План-конспект урока литературы в 9-Б классе
Урок № 1 Дата_________________
Тема. Введение. Художественная литература как искусство слова, её место среди других видов искусств. Общая характеристика исторического развития мировой литературы. Познание мира и своего «Я» сквозь призму художественной литературы. Творческий диалог с оригинальным и переводным произведениями.
Цели:
развивающая: развивать культуру связной речи, логическое мышление, внимание, память; обогащать словарный запас учеников; формировать кругозор, мировоззрение;
образовательная: дать понятие о художественной литературе как искусстве слова, литературном процессе, истории литературы; диалоге с литературным текстом;
воспитательная: воспитывать у учеников эстетические чувства.
Оборудование: учебник Интегрированный курс литература (русская и зарубежная) Н.С.Полулях, Т.В.Надозирная, лист сопровождения, интеллект-карта «Литература».
Тип урока: комбинированный.
Эпиграфы. Слово - это тончайший резец...
Уметь пользоваться им - большое искусство.
В. Сухомлинский
Кто много читает, тот много знает.
Народная пословица.
Ход урока
І. Организационный этап
Ознакомление учащихся с программой изучения курса русского языка в 9 классе.
ІІ. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Слово учителя. Полноценной ли будет жизнь человека, если он будет есть, спать, чистить зубы, зарабатывать деньги, чтобы купить машину, дом, вещи, все, что делает жизнь комфортной? Скорее нет, чем да. Человек ходит на концерты, любуется произведениями живописи, архитектуры, он вышивает крестиком, рисует, он нуждается в прекрасном.
Скульптура и симфония, картина и повесть, кинофильм и дворец, спектакль и танец – всё это произведения различных видов искусства.
Искусства классифицируют по разным критериям. Изобразительные искусства показывают в художественных образах внешнюю действительность, неизобразительные виды искусства выражают внутренний мир. Неизобразительные искусства: музыка, танец и литература, а также архитектура. Существуют и смешанные (синтетические) виды искусств: кино, театр, балет, цирк и др.
Одним из важнейших видов искусства является художественная литература. Литература происходит от латинского литера - буква. Прямое значение этого слова - то, что написано буквами. О художественной литературе как искусстве слова мы и поговорим на сегодняшнем уроке.
III. Работа над темой урока.
1. Подберите ассоциации к понятию художественная литература (книга, автор, манускрипт, чтение, писатель, роман, проза, поэзия, стиль, предание, лира, словесность и др.)
2. Работа с учебником (стр.4-5). Найти определение понятиям «литературный процесс», «история литературы».
3. Работа с лентой времени.
Мифология, УНТ |
Античность |
Средние века |
Возрождение |
Классицизм Сентиментализм |
Романтизм |
Реализм Модернизм |
Постмодернизм |
|
VIII cт. до н.э. – V н.э. |
V – XIII |
XIV – XVII |
Конец XVII – XVIII |
XVIII -XIX |
XIX – XX |
Конец XX – начало XXI |
Учитель. Вспомните произведения, которые вы изучали в 8 классе и соотнесите их с лентой времени.
IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся.
1. Заполнить лакуны в таблице.
Понятие |
Характеристика |
Художественная литература |
|
|
Средство образного отражения жизни в художественной литературе |
Литературный процесс |
|
|
Литературоведческая дисциплина, которая исследует творческие биографии писателей, историю литературных направлений и жанров, национальных и всемирной литературы |
2. Комментирование эпиграфов.
3. Задание учащимся. Сформулируйте 3 вопроса по теме сегодняшнего урока.
4. Творческая работа в парах. Сочинить сенкан «Литература» (используем опору – интеллект-карту).
Пример сенкана:
1. Литература
2. Образная, художественная.
3. Рассказывает, исследует, влияет.
4. Художественная литература – вид искусства.
5.Картина мира.
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
Заключительное слово учителя.
Язык искусства – совсем особый язык. Чем проницательнее наш взгляд, тем глубже отрывается художественный космос того или иного произведения. При внимательном чтении мы узнаем об авторе, пожалуй, не меньше, чем о его действующих лицах. Страница за страницей сообщит нам о том, как жил автор, в какой обстановке, что его волновало, как относился он к окружающим людям, что почитал счастьем или горем.
Отличительная черта литературы как одного из видов искусства – образность. Художественный образ – это картина мира, созданная художником и проникнутая его мыслями, чувствами, переживаниями. Две составляющие художественного образа: то, что хотел сказать автор, и то, как понимает сказанное читатель (зритель, слушатель). Сила художественного образа – в безграничных возможностях его восприятия.
VI. Домашнее задание.
Лист сопровождения к уроку № 1
- Вспоминаем понятия
- Работаем с лентой времени.
Мифология, УНТ |
Античность |
Средние века |
Возрождение |
Классицизм Сентиментализм |
Романтизм |
Реализм Модернизм |
Постмодернизм |
|
VIII cт. до н.э. – V н.э. |
V – XIII |
XIV – XVII |
Конец XVII – XVIII |
XVIII -XIX |
XIX – XX |
Конец XX – начало XXI |
- Заполняем пробелы в таблице.
Понятие |
Характеристика |
Художественная литература |
|
|
Средство образного отражения жизни в художественной литературе |
Литературный процесс |
|
|
Литературоведческая дисциплина, которая исследует творческие биографии писателей, историю литературных направлений и жанров, национальных и всемирной литературы |
- Сочиняем сенкан (обращаемся к интеллект-карте)
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема
сенкана, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных (какой?).
3 строка – три глагола (что делает?).
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Лист сопровождения к уроку № 1
- Вспоминаем понятия
- Работаем с лентой времени.
Мифология, УНТ |
Античность |
Средние века |
Возрождение |
Классицизм Сентиментализм |
Романтизм |
Реализм Модернизм |
Постмодернизм |
|
VIII cт. до н.э. – V н.э. |
V – XIII |
XIV – XVII |
Конец XVII – XVIII |
XVIII -XIX |
XIX – XX |
Конец XX – начало XXI |
- Заполняем пробелы в таблице.
Понятие |
Характеристика |
Художественная литература |
|
|
Средство образного отражения жизни в художественной литературе |
Литературный процесс |
|
|
Литературоведческая дисциплина, которая исследует творческие биографии писателей, историю литературных направлений и жанров, национальных и всемирной литературы |
- Сочиняем сенкан (обращаемся к интеллект-карте)
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема
сенкана, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных (какой?).
3 строка – три глагола (что делает?).
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.