Урок литературы в 10 классе. "Образ дороги, выраженный в слове" (по поэме Гоголя «Мертвые души»).

Про матеріал

1.Помочь детям найти точки соприкосновения двух искусств: литературы и живописи.

2.Уметь определять свою собственную позицию и отстаивать свое личное мнение.

3.Формировать умения самостоятельно трудиться, искать решение проблемы, всесторонне раскрывая свои личные качества.

Создать благоприятные условия для реализации возможностей каждого ученика, для самостоятельного познания и творчества.
Перегляд файлу

1

 

Урок литературы в 10 классе

Образ дороги, выраженный в слове     

                                          (по поэме Гоголя «Мертвые души»).

 Тип урока:  урок - исследование

  Цели урока:

  1. Помочь детям найти точки соприкосновения двух искусств: литературы и живописи.
  2. Уметь определять свою собственную позицию и отстаивать свое личное мнение.
  3. Формировать умения самостоятельно трудиться, искать решение проблемы, всесторонне раскрывая свои личные качества.
  4. Создать благоприятные условия для реализации возможностей каждого ученика, для самостоятельного познания и творчества.

    Задачи урока.

Учебные:

1.    Закрепление умений аргументировать свою точку зрения,  грамотно строить ответ-рассуждение, опираясь на литературный текст.

2.      Закрепление знаний о выразительных средствах языка,   и их роли в произведении;

3.    Расширение словарного запаса учащихся.

 Развивающие:

- развивать общеучебные умения и навыки (анализ, сравнение, обобщение);

- развивать творческие умения;

- развивать умение работать в группе.

Воспитательные:

-  развитие познавательного интереса к различным видам искусства;

-  воспитание умения слушать друг друга, уважительно относится к чужому мнению

Методы урока:

  1. репродуктивный;
  2. поисковый;
  3. исследовательский.

Формы работы:

  1. индивидуальная;
  2. групповая;
  3. фронтальная.
  • Подготовительная работа: класс делится на группы. Задания разноплановые (индивидуальные, групповые).
     
  • Группе литературоведов:

- найти во 2 и 3 главах поэмы описание дороги, выписать глаголы движения;

- повторить понятия: риторический вопрос, риторическое обращение, инверсия; определить их роль в поэме  (гл.11).

  • Группе лингвистов найти в словарях:

- глагол «колесить»;

- значения слов «жизненный» и «житейский»;

- синонимы к слову «дорога».

  • Индивидуальные задания – подготовить выразительное чтение (желательно наизусть) отрывков (с сокращениями) из поэмы:
  1. «Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога!»
  2. «Русь! Русь! Вижу тебя»
  3. «И какой же русский не любит быстрой езды?»

 

Ход урока

Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога!             

Н.В.Гоголь

Вступительное слово учителя

Слайд № 1.   Видеоролик  на тему  «Дороги»

-  Дороги.  Проселочные дороги.  Размытые осенью.  Пыльные летом. Зимние дороги в слепящей снежной мгле. Весенние – похожие на реки,   шум дождя, ветра, скрип телеги, звон колокольчиков, цокот копыт. Слышите –  это музыка дороги. Дороги вечных странников, дороги вечных путников. В дорогу! В дорогу!.. Разом и  вдруг окунемся в жизнь со всей ее беззвучной трескотней и бубенчиками.                В жизни каждого человека бывают такие мгновения, когда хочется выйти на простор и отправиться «в прекрасное далеко», когда поманит вдруг тебя дорога в неизвестные дали.

 

Дорога без конца,

Дорога без начала и конца.

Она когда-то выбрала тебя, 

Твои шаги, твою печаль и песню.

Только вот идти по ней

С каждым шагом всё больней,

С каждым словом  всё трудней!

Дорога без начала и конца.

 

Слайд № 2.  Тема урока

 

- Думаю, вы догадались, что  объектом  нашего исследования станет  символ дороги.  Итак,  тема заключительного урока по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» будет называться   « Образ дороги, выраженный в слове».

 

Вопросы:

  • Какое ключевое слово  темы?    (дорога)
  • В каком значении мы будем употреблять это слово?

- Какой синоним к слову дорога  вы можете предложить?

 «Путь» - движение литературного персонажа в этом пространстве»  

Коллективная работа  

– Каковы, на ваш взгляд, причины выбора темы?

