Урок литературы (интегрированный курс) в 10 классе

Про матеріал
Урок литературы (интегрированный курс) в 10 классе Тема. Н. В. Гоголь. «Портрет». «Спасай чистоту души своей …» Цели:  продолжить работу над содержанием повести Н. В. Гоголя «Портрет»; проследить историю преображения человека; выяснить, какие проблемы поднимает автор;  развивать творческие способности, познавательную самостоятельность учащихся, их умение критически осмысливать инфориацию и переносить ее на новый коммуникативный уровень;  способствовать процессу интеграции учащихся в общество путем усвоения ними элементов культуры, социальних норм и ценностей. Оборудование: портрет Н.В. Гоголя кисти Ф.А. Моллера. текст повести Н. В. Гоголя «Портрет»; иллюстрации Кукрыниксов, Е.Кибрика, В.Таубера, В.Панова, в. Васнецова фото И. Слуцера из фильма-спектакля «Портрет» (1987); аудиокнига (ч.2). музыкальный фрагмент мелодии бамбуковой флейты «Хрустальная грусть». Тип урока: журналистское расследование.
Перегляд файлу

Урок литературы (интегрированный курс) в 10 классе

Тема. Н. В. Гоголь. «Портрет». «Спасай чистоту души своей …»

Цели:

  • продолжить работу над содержанием повести Н. В. Гоголя «Портрет»; проследить историю преображения человека; выяснить, какие проблемы поднимает автор;
  • развивать творческие способности, познавательную самостоятельность учащихся, их умение критически осмысливать инфориацию и переносить ее на новый коммуникативный уровень;
  • способствовать процессу  интеграции учащихся в общество путем усвоения ними элементов культуры, социальних норм  и ценностей.

Оборудование: портрет Н.В. Гоголя кисти Ф.А. Моллера.  текст повести

Н. В. Гоголя «Портрет»; иллюстрации Кукрыниксов, Е.Кибрика, В.Таубера, В.Панова, в. Васнецова фото И. Слуцера из фильма-спектакля «Портрет» (1987); аудиокнига (ч.2). музыкальный фрагмент мелодии бамбуковой флейты «Хрустальная грусть».

Тип урока: журналистское расследование.

 

Ход урока

I.Организационный момент. (Эмоциональный настройна урок  «Хрустальная грусть». Бамбуковая флейта.) (29 сек.)

II. Мотивация учебной деятельности. (30 сек.) (Слайд1.)

Каждый человек,  выбирая свой путь в мире, ставит перед собой какую-то цель, жизненную задачу. То, ради чего человек живет, определяет его судьбу. «Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить  свою жизнь с достоинством», - писал Д. С. Лихачев в «Письмах к молодежи». Что же такое «жизненно необходимая цель»? Должна  ли она быть шире, чем просто личностная? Как в погоне за нею не потерять свою душу и найти путь к ее спасению?

III. Сообщение темы урока. Целеполагание. (2 мин.)

(Слайд 2).Сегодня мы продолжим знакомство с повестью «Портрет» - одним из самых мистических и гротескных произведений великого русского писателя Н.В. Гоголя. Давайте попробуем определить задачи сегодняшнего урока (выполняют учащиеся с помощью учителя):

  • проанализировав произведение, выяснить, какие проблемы поднимает автор;
  • уяснить, кто виноват, когда в человеческой жизни происходит не так, как бы хотелось;
  • чему же следует посвятить свою жизнь?

Учитель. Сегодня урок пройдет не в обычном формате: наш класс превратится на какое-то время в студию.

IV. Актуализация изученного материала. (7мин.)

Ведущий. Добрый день! Сегодня у нас в гостях много уважаемых людей, которые поделятся с вами своими наблюдениями, жизненными историями, рассказами очевидцев и т.п. (Представление участников).

 (Слайд 3). Много шума наделала история молодого, подающего надежды художника Чарткова, которому профессор пророчил большое будущее, видя в нём настоящий, но пока ещё не полностью развитый талант. Правда. учитель предостерегал его от торопливости, объяснял, что талант требует вдумчивого, постоянного труда. Но случайность вмешивается в судьбу художника.

Литературовед. (Слайд 4).В лавке он неожиданно находит портрет старого ростовщика, поразивший его пронзительными, как будто живыми глазами. (Слайд 5). (Работа с портретом. Фотография И. Слуцкера из фильма – спектакля «Портрет» 1987)

Обратите внимание на детали, которые бросаются в глаза. Н.  Гоголь указывает на «странное выражение лица» и сразу же подмечает «живость глаз», а также подчеркивает их «устремленность каждому вовнутрь». Примечательнее всего «этот необыкновенный фокус художника», который «…не мог не остановить всех…»

Психолог 1. Хотя взгляд их неприятен, но в них видится притягательное зло. Чартков потрясён искусством неизвестного художника и на последние деньги покупает портрет. (Слайд 6). Ночью ему снится долгий сон о том, как ростовщик выходит из рамы и пересчитывает свертки золотых червонцев. Художник незаметно прячет один из них. Утром действительно юноша находит деньги, спрятанные в раме портрета.  С того момента его жизнь круто изменилась.

Психолог 2. Как известно, сны – это сигналы нашего подсознания, которые помогают нам лучше понять мотивы дальнейших поступков.

Философ 1. Перед нами традиционный  мотив продажи души дьяволу, где  сатана, является  в образе ростовщика, прельщает героя деньгами, и тот поддаётся соблазну.

Философ 2. Однако Гоголь неоднократно подчёркивает, что не случай и даже не дьявол виноваты в судьбе героя. В дальнейшем все поведение Чарткова –это его собственный выбор.

Литературовед. Заполучив деньги, молодой человек думает, на что их потратить. Первое побуждение -  снять небольшую комнату и работать до тех пор, пока не станет мастером. (Слайд 7).Но затем едет в парикмахерскую, идет в лучший ресторан, снимает огромную, хорошо обставленную квартиру и заказывает журналисту о себе похвальную статью.

Философ 2.  Когда у художника появляются первые клиенты, он снова оказывается перед выбором: поддаться требованиям клиенток, написав посредственный портрет, который нравится даме с дочкой, или работать над образом Психеи, вкладывая в него талант и душу.

Искусствовед. Да, в погоне за деньгами Чартков выбирает лёгкий путь и за несколько лет разменивает своё дарование на золото. Он смотрел на искусство, как средство наживы.  Сделался ремесленником, угождая вкусам «черни». Однажды, увидев произведение, написанное художником-идеалистом, он понял, какому великому божеству изменил, но обратной дороги уже не было.

Философ 2. Вступив в сделку с дьяволом, он не становится на путь воскрешения, а сходит с ума.

Психолог 1. Испытывая досаду и зависть, Чартков скупает картины великих художников и в озлоблении уничтожает их. При этом ему постоянно мерещатся глаза старика с портрета. Скорее всего, это подсознание посылает импульс об отступлении от своей жизненной программы.

Литературовед. Вскоре он умирает, не оставив после себя ничего: все деньги были потрачены на уничтожение  полотен других  талантливых художников.

Философ 1. (Слайд 8).В повести важна мысль о том, что нельзя служить одновременно корысти и чистому искусству, практическим выгодам и идеалу. Злой гений убедил талантливого художника, что «все делается на свете для пользы», что глупо голодать, уйдя от людей в мир чистых грез.

Искусствовед.  И герой «Портрета», художник Чартков, послушался этого голоса, стал смотреть на искусство, как средство наживы и сделался ремесленником. Это решение и погубило в нем талант.

Ведущий. В повести Н. Гоголя «Портрет» Чарткову противопоставлен настоящий художник.

Литературовед. Продолжая важную для любого писателя тему истинного и ложного искусства, Н.В. Гоголь разрабатывает тему утраченных иллюзий, которой в этот период интересовались многие европейские писатели (О. де Бальзак, Ф. Стендаль и др.).

V. Работа над темой урока. (  25 мин.)

Ведущий. Мы провели журналистское расследование, в процессе которого вы узнаете, кто является автором страшного портрета, кем был человек, изображенный на нем, понимает ли истинный художник ответственность за созданное им произведение искусства. Для того, чтобы иметь представление, кто изображен на портрете, нам нужно узнать где и кем был создан портрет.

Журналист 1. Место обитания. (Слайд 9).

Для этого мы отправились в предместье Петербурга. В Коломне люди, ищущие временной помощи, прибегали к займам, небольших ростовщиков, которые «бывают в несколько раз бесчувственней всяких больших» и слишком рано « умирает в душах их всякое чувство человечества». Между такими ростовщиками был один…существо во всех отношениях необыкновенное, поселившееся уже давно в сей части города.

Журналист 2.  Описание внешности. (Слайд 10).

 Вот воспоминания о нем: «Он ходил в широком азиатском наряде; темная краска лица указывала на южное его происхождение, но какой именно был он нации: индеец, грек, персиянин, об этом никто не мог сказать наверно. Высокий, почти необыкновенный рост, смуглое, тощее, запаленное лицо и какой-то непостижимо-страшный цвет его, большие, необыкновенного огня глаза, нависшие густые брови отличали его сильно и резко от всех пепельных жителей столицы».

Журналист 3. Жилище.

Самое жилище его не похоже было на прочие маленькие деревянные домики. Это было каменное строение в роде тех, которых когда-то настроили вдоволь генуэзские купцы, с неправильными, неравной величины окнами, с железными ставнями и засовами.

Журналист 4. Взаимоотношения с людьми.

 Мы поинтересовались его взаимоотношениями с людьми. Оказалось, что деньги давал охотно и на выгодных условиях. «Но какими-то арифметическими странными выкладками заставлял их восходить до непомерных процентов».

Журналист 1. Так, по крайней мере, говорила молва. Но что страннее всего и что не могло не поразить многих – это была странная судьба всех тех, которые получали от него деньги: все они оканчивали жизнь несчастным образом

 Ведущий. Вот  несколько примеров, случившихся в непродолжительное время пред глазами всех, были живы и разительны. У нас в студии приглашены свидетели тех событий. Просим вашего внимания: князь N и княгиня N. Послушайте историю юноши лучшей фамилии.

Княгиня N. Из среды тогдашнего аристократства скоро обратил на себя глаза юноша лучшей фамилии.., жаркий почитатель всего истинного, возвышенного... Скоро он был достойно отличен самой государыней, вверившей ему значительное место. Молодой вельможа окружил себя художниками, поэтами, учеными. Он предпринял на собственный счет множество полезных изданий, надавал множество заказов, объявил поощрительные призы, издержал на это кучи денег и, наконец, расстроился. Но, полный великодушного движенья, он не хотел отстать от своего дела, искал везде занять и, наконец, обратился к известному ростовщику. 

Князь N. Сделавши значительный заем у него, этот человек в непродолжительное время изменился совершенно: стал гонителем, преследователем развивающегося ума и таланта. Во всех сочинениях стал видеть дурную сторону, толковал криво всякое слово. Он сделался подозрительным до такой степени, что начал, наконец, подозревать самого себя, стал сочинять ужасные, несправедливые доносы, наделал тьму несчастных. Великодушная государыня ужаснулась... Обманувший доверенность вельможа был наказан примерно и отставлен от места. Но наказание гораздо ужаснейшее читал он на лицах своих соотечественников. Это было решительное и всеобщее презрение. Нельзя рассказать, как страдала тщеславная душа; гордость, обманутое честолюбие, разрушившиеся надежды, – всё соединилось вместе, и в припадках страшного безумия и бешенства прервалась его жизнь.

