Тема. Урок-мастерская «Омонимы»
Цели:
- образовательная (познавательная, обучающая): развивая образное мышление, сформировать понятие об омонимах и их роли в языке; научить отличать омонимы от многозначных слов.
- развивающая (практическая)
развитие учебно-информационных и учебно-логических умений, формирование коммуникативной и оргдеятельностной компетенций.
- воспитательная: воспитание культуры общения на уроке.
Оборудование
учебник
таблички для составления паспорта и работы в группах
картинки с изображением слов-омонимов
толковые словари русского языка
Тип урока: урок изучения нового материала
Жанр урока: урок-мастерская построения знаний и формирования
ценностных ориентаций.
Используемые приемы:
Незаконченное предложение
Составления паспорта изучаемого понятия
Творческое наблюдение
Работа в парах
Работа в группах
Ожидаемые результаты:
- расширение лингвистического кругозора: (виды омонимов и их использование в речи);
- составление паспорта омонимов путём исследования языкового материала;
- приобретение опыта работы в группах, работы с источниками
информации;
- развитие умения мыслить, отстаивать свою точку зрения.
Этапы работы мастерской
І. Мотивационный
1. Индуктор. Представление проблемной ситуации
1) Слово учителя.
- Мы продолжаем работу над блоком «Как устроен наш язык», раздел «Лексика».
- Что изучает этот раздел? Какие задачи мы решаем при изучении раздела «Лексика»?
2) Словарная работа.
- Начнем урок со словарной работы. Наше новое словарное слово зашифровано.
- Прочитайте загадку:
Этим словом день недели назовём
И окружение, в котором мы живём.
- Кто-нибудь догадался, о чём идет речь?
- Подсказка: Какой день недели был вчера? (среда). Запишите слово в тетрадь.
- А о чем ещё идет речь?
- Что надо сделать, чтобы определить лексическое значение слова?
- Обратиться к толковому словарю. Сколько слов “среда” записано в словаре? (два – 1. день недели; 2. все, что нас окружает)
- Давайте составим предложение с каждым словом.
- Запишите оба предложения.
- Что мы заметили, работая со словарным словом? (два разных по лексическому значению слова пишутся и произносятся одинаково)
3) Стадия осмысления:
- введение нового понятия;
- конструирование определения;
- формулировка темы урока.
- Такие слова называются ОМОНИМАМИ (формулировка темы урока).
- А что же такое омонимы?
- Давайте попытаемся сконструировать правило. Откроем учебник и проверим ваши предположения.
Постановка проблемы. Творческое наблюдение.
- Посмотрите на доску. Что изображено на картинках? (коса, хвост, ключ)
- Что обозначает слово?
- Это одно и то же слово или разные?
ІІ Создание творческого продукта.
1) Самоконструкция
1) Задание.
- Каждый ряд в парах работает над своим словом по поставленным выше вопросам.
При затруднении использовать словарь.
Коса - прическа, инвентарь, часть суши
Хвост - у самолёта, у белки, у кометы, причёска
Ключ – от замка; источник, родник
2) Социализация
- Афиширование (соединение результатов, коллективное составление таблицы) (Приложения №1).
- Поэтическая минутка (Приложения № 2).
3) Промежуточная рефлексия и самокоррекция
Закончи предложение:
- Мы называем омонимами…
- От многозначных слов омонимы отличаются …
- В словарях даются значения омонимов …, а многозначных слов …
(омонимы – в разных словарных статьях и нумеруются), а многозначные слова – в одной словарной статье).
Творческое задание:
Объясните смысл следующих омонимов, выберите из них не менее десяти слов и составьте связный рассказ:
Атлас, бокс, вал, вилка, гусеница, ёрш, зарядка, зуб, ворот, каток, ключ, косяк, лопатка, лук, коса, месяц, наряд, очки, проводник, собачка, узел, шашка, язык.
Дополнительное задание. ( Приложение №3)
4) Новая информация и её обработка. Деконструкция и реконструкция.
Слово учителя
Среди омонимов есть такие, которые совпадают:
а) во всех формах;
б) лишь в некоторых формах.
Наша задача – исследовать разновидности омонимов и, опираясь на результаты, составить паспорт омонимов.
Задание. Класс объединяется в 4 исследовательские группы и работает с таблицами, используя учебники и словари. (Приложения № 4, 5, 6, 7)
5) Социоконструкция.
- Афиширование. Презентация спикерами групп творческого продукта. Соединение результатов работы групп.
Слово учителя
- К перечисленным следует добавить межъязыковые омонимы – слова, которые в разных языках произносятся одинаково или почти одинаково, но имеют разные значения:
Рус. Укр.
Неделя неділя
Уродливый вродливий
Гроши гроші
Час час
Арбуз гарбуз
Свет світ
ІІІ. Общая рефлексия
- А теперь давайте проанализируем результаты работы групп и составим паспорт омонимов.
- Какие характеристики мы отнесем в наш паспорт? Составление паспорта.
(Приложение №8)
Диагностика.
- А теперь давайте проверим, как вы поняли новый материал.
Игра «Я работаю волшебником»
Преврати имена нарицательные в имена собственные.
Птица орел - (город Орел). Цветок роза - (девочка Роза). Воздушный шарик - (собака Шарик). Плодородная земля- (планета Земля). Наша школа - (повесть "Школа") и др.
Дополнительное задание. ( Приложение №9)
IV. Оценивание
V. Домашнее задание.
1) Индивидуальное задание (по желанию). Доклад «Ох уж эти паронимы…»
2) Творческое задание (по желанию). Сделать рисунок, на котором можно было бы увидеть прямое и переносное значение слов, омонимические значения слов.
3) Обязательное задание: найти в словаре слова-омонимы и придумать с ними предложения.
Приложение №1
Творческое наблюдение над языковым материалом
(Омонимы и многозначные слова)
Слово |
Лексическое значение |
Общие признаки в лексическом значении |
Хвост
Ключ
Коса
|
(У самолёта, у собаки, у кометы, причёска). (От замка, скрипичный, журавлиный, родник). (Причёска, инвентарь, часть суши).
|
(Имеются: хвост находится сзади предмета). (Нет общих лексических признаков). |
Вывод:
|
Необходимо различать омонимы и многозначные слова. |
Приложение №2
Поэтическая минутка
1)Выпишите многозначное слово вместе с теми словами, которые помогают понять его различные значения. Что общего имеется в лексических значениях этого слова?
Х В О С Т Ы
Есть хвост Хвостом корова
У подающих звёзд, Бьёт слепней,
И у семян Когда они кусаются.
Бывает хвост, Для скорпионов
У птиц, Хвост важней:
У самолёта – Они хвостом сражаются!
Он нужен для полёта. У кошки хвост трубою –
Она хвостом гордится.
Но если за тобою
Плетётся «единица»,
Конец мой будет прост:
Такой не нужен хвост!
( Ю. Коринец )
2)Отгадайте загадку. Сколько значений у слова-отгадки? Составьте словосочетания со словом-отгадкой в разных его значениях.
Я в дверях, я в замке, Я могу, если хочу,
Я и в нотной строке, Телеграмму передать
Я и гайку отвинчу, И загадку разгадать.
3)Прочитайте стихотворение. Как называются выделенные слова?
И вот возник,
Веселый ключ журчащий.
Мы и родник зовем ключом
(Ключ от дверей тут не причём).
Приложение №3
1) Прочитайте. Почему стихотворение получилось смешным? Какие значения имеет слово пятачок? На чём основан перенос названий? (На сходстве признаков).
-- Не жалейте пятачка,--
Говорит корова,--
Вы купите молочка —
Вкусного, парного!
Поросята тут как тут:
-- Нам по целой кружке! –
Пятачки свои суют
Маленькие хрюшки…
( А. Шибаев)
2) Что такое омонимы? Дайте характеристику омонимам в следующем тексте:
Шёл я с сумкой за плечом
Вижу, бьёт в овраге ключ.
Наклонившись над ключом,
Уронил я в воду ключ.
Шарю я в ключе по дну,
Над водою спину гну.
Если ключ я не найду,
Как домой я попаду?
(Б. Лившиц)
Приложение №4
Таблица для записи наблюдений (Лексические омонимы)
Слова |
Как пишутся? |
Как произносятся? |
Во всех ли формах совпадают? |
Часть речи. |
Ключ – отмычка; Ключ – родник; Ключ – журавлиный; Ключ – нотный знак. |
(Одинаково)
|
(Одинаково) |
(Совпадают во всех грамматических формах) |
(Одна и та же) |
Вывод:
|
(Есть слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение).
|
Таблица для записи наблюдений №5 (Омоформы)
Слова |
Как пишутся? |
Как произносятся? |
Во всех ли формах совпадают? |
Часть речи. |
Лечу (в самолёте) – лечу (желудок). Мыла (руки) – (нет) мыла. Косой – косой
|
(Одинаково)
(Одинаково) |
(Одинаково)
(Одинаково) |
(Лишь в некоторых)
|
(Одна и та же)
(Разные) |
Вывод:
|
(Существуют омонимы, которые совпадают в написании и произношении лишь в некоторых формах). |
Таблица для записи наблюдений №6 (Омофоны)
Слова |
Как пишутся? |
Как произносятся? |
Во всех ли формах совпадают? |
Часть речи. |
Балл – бал; вести – везти.
Сухой – с ухой
|
(По-разному) |
(Одинаково) |
(Лишь в некоторых)
|
(Одна и та же)
(Разные) |
Вывод:
|
(Существуют омонимы, которые звучат одинаково, но отличаются по написанию). |
Таблица для записи наблюдений №7 (Омографы)
Слова |
Как пишутся? |
Как произносятся? |
Во всех ли формах совпадают? |
Часть речи. |
Замок – замок; стрелки – стрелки; мука – мука; атлас – атлас |
(Одинаково) |
(По-разному) |
(Лишь в некоторых)
|
(Одна и та же)
|
Вывод:
|
(Существуют омонимы, одинаковые по написанию, но разные по произношению).
|
Приложение №8
Алгоритм составления паспорта
1) имя,
2) происхождение/этимология,
3) особые приметы:
вопрос,
написание,
произношение,
лексическое значение,
роль в речи)
- ОМОНИМЫ – СЛОВА, ИМЕЮЩИЕ ОДИНАКОВОЕ ЗВУЧАНИЕ/ПРОИЗНОШЕНИЕ И/ИЛИ НАПИСАНИЕ, НО РАЗНЫЕ ПО ЛЕКСИЧЕСКОМУ ЗНАЧЕНИЮ.
Паспорт
Имя |
омонимы
|
Происхождение (этимология) |
одинаковый + имя
|
Особые приметы:
|
|
Вопрос (часть речи) |
одинаковый /разный
|
Написание/Произношение |
одинаковое/разное
|
Лексическое значение |
разное, нет ничего общего
|
Роль в речи |
составление шуток, загадок, каламбуров, игра слов
|
Приложение №9
Дополнительные задания
1) Переведите предложения на русский язык.
У неділю ми ідемо в цирк.
Бабуся приготувала смачну гарбузову кашу.
У мене нема часу.
Відомий мандрівник побачив увесь світ.
2) Подчеркните омонимы:
Собирала Маргаритка
Маргаритки на горе.
Растеряла Маргаритка
Маргаритки во дворе.
Возвращаясь под вечер с поля,
Потеряла сережку Поля.
Ту сережку нашел Сережка.
Прибежал, постучал в окошко:
Отыскалась твоя сережка.
На виду честного люда
Трусит с горки ехать Люда.
А у Сани, а у Сани
С горки сами мчатся сани.