Тема: Количественные числительные
(целые, дробные, собирательные)
Цели:
обучающие: дать учащимся понятие о количественных числительных, а именно : целых, дробных, собирательных и особенностях их употребления;
развивающие: развивать навыки правильного употребления в речи дробных и собирательных числительных, орфографическую зоркость;
воспитательные: воспитывать и формировать интерес к изучению языка; работать над развитием и культурой речи учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент
II.Объявление темы и целей урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Слово учителя.
Сегодняшнее занятие посвящено разрядам числительных. Давайте отправимся с вами в страну Морфологию. Итак , продолжим наше путешествие. На прошлом уроке у нас была первая остановка - город Числительное, где мы познакомились с его достопримечательностями, то есть признаками этой части речи. Перечислите морфологические и синтаксические признаки имени числительного.
? В каком разделе науки о языке изучается данная часть речи?
? На какие группы делятся части речи?
? К какой группе относится числительное?
Сегодня мы пребываем в городе Числительном второй день.
? Давайте определим цели нашего визита ( урока) .
( Учащиеся называют цели урока).
? Какой сейчас месяц зимы по счету? ( Третий).
История месяца « февраль»
Не признает еще всерьез весны лиходейка - зима. А солнце уж на весну работает. В Древней Руси называли февраль « снежень» и « лютень» из –за морозов. И все –таки меткая кличка февраля- «бокогрей»: на солнечной стороне сугрев чувствуется, пригревать начинает. Четверо зайчат лапки- то и греют. Еще февраль называют в народе месяцем кривых дорог. Только вчера светило солнце, а сегодня колючий ветер налетел, посыпал снег, да такой частый, что в двух шагах ничего не разберешь.
Прием « ЗНАЮ ХОЧУ УЗНАТЬ УЗНАЛ»
Записать классную работу, тему урока.
III.Работа по теме урока
1. Повторение теоретического материала
? На какие разряды по значению и грамматическим признакам делятся числительные? ( количественные и порядковые).
? А по своему составу? ( простые, составные и сложные).
2.Работа с учебником. Коллективное ознакомление со статьей «Количественные числительные ( целые, дробные, собирательные)
Беседа
? На какие разряды делятся количественные числительные?
?Назовите морфологические признаки данных групп? ( изменяются только по падежам)
? Расскажите о синтаксической роли в предложении? ( могут быть любым членом предложения)
? С какой частью речи сочетается числительное? ( с существительным)
?В чем особенность склонений данных числительных?
(собирательные склоняются, как прилагательные; при склонении дробных изменяются обе части: первая часть склоняется ,как количественное числительное, вторая- как прилагательное во множественном числе)
? Сколько собирательных числительных? ( от двое до десятеро и оба ( обе)
? С какой частью речи сочетаются собирательные числительные?
Чтобы продолжить путешествие по незнакомому городу, нам необходимы знания. Сейчас и проверим.
3. « Играя – обучаемся»
Задание. Отгадай загадку и укажи разряд числительных ( работа в тетрадях)
4. « Умники и умницы»: дополни фразеологізм
Заблудился в трех ( соснах), меж двух ( огней), играть первую (скрипку),одной веревочкой ( связаны), ни два ни ( полтора), опять (двадцать пять),семь пядей ( во лбу), за тридевять ( земель).
IV. Рефлексия. Подведение итогов урока
1. Обобщающая беседа
? Какая часть речи называется числительным?
? Какую тему мы рассмотрели сегодня на уроке?
?Чему вы научились ( находить в тексте целые, дробные и собирательные числительные)
2. Интерактивный прием « Микрофон»
? Расскажите, чему вы научились на уроке? ( находить в тексте целые, дробные и собирательные числительные)
?Что было интересно, какие задания оказались трудными. Почему?
?Где можно применить приобретенные знания?
? Справились ли мы с задачей урока?
? Что нового узнали?
V. Домашнее задание
1. Выучить теоретический материал учебника по теме урока.
2.Составить рецепт блюда, используя числительные ( для девочек).
3.Составить перечень упражнений на урок физкультуры, используя числительные ( для мальчиков).