Ведущий. Очевидцы сообщают, что это не  был единичный случай. Мы пригласили к нам в студию вдову князя Р. Газеты о ней писали: «Это было какое-то чудное слиянье нашей северной красоты с красотой полудня, бриллиант, какой попадается на свете редко …  Всё, казалось, в ней соединилось: богатство, ум и душевная прелесть».

- Расскажите, пожалуйста, нам историю Вашей любви.

Стратегия «Волшебный стул».

История князя Р.

Вдова князя Р. Замечательнее всех был князь Р., благороднейший, лучший из всех молодых людей, прекраснейший и лицом и рыцарскими, великодушными порывами, высокий идеал романов и женщин... Он был влюблен в меня страстно и безумно; такая же пламенная любовь была ему ответом. Но родственникам показалась партия неравною. Родовые вотчины князя уже давно ему не принадлежали, фамилия была в опале, и плохое положенье дел его было известно всем.

 Вдруг князь оставляет на время столицу, будто бы с тем, чтобы поправить свои дела, и, спустя непродолжительное время, является окруженный пышностью и блеском неимоверным. Блистательные балы и праздники делают его известным двору. Отец становится благосклонным, и в городе разыгрывается интереснейшая свадьба. Поговаривали стороною, что князь Р. вошел в какие-то условия с непостижимым ростовщиком и сделал у него заем.  Многие  «начертывали заранее  райское блаженство». Но вышло всё иначе.

В один год произошла страшная перемена в муже. Ядом подозрительной ревности, нетерпимостью и неистощимыми капризами отравился дотоле благородный и прекрасный характер. Он стал тираном и мучителем, и, чего бы никто не мог предвидеть, прибегнул к самым бесчеловечным поступкам, даже побоям. В один год никто не мог во мне узнать той женщины, которая еще недавно блистала и влекла за собою толпы покорных поклонников. Наконец, не в силах будучи выносить долее тяжелой судьбы своей, я  первая заговорила о разводе. Муж пришел в бешенство при одной мысли о том. В первом движеньи неистовства ворвался он ко мне  в комнату с ножом и, без сомнения, заколол бы меня тут же, если бы его не схватили и не удержали. В порыве исступленья и отчаянья обратил нож на себя – и в ужаснейших муках окончил жизнь.

Журналист 1. Кроме сих двух примеров рассказывали множество случившихся в низших классах, которые почти все имели ужасный конец. Там честный, трезвый человек делался пьяницей; там купеческий приказчик обворовал своего хозяина; там извозчик, возивший несколько лет честно, за грош зарезал седока. Никто не сомневался о присутствии нечистой силы в этом человеке.

Журналист 2. И замечательно то, что всё это Коломенское население, весь этот мир бедных старух, мелких чиновников, мелких артистов и, словом, всей мелюзги, которую мы только поименовали, соглашались лучше терпеть и выносить последнюю крайность, нежели обратиться к страшному ростовщику; находили даже умерших от голода старух, которые лучше соглашались умертвить свое тело, нежели погубить душу. Встречаясь с ним на улице, невольно чувствовали страх.

Ведущий. Словом, много было всяких нелепых толков. Спешу представить вашему вниманию известного художника Б., чей отец был знаком с этим ростовщиком.

Художник Б. Отец мой всякой раз останавливался неподвижно, когда встречал его, и всякой раз не мог удержаться, чтобы не произнести: дьявол, совершенный дьявол! Но надобно вас поскорее познакомить с моим отцом(Слайд 11)..  Это был художник, каких мало, одно из тех чуд, которых извергает из непочатого лона своего только одна Русь, художник-самоучка, отыскавший сам в душе своей, без учителей и школы. Одно из тех самородных чуд…  Он обратил кисть к христианским предметам, высшей и последней ступени высокого. У него не было честолюбия или раздражительности. Это был твердый характер, честный, прямой человек.

Ведущий. Был ли состоятелен Ваш отец?

Художник Б. Он работал за небольшую плату, которая была нужна ему только для поддержанья семейства и для доставленья возможности трудиться.

Ведущий. Чем же были примечательны работы Вашего отца?

