Урок-мастерская «Омонимы»

Про матеріал
В матеріалах подаються завдання для розвитку пізнавальних інтересів та творчих здібностей учнів, формування орфографічних та комунікативних навичок згідно з розділами програми. Рекомендовано вчителям російської мови.
Перегляд файлу

Тема. Урок-мастерская «Омонимы»

                  

Цели:

- образовательная (познавательная, обучающая): развивая образное мышление, сформировать понятие об омонимах и их роли в языке; научить отличать омонимы от многозначных слов.

- развивающая (практическая)

развитие учебно-информационных и учебно-логических умений, формирование коммуникативной и оргдеятельностной компетенций.

- воспитательная: воспитание культуры общения на уроке.

 

Оборудование

учебник

таблички для составления паспорта и работы в группах

картинки с изображением слов-омонимов

толковые словари русского языка

 

Тип урока: урок изучения нового материала

Жанр урока: урок-мастерская построения знаний и формирования

                      ценностных ориентаций.

Используемые приемы:

Незаконченное предложение

Составления паспорта изучаемого понятия

Творческое наблюдение

Работа в парах

Работа в группах

Ожидаемые результаты:

- расширение лингвистического кругозора: (виды омонимов и их использование в речи);

- составление паспорта омонимов путём исследования языкового материала;

- приобретение опыта работы в группах, работы с источниками 

  информации;

- развитие умения мыслить, отстаивать свою точку зрения.

 

    Этапы работы мастерской

І. Мотивационный

1. Индуктор. Представление проблемной ситуации

1) Слово учителя.

 - Мы продолжаем работу над блоком «Как устроен наш язык», раздел «Лексика».

 - Что изучает этот раздел? Какие задачи мы решаем при изучении раздела «Лексика»?

2) Словарная работа.

 - Начнем урок со словарной работы. Наше новое словарное слово зашифровано.

 - Прочитайте загадку:

Этим словом день недели назовём

   И окружение, в котором мы живём.

 

 - Кто-нибудь догадался, о чём идет речь?

 - Подсказка: Какой день недели был вчера? (среда). Запишите слово в тетрадь.

 

 - А о чем ещё идет речь?

 - Что надо сделать, чтобы определить лексическое значение слова?

 

 - Обратиться к толковому словарю. Сколько слов “среда” записано в словаре? (два – 1. день недели; 2. все, что нас окружает)

 

 - Давайте составим предложение с каждым словом.

 - Запишите оба предложения.

 - Что мы заметили, работая со словарным словом? (два разных по лексическому значению слова пишутся и произносятся одинаково)

3) Стадия осмысления:

- введение нового понятия;

- конструирование определения;

- формулировка темы урока.

 

 - Такие слова называются ОМОНИМАМИ (формулировка темы урока).

 - А что же такое омонимы?

 - Давайте попытаемся сконструировать правило. Откроем учебник  и проверим ваши предположения.

 

Постановка проблемы. Творческое наблюдение.

 - Посмотрите на доску. Что изображено на картинках? (коса, хвост, ключ)

 - Что обозначает слово?

 - Это одно и то же слово или разные?

 

ІІ Создание творческого продукта.

  1) Самоконструкция

1) Задание.

- Каждый ряд в парах работает над своим словом по поставленным выше вопросам.

 При затруднении использовать словарь.

  Коса - прическа, инвентарь, часть суши

Хвост - у самолёта, у белки, у кометы, причёска

  Ключ – от замка; источник, родник

  2) Социализация

  - Афиширование  (соединение результатов, коллективное составление таблицы) (Приложения №1).

-  Поэтическая минутка (Приложения № 2).

 

 

  3) Промежуточная рефлексия и самокоррекция

 Закончи предложение:

- Мы называем омонимами…

- От многозначных слов омонимы отличаются …

- В словарях даются значения омонимов …, а  многозначных слов …

(омонимы – в разных словарных статьях и нумеруются), а многозначные слова – в одной словарной статье).

Творческое задание:

Объясните смысл следующих омонимов, выберите из них не менее десяти слов и составьте связный рассказ:

 Атлас, бокс, вал, вилка, гусеница, ёрш, зарядка, зуб, ворот, каток, ключ, косяк, лопатка, лук, коса, месяц, наряд, очки, проводник, собачка, узел,  шашка, язык.

 

Дополнительное задание. ( Приложение №3)

 

  4) Новая информация и её обработка. Деконструкция и реконструкция.

  Слово учителя

Среди омонимов есть такие, которые совпадают:

 а) во всех формах;

 б) лишь в некоторых формах.

Наша задача – исследовать разновидности омонимов и, опираясь на результаты, составить паспорт омонимов.

 

Задание. Класс объединяется в 4 исследовательские группы и работает с таблицами, используя учебники и словари. (Приложения № 4, 5, 6, 7)

 

  5) Социоконструкция.

 - Афиширование. Презентация спикерами групп творческого продукта. Соединение результатов работы групп.

Слово учителя

 - К перечисленным следует добавить межъязыковые омонимы – слова, которые в разных языках произносятся одинаково или почти одинаково, но имеют разные значения:

 Рус.                                                Укр.

 Неделя неділя

 Уродливый вродливий

 Гроши  гроші

 Час час

 Арбуз  гарбуз

  Свет світ

 

ІІІ. Общая рефлексия

- А теперь давайте проанализируем результаты работы групп и составим паспорт омонимов.

- Какие характеристики мы отнесем в наш паспорт? Составление паспорта.

(Приложение №8)

 

Диагностика.

- А теперь давайте проверим, как вы поняли новый материал.

Игра «Я работаю волшебником»

Преврати имена нарицательные в имена собственные.

Птица орел - (город Орел). Цветок роза - (девочка Роза). Воздушный шарик - (собака Шарик). Плодородная земля- (планета Земля). Наша школа - (повесть "Школа") и др.

 

Дополнительное задание. ( Приложение №9)

 

 

IV. Оценивание

 

 

 

 

V. Домашнее задание.

1) Индивидуальное задание (по желанию). Доклад «Ох уж эти паронимы…»

2) Творческое задание (по желанию). Сделать рисунок, на котором можно было бы увидеть прямое и переносное значение слов, омонимические значения слов.

3) Обязательное задание: найти в словаре слова-омонимы и придумать с ними предложения.

 

 

 

 

 

 

                                         Приложение №1

 Творческое наблюдение над языковым материалом

                    (Омонимы и многозначные слова)

 

Слово

Лексическое  значение

Общие признаки в лексическом значении

Хвост

 

Ключ

 

Коса

 

(У самолёта, у собаки, у кометы, причёска).

(От замка, скрипичный, журавлиный, родник).

(Причёска, инвентарь, часть суши).

 

(Имеются: хвост находится сзади предмета).

(Нет общих лексических признаков).

Вывод:

 

Необходимо различать омонимы и многозначные слова.

                       

 

 

    Приложение №2   

                  Поэтическая минутка

1)Выпишите многозначное слово вместе с теми словами, которые помогают понять его различные значения. Что общего имеется в лексических значениях этого слова?

 

  Х В О С Т Ы

 

Есть хвост                                                 Хвостом корова

У подающих звёзд,                                   Бьёт слепней,

И у семян                                                   Когда они кусаются.   

          Бывает хвост,                                            Для скорпионов 

          У птиц,                                                      Хвост важней:                                                                  

          У самолёта –                                              Они хвостом сражаются!          

          Он нужен для полёта.                               У кошки хвост трубою –  

                                   

     Она хвостом гордится.

                                    Но если за тобою

                                    Плетётся  «единица»,

                                    Конец мой будет прост:

                                    Такой не нужен хвост!

                                                                                  ( Ю. Коринец )        

 

2)Отгадайте загадку. Сколько значений у слова-отгадки? Составьте словосочетания со  словом-отгадкой в разных его значениях.

 

Я в дверях, я в замке,                         Я могу, если хочу, 

Я и в нотной строке,                           Телеграмму передать

Я и гайку отвинчу,                              И загадку разгадать.

 

3)Прочитайте стихотворение. Как называются  выделенные слова?

 

                                              Скажи «родник» -

И вот возник,

            Бежит в зеленой чаще

Веселый ключ журчащий.

Мы и родник зовем ключом

(Ключ от дверей тут не причём).

          

                                                                    (  А.Л. Барто  )

 

                            Приложение №3

1) Прочитайте. Почему стихотворение получилось смешным?  Какие значения имеет слово  пятачок?  На чём основан перенос названий?  (На сходстве признаков).

 

              -- Не жалейте пятачка,--

              Говорит корова,--

              Вы купите молочка —

              Вкусного, парного!

              Поросята тут как тут:

              -- Нам по целой кружке! –

              Пятачки свои суют

              Маленькие хрюшки…

                                                                  ( А. Шибаев)

 

2) Что такое омонимы? Дайте характеристику омонимам в следующем тексте:

  Шёл я с сумкой за плечом

  Вижу, бьёт в овраге ключ.

  Наклонившись над ключом,

Уронил я в воду ключ.

Шарю я в ключе по дну,

Над водою спину гну.

Если ключ я не найду,

Как домой я попаду?

    (Б. Лившиц)

 

 

    Приложение №4

 

 Таблица для записи наблюдений  (Лексические омонимы)

 

Слова

Как пишутся?

Как произносятся?

Во всех ли формах совпадают?

Часть речи.

Ключ –

отмычка;

Ключ –

родник;

Ключ – журавлиный;

Ключ – нотный знак.

(Одинаково)

 

(Одинаково)

(Совпадают во всех грамматических формах)

(Одна и та же)

Вывод:

 

(Есть слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение).

 

 

 

  Таблица для записи наблюдений №5 (Омоформы)

 

Слова

Как пишутся?

Как произносятся?

Во всех ли формах совпадают?

Часть речи.

Лечу (в самолёте) –

лечу (желудок).

Мыла (руки) –

(нет) мыла.

Косой – косой

 

(Одинаково)

 

 

 

(Одинаково)

(Одинаково)

 

 

 

(Одинаково)

(Лишь в некоторых)

 

 

 

(Одна и та же)

 

 

(Разные)

Вывод:

 

 

(Существуют омонимы, которые совпадают в написании и произношении лишь в  некоторых формах).

 

 

Таблица для записи наблюдений №6 (Омофоны)

Слова

Как пишутся?

Как произносятся?

Во всех ли формах совпадают?

Часть речи.

Балл – бал;

вести – везти.

 

Сухой – с ухой

 

(По-разному)

(Одинаково)

(Лишь в некоторых)

 

(Одна и та же)

 

(Разные)

Вывод:

 

 

(Существуют омонимы, которые звучат одинаково, но отличаются по написанию).

 

 

 Таблица для записи наблюдений №7 (Омографы)

Слова

Как пишутся?

Как произносятся?

Во всех ли формах совпадают?

Часть речи.

Замок –

замок;

стрелки

стрелки;

мука – мука;

атлас – атлас

(Одинаково)

(По-разному)

(Лишь в некоторых)

 

(Одна и та же)

 

Вывод:

 

(Существуют омонимы, одинаковые по написанию, но разные по произношению).

 

 

 

Приложение №8

Алгоритм составления паспорта

 1) имя,

 2) происхождение/этимология,

 3) особые приметы:

 вопрос,

написание,

произношение,

 лексическое значение,

роль в речи)

 

 - ОМОНИМЫ – СЛОВА, ИМЕЮЩИЕ ОДИНАКОВОЕ ЗВУЧАНИЕ/ПРОИЗНОШЕНИЕ И/ИЛИ НАПИСАНИЕ, НО РАЗНЫЕ ПО ЛЕКСИЧЕСКОМУ ЗНАЧЕНИЮ.

 

 Паспорт

 

Имя

омонимы

 

Происхождение (этимология)

одинаковый + имя

 

Особые приметы: 

 

 

Вопрос (часть речи)

одинаковый /разный

 

Написание/Произношение

одинаковое/разное

 

Лексическое значение

разное, нет ничего общего

 

Роль в речи 

составление шуток, загадок, каламбуров, игра слов

 

 

Приложение №9

Дополнительные задания

 

1) Переведите предложения на русский язык.

У неділю ми ідемо в цирк.

Бабуся приготувала смачну гарбузову кашу.

У мене нема часу.

Відомий мандрівник побачив увесь світ.

 

2) Подчеркните омонимы:

Собирала Маргаритка

Маргаритки на горе.

Растеряла Маргаритка

Маргаритки во дворе.

Возвращаясь под вечер с поля,

Потеряла сережку Поля.

Ту сережку нашел Сережка.

Прибежал, постучал в окошко:

Отыскалась твоя сережка.

На виду честного люда

Трусит с горки ехать Люда.

А у Сани, а у Сани

С горки сами мчатся сани.

 

 

 

 

 

 

 

docx
Додано
12 лютого 2021
Переглядів
6321
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку