1
Тема урока: Мир поэзии М. Ю. Лермонтова
Цель урока:
Оборудование: Портрет М. Ю. Лермонтова, сборники стихотворений поэта, высказывания о нём; грамзаписи со стихами и романсами на стихи М. Ю. Лермонтова.
Ход урока
Слово слушается его, как змея -
заклинателя: от почти площадной
эпиграммы до молитвы.
А. Ахматова
І. Эвокация
Слово учителя (О Лермонтове, сообщение темы, цели урока).
Учитель:
Тема нашего урока: Мир поэзии М. Ю. Лермонтова. Имя Михаила Юрьевича вам давно знакомо. Сегодня мы узнаем о нём ещё много нового; познакомитесь со стихотворениями М. Ю. Лермонтова; узнаете, что волнует поэта, какие проблемы он затрагивает в своих произведениях.
Я предлагаю вам написать всё, что вы знаете о М. Ю. Лермонтове, о его творчестве, его родных и близких людях.
Продолжение слова учителя.
В 1837 году 29 января в третьем часу дня по Петербургу разнеслась весть о смерти А. С. Пушкина. День был пасмурный, рано наступили сумерки. К дому на Мойке, у Певческого моста, где жил Пушкин, шли сотни людей. За окнами первого этажа, завешанными плотными занавесками, стоял гроб с телом поэта. С чувством глубокого горя входили люди в маленькую, скромную квартиру Пушкина. Многие плакали – все понимали: случилось страшное, непоправимое несчастье: погиб великий поэт России, её гордость, её слава.
А на другой день по городу из рук в руки передавали стихи:
Погиб поэт! – невольник чести –
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Покинув гордой головой!
Казалось, нельзя сильнее, лучше выразить безграничную любовь народа к убитому поэту и страстную ненависть к его убийцам. Под стихами была подпись: Лермонтов – новое, незнакомое имя. Мало кто знал, что корнет лейб-гвардии гусарского полка Лермонтов пишет стихи, что он автор таких произведений, как «Парус», «Кавказ», «Два великана», «Поле Бородино», что уже давно работает над поэмой «Демон», что в тетради его – большой незаконченный роман «Вадим».
М. Ю. Лермонтов – человек, оставивший яркий свет в русской литературе. Проходят годы, а о нём продолжают говорить ценители поэзии. Его имя неоднократно рождало споры.
Итак, кто он, этот поэт, проложивший яркий след в русской литературе, пролетевший яркой звездой и сгоревший, как метеор?
ІІ. Осмысление.
Сообщения по биографии Лермонтова, в процессе чего заполняется хронологическая таблица.
Учитель:
Наследник А. С. Пушкина, Лермонтов, и погиб так же, как его великий предшественник и учитель.
Теперь, когда вы расширили знания о жизни поэта, я предлагаю вам познакомиться с его стихотворениями.
Работа в 5 группах.
1. Чтение стихотворения.
2. Комментарий группы по своей теме.
Тема любви к Родине
Стихотворения: «Бородино», «Родина», «Прощай немытая Россия»
Судьба поколения 30-х годов в лирике М. Ю. Лермонтова
1. Прочитайте стихотворение «Дума».
2. Составьте цитатную характеристику поколения
(«Богаты … ошибками отцов»,
«к добру и злу постыдно равнодушны»,
«Перед опастностью … малодушны»,
«Перед властью … рабы»,
«Иссушим ум наукою бесплодной»,
«И ненавидим мы, и любим мы случайно»).
За что поэт осуждает молодое поколение?
(За мёртвую душу, сонную волю и рабскую психологию)
Тема вольности и протеста против самодержавия в лирике
М. Ю. Лермонтова
Тема поэта и поэзии
Человек и природа в лирике М. Ю. Лермонтова
ІІІ. Рефлексия
Чтение стихотворения «Выхожу один я на дорогу»
Заполнение поэтического пространства:
Учитель:
Мы познакомились с основными мотивами лирики М. Ю. Лермонтова. Но у каждого из нас есть возможность, листая томики его стихов, ещё глубже окунуться в мир прекрасных образов русского поэта. Хочется закончить урок словами великого критика В. Т. Белинского:
«Бросая общий взгляд на стихотворения Лермонтова, мы видим в них все силы, все элементы, из которых слагаются жизнь и поэзия».
Д/з. Сделать рисунок, символически передающий то, каким вы представляете себе Лермонтова. Выучить стихотворение «Родина».