Художник Б.  Ему давали беспрестанно заказы в церкви. Однажды  на картине нужно было поместить духа тьмы. Долго думал он над тем, какой дать ему образ … При таких размышлениях иногда проносился в голове его образ таинственного ростовщика. Судите же об его изумлении, когда один раз вошел к нему ужасный ростовщик. Он почувствовал какую-то внутреннюю дрожь, «которая пробежала невольно по его телу».

Ведущий. А сейчас поробуем визуализировать один странный разговор. Итак, смотрим…

Инсценирование отрывка «Обращение ростовщика к художнику»

Ростовщик. Ты художник?

Отец. Художник. (В недоуменьи, ожидая, что будет далее).

Ростовщик. Хорошо. Нарисуй с меня портрет. Я, может быть, скоро умру, детей у меня нет; но я не хочу умереть совершенно, я хочу жить. Можешь ли ты нарисовать такой портрет, чтобы был совершенно как живой?

Отец (в сторону). Чего лучше? он сам просится в дьяволы ко мне на картину.

Ростовщик. Даешь слово?

Отец. Даю.

Художник Б.  Они уговорились во времени и цене, и на другой же день, схвативши палитру и кисти, отец мой уже был у него. Вот отрывок из его воспоминаний.

(Слушание отрывка из аудиокниги от слов:

 «Экая сила!» повторил он про себя: «если я хотя вполовину изображу его так, как он есть теперь, он убьет всех моих святых и ангелов; они побледнеют пред ним. Какая дьявольская сила! он у меня просто выскочит из полотна, если только хоть немного буду верен натуре. Какие необыкновенные черты!» повторял он беспрестанно, усугубляя рвенье, и уже видел сам, как стали переходить на полотно некоторые черты»)

Психолог 2. При написании глаз ростовщика  художник чувствовал какое-то тягостное, тревожное чувство, непонятное себе самому. По утверждению Л. Н. Толстого, «глаза – зеркало души». … «Но как только начал он входить и углубляться в них кистью, в душе его возродилось такое странное отвращение, такая непонятная тягость, что он должен был на несколько времени бросить кисть и потом приниматься вновь». Вот тот ключик, который поможет нам постигнуть нам тайну портрета. Но сначала дослушаем историю.

Литературовед. Наконец уже не мог он более выносить, он чувствовал, что эти глаза вонзались ему в душу и производили в ней тревогу непостижимую. На другой, на третий день это было еще сильнее. Ему сделалось страшно.

 Художник Б.  В глазах столько было силы, что, казалось, нельзя бы и помыслить передать их точно, как были в натуре. Однако же, во что бы то ни стало, он решился доискаться в них последней мелкой черты и оттенка, постигнуть их тайну. Он бросил кисть и сказал наотрез, что не может более писать с него. Надобно было видеть, как изменился при этих словах странный ростовщик. Он бросился к нему в ноги и молил кончить портрет, говоря, что от сего зависит судьба его и существование в мире, что уже он тронул своею кистью его живые черты, что если он передаст их верно, жизнь его сверхъестественною силою удержится в портрете, что он чрез то не умрет совершенно, что ему нужно присутствовать в мире. Отец мой почувствовал ужас от таких слов: они ему показались до того странны и страшны, что он бросил и кисти, и палитру, и бросился опрометью вон из комнаты.

Литературовед. Мысль о том тревожила его весь день и всю ночь, а поутру он получил от ростовщика портрет, который принесла ему какая-то женщина, единственное существо, бывшее у него в услугах, объявившая тут же, что хозяин не хочет портрета, не дает за него ничего и присылает назад.

Журналист 1. Ввечеру того же дня узнал он, что ростовщик умер и что собираются уже хоронить его по обрядам его религии. Всё это казалось ему неизъяснимо - странно.

