Урок-майстерня творчого письма в 9 класі на тему: «ХРАНИ МЕНЯ, МОЙ ТАЛИСМАН» (Розвиток зв’язного мовлення. Написання власного висловлювання за різними стилями)

Про матеріал
Цели и задачи урока: - учить постигать тайны слова при описании предмета, обучать умению творчески мыслить, активизировать употребление лексики, характерной для художественного, научного и публицистического стилей; - способствовать развитию индивидуальности ученика, развивать речь, ассоциативное и образное мышление; развивать творческую и проектную деятельности учащихся на уроке и способность к рефлексированию; развивать креативность и интеллектуальную активность
Перегляд файлу

УКРАЇНА

УПРАВЛІННЯ ОСВІТИ, МОЛОДІ ТА СПОРТУ

ВЕЛИКОНОВОСІЛКІВСЬКОЇ РАЙДЕРЖАДМІНІСТРАЦІЇ

ДОНЕЦЬКОЇ ОБЛАСТІ

ОЛЕКСІЇВСЬКА ЗАГАЛЬНООСВІТНЯ ШКОЛА І-ІІІ СТУПЕНІВ

 

 

УРОК-МАЙСТЕРНЯ ТВОРЧОГО ПИСЬМА

З ВИКОРИСТАННЯМ ЗАСОБІВ ІКТ У 9 КЛАСІ НА ТЕМУ:

 «ХРАНИ МЕНЯ, МОЙ ТАЛИСМАН»

(Розвиток зв’язного мовлення. Написання російською мовою

 власного висловлювання за різними стилями)

 

 

Підготувала 

Ведькал Тетяна Дмитрівна,

учитель російської мови

та зарубіжної літератури

Олексіївської ЗОШ І-ІІІ ступенів

 

 

Олексіївка, 2017 рік

Тип урока: развитие устной и письменной связной речи

Форма проведения: мастерская творческого письма с использованием средств ИКТ

Цели и задачи:

обучающая
учить постигать тайны слова при описании предмета, обучать умению творчески мыслить, активизировать употребление лексики, характерной для художественного, научного и публицистического стилей;

развивающая
способствовать развитию индивидуальности ученика, развивать речь, ассоциативное и образное мышление; развивать творческую и проектную деятельности учащихся на уроке и способность к рефлексированию; развивать креативность и интеллектуальную активность;

воспитательная
воспитывать эстетический вкус, художественную речетворческую личность, приобщить к радости творчества, к самостоятельной исследовательской деятельности. Дать возможность ощутить собственную значимость и уважение к неповторимости другого.

Формы работы на уроке:

Индивидуальная, парная.

Оборудование (урок проходит в компьютерном классе): проектор и экран; листы с этапами работы мастерской; презентации учителя «Камни-обереги по знакам Зодиака» и «Блистательный Фаберже»; фонозапись романса на стихи А.С. Пушкина в исполнении Андрея Еренкова; презентации учеников; отрывок  из художественного фильма «Каменный цветок» (реж. А. Птушко, 1946 год); школьный толковый словарь русского языка. Эпиграф к уроку:

 

 

Чтоб убрать с дороги камень, 
Наклоняясь, поклонись: 
Может камнем чья-то память, 
Может камнем чья-то жизнь

                                                         Омар Хайям

 

ЭТАПЫ РАБОТЫ МАСТЕРСКОЙ

  1.                   Индукция (наведение)

Учитель. Дорогие ребята, здравствуйте! Сегодня мы проведем необычный урок – вы примете участие в мастерской творческого письма с использованием средств информационно-компьютерных технологий. Обратите внимание на эпиграф. Его автор известный вам поэт Омар Хайям, основоположник рубаи.

 

Итак, поговорим о камнях.

О красоте, свойствах, загадках самоцветов написана не одна сотня книг. Люди издавна интересовались камнями, окружали их любовью, приписывали ему таинственные силы, наделяли их мистическими и лечебными свойствами, изучали их «характеры», считали, что «свой» камень может защитить от злых чар. Эти наблюдения выливались затем в научные трактаты, в художественные произведения, в легенды, в сказки.

Камень никогда не заменит визит к врачам и не исключает назначенного ими лечения, но может поднять дух, улучшить настроение, а также позитивно воздействовать на психику человека.

 

1. Психологическая подготовка к философско-этическому осмыслению слова талисман.

Ребята, я знаю: для вас важно знать свое предназначение в жизни, вас интересует все, что может содействовать вашему самосовершенствованию. Поэтому постарайтесь сегодня узнать о себе больше, раскрыть собственный потенциал, и с каждым днем обогащаться духовно, находить вдохновение в творчестве.

2. Словарная работа. На листах с заданиями учащимся предлагается объяснить значение слова талисман.

Талисман    предмет, приносящий его обладателю счастье, удачу.

                                               Школьный толковый словарь русского языка

3. Задание классу:

1) подберите слова, с которыми ассоциируется это слово (удача, оберег, камень, амулет, кулон, защита, вера, украшение, везение);

2) включите слово талисман в словосочетание (заветный, могущественный, охранный, волшебный, магический, спасительный, своеобразный, драгоценный, счастливый, священный, талисман удачи, мой камень-талисман);

3)   запишите синонимы к этому слову (амулет, оберег, ладанка);

4) какие пословицы, поговорки и афоризмы про камень вам известны? Запишите их (под лежачий камень вода не течет; вода и камень точит;  камень за пазухой держать; кровь – не вода, сердце – не камень; брошенный камень обратно не возвращается; в дающего камень не угодит; деньги – что камень, на душу ложатся; камень на камне не остался; камни ворочать; бросить дело с камнем в воду; камень преткновения; время разбрасывать камни, время собирать камни).

2. Деконструкция (работа с текстом)

Учитель. Следующим этапом нашей работы станет анализ стихотворения А.С. Пушкина «Храни меня, мой талисман». (Читает стихотворение, затем ученики)

Вопросы к девятиклассникам:

  1.     К какому жанру относится это стихотворение? (К жанру любовной лирики).
  2.     Общее настроение поэтических строк. (Стихотворение «Храни меня, мой талисман» проникнуто глубоким чувством, легкой тоской и грустью. Общее настроение этих поэтических строк весьма безрадостное. Передает его ряд однородных членов предложения: «гоненья», «раскаянья», «сомненья», «печали». В этот период Пушкин хотел покинуть Россию, но понимал, как одиноко ему будет на чужбине. В стихотворении как раз упоминается «уединенье чуждых стран». Ощущение надвигающейся беды ёмко передает строка: «Когда грозою грянут тучи»).
  3.     Слово «храни» выбрано поэтом неслучайно. С чем можно сравнить это лирическое произведение? (Поэт рассказывает о чудесном подарке, который обязан уберечь его от бед и несчастий. Стихотворение похоже на магическое заклинание или молитву, оно написано в оригинальной форме обращения к самому себе).
  4.     Понаблюдайте за использованием такой стилистической фигуры, как рефрен (повтор). Какова его роль в тексте? (Вера в магические свойства предмета подчеркивается многочисленными повторами фразы: «Храни меня, мой талисман». Этой строкой произведение начинается и ею же завершается. Оно перекликается со словами из христианской молитвы «спаси и сохрани», выражает надежду и веру в лучшее будущее).
  5.     Главный словесный образ. (В стихотворении не говорится о возлюбленной и о причинах разлуки. Читатель только догадывается об этом к концу произведения. Талисман здесь – главный словесный образ. Поэт мастерски изображает свое трепетное отношение к подарку любимой женщины. Лирический герой дает обещание всегда помнить о любви, которая постепенно покидает его, что выражено словами: «Прощай, надежда; спи, желанье»).

 

  1.     Афиширование (представление творческого продукта – презентаций)

Учитель.  А сейчас я предлагаю посмотреть презентацию «Камни-обереги по знакам Зодиака». У вас есть возможность увидеть камни всех знаков Зодиака, насладиться необычайной красотой, утонченной изящностью и красками природы камня. Во время просмотра будет звучать романс на стихи  А.С. Пушкина в исполнении Андрея Еренкова.

Учитель (после просмотра). Ребята,  домашним заданием для вас было создание собственной презентации о камне-талисмане. Каждый из вас представит свой творческий продукт, а остальным предлагаю подобрать комплименты для своих одноклассников.

  1. Промежуточная рефлексия

Учитель. На новогодней ёлочке развешаны игрушки-камни. Выберете свой талисман, опишите чувства и ощущения от прикосновения к нему: прилив духовных сил, подъём настроения, ощущения необходимости вашего присутствия в этом мире. Может, чудо и не произойдет, но это встреча подарит вам веру в счастливое будущее.

 

D:\ДОКУМЕНТИ\Ведькал Т.Д\Учитель року\відкр. урок 14.12.17\PC146879.JPG

(Ученики описывают психологическое состояние от прикосновения к камню-талисману).

  1. Создание письменного продукта

Учитель. По мотивам уральских сказов П.П. Бажова был снят художественный фильм «Каменный цветок». Этот фильм был снят в первый послевоенный год – 1946. Сколько беззаветной любви было вложено создателями этого фильма в каждый эпизод, в каждый интерьер, на фоне которого происходят события, в каждую деталь костюмов героев, в каждое сказанное ими слово. Просмотрите эпизод, и пусть эта лента вдохновит вас на творческое письмо.

(Работа в парах: написать текст о камнях в научном, художественном и публицистическом стиле. В это время демонстрируется презентация «Блистательный Фаберже»).

 

  1. Рефлексия (обобщение чувств, ощущений, возникших в ходе мастерской).

Творческая мастерская «Храни меня, мой талисман»

Толкование слова «талисман» ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слова, с которыми ассоциируется ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подобрать определения ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Синонимы к слову «талисман» ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пословицы, поговорки, афоризмы ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Храни меня, мой талисман»

История написания стихотворения. В одесской ссылке А.С. Пушкин познакомился с графиней Елизаветой Воронцовой. Эта женщина была необычайно красива, образованна, наделена тонкой, возвышенной душой. Воронцова ответила на чувства автора, но состояла в браке, поэтому влюбленным пришлось расстаться. Графиня подарила на память Александру Сергеевичу золотое кольцо с крупным сердоликом. Поэт очень ценил подарок и верил в его магическую силу.

                            * * *

Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.

 

Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи, —
Храни меня, мой талисман.

 

В уединеньи чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман.

 

Священный сладостный обман,
Души волшебное светило...
Оно сокрылось, изменило...
Храни меня, мой талисман.

 

Пускай же ввек сердечных ран
Не растравит воспоминанье.
Прощай, надежда; спи, желанье;
Храни меня, мой талисман.

Задания-комментарии к стихотворению:

  1. К какому жанру относится это стихотворение? ___________________________         
  2. Общее настроение поэтических строк ___________________________________
  3. Слово «храни» выбрано поэтом неслучайно. С чем можно сравнить это лирическое произведение? ______________________________________________________
  4. Понаблюдайте за использованием такой стилистической фигуры, как рефрен (повтор). Какова его роль в тексте?________________________________________

______________________________________________________________________________

  1. Главный словесный образ _____________________________________________

 

Просмотр презентации «Камни-обереги по знакам Зодиака», слушание романса в исполнении Андрей Еренкова. Ваш камень-талисман _______________________________

 

Просмотр презентаций одноклассников. Ваш комплимент ___________________________

 

На новогодней ёлочке развешаны игрушки-камни. Выберете свой талисман, опишите чувства и ощущения от прикосновения ____________________________________________

________________________________________________________________________________

 

По мотивам уральских сказов П.П. Бажова был снят художественный фильм «Каменный цветок» (1946 год). Просмотрите эпизод, и пусть эта лента вдохновит вас на творческое письмо. (Работа в парах: написать текст о камнях в научном, художественном и публицистическом стиле)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

docx
Додано
20 травня 2020
Переглядів
563
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку