Урок. "Лексикология. Общеупотребительные и диалектные слова"

Про матеріал

План-конспект урока № ______________

Лексикология. Общеупотребительные и диалектные слова

Цель: углубить знания учащихся о лексике с точки зрения сферы употребления, дать понятие об общеупотребительной лексике и лексике, имеющую ограниченную сферу употребления.

Оборудование: учебник, словарь В.И. Даля

ХОД УРОКА

  • 1.Проверка д/з.
  • 2.Актуализация опорных знаний

1)Сколько значений у слова (грамматическое и лексическое)

2)Что такое лексическое значение слова?

3) Что такое толковый словарь? Какие словари вам известны?

4) Работа с классом

  • Каково значение слова «ВЫЛЕТЕТЬ»?
  • (Иллюстрация на доске) Рассмотрите рисунок и надпись: мальчик вылетел из школы пулей
  • каково здесь значение этого слова?
  • Сколько значений у этого слова?
  • 3.Постановка целей и задач урока
  • 4.Объяснение нового материала
  • 1)Списать с доски текст:
  • Деревни не видно, но я ее слышу теперь: сквозь загадочный рокот до меня прорываются собачий лай, крик петуха, шлепание по доске пральников, звонкие бабьи голоса. «Это бабы колотят в речке холсты», - решаю я.
  • Словарик:
  • Рокот – гром, грохот
  • Пральник – валек для стирки белья на речке
  • Баба – замужняя женщина низших сословий

Слово учителя:

Все слова в тексте понятны? Практически. Какие совсем непонятны? (Пральник). Это диалектное слово, то есть местное, понятное только жителям определенной территории (в данном случае Тверской, Псковской).Остальные же слова – общеупотребительные. Слова Рокот и баба тоже стали общеупотребительными. Общеупотребительная лексика понятна всем, не вызывает затруднений в общении и понимании. Но так исторически сложилось, что все люди живут в разных географических условиях, что не могло не наложить отпечаток на условия жизни, быт, а соответственно, на речь, в частности, словарный запас. Многие слова так и остаются диалектными, но есть и такие, которые входят в активный словарный запас и становятся общеупотребительными. Например:

Хилый, чепуха, вобла, неуклюжий, мямлить и т.д.

Одним из выдающихся лингвистов, посвятившим жизнь изучению диалектных слов был Владимир Иванович Даль. Я попрошу прочесть доклад ученика…(Сообщение о В.И. Дале зачитывает ученик)

  • 2)Списать строфу из стихотворения С. Есенина с доски, найти диалектные слова, дать определение, используя толковый словарь В.И. Даля:
  • Пахнет рыхлыми дроченами;
  • У порога в дежке квас,
  • Над печурками точеными
  • Тараканы лезут в лаз.

Для чего автор использовал диалектизмы? (полнее раскрыть характер героев, указать место действия)

  • Работа с учебником
  • Упражнение
  • 5.Закрепление изученного материала.
  • Беседа:
  • Какие слова называются общеупотребительными?
  • Какие диалектными?
  • Чем сегодня интересен Толковый словарь живого великорусского языка, составленный В.И. Далем?
  • 6.Домашнее задание.
  • Теория по учебнику, записать в словарики определения. Упр. Или выписать из стихотворений Н.А. Некрасова 5 диалектных слов, подобрать к ним словарную статью

План-конспект урока № ______________

Лексикология. Неологизмы. Архаизмы

Цель: ознакомить учащихся с группами пассивных слов, с причинами устаревания лексикии и пояления новых слов; помочь разобраться в целях использования устаревших слов в художественных произведениях; разобраться, с на основе чего сосздаются новые слова.

Оборудование: учебник

ХОД УРОКА

  • 1.Проверка д/з.
  • 2.Актуализация опорных знаний

1)Что изучает лексикология?

2)Что такое лексическое значение слова?

3) Какие слова называются общеупотребительными?

  • Какие диалектными?
  • 3.Постановка целей и задач урока
  • 4.Объяснение нового материала

Слово учителя:

Все ли слова в языке используются говорящими? Так, те слова, которые используются всеми участниками процесса общения – это активная лексика. Существует понятие пассивной лексики – слова, которыми люди либо перестают пользоваться, либо только начинают. Соответственно, пассивная лексика делится на две группы: устаревшие слова (архаизмы) и новые слова (неологизмы).

Как так происходит, что слова исчезают из активного употребления? Они становятся «ненужными», как только из нашей жизни исчезает предмет или явление, которое обозначало это слово, и забывается нами или же продолжает жить, но в новом значении.

  • 3)Выписать в одну колонку устаревшие слова, а в другую – знакомые.

Трактир, воевода, тополь, секундант, лошадь, дорога, сквер, урядник, жандарм, дворник, гувернер, солдат, читатель, лампада, подать, десятник, графство, капрал, чернила.

Работа со словарем:

Алтын – старинная русская монета достоинством в три копейки

Верста - русская мера длины, равная 1,06 м

Гувернер – воспитатель детей в дворянских семьях

Поруччик – офицерский чин

  • Работа с учебником
  • Упражнение
  • 4)Записать ткст под диктовку, провести самостоятельно словарную работу с устаревшими словами текста:

Коляска остановилась у крыльца. Слуга соскочил с козел, отпер дверцы, и через минуту молодой человек вышел к смотрителю. Смотритель засуетился и кинулся торопить ямщиков. У крыльца стоял кучер в ливрее и терпеливо ожидал хозяина.

( по А. Пушкину)

  • 5)Слово учителя
  • Устаревшие слова делятся на две группы: историзмы и архаизмы.
  • Историзмы - существующие сейчас понятия, существуют в разных стилях литературного языка для обозначения понятий определенной эпохи.
  • Архаизмы – устаревшие синонимы современных слов. Используются в литературных произведениях для создания эпохи. Подберите современные слова-синонимы (работа с классом устно): цирюльник, чело, око, глаголить, сей, хула, перст.
  • Неологизмы – новые слова, возникающие в языке с появлением новых предметов, понятий. Могут создаваться авторами в различных стилистических целях, для придания большей выразительности тексту или произведению вцелом.
  • 6). Выборочный диктант. Выписать неологизмы.
  • Впервые в истории космовидения за тысячи километров передан репортаж с помощью телепередатчика. Лунное вещество получило название лунита. Лодка оклеена стеклопластом. Дельтапланеризм – увлекательнейший вид спорта.
  • 5.Закрепление изученного материала.
  • Беседа:
  • Почему некоторые слова уходит из обихода?
  • Какую роль в языке выполняют архаизмы? Историзмы?
  • На основе чего создаются новые слова? Примеры неологизмов.
  • 6.Домашнее задание.
  • Теория по учебнику, записать в словарики определения. Упр. Или выписать из любого энциклопедического словаря 5 неологизмов с определениями.
Перегляд файлу

План-конспект урока № ______________

Лексикология. Общеупотребительные и диалектные слова

Цель: углубить знания учащихся о лексике с точки зрения сферы употребления, дать понятие об общеупотребительной лексике и лексике, имеющую ограниченную сферу употребления.

Оборудование: учебник, словарь В.И. Даля

ХОД УРОКА

  1. Проверка д/з.
  2. Актуализация опорных знаний

1)Сколько значений у слова (грамматическое и лексическое)

2)Что такое лексическое значение слова?

3) Что такое толковый словарь? Какие словари вам известны?

4) Работа с классом

  • Каково значение слова «ВЫЛЕТЕТЬ»?

(Иллюстрация на доске) Рассмотрите рисунок и надпись: мальчик вылетел из школы пулей

  • каково здесь значение этого слова?
  • Сколько значений у этого слова?
  1. Постановка целей  и задач урока
  2. Объяснение нового материала
  1. Списать с доски текст:

Деревни не видно, но я ее слышу теперь: сквозь загадочный рокот до меня прорываются собачий лай, крик петуха, шлепание по доске пральников, звонкие бабьи голоса. «Это бабы колотят в речке холсты», - решаю я.

Словарик:

Рокот – гром, грохот

Пральник – валек для стирки белья на речке

Баба – замужняя женщина низших сословий

Слово учителя:

Все слова в тексте понятны? Практически. Какие совсем непонятны? (Пральник). Это диалектное слово, то есть местное, понятное только жителям определенной территории (в данном случае Тверской, Псковской).Остальные же слова – общеупотребительные. Слова Рокот и баба тоже стали общеупотребительными. Общеупотребительная лексика понятна всем, не вызывает затруднений в общении и понимании. Но так исторически сложилось, что все люди живут в разных географических условиях, что не могло не наложить отпечаток на условия жизни, быт, а соответственно, на речь, в частности, словарный запас. Многие слова так и остаются диалектными, но есть и такие, которые входят в активный словарный запас и становятся общеупотребительными. Например:

Хилый, чепуха, вобла, неуклюжий, мямлить и т.д.

 Одним из выдающихся лингвистов, посвятившим жизнь изучению диалектных слов был Владимир Иванович Даль.  Я попрошу прочесть доклад ученика…(Сообщение о В.И. Дале зачитывает ученик)

 

  1. Списать строфу из стихотворения С. Есенина с доски, найти диалектные слова, дать определение, используя толковый словарь В.И. Даля:

Пахнет рыхлыми дроченами;

У порога в дежке квас,

Над печурками точеными

Тараканы лезут в лаз.

 Для чего автор использовал диалектизмы? (полнее раскрыть характер героев, указать место действия)

  • Работа с учебником
  • Упражнение
  1. Закрепление изученного материала.

Беседа:

  • Какие слова называются общеупотребительными?

Какие диалектными?

  • Чем сегодня интересен Толковый словарь живого великорусского языка, составленный В.И. Далем?
  1. Домашнее задание.

Теория по учебнику, записать в словарики определения. Упр.  Или выписать из стихотворений Н.А. Некрасова 5 диалектных слов, подобрать к ним словарную статью

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План-конспект урока № ______________

Лексикология. Неологизмы. Архаизмы

Цель: ознакомить учащихся с группами пассивных слов, с причинами устаревания лексикии и  пояления новых слов;  помочь разобраться в целях использования устаревших слов в художественных произведениях;  разобраться, с на основе чего сосздаются новые слова.

Оборудование: учебник

ХОД УРОКА

  1. Проверка д/з.
  2. Актуализация опорных знаний

1)Что изучает лексикология?

2)Что такое лексическое значение слова?

3) Какие слова называются общеупотребительными?

Какие диалектными?

  1. Постановка целей  и задач урока
  2. Объяснение нового материала

Слово учителя:

Все ли слова в языке используются говорящими? Так, те слова, которые используются всеми участниками процесса общения – это активная лексика. Существует понятие пассивной лексики – слова, которыми люди либо перестают пользоваться, либо только начинают. Соответственно, пассивная лексика делится на две группы: устаревшие слова (архаизмы) и новые слова (неологизмы).

Как так происходит, что слова исчезают из активного употребления? Они становятся «ненужными», как только из нашей жизни исчезает предмет или явление, которое обозначало это слово, и забывается нами или же продолжает жить, но в новом значении.

  1. Выписать в одну колонку устаревшие слова, а в другую – знакомые.

Трактир, воевода, тополь,  секундант, лошадь, дорога, сквер, урядник, жандарм, дворник, гувернер, солдат, читатель, лампада, подать, десятник, графство, капрал, чернила.

 Работа со словарем:

Алтын – старинная русская монета достоинством в три копейки

Верста  - русская мера длины, равная 1,06 м

Гувернер – воспитатель детей в дворянских семьях

Поруччик – офицерский чин

  • Работа с учебником
  • Упражнение
  1. Записать ткст под диктовку, провести самостоятельно словарную работу с устаревшими словами текста:

Коляска остановилась у крыльца. Слуга соскочил с козел, отпер дверцы, и через минуту молодой человек вышел к смотрителю. Смотритель засуетился и кинулся торопить ямщиков. У крыльца стоял кучер в ливрее и терпеливо ожидал хозяина.

     ( по А. Пушкину)

  1. Слово учителя

Устаревшие слова делятся на две группы: историзмы и архаизмы.

Историзмы - существующие сейчас понятия, существуют в разных стилях литературного языка для обозначения понятий определенной эпохи.

Архаизмы – устаревшие синонимы современных слов. Используются в литературных произведениях для создания эпохи. Подберите современные слова-синонимы (работа с классом устно): цирюльник, чело, око, глаголить, сей, хула, перст.

Неологизмы – новые слова, возникающие в языке с появлением новых предметов, понятий. Могут создаваться авторами в различных стилистических целях, для придания большей выразительности тексту или произведению вцелом.

6). Выборочный диктант. Выписать неологизмы.

Впервые в истории космовидения за тысячи километров передан репортаж с помощью телепередатчика. Лунное вещество получило название лунита. Лодка оклеена стеклопластом. Дельтапланеризм – увлекательнейший вид спорта.

  1. Закрепление изученного материала.

Беседа:

  • Почему некоторые слова уходит из обихода?
  • Какую роль в языке выполняют архаизмы? Историзмы?
  • На основе чего создаются новые слова? Примеры неологизмов.
    1. Домашнее задание.

Теория по учебнику, записать в словарики определения. Упр.  Или выписать из любого энциклопедического словаря 5 неологизмов с определениями.

 

 

 

docx
Додано
9 грудня 2018
Переглядів
1210
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку