УКРАЇНА
УПРАВЛІННЯ ОСВІТИ, МОЛОДІ ТА СПОРТУ
ВЕЛИКОНОВОСІЛКІВСЬКОЇ РАЙДЕРЖАДМІНІСТРАЦІЇ
ДОНЕЦЬКОЇ ОБЛАСТІ
ОЛЕКСІЇВСЬКА ЗАГАЛЬНООСВІТНЯ ШКОЛА І-ІІІ СТУПЕНІВ
УРОК-МАЙСТЕРНЯ ТВОРЧОГО ПИСЬМА
З ВИКОРИСТАННЯМ ЗАСОБІВ ІКТ У 9 КЛАСІ НА ТЕМУ:
«ХРАНИ МЕНЯ, МОЙ ТАЛИСМАН»
(Розвиток зв’язного мовлення. Написання російською мовою
власного висловлювання за різними стилями)
Підготувала
Ведькал Тетяна Дмитрівна,
учитель російської мови
та зарубіжної літератури
Олексіївської ЗОШ І-ІІІ ступенів
Олексіївка, 2017 рік
Тип урока: развитие устной и письменной связной речи
Форма проведения: мастерская творческого письма с использованием средств ИКТ
Цели и задачи:
обучающая
учить постигать тайны слова при описании предмета, обучать умению творчески мыслить, активизировать употребление лексики, характерной для художественного, научного и публицистического стилей;
развивающая
способствовать развитию индивидуальности ученика, развивать речь, ассоциативное и образное мышление; развивать творческую и проектную деятельности учащихся на уроке и способность к рефлексированию; развивать креативность и интеллектуальную активность;
воспитательная
воспитывать эстетический вкус, художественную речетворческую личность, приобщить к радости творчества, к самостоятельной исследовательской деятельности. Дать возможность ощутить собственную значимость и уважение к неповторимости другого.
Формы работы на уроке:
Индивидуальная, парная.
Оборудование (урок проходит в компьютерном классе): проектор и экран; листы с этапами работы мастерской; презентации учителя «Камни-обереги по знакам Зодиака» и «Блистательный Фаберже»; фонозапись романса на стихи А.С. Пушкина в исполнении Андрея Еренкова; презентации учеников; отрывок из художественного фильма «Каменный цветок» (реж. А. Птушко, 1946 год); школьный толковый словарь русского языка. Эпиграф к уроку:
Омар Хайям
ЭТАПЫ РАБОТЫ МАСТЕРСКОЙ
Учитель. Дорогие ребята, здравствуйте! Сегодня мы проведем необычный урок – вы примете участие в мастерской творческого письма с использованием средств информационно-компьютерных технологий. Обратите внимание на эпиграф. Его автор известный вам поэт Омар Хайям, основоположник рубаи.
Итак, поговорим о камнях.
О красоте, свойствах, загадках самоцветов написана не одна сотня книг. Люди издавна интересовались камнями, окружали их любовью, приписывали ему таинственные силы, наделяли их мистическими и лечебными свойствами, изучали их «характеры», считали, что «свой» камень может защитить от злых чар. Эти наблюдения выливались затем в научные трактаты, в художественные произведения, в легенды, в сказки.
Камень никогда не заменит визит к врачам и не исключает назначенного ими лечения, но может поднять дух, улучшить настроение, а также позитивно воздействовать на психику человека.
1. Психологическая подготовка к философско-этическому осмыслению слова талисман.
Ребята, я знаю: для вас важно знать свое предназначение в жизни, вас интересует все, что может содействовать вашему самосовершенствованию. Поэтому постарайтесь сегодня узнать о себе больше, раскрыть собственный потенциал, и с каждым днем обогащаться духовно, находить вдохновение в творчестве.
2. Словарная работа. На листах с заданиями учащимся предлагается объяснить значение слова талисман.
Талисман – предмет, приносящий его обладателю счастье, удачу.
Школьный толковый словарь русского языка
3. Задание классу:
1) подберите слова, с которыми ассоциируется это слово (удача, оберег, камень, амулет, кулон, защита, вера, украшение, везение);
2) включите слово талисман в словосочетание (заветный, могущественный, охранный, волшебный, магический, спасительный, своеобразный, драгоценный, счастливый, священный, талисман удачи, мой камень-талисман);
3) запишите синонимы к этому слову (амулет, оберег, ладанка);
4) какие пословицы, поговорки и афоризмы про камень вам известны? Запишите их (под лежачий камень вода не течет; вода и камень точит; камень за пазухой держать; кровь – не вода, сердце – не камень; брошенный камень обратно не возвращается; в дающего камень не угодит; деньги – что камень, на душу ложатся; камень на камне не остался; камни ворочать; бросить дело с камнем в воду; камень преткновения; время разбрасывать камни, время собирать камни).
2. Деконструкция (работа с текстом)
Учитель. Следующим этапом нашей работы станет анализ стихотворения А.С. Пушкина «Храни меня, мой талисман». (Читает стихотворение, затем ученики)
Вопросы к девятиклассникам:
Учитель. А сейчас я предлагаю посмотреть презентацию «Камни-обереги по знакам Зодиака». У вас есть возможность увидеть камни всех знаков Зодиака, насладиться необычайной красотой, утонченной изящностью и красками природы камня. Во время просмотра будет звучать романс на стихи А.С. Пушкина в исполнении Андрея Еренкова.
Учитель (после просмотра). Ребята, домашним заданием для вас было создание собственной презентации о камне-талисмане. Каждый из вас представит свой творческий продукт, а остальным предлагаю подобрать комплименты для своих одноклассников.
Учитель. На новогодней ёлочке развешаны игрушки-камни. Выберете свой талисман, опишите чувства и ощущения от прикосновения к нему: прилив духовных сил, подъём настроения, ощущения необходимости вашего присутствия в этом мире. Может, чудо и не произойдет, но это встреча подарит вам веру в счастливое будущее.
(Ученики описывают психологическое состояние от прикосновения к камню-талисману).
Учитель. По мотивам уральских сказов П.П. Бажова был снят художественный фильм «Каменный цветок». Этот фильм был снят в первый послевоенный год – 1946. Сколько беззаветной любви было вложено создателями этого фильма в каждый эпизод, в каждый интерьер, на фоне которого происходят события, в каждую деталь костюмов героев, в каждое сказанное ими слово. Просмотрите эпизод, и пусть эта лента вдохновит вас на творческое письмо.
(Работа в парах: написать текст о камнях в научном, художественном и публицистическом стиле. В это время демонстрируется презентация «Блистательный Фаберже»).
Творческая мастерская «Храни меня, мой талисман»
Толкование слова «талисман» ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Слова, с которыми ассоциируется ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подобрать определения ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Синонимы к слову «талисман» ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пословицы, поговорки, афоризмы ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Храни меня, мой талисман»
История написания стихотворения. В одесской ссылке А.С. Пушкин познакомился с графиней Елизаветой Воронцовой. Эта женщина была необычайно красива, образованна, наделена тонкой, возвышенной душой. Воронцова ответила на чувства автора, но состояла в браке, поэтому влюбленным пришлось расстаться. Графиня подарила на память Александру Сергеевичу золотое кольцо с крупным сердоликом. Поэт очень ценил подарок и верил в его магическую силу.
* * *
Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.
Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи, —
Храни меня, мой талисман.
В уединеньи чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман.
Священный сладостный обман,
Души волшебное светило...
Оно сокрылось, изменило...
Храни меня, мой талисман.
Пускай же ввек сердечных ран
Не растравит воспоминанье.
Прощай, надежда; спи, желанье;
Храни меня, мой талисман.
Задания-комментарии к стихотворению:
______________________________________________________________________________
Просмотр презентации «Камни-обереги по знакам Зодиака», слушание романса в исполнении Андрей Еренкова. Ваш камень-талисман _______________________________
Просмотр презентаций одноклассников. Ваш комплимент ___________________________
На новогодней ёлочке развешаны игрушки-камни. Выберете свой талисман, опишите чувства и ощущения от прикосновения ____________________________________________
________________________________________________________________________________
По мотивам уральских сказов П.П. Бажова был снят художественный фильм «Каменный цветок» (1946 год). Просмотрите эпизод, и пусть эта лента вдохновит вас на творческое письмо. (Работа в парах: написать текст о камнях в научном, художественном и публицистическом стиле)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________