Тема: «Решение основных типов задач на проценты»
Цель:
-
обобщить знания учащихся при нахождении процента от числа и числа по его проценту; установить связь теории и практики через специальный подбор задач экономического содержания, продолжить работу по формированию компетентностей в социально-бытовой сфере;
-
развивать вычислительные навыки при решении задач, логическое мышление учащихся и умения применять знания для решения задач, потребность в творческом коллективном деле;
-
воспитывать культуру умственного труда и моральне принципы ребёнка, а именно: чувство дружбы, коллективизма, взаимопомощи, ответственности за каждого, целеустремлённости
Оборудование: карточки-алгоритмы решения основних задач на проценты; тест-опрос; задачи для работы в группах, высказывания известных людей, дерево «Знаний и эмоций»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Технология: групповая работа
Девиз урока:
«Один за всех и все за одного»
Ход урока
І Организационный момент
Приветствие класса, проверка готовности учащихся к уроку.
Учитель: Добрый день! Поздравляю вас с началом сегодняшнего дня. Желаю, чтобы он принёс вам только положительные эмоции. Надеюсь, что после урока у вас останется только хороше впечатление и поднятое настроение.
ІІ Актуализация опорных знаний учащихся
-
проверка домашнего задания по готовым ответам ( взаимопроверка – работа в парах)
-
фронтальный опрос:
-
Что называется %?
-
Назовите сотую часть гривны, метра, доллара?
-
Как перевести % в обыкновенную дробь? десятичную дробь?
-
Как перевести обыкновенную дробь в %? десятичную дробь в %?
-
Как найти процент от числа?
-
Как найти число по проценту?
-
Тест-опрос:
-
Запишите процент в виде десятичной дроби:
42% 8%
а) 4,2 а) 0,8
б) 0,042 б) 0,008
в) 0,42 в) 0,08
2. Запишите процент в виде обыкновенной дроби:
137% 157%
а) а)
б) б)
в) в)
3. Запишите десятичную дробь в виде процента:
0,095 0,397
а) 9,5% а) 39,7%
б) 0,95% б) 3,97%
в) 95% в) 397%
ІІІ Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщение темы и целей урока.
Учитель: в условиях экономических реалий каждый человек должен ориентироваться в понятиях процентов и уметь вести процентные расчёты, поскольку мы живём в мире %. Поэтому на уроке мы систематизируем наши знания по решению основных типов решения задач на проценты.
ІV Решение задач( работа в группах)
-
Генри Форд говорил: «Собраться вместе – это начало. Держатся вместе – это прогресс. Работать вместе – это успех».
Поэтому мы будем работать в группах. И наш девиз урока очень хорошо подходит именно к этому этапу урока.
-
Выполняя предыдущие задания вы немного устали, поэтому я предлагаю вам провести физкультминутку.
-
Решение задач социально-бытовой сферы:
Задачи І группы
-
Налог на прибыль составляет 13% от заработной платы. Сколько процентов денег получит отец после отчисления налога на прибыль?
-
При оплате услуг через терминал берётся комиссия 5%. Сколько процентов денег нужно положить в приёмное отделение терминала для оплаты Internet?
-
Семья Петренко получила от государства субсидию для оплаты комунальних платежей. Теперь коммунальные платежи семьи Петренко составляют 15% семейного бюджета. Сколько процентов денег семья может потратить на досуг, если на остальные потребности семья тратит 78% дохода?
Задачи ІІ группы
-
Налог на прибыль составляет 13% от заработной платы. Сколько денег получит отец после отчисления налога на прибыль, если его зарплата составляет 3000 гривен?
-
При оплате услуг через терминал берётся комиссия 5%. Какое минимальное количество денег нужно положить в приёмное отделение терминала для оплаты Internet услуг, если месячная стоимость Internet услуг составляет 120 грн?
-
Семья Петренко получила от государства субсидию для оплаты комунальних платежей. Теперь коммунальные платежи семьи Петренко составляют 15% семейного бюджета. Суммарный доход семьи составляет 8000 грн. Сколько процентов денег семья может потратить на досуг, если на остальные потребности семья тратит 78% дохода?
Задачи ІІІ группы
-
Налог на прибыль составляет 13% от заработной платы. После отчисления налога отец получил 2610 грн. Какова зарплата отца?
-
При оплате услуг через терминал берётся комиссия 5%. Какая месячная стоимость Internet услуг, если в приёмное отделение терминала для оплаты положили 126 грн.?
-
Семья Петренко получила от государства субсидию для оплаты комунальних платежей. Теперь коммунальные платежи семьи Петренко составляют 15% семейного бюджета, на остальные потребности семья тратит 78% дохода, а на досуг семья тратит 560 грн. в месяц. Какой суммарный доход семьи?
Собраться вместе – это начало. Держатся вместе – это прогресс. Работать вместе – это успех
V Итог урока
-
Рефлексия урока
Учитель: Спасибо вам за работу, вы плодотворно поработали. Думаю, что сегодняшний урок помог вам обобщить всё известное о проценте. Надеюсь, что сегодня, вы повторили не только то, что уже знали, но и узнали, что-то новое, именно то, что поможет вам адаптироваться в дальнейшей жизни. Поэтому предлагаю вам вернуться к девизу нашего урока.
Интерактивная игра «Открытый микрофон»:
- Какие мысли у вас возникли по поводу этого высказывания в процессе нашего урока?
- Что понравилось на уроке?
- Возникали ли у вас трудности в процессе решения задач?
Учитель: вы только начинаете учиться, но у каждого из вас есть мысли насчёт того, зачем это нужно? Предлагаю закончить наш урок следующим заданием: на цветных листочках, которые лежат у вас на партах, напишите одно предложение, которое начинается словами: «Знания мне нужны для того, чтобы…». Ваши высказывания прошу приклеить на наше импровизированное «Дерево желаний и эмоций »
-
Домашнее задание
- повторить §34, §35
- решить № 1497, 1546
- дополнительное задание: составить задачу экономического содержа-ния на проценты.