План-конспект урока № ______________
Лексикология. Общеупотребительные и диалектные слова
Цель: углубить знания учащихся о лексике с точки зрения сферы употребления, дать понятие об общеупотребительной лексике и лексике, имеющую ограниченную сферу употребления.
Оборудование: учебник, словарь В.И. Даля
ХОД УРОКА
1)Сколько значений у слова (грамматическое и лексическое)
2)Что такое лексическое значение слова?
3) Что такое толковый словарь? Какие словари вам известны?
4) Работа с классом
Слово учителя:
Все слова в тексте понятны? Практически. Какие совсем непонятны? (Пральник). Это диалектное слово, то есть местное, понятное только жителям определенной территории (в данном случае Тверской, Псковской).Остальные же слова – общеупотребительные. Слова Рокот и баба тоже стали общеупотребительными. Общеупотребительная лексика понятна всем, не вызывает затруднений в общении и понимании. Но так исторически сложилось, что все люди живут в разных географических условиях, что не могло не наложить отпечаток на условия жизни, быт, а соответственно, на речь, в частности, словарный запас. Многие слова так и остаются диалектными, но есть и такие, которые входят в активный словарный запас и становятся общеупотребительными. Например:
Хилый, чепуха, вобла, неуклюжий, мямлить и т.д.
Одним из выдающихся лингвистов, посвятившим жизнь изучению диалектных слов был Владимир Иванович Даль. Я попрошу прочесть доклад ученика…(Сообщение о В.И. Дале зачитывает ученик)
Для чего автор использовал диалектизмы? (полнее раскрыть характер героев, указать место действия)
План-конспект урока № ______________
Лексикология. Неологизмы. Архаизмы
Цель: ознакомить учащихся с группами пассивных слов, с причинами устаревания лексикии и пояления новых слов; помочь разобраться в целях использования устаревших слов в художественных произведениях; разобраться, с на основе чего сосздаются новые слова.
Оборудование: учебник
ХОД УРОКА
1)Что изучает лексикология?
2)Что такое лексическое значение слова?
3) Какие слова называются общеупотребительными?
Слово учителя:
Все ли слова в языке используются говорящими? Так, те слова, которые используются всеми участниками процесса общения – это активная лексика. Существует понятие пассивной лексики – слова, которыми люди либо перестают пользоваться, либо только начинают. Соответственно, пассивная лексика делится на две группы: устаревшие слова (архаизмы) и новые слова (неологизмы).
Как так происходит, что слова исчезают из активного употребления? Они становятся «ненужными», как только из нашей жизни исчезает предмет или явление, которое обозначало это слово, и забывается нами или же продолжает жить, но в новом значении.
Трактир, воевода, тополь, секундант, лошадь, дорога, сквер, урядник, жандарм, дворник, гувернер, солдат, читатель, лампада, подать, десятник, графство, капрал, чернила.
Работа со словарем:
Алтын – старинная русская монета достоинством в три копейки
Верста - русская мера длины, равная 1,06 м
Гувернер – воспитатель детей в дворянских семьях
Поруччик – офицерский чин
Коляска остановилась у крыльца. Слуга соскочил с козел, отпер дверцы, и через минуту молодой человек вышел к смотрителю. Смотритель засуетился и кинулся торопить ямщиков. У крыльца стоял кучер в ливрее и терпеливо ожидал хозяина.
( по А. Пушкину)
План-конспект урока № ______________
Лексикология. Общеупотребительные и диалектные слова
Цель: углубить знания учащихся о лексике с точки зрения сферы употребления, дать понятие об общеупотребительной лексике и лексике, имеющую ограниченную сферу употребления.
Оборудование: учебник, словарь В.И. Даля
ХОД УРОКА
1)Сколько значений у слова (грамматическое и лексическое)
2)Что такое лексическое значение слова?
3) Что такое толковый словарь? Какие словари вам известны?
4) Работа с классом
(Иллюстрация на доске) Рассмотрите рисунок и надпись: мальчик вылетел из школы пулей
Деревни не видно, но я ее слышу теперь: сквозь загадочный рокот до меня прорываются собачий лай, крик петуха, шлепание по доске пральников, звонкие бабьи голоса. «Это бабы колотят в речке холсты», - решаю я.
Словарик:
Рокот – гром, грохот
Пральник – валек для стирки белья на речке
Баба – замужняя женщина низших сословий
Слово учителя:
Все слова в тексте понятны? Практически. Какие совсем непонятны? (Пральник). Это диалектное слово, то есть местное, понятное только жителям определенной территории (в данном случае Тверской, Псковской).Остальные же слова – общеупотребительные. Слова Рокот и баба тоже стали общеупотребительными. Общеупотребительная лексика понятна всем, не вызывает затруднений в общении и понимании. Но так исторически сложилось, что все люди живут в разных географических условиях, что не могло не наложить отпечаток на условия жизни, быт, а соответственно, на речь, в частности, словарный запас. Многие слова так и остаются диалектными, но есть и такие, которые входят в активный словарный запас и становятся общеупотребительными. Например:
Хилый, чепуха, вобла, неуклюжий, мямлить и т.д.
Одним из выдающихся лингвистов, посвятившим жизнь изучению диалектных слов был Владимир Иванович Даль. Я попрошу прочесть доклад ученика…(Сообщение о В.И. Дале зачитывает ученик)
Пахнет рыхлыми дроченами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в лаз.
Для чего автор использовал диалектизмы? (полнее раскрыть характер героев, указать место действия)
Беседа:
Какие диалектными?
Теория по учебнику, записать в словарики определения. Упр. Или выписать из стихотворений Н.А. Некрасова 5 диалектных слов, подобрать к ним словарную статью
План-конспект урока № ______________
Лексикология. Неологизмы. Архаизмы
Цель: ознакомить учащихся с группами пассивных слов, с причинами устаревания лексикии и пояления новых слов; помочь разобраться в целях использования устаревших слов в художественных произведениях; разобраться, с на основе чего сосздаются новые слова.
Оборудование: учебник
ХОД УРОКА
1)Что изучает лексикология?
2)Что такое лексическое значение слова?
3) Какие слова называются общеупотребительными?
Какие диалектными?
Слово учителя:
Все ли слова в языке используются говорящими? Так, те слова, которые используются всеми участниками процесса общения – это активная лексика. Существует понятие пассивной лексики – слова, которыми люди либо перестают пользоваться, либо только начинают. Соответственно, пассивная лексика делится на две группы: устаревшие слова (архаизмы) и новые слова (неологизмы).
Как так происходит, что слова исчезают из активного употребления? Они становятся «ненужными», как только из нашей жизни исчезает предмет или явление, которое обозначало это слово, и забывается нами или же продолжает жить, но в новом значении.
Трактир, воевода, тополь, секундант, лошадь, дорога, сквер, урядник, жандарм, дворник, гувернер, солдат, читатель, лампада, подать, десятник, графство, капрал, чернила.
Работа со словарем:
Алтын – старинная русская монета достоинством в три копейки
Верста - русская мера длины, равная 1,06 м
Гувернер – воспитатель детей в дворянских семьях
Поруччик – офицерский чин
Коляска остановилась у крыльца. Слуга соскочил с козел, отпер дверцы, и через минуту молодой человек вышел к смотрителю. Смотритель засуетился и кинулся торопить ямщиков. У крыльца стоял кучер в ливрее и терпеливо ожидал хозяина.
( по А. Пушкину)
Устаревшие слова делятся на две группы: историзмы и архаизмы.
Историзмы - существующие сейчас понятия, существуют в разных стилях литературного языка для обозначения понятий определенной эпохи.
Архаизмы – устаревшие синонимы современных слов. Используются в литературных произведениях для создания эпохи. Подберите современные слова-синонимы (работа с классом устно): цирюльник, чело, око, глаголить, сей, хула, перст.
Неологизмы – новые слова, возникающие в языке с появлением новых предметов, понятий. Могут создаваться авторами в различных стилистических целях, для придания большей выразительности тексту или произведению вцелом.
6). Выборочный диктант. Выписать неологизмы.
Впервые в истории космовидения за тысячи километров передан репортаж с помощью телепередатчика. Лунное вещество получило название лунита. Лодка оклеена стеклопластом. Дельтапланеризм – увлекательнейший вид спорта.
Беседа:
Теория по учебнику, записать в словарики определения. Упр. Или выписать из любого энциклопедического словаря 5 неологизмов с определениями.