Конспект урока с русского языка
Тема: Правила переноса слов.
Цели: формировать умение делить слова на слоги; обратить внимание на значимость гласных звуков при определении количества слогов; учиться переносить слова с одной строки на другую развивать правильную грамотную устную речь, мышление, память, воображение; развивать умение различать в слове количество слогов по количеству гласных звуков; воспитывать интерес к изучению русского языка, умение слушать и слышать других.
Оборудование: книги Е.И. Самонова, В.И. Стативка «Русский язык. 2 класс», иллюстрация буквы, иллюстрации профессий,
Ход урока
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!
- Добрый день, дети. Сегодня урок буду проводить я, Валентина Александровна.
- На каждом уроке русского языка мы открываем новые знания. И сегодня урок не исключение. Нам предстоит открыть новые секреты русского языка. Надеюсь, что урок принесёт вам радость познания.
1. Повторение изученного
-Дети, кто вспомнит, что вы изучали на прошлом уроке? (алфавит)
- Что же такое алфавит?
- Сколько букв в русском алфавите? Сколько букв обозначают гласные звуки, а сколько согласные? Какие буквы не обозначают звуков? Назовите их.
- Молодцы!
2. Упражнение « Перепутанные слова»
- Давайте узнаем как хорошо вы знаете алфавит. Посмотрите на доску. Эти слова нужно расставить в алфавитном порядке:
Лед, краски, снег, тетрадь, абрикос. (а, к, л, с, т)
- А теперь уровень посложнее. Как правильно расставить эти слова:
Конфета, корова, коробка. (1,3,2)
- Слова, которые начинаются на одну и ту же букву, записываться по алфавиту от второй буквы, если и они одинаковы, то от третьей и так далее.
3. Каллиграфическая минутка
- Ребята, а знаете ли вы какая буква в русском языке самая молодая?
- Такой же буквы в украинском языке нет. Это буква Ё. Буква Ё появилась более 200 лет назад. А стала известной она благодаря писателю Николаю Михайловичу Карамзину, он использовал её при подготовке в печать одно из своих стихотворений.
- А теперь откройте тетради, отступите от домашней работы две строки, запишите число и классная работа, сидите все ровненько, сильно над тетрадями не наклоняйтесь. Пропишите строчку буквы Ё. Готово? Молодцы.
- Какие слова, которые начинаются на букву Ё вы знаете? Правильно, ёлка, ёжик и тд. Выберите слово какое вы хотите и пропишите строчку с этим словом.
- Всё справились? Хорошо. А всем ли хватило места в одной строке? (Да/Нет) А если бы не поместилось, что бы вы сделали?/Как вы вышли из положения? Как поступить если при написании слово не помещается в строке?
1. Вступительная беседа.
- Правильно, нам нужно перенести слово в следующую строку.
- А как вы думаете, переносить слова нужно по правилам или так, как захочешь?
- Да, переносить слова нужно по правилам.
- Догадались о чем же мы будем говорить на уроке?(о переносе слов)
- А для чего это нужно? (Бывает как, что при записи слова в строке не хватает места, и тогда слово надо переносить. Делать это надо по правилам.)
- Тема нашего урока: «Правила переноса слов». Сегодня на уроке перед нами стоит задача – раскрыть «тайны» случаев переноса слов с одной строки на другую. Мы научимся правильно переносить слова.
2. Чтение стиха
Мы изучали перенос,
Вот как слова я перенес:
Едва я перенёс: Ё-два,
Но получил за это «два».
Укол я перенес: у-кол
И получил за это «кол».
Опять я перенес: о-пять.
Теперь, наверно, будет «пять».
- Как вы думаете, будет ли у ученика «пять»? (нет)
- Почему? (он не знает правила переноса слов)
- Никто не любит получать «двойки», поэтому давайте перейдём к изучению нашей сегодняшней темы.
1. Упражнение 261.
- Откройте книгу на странице 82. Выполняем упражнение 261. Запишите себе в тетрадь: «Упражнение 261». Прочитайте пословицу.
Всякий человек по делу узнается.
- Как вы её понимаете? (Смысл пословицы в том что человека красят дела, а не слова. Чтобы узнать человека, нужно время, его поступки покажут, какой он на самом деле.)
- Теперь разделите к все слова этого предложения и запишите пословицу себе в тетради. (Вся-кий че-ло-век по де-лу у-зна-е-тся.) Сколько в слове гласных букв, столько и слогов.
2. Правила переноса слов.
- А сейчас по очереди прочитаем правила переноса слов.
- Все правила понятны? Кто может подняться и рассказать правило которое он запомнил. Молодец. Кто ещё? Хорошо.
3. Упражнение 262.
- Давайте закрепим правила. Выполняем упражнение 262. Запишите себе в тетрадь: «Упражнение 262». Прочитайте задание. Для выполнение этого упражнения нам нужно поделиться на группы. Первый ряд – первая группа и выписывает те слова которые можно перенести, второй ряд – это вторая группа и выписывает слова которые перенести нельзя, а третий ряд – это третья группа и выписывает слова у которых несколько вариантов переноса.
- Как можно поделись слово «Повар»? (по-вар) Значит записывает первая группа. Ручка – ру-чка, руч-ка, значит записывает третья группа. Язык – перенести нельзя, поэтому записывает вторая группа. Еда- нельзя перенести (2 группа). Лето – ле-то (1 группа). Птичка – пти-чка, пти-чка (3 группа). Обед – нельзя перенести (2 группа). Быстро – бы-стро, быс-тро (3 группа).
4.Физкультминутка «Улыбка»
А теперь все вместе встали
Руки дружно вверх подняли
Руки в стороны, вперед
А теперь наоборот
Влево-вправо повернулись
И друг другу улыбнулись
Тихо сели и опять будем
Дело продолжать.
5. Упражнение 263.
- Прослушайте стихотворение.
- О чем идёт речь в стихе? Какие профессии здесь упоминаются? Что ты о них знаешь? Какие еще профессии ты знаешь?
(иллюстрации профессий)
- Посмотрите на выделенные слова. Как их можно разделить для переноса?
Запах – за-пах,
Краской – кра-ской, крас-кой,
Замазкой – за-мазкой, зама-зкой, замаз-кой,
Рыбак – ры-бак.
- Молодчинки!
- Вот и наш урок подходит к концу. Давайте подведём итоги и узнаем как вы поняли нашу тему урока.
- Что мы сегодня узнали?
- Что осталось неясным?
- Над чем ещё нужно поработать?
- Подтвердились ли ожидания от урока?
- Откройте дневники и запишите домашнее задание: «Упражнение 266» и выучить правила переноса слов. В этом упражнении вам нужно переписать текст, вставляя пропущенные буквы. Все слова в тексте нужно разделить вертикальным линиями, например: тру|да. А те слова, которые, нельзя переносить нужно аккуратно карандашом подчеркнуть.
- Вы хорошо поработали сегодня. Мне было приятно с вами общаться. До свидания!