(1. Необходимость  изучения по программе.
2. Необходимость осмысления собственного жизненного пути.
3. Определение траектории собственного пути через осмысление взлётов и падений  литературных героев.)

– В  чём вы видите  актуальность  предложенной темы?

(1. Тема важна, потому  что человек жив только тогда, когда он движется вперёд.  
2. Интересно посмотреть, какой путь человека и страны был предпочтителен  для писателей XIX века и т.д.)

– Как вы предлагаете  сформулировать проблему исследования?

Слайд № 3.   Проблемы исследования – разные грани дороги 

(Как изображён в произведениях русской литературы XIX века и  живописи  путь отдельно взятого человека?

Куда  и как движется герой?

 Что даёт человеку это движение?

 Что  Н.В.Гоголь говорит о пути России? )

Слайд  № 4.  Эпиграф

- Эпиграфом станут слова великого писателя: ( ученик читает выразительно)

Слайд №  5.   Видеоматериал  

«Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! И как чудна она сама, эта дорога: ясный день, осенние листья, холодный воздух…  А ночь! небесные силы! Какая ночь совершается в вышине! А воздух, а небо, далекое, высокое, там, в недоступной глубине своей, так необъятно, звучно и ясно раскинувшееся!.. Боже! Как хороша подчас, далекая, далекая дорога! Сколько раз, как погибающий и тонущий, я хватался за тебя, и ты всякий раз меня великодушно выносила и спасала! А сколько родилось в тебе чудных замыслов, поэтических грез, сколько перечувствовалось дивных впечатлений!..»

 -   Очень проникновенные строки! Это ведь сам Гоголь так глубоко любил дорогу, так самозабвенно «хватался» за нее в трудные дни своей жизни. Образ дороги  пронизывает всю поэму, раскрывая различные грани. Разные грани гоголевской дороги мы и должны сегодня увидеть и понять.

-  Для того, чтобы расширить наши представления о веке XIX, обратим внимание на средства передвижения наших героев.

Слайд № 6 – 11.  Средства передвижения  в 19 веке.

Творческая словарная работа

1. Карета – большой крытый четырёхколёсный экипаж на рессорах 

Долго ль мне гулять на свете

То в коляске, то верхом,

То в кибитке, то в карете,

То в телеге, то пешком?

Пушкин

 

2. Пролётка – лёгкий четырёхколёсный экипаж.

3. Кибитка – крытая дорожная повозка.

Соседи съехались в возках

В кибитках, в бричках и в санях.

Пушкин. «Евгений Онегин»

4. Коляска – рессорный экипаж на четырёх колёсах с поднимающимся верхом.

Ступай к каретошнику, чтоб поставил коляску на полозки, – сказал Чичиков.

Гоголь. «Мёртвые души»

5. Дилижанс – многоместная крытая карета, запряжённая лошадьми для скорого сообщения, перевозки пассажиров и почты.

Копейкин пройдёт мимо Милютинских лавок: там из окна выглядывает, в некотором роде, семга этакая, вишенка по пяти рублей штучка, арбуз громадище, дилижанс этакий…

Гоголь. «Мёртвые души»

6. Дрожки – лёгкий открытый экипаж.

За коляской следовали всем известные полковые дрожки.

Гоголь. «Коляска»

7. Бричка – лёгкая дорожная  повозка с откидным верхом.

Высунувшись в окно, увидел он (Чичиков)  остановившуюся перед трактиром лёгонькую бричку, запряжённую тройкой добрых лошадок.

Гоголь. «Мёртвые души»

-   Какое значение имела бричка для Чичикова? ( прямое и переносное)

Бричка главного героя имеет очень важное значение. Чичиков – герой пути, и бричка – его дом. Эта предметная деталь.   Мало того, что Чичиков путешествует в ней, то есть благодаря ей оказывается возможным сюжет путешествия; бричка мотивирует еще появление характеров Селифана и трех коней; благодаря ей удается спастись от Ноздрева (то есть бричка выручает Чичикова); бричка сталкивается с каретой губернаторской дочки и таким образом вводится лирический мотив, а в конце поэмы Чичиков даже предстает как похититель губернаторской дочки. Бричка – живой персонаж: она наделяется своей собственной волей и иногда не слушается Чичикова и Селифана, едет своей дорогой и под конец вываливает седока в непролазную грязь – так герой не по своей воле попадает к Коробочке, которая встречает его ласковыми словами: «Эх, отец мой, да у тебя-то, как у борова, вся спина и бок в грязи! Где так изволил засалиться? » Кроме того, бричка как бы определяет кольцевую композицию первого тома: поэма открывается разговором двух мужиков о том, насколько прочно колесо брички, а завершается поломкой того самого колеса, из-за чего Чичикову приходится задержаться в городе.

Работа с текстом.

 Слово учителя:   - Обратимся к поэме. Вновь откроем первую страницу… (читаем первое предложение). Начинается поэма образом дороги. Въезд Чичикова не был сопровожден ничем особенным, только…

Слайд № 12.  Колесить. 

 Въезд Чичикова не был сопровожден ничем особенным, только…

- Какое уточнение делает Гоголь? (разговор о колесе)

- Какова роль разговора о колесе?

- Почему бричка Чичикова «В Казань не доедет»? Какой намек скрывается за этой фразой? («колесо», на которое уселся самодовольный Чичиков, «кривовато», русским пространством ему не овладеть)

  Какой есть однокоренной глагол к слову «колесо»? Что он обозначает?

- Проверим себя: обратимся к словарю В.И. Даля

Слово лингвистам:

Колесить – делать объезд или обход; ездить околицей, кругом; плутать, блуждать; говорить намеками, не прямо.

- Как эти значения соотносятся с образом Чичикова?

Дорога - одна из основных пространственных форм, соединяющих текст «Мертвых душ». Все герои, идеи, образы делятся на принадлежащие дороге, устремленные, имеющие цель, движущиеся - и статичные, бесцельные

 Слайд № 13.  Картинка  первого  титульного листа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На первом титульном листе была изображена коляска Чичикова, символизирующая путь России, а вокруг мёртвое поле… Как грустна наша Русь!

- Какой же представляется нам   дорога, по которой едет Чичиков?   (первый вопрос проблемы)

Работа с текстом – выписываем ключевые слова

Учащиеся-литературоведы зачитывают найденные эпизоды:

«С громом выехала бричка из-под ворот гостиницы на улицу… Не без радости был вдали узрет полосатый шлагбаум, дававший знать, что мостовой, как и всякой другой муке, будет скоро конец; и еще несколько раз ударившись довольно крепко головою в кузов, Чичиков понесся наконец по мягкой земле». (Гл.2)

«Между тем Чичиков стал примечать, что бричка качалась во все стороны и наделяла его пресильными толчками; это дало ему почувствовать, что они своротили с дороги и, вероятно, тащились по взбороненному полю». (Гл.3)

«Хотя день был очень хорош, но земля до такой степени загрязнилась, что колеса брички, захватывая ее, сделались скоро покрытыми ею, как войлоком, что значительно отяжелило экипаж; к тому же почва была глиниста и цепка необыкновенно. То и другое было причиною, что они не могли выбраться из проселков до полудня. Без девчонки было бы трудно сделать и это, потому что дороги расползлись во все стороны, как пойманные раки, когда их высыплют из мешка, и Селифану довелось бы поколесить уже не по своей вине». (Гл.3)

- Какую дорогу вы увидели ?  

- Какое сравнение помогает нам представить дорогу Чичикова? (как пойманные раки). В чем символическое значение такого сравнения?

-  К каким героям принадлежит Чичиков?  Почему у его дороги нет направления (колесит, как раки))? 

Слайд № 14. Дорога и путь. Словарная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-    Путь Чичикова… Что можете вы сказать о пути героя? О цели его пути?

-  Слово «путь» часто сочетается с прилагательными жизненный и житейский. Как вы их понимаете? В чем видите различия?

 

 Жизненный –

  1. Относящийся к жизни.
  2. Близкий к жизни, к действительности, к реальности.
  3. Важный для жизни, общественно необходимый.

Житейский – обыденный, свойственный повседневной жизни.

- Какое из них более подойдет к «пути» Чичикова? 

- Как взаимосвязаны дорога и жизненный путь Чичикова?  (У Чичикова мелкая, своекорыстная цель и, соответственно с этим, траектория движения коротка, дорога водит его по кругу). 

- Мы видим, что дорога имеет не только прямое, «вещественное» значение, но и приобретает   символические и метафорические смыслы. Какие?  (Дорога - путешествие в пространстве с определенной целью -  житейский путь Чичикова)

Слово учителя. Мотив жизненного  пути, дороги всегда волновала русских художников и находила в их творчестве яркое, запоминающее звучание  Уже много веков поднимается   вопрос:  какой выбрать путь, кому под силу пройти, как его пройти? 

Слайд  № 15 - 21.  Иллюстрации  по живописи с изображением дороги

  1. Опишите, что вы себе представили,  глядя на картину? Каков характер  этой дороги?   А каково ее настроение? 
  2. Как  отображается в  живописи мотив дороги, то есть какими художественными средствами создается образ дороги?
  3. А как  художнику удалось воплотить свой творческий замысел? Какое выразительное средство использует  художник, чтобы передать разные грани дороги, пути? 

(На доске ребята, определив символическое значение дороги в картинах художников, прикрепляют на доске )

А.К.Саврасов -  одиночество,  Алексей Бутырский – надежда (свет), Адамов – гармония, обновление, Левитан – вера, путник, дорога к храму, Азовский « Дорога к храму»,  аллея ( познание себя),  Томас Кинкейд – поиск, познание себя,  путь к вершинам – преодоление,  дорога домой – радость, Шишкин – грязно и грустно, Васнецов «Витязь на распутье» - проблема выбора, Лунные небеса – творчество, вера в лучшее, Ю. Клевер «Зимний пейзаж»,  Ф.Рубо  « Тройка»

Вывод: 

- Не так ли и мы с вами с замиранием сердца останавливаемся перед художественным изображением и,  вглядываясь, ловим себя на мысли, что мы те же путники, бредущие по дорогам, где каждый выбирает свою.

-  Какая же из этих дорог Чичикова?  Аргументируйте.    20

Слайд № 22.  Тема дороги  (12, 13)   картинки

Тема дороги, движения – одна из важнейших в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Сам сюжет произведения строится на похождениях главного героя – мошенника Чичикова: он путешествует от помещика к помещику, передвигается по губернскому городу с целью покупки «мертвых душ».

«Мертвые души» начинаются и заканчиваются темой дороги. В начале поэмы Чичиков въезжает в губернский город, он полон надежд и планов, а в конце герой бежит из него, боясь окончательного разоблачения. 

Вспомним, что, уезжая от Коробочки, Чичиков просит ее рассказать, «как добраться до большой дороги»: «Как же бы это сделать? - сказала хозяйка. - Рассказать-то мудрено, поворотов много…»

 - Как добраться до большой дороги?  - это вопрос автора, обращенный к читателям. Вместе с писателем он должен задуматься над тем, как выехать на «большую дорогу» жизни.

- Возникает контраст конца и начала, «прежде» и «теперь». На дороге жизни утрачивается что-то очень важное, значительное: свежесть ощущений, непосредственность восприятия. На первый план в этом эпизоде выдвинуто изменение человека на жизненной дороге, что непосредственно связано с внутренней темой главы 

Кому из помещиков пришлось пережить поразительные изменения?  Какие?  Почему ? 

Слайд № 23.   Плюшкин   (Сцена из 6 главы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слово учителя.

- Дорога – основная «канва» поэмы. Пока идёт дорога, идёт жизнь, пока идёт жизнь, идёт рассказ об этой жизни.

- Образом дороги и завершается поэма.  В одиннадцатой главе, завершающей первый том «Мертвых душ», звучит своеобразный гимн дороге. Это гимн движению - источнику «чудных замыслов, поэтических грез», «дивных впечатлений». 

Слайд № 24.  «Бричка между тем поворотила…» 

- Что же видим мы, путешествуя вместе с Чичиковым? Какая Россия предстает  перед нами?

 

Сравнительный анализ эпизодов главы 11:

1) «Бричка между тем поворотила в более пустынные улицы; скоро потянулись одни длинные деревянные заборы, предвещавшие конец города. Вот уже и мостовая кончилась, и шлагбаум, и город позади, и ничего нет, и опять в дороге. И опять по обеим сторонам столбового пути пошли вновь писать версты, станционные смотрители, колодцы, обозы, серые деревни с самоварами, бабами и бойким бородатым хозяином, бегущим из постоялого двора с овсом в руке, пешеход в протертых лаптях… городишки, выстроенные жнивьем…, чинимые мосты, поля неоглядные …, затянутая вдали песня, сосновые верхушки в тумане, пропадающий далече колокольный звон, вороны как мухи и горизонт без конца…»

- Сравните этот эпизод со следующим.

2) Чтение отрывка наизусть  (слайд 11):

 «Русь! Русь! Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросанно и неприютно в тебе… Открыто – пустынно и ровно все в тебе; как точки, как значки, неприметно торчат среди равнин невысокие твои города; ничто не обольстит и не очарует взора. Но какая же непостижимая тайная сила влечет к тебе? … Почему слышится и раздается немолчно в ушах твоя тоскливая, несущаяся по всей длине и ширине твоей песня? Что в ней, в этой песне? Русь! Чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится между нами… У! какая сверкающая, чудная незнакомая земле даль! Русь!»

- Сравните две картины: что общего вы можете отметить? Что символизирует дорога для главного героя поэмы, автора, который сопровождал нас на протяжении всего повествования и для  страны?

Слайд № 25.  Сделайте выводы по теме нашего исследования.  

 Но это абсолютно разные дороги.   Дорога одного человека, конкретного персонажа - Павла Ивановича Чичикова. В конце - это дорога целого государства, России, и даже больше, дорога всего человечества. 

  •    Чичиков  мчится по российским просторам, по российским  дорогам с мыслью о покупке мёртвых душ и разбогатеть, для  автора – это творческий путь.

 

  • А для  Руси ?

 

  • Дорога - это и способность к творчеству, и способность к познанию истинного пути человека и всего человечества, и надежда на то, что такой путь удастся найти современникам.  

Слайд № 26.   Финальные кадры из фильма.

- Держи, держи, дурак!- кричал Чичиков Селифану.

- Вот я тебя палашом! - кричал скакавший на встречу фельдъегерь с усами в аршин. - Не видишь, леший дери твою душу: казенный экипаж! - и, как призрак, исчезнула с громом и пылью тройка.

Слайд № 27.  Финальные кадры из фильма.

Ученик   наизусть:

«И какой же русский не любит быстрой езды?... Кажись неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит… летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль… Эх, тройка! Птица тройка, кто тебя выдумал? Знать у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем- гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи… Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба?... Эх, кони, кони, что за кони!... Заслышали с вышины знакомую песню, …превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху…»

- Каково направление движения?  (Дорога вверх) Каково символическое значение такой дороги?  

  Слайд 28.   Птица тройка Пластининой

  Дорога-спасение, дорога-надежда, дорога-вера в лучшее

 Любовь к русскому народу, к родине выразились в образе птицы – тройки, несущейся вперёд, олицетворяющей собой могучие и неисчерпаемые силы России.

 Здесь автор задумывается о будущем страны, он смотрит в будущее и не видит его, но как истинный патриот верит в то, что в будущем не будет Маниловых, Собакевичей, Ноздрёвых, Плюшкиных, что Россия поднимется к величию и славе. 

Итак, необходимо четко разграничивать понятия дорога и путь в этой поэме. Дорога это нечто возвышенное пронизанное гоголевским патриотизмом, восхищением солью Руси - народом. Дороги это еще и вопрос о будущем.

Путь это реальность, это то через что прошел Чичиков, и то через что ему предстоит пройти. Мне кажется, что любой путь напоминает кривую с множеством поворотов, и именно из путей появляется одна главная широкая дорога.


    
        Что будет с Русью, куда ведет дорога, по которой она мчиҭся так, что ее уже не остановить: Русь, куда несешься ҭы?... Вот какой вопрос беспокоил писателя, потому что в душе его жила безграничная любовь к России. И, что самое главное, Гоголь, в отличие от многих современников, верил в Россию, верил в ее будущее. Поэтому можно с уверенностью сказать, что дорога в ҭворчестве Гоголя это дорога России к лучшему, свеҭлому будущему.
Путь Гоголя путь возрождения России, путь совершенствования общества, запутавшегося в противоречиях жизни.

 Слайд  29.  Наставление Н.В. Гоголя  

И  Гоголь, завершая поэму, пожелал нам: «Забирайте же с собою в путь, выходя из юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте все человеческие движения, не оставляйте их на дороге: не подымите потом!»

Слайд  30.  Картинка  «Девочка идёт по дороге»

Всё самое хорошее в жизни связано именно с юности и не нужно забывать об этом, как это сделали описанные в поэме герои. Они потеряли человеческое  и не смогли найти потом.

Слайд № 31.  Домашнее задание.

Напишите небольшое рассуждение на тему:

 «Есть ли Чичиковы в наши дни? Какое положение занимают подобные люди в современном обществе?»

 

 

 

 

 

 

doc
Додано
24 березня 2018
Переглядів
2830
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку