Урок "Количественные числительные"

Про матеріал
Ознакомление учащихся с разрядами числительных. Развивать навыки правильного употребления в речи дробных и собирательных числительных, орфографическую зоркость.Воспитывать и формировать интерес к изучению языка; работать над развитием и культурой речи учащихся.
Перегляд файлу

Тема: Количественные числительные 

(целые, дробные, собирательные)

Цели:

обучающие: дать учащимся понятие о количественных числительных, а именно :  целых, дробных, собирательных и особенностях их употребления;

развивающие: развивать навыки правильного употребления в речи  дробных и собирательных числительных, орфографическую зоркость;

воспитательные: воспитывать и формировать интерес к изучению языка; работать над развитием и культурой речи учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент

II.Объявление темы и целей урока.

 Мотивация учебной деятельности учащихся.

Слово учителя.

Сегодняшнее занятие посвящено разрядам числительных. Давайте отправимся с вами в страну Морфологию. Итак ,  продолжим наше путешествие. На прошлом уроке у нас была первая остановка - город Числительное, где мы познакомились с его достопримечательностями, то есть признаками этой части речи. Перечислите морфологические и синтаксические признаки  имени числительного.

? В каком разделе науки о языке изучается данная часть речи?

? На какие группы делятся части речи?

? К какой  группе относится числительное?

 Сегодня мы пребываем в городе  Числительном второй день.

? Давайте определим цели нашего визита ( урока) .

( Учащиеся называют цели урока).

? Какой сейчас месяц зимы по счету? ( Третий).

 

История месяца « февраль»

Не признает еще всерьез весны лиходейка  - зима. А солнце уж на весну работает. В Древней Руси называли февраль « снежень» и « лютень» из –за морозов. И все –таки меткая кличка февраля- «бокогрей»: на солнечной стороне сугрев чувствуется, пригревать начинает. Четверо зайчат лапки- то и греют. Еще февраль называют в народе месяцем кривых дорог. Только вчера светило солнце, а сегодня колючий ветер налетел, посыпал снег, да такой частый, что в двух шагах ничего не разберешь.

 Прием « ЗНАЮ      ХОЧУ  УЗНАТЬ     УЗНАЛ»

Записать классную работу, тему урока.

III.Работа по теме урока

1. Повторение теоретического материала

? На какие разряды по значению и грамматическим признакам  делятся числительные? (  количественные и порядковые).

? А по  своему составу? (  простые, составные и сложные).

2.Работа с учебником. Коллективное ознакомление  со статьей  «Количественные числительные ( целые, дробные, собирательные)

Беседа

? На какие разряды делятся количественные числительные?

?Назовите морфологические признаки данных групп? (  изменяются только по падежам)

? Расскажите о синтаксической роли в предложении? ( могут быть любым членом предложения)

? С какой частью речи сочетается числительное? (  с существительным)

?В чем особенность склонений данных числительных?

(собирательные склоняются, как прилагательные;  при склонении дробных изменяются обе части: первая часть склоняется ,как количественное числительное, вторая- как прилагательное во множественном числе)

 

? Сколько собирательных числительных? ( от двое до десятеро и оба ( обе)

? С какой частью речи сочетаются собирательные числительные?

Чтобы продолжить путешествие по незнакомому городу, нам необходимы знания. Сейчас и проверим.

3. « Играя – обучаемся»

        Задание. Отгадай загадку и укажи разряд числительных                                  ( работа в тетрадях)

  1. Четыре братца под одной шляпой стоят. ( Стол)
  2. Четверо стелют, двое светят, один лежит, никого не пустит (Собака)
  3. Кто за год четыре раза переодевается? ( Земля)
  4. Выходили 12 молодцев, выносили 52 сокола, выпускали 365 лебедей. (Год, месяцы, дни)
  5. У двух  матерей по пяти сыновей, а имя одно всем. (Руки, пальцы)
  6. Двое смотрят, двое слушают, а один говорит.( Глаза, уши, язык)

 

4. « Умники и умницы»:  дополни фразеологізм

Заблудился в трех ( соснах), меж двух ( огней), играть первую (скрипку),одной  веревочкой ( связаны), ни два ни ( полтора), опять (двадцать  пять),семь пядей ( во лбу), за тридевять ( земель).

 

IV. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Обобщающая беседа

? Какая часть речи называется числительным?

? Какую тему мы рассмотрели сегодня на уроке?

?Чему вы научились ( находить в тексте  целые, дробные и собирательные числительные)

2. Интерактивный прием « Микрофон»

 ? Расскажите, чему вы научились на уроке? ( находить в тексте  целые, дробные и собирательные числительные)

?Что было интересно, какие задания оказались трудными. Почему?

?Где можно применить приобретенные знания?

? Справились ли мы с задачей урока?

? Что нового узнали?

V. Домашнее задание

1. Выучить теоретический материал учебника по теме урока.

2.Составить рецепт блюда, используя числительные ( для девочек).

3.Составить перечень  упражнений на урок физкультуры, используя числительные ( для мальчиков).

 

docx
Додав(-ла)
Лынкова Лариса
Додано
25 березня 2021
Переглядів
582
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку