22 серпня о 18:00Вебінар: Як зробити урок цікавим: перевірені лайфхаки

Мир поэзии М.Ю. Лермонтова

Про матеріал
Урок для учеников 9 класса. Цель: расширить знания о жизни и творчестве Лермонтова; познакомить с основными мотивами его лирики.
Перегляд файлу

1

 

Тема урока: Мир поэзии М. Ю. Лермонтова

 

Цель урока:

  1. Расширить знания учащихся о жизни творчестве поэта.
  2. Познакомить с основными мотивами его лирики, вызвать интерес к личности М. Ю. Лермонтова, раскрыть трагизм судьбы поэта.

 

Оборудование: Портрет М. Ю. Лермонтова, сборники стихотворений поэта, высказывания о нём; грамзаписи со стихами и романсами на стихи М. Ю. Лермонтова.

 

Ход урока

 

Слово слушается его, как змея  -

 заклинателя: от почти площадной

эпиграммы до молитвы.

А. Ахматова

І. Эвокация

Слово учителя (О Лермонтове, сообщение темы, цели урока).

Учитель:

   Тема нашего урока: Мир поэзии М. Ю. Лермонтова. Имя Михаила Юрьевича вам давно знакомо. Сегодня мы узнаем о нём ещё много нового; познакомитесь со стихотворениями М. Ю. Лермонтова; узнаете, что волнует поэта, какие проблемы он затрагивает в своих произведениях. 

   Я предлагаю вам написать всё, что вы знаете о М. Ю. Лермонтове, о его творчестве, его родных и близких людях.

Продолжение слова учителя.

   В 1837 году 29 января в третьем часу дня по Петербургу разнеслась весть о смерти А. С. Пушкина. День был пасмурный, рано наступили сумерки. К дому на Мойке, у Певческого моста, где жил Пушкин, шли сотни людей. За окнами первого этажа, завешанными плотными занавесками, стоял гроб с телом поэта. С чувством глубокого горя входили люди в маленькую, скромную квартиру Пушкина. Многие плакали – все понимали: случилось страшное, непоправимое несчастье: погиб великий поэт России, её гордость, её слава.

   А на другой день по городу из рук в руки передавали стихи:

Погиб поэт! – невольник чести –

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Покинув гордой головой!

   Казалось, нельзя сильнее, лучше выразить безграничную любовь народа к убитому поэту и страстную ненависть к его убийцам. Под стихами была подпись: Лермонтов – новое, незнакомое имя. Мало кто знал, что корнет лейб-гвардии гусарского полка Лермонтов пишет стихи, что он автор таких произведений, как «Парус», «Кавказ», «Два великана», «Поле Бородино», что уже давно работает над поэмой «Демон», что в тетради его – большой незаконченный роман «Вадим».

   М. Ю. Лермонтов – человек, оставивший яркий свет в русской литературе. Проходят годы, а о нём продолжают говорить ценители поэзии. Его имя неоднократно рождало споры.

   Итак, кто он, этот поэт, проложивший яркий след в русской литературе, пролетевший яркой звездой и сгоревший, как метеор?

ІІ. Осмысление.

   Сообщения по биографии Лермонтова, в процессе чего заполняется хронологическая таблица.

Учитель:

   Наследник А. С. Пушкина, Лермонтов, и погиб так же, как его великий предшественник и учитель.

   Теперь, когда вы расширили знания о жизни поэта, я предлагаю вам познакомиться с его стихотворениями.

Работа в 5 группах.

1. Чтение стихотворения.

2.  Комментарий группы по своей теме.

Тема любви к Родине

Стихотворения: «Бородино», «Родина», «Прощай немытая Россия»

  • Каким представляет перед вами автор в стихотворении «Родина»?
  • Что вы узнали о его политических симпатиях, о его отношении к простому народу, к дворянской верхушке, о характере его любви к Родине?
  • Почему своё патриотическое чувство поэт называет странным?
  • О чём заставляет задуматься это стихотворение?
  • Проанализируйте эпитет «немытая Россия».
  • Вспомните стихотворение «Бородино». Чем отличается оно от двух последующих?

Судьба поколения 30-х годов в лирике М. Ю. Лермонтова

1. Прочитайте стихотворение «Дума».

2. Составьте цитатную характеристику поколения

(«Богаты … ошибками отцов»,

«к добру и злу постыдно равнодушны»,

«Перед опастностью … малодушны»,

«Перед властью … рабы»,

«Иссушим ум наукою бесплодной»,

«И ненавидим мы, и любим мы случайно»).

  • Какую жизнь ведёт такое поколение?
  • Относит ли себя автор к этому поколению?
  • Что Лермонтов считает самым страшным для своего поколения? или: Что тревожит Лермонтова – человека, поэта и гражданина?

За что поэт осуждает молодое поколение?

(За мёртвую душу, сонную волю и рабскую психологию)

  • Найдите антитезу в стихотворении?
  • А о каком поколении мог думать Лермонтов, когда писал строки: «Печально я гляжу на наше поколение»?
  • Чем они, эти поколения, отличаются друг от друга?

Тема вольности и протеста против самодержавия в лирике

М. Ю. Лермонтова

  1. История написания стихотворения «Смерть поэта?
  2. Какие черты поэта, гражданина и человека отмечает Лермонтов в Пушкине?
  3. Как относился Лермонтов к А. С. Пушкину?
  4. Какие черты отмечает Лермонтов в Дантесе и какими художественными приёмами передаёт своё отношение к нему?
  5. Кого винит Лермонтов  в смерти А. С. Пушкина?
  6. Почему стихотворение «Смерть поэта» вызвало гнев царя и верхушки российской знати?
  7. Какие у вас возникают мысли и чувства после прочтения этого стихотворения?

 

Тема поэта и поэзии

  1. Прочитайте стихотворение «Поэт».
  2. Кого видит Лермонтов в образе поэта?
  3. Почему Лермонтов предлагал своим размышлением о поэзии историю?
  4. Какой художественный приём положен в основу стихотворения
  5. В чём смысл истории кинжала?
  6. Найдите строфы, которые являются идейным центром стихотворения.
  7. Укажите сравнения, используемые поэтом в этих строфах?
  8. Какова роль поэзии сегодня, по-вашему?

Человек и природа в лирике М. Ю. Лермонтова

  • «Когда волнуется желтеющая нива» - прочитать стихотворение.
  • Какое душевное состояние переживает лирический герой этого стихотворения? С чем это связано?
  • Является ли картина природы целостной? Почему она представлена в виде разрозненных сюжетов?
  • Какое душевное состояние «прячется» в этом стихотворении как основное? Как это можно доказать?
  • Какие строчки являются главными в стихотворении?
  • Как в них подчёркивается особая ценность слияния с природой и вместе с тем – редкость и временность этого состояния души?

ІІІ. Рефлексия

  • Какой была жизнь М. Ю. Лермонтова?
  • Что волнует Лермонтова – поэта человека, гражданина?
  • Что вас особенно взволновало из услышанного на уроке?

Чтение стихотворения «Выхожу один я на дорогу»

Заполнение поэтического пространства:

Учитель:

   Мы познакомились с основными мотивами лирики М. Ю. Лермонтова. Но у каждого из нас есть возможность, листая томики его стихов, ещё глубже окунуться в мир прекрасных образов русского поэта. Хочется закончить урок словами великого критика В. Т. Белинского:

«Бросая общий взгляд на стихотворения Лермонтова, мы видим в них все силы, все элементы, из которых слагаются жизнь и поэзия».

Д/з. Сделать рисунок, символически передающий то, каким вы представляете себе Лермонтова. Выучить стихотворение «Родина».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

doc
Додано
9 березня
Переглядів
79
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку