Какой след я оставлю в школе?
Урок развития речи в 9 классе
Цели урока:
- Чего вы хотите добиться от жизни?
- Чтобы помнили…
Из интервью с В. С. Высоцким
Ход урока
Чтение притчи В. Сухомлинского
В небольшом городке недалеко от школы прокладывали дорогу. Расчистили место, постелили асфальт. Местные мальчишки с интересом наблюдали за происходящим. Вид необычной техники, горячего асфальта вызывал у них восхищение. Не раздумывая, один из мальчишек ступил на свежую, тёплую, ещё не подсохшую дорогу. След от его ноги получился глубокий и очень отчётливый. Испугавшись, что его накажут, мальчишка вместе с товарищами убежал.
Прошли годы. Давно окончена школа. Судьба разбросала одноклассников по стране. Но однажды они встретились в родном городке. Взрослые, умудрённые жизненным опытом, почти совсем седые. Все наперебой рассказывали о своей жизни, о своих достижениях. Дошла очередь и до нашего «героя». Друзья с интересом ждали его рассказ.
- Кем ты стал?
- Чего в жизни добился?
- Может быть, ты построил дом, написал книгу?
- Воспитал детей, посадил сад?
- Просто кому-то в жизни помог?
Нечего было ответить человеку.
- Какой же след ты оставишь после себя на земле?
Задумался человек.
И вспомнил он, что когда-то в детстве из озорства оставил след на свежем асфальте. Бросился он туда и увидел, что след его маленькой ножки до сих пор отчётливо виден. Дорожка обсажена липами, вдоль неё поставлены скамейки, но его след проступает и портит всю картину. «Вот след, который я оставил после себя в жизни, единственное, что я сделал. Испортил чужой труд, не создав ничего своего».
Грустно стало человеку. Понял, что напрасно прожил жизнь свою.
- Как вы считаете, применима ли эта притча хотя бы к одному члену вашего коллектива? Почему?
- Каков тип речи и стиль данного произведения?
- Назовите характерные признаки этого типа речи и стиля.
Концепция ответа:
- А как вы думаете, какие воспоминания о вашем классе и о каждом из вас по отдельности останутся в стенах школы, в душах учителей?
- Или не останется совсем ничего? (Ответы учащихся)
II.УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ № 1
- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слова летопись, энциклопедия, музей?
- Для какого стиля речи они характерны? (Эти слова характерны для научного стиля)
- Дайте определения этим терминам.
Какой стиль характерен для словарной статьи? Назовите признаки этого стиля.
ЛЕТОПИСИ - исторические произведения, вид повествовательной литературы в России 11-17 вв., состояли из погодных записей либо представляли собой памятники сложного состава — своды летописные. Летописи были общерусскими (напр., «Повесть временных лет», Никоновская летопись и др.) и местными (Новгородские летописи и др.). Сохранились главным образом в поздних списках.
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ - научное или научно-популярное справочное издание, содержащее систематизированный свод знаний. Материал в энциклопедии располагается в алфавитном порядке или по систематическому принципу (по отраслям знаний). Различают универсальные (по всем отраслям знаний и практической деятельности), отраслевые, национальные, а также региональные энциклопедии.
МУЗЕЙ – учреждение, занимающееся собиранием, хранением и выставкой для обозрения чего – либо.
Концепция ответа:
Для словарной статьи характерен научный стиль, который обслуживает научную сферу общественной деятельности. Он предназначен для передачи научной информации в подготовленной и заинтересованной аудитории.
Научный стиль имеет ряд общих черт, общих условий функционирования и языковых особенностей, проявляющихся независимо от характера наук (естественных, точных, гуманитарных) и жанровых различий (монография, научная статья, доклад, учебник и т.д.), что дает возможность говорить о специфике стиля в целом. К таким общим чертам относятся:
- Прослушайте отрывки из художественных произведений, определите тип речи и стиль каждого текста, назовите характерные признаки данного типа речи и стиля .
( Ипатьевская летопись)
А. С. Пушкин
C. С. Гейченко
III. УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ № 2
I группа – «Летописцы»
II группа – «Составители энциклопедии»
III группа – «Музейные работники»
1 группа составляет летопись класса.
(тип речи – повествование с элементами описания, стиль текста – художественный)
2 группа – энциклопедию знаменитых личностей класса.
(тип речи – повествование с элементами описания, стиль текста – научный)
3 группа – определяет место класса в виртуальном музее школы. Подберите определение, которое как нельзя лучше характеризует ваш класс, обоснуйте своё мнение, вставьте определение в презентацию.
(Тип текста – рассуждение, стиль текста - публицистический)
По окончании работы каждая группа должна предоставить продукт совместной деятельности и ответить на вопросы, если таковые возникнут у коллег.
Во время отчёта участников одной группы члены двух других групп должны определить, какой тип речи и стиль текста был использован при выполнении работы, и назвать характерные признаки каждого типа речи и стиля текста.
IV. РЕФЛЕКСИЯ
- Выразите своё мнение относительно содержания следующих строк. Какие морально-философские суждения автора содержатся в них?
А вы на земле проживёте,
Как черви слепые живут.
И сказок о вас не напишут,
И песен о вас не споют!
(М. Горький)
(Тот, кто живёт для себя, не способен оставить след в истории. Только тот, кто способен забыть о своих мелких интересах ради общего дела, останется в людской памяти.)
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Напишите сочинение - рассуждение на тему «Какой след я оставлю в школе?»