Художник Б.  А между тем с этого времени оказалась в характере его ощутительная перемена: он чувствовал неспокойное, тревожное состояние, которому сам не мог понять причины … Вдруг почувствовал к трудам одного из учеников зависть. Наконец, к довершению досады узнает он, что ученику его предложили написать картину для вновь отстроенной богатой церкви. И прямодушный, честный в душе человек употребил интриги и происки, которыми дотоле всегда гнушался; добился наконец того, что на картину объявлен был конкурс и другие художники могли войти также со своими работами. После чего заперся он в свою комнату и с жаром принялся за кисть. И точно, это вышло одно из лучших его произведений. Никто не сомневался, чтобы не за ним осталось первенство.

Искусствовед.  Картины были представлены, и все прочие показались пред нею как ночь пред днем. Как вдруг один из присутствовавших членов сделал замечание, поразившее всех: «В картине художника точно есть много таланта», сказал он: «но нет святости в лицах; есть даже, напротив того, что-то демонское в глазах, как будто бы рукою художника водило нечистое чувство». 

 Литературовед. Он бросился вперед к своей картине и с ужасом увидел, что он всем почти фигурам придал глаза ростовщика. Они так глядели демонски - сокрушительно, что сам невольно вздрогнул.

Художник Б.  Картина была отвергнута, и он должен был к неописанной своей досаде услышать, что первенство осталось за его учеником. Невозможно было описать того бешенства, с которым он возвратился домой. Он чуть не прибил мать мою, разогнал детей, переломал кисти и мольберт, схватил со стены портрет ростовщика, потребовал ножа и велел разложить огонь в камине, намереваясь изрезать его в куски и сжечь.

Приятель отца. На этом движеньи  я застал его и спросил о том, что он собирается жечь? Это было одно из самых лучших его произведений. Ростовщик, который недавно умер. Он ему просто попал не в бровь, а в самые глаза залез. Так в жизнь никогда не глядели глаза, как они глядят у него.  Я попросил отдать его уж лучше мне, если он до такой степени колет глаз. Сначала упорствовал, наконец, согласился, и я, чрезвычайно довольный своим приобретением, утащил портрет с собою.

Художник Б.   По уходе его отец мой вдруг почувствовал себя спокойнее. Точно как будто бы вместе с портретом свалилась тяжесть с его души. Он сам изумился своему злобному чувству, своей зависти и явной перемене своего характера. Рассмотревши поступок свой, он немедленно отправился искать бывшего ученика своего, обнял его крепко, просил у него прощенья и старался, сколько мог, загладить пред ним вину свою. Работы его вновь потекли по-прежнему безмятежно; но задумчивость стала показываться чаще на его лице. Он больше молился, чаще бывал молчалив и не выражался так резко о людях; самая грубая наружность его характера как-то умягчилась.

Приятель отца. Мы долго не виделись. Да, недаром он хотел сжечь портрет. В нем есть что-то странное … Я ведьмам не верю, но в нем сидит нечистая сила… С  тех пор, как повесил я к себе его в комнату, почувствовал тоску такую, как будто бы хотел кого-то зарезать. В жизнь мою я не знал, что такое бессонница, а теперь испытал не только бессонницу, но сны такие, я и сам не умею сказать, сны ли это или что другое: точно домовой тебя душит и всё мерещится проклятой старик. Одним словом, не могу рассказать  моего состояния. Подобного со мной никогда не бывало. Я бродил как шальной все эти дни: чувствовал какую-то боязнь, неприятное ожиданье чего-то. Чувствую, что не могу сказать никому веселого и искреннего слова; точно, как будто возле меня сидит шпион какой-нибудь. И только с тех пор как отдал портрет племяннику, который напросился на него, почувствовал, что с меня вдруг будто какой-то камень свалился с плеч: вдруг почувствовал себя веселым.

Знать, душа самого ростовщика переселилась в него: он выскакивает из рам, расхаживает по комнате, и то, что рассказывает племянник, просто уму непонятно. Я бы принял его за сумасшедшего, если бы отчасти не испытал сам. Он его продал какому-то собирателю картин, да и тот не вынес его и тоже кому-то сбыл с рук.

Художник Б.   Этот рассказ произвел сильное впечатленье на моего отца. Он задумался не в шутку, впал в ипохондрию и, наконец, совершенно уверился в том, что кисть его послужила дьявольским орудием, что часть жизни ростовщика перешла в самом деле как-нибудь в портрет и тревожит теперь людей, внушая бесовские побуждения, совращая художника с пути, порождая страшные терзанья зависти и проч. и проч. Три случившиеся вслед затем несчастия, три внезапные смерти жены, дочери и малолетнего сына почел он небесною казнью себе и решился непременно оставить свет.

 Как только минуло мне девять лет, он поместил меня в академию художеств и, расплатясь с своими должниками, удалился в одну уединенную обитель, где скоро постригся в монахи. Там, строгостью жизни, неусыпным соблюдением всех монастырских правил, он изумил всю братью.

Журналист 1. Настоятель монастыря, узнавши об искусстве его кисти, требовал от него написать главный образ в церковь. Но тот сказал наотрез, что он не достоин взяться за кисть, что она осквернена, что трудом и великими жертвами он должен прежде очистить свою душу, чтобы удостоиться приступить к такому делу.

Журналист 2. Наконец, в один день пришел он в обитель и сказал твердо настоятелю: «теперь я готов. Если богу угодно, я совершу свой труд». Предмет, взятый им, было рождество Иисуса. Целый год сидел он за ним, не выходя из своей кельи, едва питая себя суровой пищей, молясь беспрестанно. По истечении года картина была готова. Это было точно чудо кисти.

Вся братья поверглась на колена пред новым образом, и умиленный настоятель произнес: «Нет, нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину: святая высшая сила водила твоею кистью и благословенье небес почило на труде твоем.»

Художник Б.   В это время окончил я свое ученье в академии, получил золотую медаль и вместе с нею радостную надежду на путешествие в Италию – лучшую мечту двадцатилетнего художника. Мне оставалось только проститься с моим отцом, с которым уже 12 лет я расстался. Как же я изумился, когда предстал предо мною прекрасный, почти божественный старец! И следов измождения не было заметно на его лице: оно сияло светлостью небесного веселия..., его слова и мысли об искусстве, которые, признаюсь, я долго буду хранить в душе и желал бы искренно, чтобы всякой мой собрат сделал то же.

Ведущий.  Давайте послушаем напутствие отца художника  Б.  (слушание отрывка из аудиокниги) (Слайд 12).

 «Тебе предстоит путь, по которому отныне потечет жизнь твоя. Путь твой чист, не совратись с него. У тебя есть талант; талант есть драгоценнейший дар бога – не погуби его. Исследуй, изучай всё, что ни видишь, покори всё кисти, но во всём умей находить внутреннюю мысль и пуще всего старайся постигнуть высокую тайну созданья. Блажен избранник, владеющий ею. Нет ему низкого предмета в природе. В ничтожном художник-создатель так же велик, как и в великом; в презренном у него уже нет презренного, ибо сквозит невидимо сквозь него прекрасная душа создавшего, и презренное уже получило высокое выражение, ибо протекло сквозь чистилище его души. Намек о божественном, небесном рае заключен для человека в искусстве, и потому одному оно уже выше всего. И во сколько раз торжественный покой выше всякого волненья мирского, во сколько раз творенье выше разрушенья; во сколько раз ангел одной только чистой невинностью светлой души своей выше всех несметных сил и гордых страстей сатаны, во столько раз выше всего, что ни есть на свете, высокое созданье искусства. Всё принеси ему в жертву и возлюби его всей страстью, не страстью, дышущей земным вожделением, но тихой небесной страстью; без неё не властен человек возвыситься от земли и не может дать чудных звуков успокоения. Ибо для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое созданье искусства. Оно не может поселить ропота в душе, но звучащей молитвой стремится вечно к богу. Но есть минуты, темные минуты… « Он остановился, и я заметил, что вдруг омрачился светлый лик его, как будто бы на него набежало какое-то мгновенное облако. «Есть одно происшествие в моей жизни», сказал он. «Доныне я не могу понять, что был тот странный образ, с которого я написал изображение. Это было точно какое-то дьявольское явление. Я знаю, свет отвергает существованье дьявола, и потому не буду говорить о нем. Но скажу только, что я с отвращением писал его, я не чувствовал в то время никакой любви к своей работе. Насильно хотел покорить себя и бездушно, заглушив всё, быть верным природе. Это не было созданье искусства, и потому чувства, которые объемлют всех при взгляде на него, суть уже мятежные чувства, тревожные чувства, не чувства художника, ибо художник и в тревоге дышит покоем. Мне говорили, что портрет этот ходит по рукам и рассевает томительные впечатленья, зарождая в художнике чувство зависти, мрачной ненависти к брату, злобную жажду производить гоненья и угнетенья. Да хранит тебя всевышний от сих страстей! Нет их страшнее. Лучше вынести всю горечь возможных гонений, нежели нанести кому-либо одну тень гоненья. Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится...»

Художник Б.   Он благословил меня и обнял. Никогда в жизни не был я так возвышенно подвигнут. И попросил исполнить просьбу: «Может быть, тебе случится увидеть где-нибудь тот портрет, о котором я говорил тебе. Ты его узнаешь вдруг по необыкновенным глазам и неестественному их выражению, – во что бы то ни было, истреби его…»

В продолжение целых пятнадцати лет не случалось мне встретить ничего такого, чтобы хотя сколько-нибудь походило на описание, сделанное моим отцом, как вдруг на аукционе, пока я рассказывал свою историю, к величайшему изумлению, он исчез».

Ведущий. Вот такую историю узнали вы сегодня. Я хочу поблагодарить всех участников, пришедших к нам в студию.

 

V. Подведение итогов. (5 мин.)

Учитель. Расследовав историю загадочного портрета, давайте подведем итоги.

- О чем же предупреждает нас автор повести  «Портрет»?

Примерный ответ

Н. Гоголь в повести «Портрет» предупреждает нас об опасности превознесения денег; богатство не должно становиться целью  жизни: это приводит к гибели души. Важно заметить, что для персонажей повести свойственна не только бедность материальная, но и духовная. Этим объясняются беды Чарткова и должников ростовщика.

Учитель. В повести Гоголя  нет ни одного положительного примера, когда деньги принесли бы пользу. Единственный правильный путь писатель видит в духовном совершенствовании, в отречении от светских соблазнов. Это иллюстрирует жизненный путь художника, автора портрета ростовщика. Чартков понял это слишком поздно: не внял предупреждениям своего учителя,  за что был жестоко наказан. (Слайд 13).

Учитель.  В чем же заключается главный смысл повести?

Примерный ответ

Основная мысль повести «Портрет» заключается в том, что каждому человеку необходимо всегда помнить о своей душе, а не гнаться за богатством. Все возможности для достижения жизненной цели и  обретения счастья в человеке уже есть.

Учитель.  Позже обращение к этой мысли встретим у А. Чехова в пьесе «Три сестры», где девушки будут верить, что путь к радости – Москва. А Николай Васильевичи доносит нам мысль о том, что прийти к цели, постичь искусство, можно и без особенных материальных затрат. Главное не в материальных благах, а во внутренней силе человека.

VI. Оценивание. Рефлексия. (Заполнение листов взаимоконтроля). (4 мин.)

VII. Домашнее задание. (1 мин.) (Слайд 14).

Учитель. Перед каждым человеком  в жизни открыты различные пути, и от того, какой выбор он сделает, зависит вся его дальнейшая жизнь. Но это тема следующего урока. А свою точку зрения  прошу высказать в эссе на одну из тем:

* «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою»

*«Имеет ли человек право на ошибку?»

 

 

docx
Додано
1 квітня 2019
Переглядів
797
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку