вами знаем, что все живые организмы ученые разделили на пять царств: Растения, Животные, Грибы, Вирусы, Бактерии. Первое царство живой природы, которое мы изучили – это Растения, «зелёное чудо» Земли.

 А сегодня мы начнём изучать Второе царство живой природы. А какое вы узнаете, разгадав кроссворд и выделив ключевое слово.

  1. Разгадывание кроссворда.  (3 слайд)

 1. Похож он сильно на гадюку.

    Но взять такого можно в руку.

    Ведь он совсем не ядовит

    И у него не грозный вид.

    Лягушек ловит возле луж

    Змейка маленькая … (уж)

 

 

1 У

Ж

2 Л

И

С

А

3 М

Е

  Д

В

Е

Д

Ь

 

4 Л

  А

С

  Т

О

Ч

К

А

 

5 П

  Е

Т

У

Х

 

6 П

  И

Н

Г

В

И

Н

 

7 М

Ы

Ш

Ь

 

 

8 Б

Е

Л

К

А

 

          2.   Рыжая хозяюшка из лесу пришла,

                всех кур пересчитала, с собой унесла.  (Лиса)

  1. Летом гуляет, а зимой отдыхает. (Медведь)
  2. На лету хватает мошек,

Хвостик - тонкие косицы,
Предсказать погоду может, -
Вам знакома эта птица. (Ласточка)

  1. Первым он рассвет встречает,

     Солнышко приветствуя,

        И курятник охраняет,

        Сам самоотверженно! ( Петух)

  1. Не гнездиться, не летает,
    В Антарктиде обитает.
    Средь заснеженных равнин
    Мореплаватель (Пингвин)
  2. В домах, полях я проживаю,

      В полах я дырки прогрызаю,

        Запасы впрок я создаю,

        Вот только кошек не терплю! (Мышь)

  1. Зверька узнаем мы с тобой

     По двум таким приметам:

     Он в шубке серенькой зимой.

     А в рыжей шубке – летом. (Белка)

III. Сообщение темы и цели урока.

 Правильно. Второе царство, которое мы начнём сегодня изучать - это Животные.  (4 слайд)

Их очень много на Земле,

Они такие разные,

А интереснее вдвойне –

Бывают и опасные,

Красивые, прекрасные,

Могут двигаться, кусаться,

Размножаться и питаться.

 Повторим всё, что знаем о животных, познакомимся с разнообразием животных в природе, научимся различать их по группам.

IV. Первичное восприятие и усвоение учебного материала.

 1. Слово учителя с элементами беседы.

 Животные отличаются размерами тела (самое крупное из животных – синий кит – имеет длину 30м и массу 150 т, а маленьких животных невозможно увидеть без микроскопа). Отличаются животные также формой тела. Форма тела зависит от того, в какой среде они живут.

 - Где живут животные? ( Животные живут везде, где для них есть пища, убежище от врагов и место для жилья: в воде и на суше, под землей и в воздухе. Во всех уголках нашей планеты можно встретить животных, даже там, где жизнь, казалось бы, невозможна).

 - Какие животные живут среди вечных снегов? (Белые медведи, моржи, пингвины).

 - Какие животные живут в жарких пустынях? ( Змеи, ящерицы, верблюды, джейраны, тушканчики).

 - Какие животные всю жизнь проводят в воде, не выходя на сушу? ( Рыбы, дельфины, киты).

 - Какие животные живут в почве? ( Кроты, землеройки, черви).

 - Какие животные завладели воздушным пространством? ( Птицы, летучие мыши).

 2. Работа со схемой. (5 слайд)

- Заполните схему «Места обитания животных», используя карточки на вашем столе (лото).

Животные обитают

 

   

В воде

(4 слайд)

В почве

(5 слайд)

В воздухе

(6 слайд)

На суше

(7 слайд)

 3. Слово учителя с элементами беседы.

 - Чем похожи между собой животные?

 Да, все животные похожи по строению тела, в большинстве случаев оно состоит из головы, туловища и конечностей (ног, крыльев) и хвоста, но отличаются по размерам, по форме тела. Мы выяснили, что животные живут везде, где для них есть пища, убежище от врагов и место для устройства жилья. Для жизни животным нужны кислород, воздух, тепло, свет, вода, растения. Если не станет хотя бы чего-нибудь, от чего зависит жизнь животных они погибнут. Пища животных разнообразна. В зависимости от того, чем они питаются, их можно разделить на три группы.

Животные питаются

 

             

Растительноядные

(травоядные). (8 слайд)

Питаются нектаром цветов, травой, листьями, плодами и семенами растений.

 Заяц, лось, пчела, сойка, мышь.

Хищные

(насекомоядные и плотоядные). (9 слайд)

Поедают насекомых и других животных. Ласточка, орёл, сова, змея, волк, куница.

Всеядные (10слайд)

Питаются и растительной, и животной пищей.

Медведь, барсук.

 Как и все живые организмы (в том числе и растения), животные дышат, питаются, растут, размножаются и умирают. Главной особенностью, которая отличает животных от всех других живых существ, есть способность к передвижению: они бегают, прыгают, ползают, летают, плавают. Так они находят еду, спасаются от врагов, ищут место и партнёров для размножения.

 На земном шаре известно около двух миллионов видов животных, из них в Украине распространены 50 тысяч видов.

 Физкультминутка.

 4. Работа со схемой «Животные».

 - Какие группы животных вы знаете?

Животные

 

   

Насекомые

Рыбы

Земноводные

Пресмыкающиеся

Птицы

Звери

 Насекомые (11, 12 слайд)

 Три отдела (части) тела, шесть ног, четыре крыла, передвигаются по земле, летают. Тело покрыто хитином.

 Рядом с нами живёт мир существ, так мало похожий на нас своим строением и образом жизни, что их можно легко принять за жителей другой планеты. Эти удивительные существа - насекомые.

 У нас 4 конечности - у них 6. У нас 2 глаза, а у многих из них, кроме 2 больших глаз, бывает ещё по 3 маленьких на лбу. У нас орган слуха - уши на голове, а у насекомых он может быть в любом месте: у кузнечиков, например, в ноге.

 Рыбы (13, 14 слайд)

 Тело покрыто скользкой чешуей, живут только в воде, плавают с помощью плавиков.

 Каких только рыб нет! Тонкие и длинные, как хлыст, круглые, как мячи, крохотные с муравья, и огромные - больше слона.

 Рыбья чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт - колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт - и колечко получается узкое. По колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько рыбе зим и сколько лет.

 Земноводные (15, 16 слайд)

 Тело покрыто мягкой влажной кожей. Живут на суше и в воде, прыгают, плавают.

 В самом названии, уже видно, что эти животные могут находиться и на суше и в водоёмах. Чем они отличаются от остальных? Сколько ног? (4)

- Чем покрыто тело? (голая кожа)

- Кожа у земноводных тонкая и влажная, она нуждается в периодическом смачивании водой. Поэтому они далеко не отходят от воды. Если лягушку долго держать в сухом месте, она может погибнуть.

 Все земноводные - хищники. Они ловят насекомых, поедают червей и моллюсков. А головастик питается подводными растениями.

А вот увидеть, как пьёт лягушка, вам никогда не удастся. Оказывается, "пьёт" она кожей своего тела. Забравшись в воду, лягушка впитывает ее сквозь кожу, и ей не приходиться раскрывать рта для питья.

 Пресмыкающиеся (17, 18 слайд)

 Тело покрыто роговыми чешуйками и сухая на ощупь ,  на суше ползают, в воде плавают.

 Пресмыкающиеся обитают преимущественно на суше. Существуют, однако, такие животные этой группы, которые часть времени живут в воде. Кто может их назвать? (болотные черепахи, морские и лесные змеи, крокодилы)

 Пресмыкающиеся мало зависят от влажности воздуха и встречаются везде от болот до пустынь. Передние и задние ноги выглядят почти одинаково. У змей они отсутствуют.

 Птицы (19, 20 слайд)

 Тело покрыто перьями, два крыла, передвигаются на двух ногах, летают.

 Птицы - дети воздуха, они бывают перелётные и зимующие, покорители воздушного пространства. Они могут подняться выше гор, перелететь через пустыню и море.

 Перья есть только у птиц. Не будь у них перьев, они не могли бы летать.

И вообще птиц без перьев не обойтись, перья спасают птицу от ушибов и царапин, от холода и жары.

 Звери (21, 22, 23 слайд)

 Тело покрыто шерстью, передвигаются по земле на четырёх ногах, выкармливают детёнышей молоком.

 5. Слово учителя. (24 слайд)

 Для людей животные – это:

- продукты питания (мясо, молоко, яйца, мёд);

- шерсть и шелк для производителей тканей, мех для пошива одежды;

- помощники людям в работе (лошади, волы, верблюды, ламы);

- верные друзья (собаки, коты, попугаи);

- лекарство от различных болезней (змеиный и пчелиный яд, мёд, барсучий жир).

  Но среди животных есть и такие, которые причиняют человеку вред. С ними ведут борьбу. Опасными врагами человека являются животные-паразиты, живущие в теле человека или животных и являющиеся возбудителями тяжёлых заболеваний (малярии, тифа, дизентерии, чесотки). Многие животные опасны, так как являются переносчиками тяжёлых заболеваний (вошь – тифа, крысы – чумы). Животные -  вредители сельского хозяйства уничтожают урожай на полях, огородах, в садах        (саранча, колорадский жук, бабочки-капустницы, мыши, суслики). Большой вред наносят вредители леса (жуки-листоеды, жуки-короеды, гусеницы бабочек- шелкопрядов), которые уничтожают деревья и семена.

 Но эти животные вредны лишь для человека, а в природе все животные нужны. Каждое занимает свое место и имеет определённое значение. Чтобы сохранился мир, в котором мы живём, надо сберечь и разнообразие животных.

V. Закрепление и осмысление знаний.

 1. Работа с учебником.

 Изучение раздела «Как животные влияют на природу Земли?» (с.100).

 2. Работа в тетради.  С 35 № 1

 3.Игра «Узнай по описанию».

 Класс делится на 3 команды. К доска выходят по два ученика с каждой команды. У каждого по 3 картинки с изображением животного и предлагают его описать. Тот, кто узнает, называет животное. Побеждает та команда, которая определила больше животных.

Синица. На голове у меня чёрная шапочка, спинка, крылья и хвост – тёмные, а грудь – ярко-жёлтая, как будто я в жёлтом жилете. Летом я питаюсь жучками и червячками, а зимой ем всё – семена, хлебные крошки. Но больше всего я люблю несолёное сало.

Божья коровка. У меня шесть ног – лапок. Окраска у меня яркая – красная, а на спинке расположены чёрные точечки. Люди называют меня ласково – «солнышко». По мне предсказывают погоду.

Кузнечик. Я в красивом зелёном фраке. Я стрекочу ногой. Умею ловко прыгать.

Акула. Я живу в морях и океанах. Я страшная. У меня пасть с ужасными зубами, большой-большой живот.

Ёрш. Живу я на дне реки. Похож на ежа своими иголками.

Лягушка. Часть своей жизни провожу на суше, а часть – в воде. В сказке меня называли царевной.

Ящерица. Я очень быстрая. Бегаю среди камней, но вы меня не поймаете, потому что я отброшу хвост и убегу.

Черепаха. А я животное очень медленное. На спине у меня прочный щит. Если тронешь меня – спрячусь.

Кот. Я усатый зверь – домашний любимец. Звонко мурлычу свои песенки. Ловлю мышей.

 4. «Загадочное животное».

- Ребята, я недавно была в гостях у одного мальчика, и он мне показал вот эту фотографию. (25 слайд)

- Мальчик сказал, что видел это животное в лесу.

Скажите, существует ли такое животное? (нет)

- Правильно, мальчик сам его придумал, но давайте разберём части каких животных здесь перепутаны?

- Какому животному принадлежит голова? Спина? (белке)

- К какой группе относится белка? (звери)           

- Туловище и нижняя часть хвоста? (рыбе)

- Вторая половина хвоста, верхняя? (петух)

- К какой группе относятся?

- Кому принадлежит крыло? (птице)

- Ноги? (кузнечику)

- К какой группе относится кузнечик? (насекомые)

    Чудо

- Молодцы, вы замечательно справились с заданием!

 4. Игра «Распредели животных по группам». (26 слайд)

VI. Подведение итогов урока. (27 слайд)

- Докажите, что животные относятся к живой природе.

- На какие группы делятся животные?

- Каково влияние животных на жизнь планеты Земля?

- Что интересного узнали сегодня на уроке?

Стр. 1

 

docx
Додано
9 червня 2019
Переглядів
1593
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку