Развитие речи 9 класс говорение. Выражение своего мнения относительно содержания строк

Про матеріал
Какой след я оставлю в школе? Урок развития речи в 9 классе Цели урока: • организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы: «Повторение. Типы речи. Русский литературный язык и его стили»; • способствовать развитию умений задавать вопросы, доказывать свою точку зрения, сравнивать, обобщать, систематизировать; • актуализировать личностный смысл учащихся при повторении темы.
Перегляд файлу

Какой след я оставлю в школе?

 

Урок развития речи в 9 классе

Цели урока:

  • организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации  знаний в рамках темы: «Повторение. Типы речи. Русский литературный язык и его стили»;
  • способствовать развитию умений задавать вопросы, доказывать свою точку зрения, сравнивать, обобщать, систематизировать;
  • актуализировать личностный смысл учащихся при повторении темы.

    - Чего вы хотите добиться от жизни?

                                                                                                                        - Чтобы помнили…

                                                                                                                           Из интервью с  В. С. Высоцким

 

Ход урока

  1. МОТИВАЦИЯ

Чтение притчи В. Сухомлинского

 

В небольшом  городке недалеко от школы прокладывали дорогу. Расчистили место, постелили асфальт. Местные мальчишки с интересом наблюдали  за происходящим. Вид необычной техники, горячего асфальта вызывал  у них восхищение. Не раздумывая, один из мальчишек  ступил на свежую, тёплую, ещё не подсохшую дорогу. След от его ноги получился глубокий и очень отчётливый. Испугавшись, что его накажут, мальчишка вместе с товарищами убежал.

               Прошли годы. Давно окончена школа. Судьба разбросала одноклассников по стране. Но однажды они встретились в родном городке. Взрослые, умудрённые жизненным опытом, почти совсем седые. Все наперебой рассказывали о своей жизни, о своих достижениях. Дошла очередь и до нашего «героя». Друзья с интересом ждали его рассказ.

 - Кем ты стал?

 - Чего в жизни добился?

 - Может быть, ты построил дом, написал книгу?

 - Воспитал детей, посадил сад?

 - Просто кому-то в жизни помог?

Нечего было ответить человеку.

 - Какой же след ты оставишь после себя на земле?

 Задумался человек.

    И вспомнил он, что когда-то в детстве из озорства оставил след на свежем асфальте. Бросился он туда и увидел, что след его маленькой ножки до сих пор отчётливо виден. Дорожка обсажена липами, вдоль неё поставлены скамейки, но его след проступает и портит всю картину. «Вот след, который я оставил после себя в жизни, единственное, что я сделал. Испортил чужой труд, не создав ничего своего».

     Грустно стало человеку. Понял, что напрасно прожил жизнь свою.

 

- Как вы считаете, применима ли эта притча хотя бы к одному члену вашего коллектива? Почему? 

- Каков тип речи и стиль данного произведения?

- Назовите характерные признаки этого типа речи и стиля.

 

Концепция ответа:

  1.  Тип речи – повествование, т.к. сообщается о событии, действии, протекающем во времени.
    Цель повествования – дать представление о данном событии в хронологической последовательности.  Особенность повествования как типа текста заключается в том, что здесь изображаются события, в которых действия происходят не одновременно, а следуют друг за другом.
  2.  Стиль речи – художественный. Его цель – нарисовать живую картину, изобразить предмет или события, передать читателю эмоции автора, воздействовать с помощью созданных образов на чувства и мысли слушателя и читателя.

 

- А как вы думаете, какие воспоминания о вашем классе и о  каждом из вас по отдельности останутся в стенах школы, в душах учителей?

 

- Или не останется совсем ничего? (Ответы учащихся)     

                  

II.УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ № 1

 

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слова летопись, энциклопедия, музей?

- Для какого стиля речи они характерны? (Эти слова характерны для научного стиля)

- Дайте определения этим терминам.

   Какой стиль характерен для словарной статьи? Назовите признаки этого стиля.

 

 

ЛЕТОПИСИ - исторические произведения, вид повествовательной литературы в России 11-17 вв., состояли из погодных записей либо представляли собой памятники сложного состава — своды летописные. Летописи были общерусскими (напр., «Повесть временных лет», Никоновская летопись и др.) и местными (Новгородские летописи и др.). Сохранились главным образом в поздних списках.

 

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ - научное или научно-популярное справочное издание, содержащее систематизированный свод знаний. Материал в энциклопедии располагается в алфавитном порядке или по систематическому принципу (по отраслям знаний). Различают универсальные (по всем отраслям знаний и практической деятельности), отраслевые, национальные, а также региональные энциклопедии.

 

МУЗЕЙ – учреждение, занимающееся собиранием, хранением и выставкой для обозрения чего – либо.

 

Концепция ответа:

 

Для словарной статьи характерен научный стиль, который обслуживает научную сферу общественной деятельности. Он предназначен для передачи научной информации в подготовленной и заинтересованной аудитории.

Научный стиль имеет ряд общих черт,  общих условий функционирования и языковых особенностей, проявляющихся независимо от характера наук (естественных, точных, гуманитарных) и жанровых различий (монография, научная статья, доклад, учебник и т.д.), что дает возможность говорить о специфике стиля в целом. К таким общим чертам относятся:

  1. предварительное обдумывание высказыва­ния;
  2. монологический характер высказывания;
  3. строгий отбор языковых средств;
  4. тяготение к нормированной речи.

 

- Прослушайте отрывки из художественных произведений, определите тип речи и стиль каждого текста, назовите характерные признаки данного типа речи и стиля .

 

  1. В лето 6693 (1185) Игорь Святославич, внук Олегов, поехал из Новгорода-Северского месяца апреля в 23-й день, во вторник, в поход против половцев. Он взял с собою брата Всеволода из Трубчевска, Святослава Ольговича, сыновца своего из Рыльска, и Владимира, сына своего, из Путивля. А у Ярослава испросил в помощь Ольстина Алексича, Прохорова внука с ковуями черниговскими. И так, собирая дружину свою, медленно шли северские князья, ибо у них кони были тучны.

                                                                                                                                  ( Ипатьевская летопись)

 

  1.  Тут непременно вы найдете
    Два сердца, факел и цветки;
    Тут верно клятвы вы прочтете
    В любви до гробовой доски;
    Какой-нибудь пиит армейский
    Тут подмахнул стишок злодейский.
    В такой альбом, мои друзья,
    Признаться, рад писать и я,
    Уверен будучи душою,
    Что всякий мой усердный вздор
    Заслужит благосклонный взор
    И что потом с улыбкой злою
    Не станут важно разбирать,
    Остро иль нет я мог соврать.

                                                                                           А. С. Пушкин

  1. Много лет работала музейной смотрительницей Михайловского простая крестьянская женщина Александра Фёдоровна Фёдорова; она действительно была настоящим музейным работником, хотя у неё не было никакой специальной музейной подготовки. Она и грамоту – то узнала под старость, когда поступила работать в заповедник. Она тогда поняла, что служить в доме Пушкина и быть неграмотной – нельзя, что хранить пушкинский дом – это значит не только оберегать его, ценить, любить, но и понимать его и тех, кто приходит сюда.

                                                                                                            C. С. Гейченко

 

  III. УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ № 2

 

I группа – «Летописцы»

II группа – «Составители энциклопедии»

III группа – «Музейные работники»

 

 

1 группа составляет летопись класса.

  • Какой тип речи будете использовать?
  • Какого стиля у вас получится текст?

(тип речи – повествование с элементами описания, стиль текста – художественный)

 

2 группа – энциклопедию знаменитых личностей класса.

  • Какой тип речи будете использовать?
  •  Какого стиля у вас получится текст?

(тип речи – повествование с элементами описания, стиль текста – научный)

 

3 группа – определяет место класса в виртуальном музее школы. Подберите определение, которое как нельзя лучше характеризует ваш класс, обоснуйте своё мнение, вставьте определение в презентацию.

  • Какой тип речи будете использовать?
  •  Какого стиля у вас получится текст?

(Тип текста – рассуждение, стиль текста - публицистический)

 

 

По окончании  работы каждая группа должна предоставить продукт совместной деятельности и ответить на вопросы, если таковые возникнут у коллег.

Во время отчёта участников одной группы члены двух других групп должны определить, какой тип речи и стиль текста был использован при выполнении работы, и назвать характерные признаки каждого типа речи и стиля текста.

IV. РЕФЛЕКСИЯ

 

- Выразите своё мнение относительно содержания следующих строк. Какие морально-философские суждения автора содержатся в них?

 

А вы на земле проживёте,

Как черви слепые живут.

И сказок о вас не напишут,

И песен о вас не споют!

                                         (М. Горький)

 

(Тот, кто живёт для себя, не способен оставить след в истории.  Только тот, кто способен забыть о своих мелких интересах ради общего дела, останется в людской памяти.)

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

 

 Напишите сочинение -  рассуждение на тему «Какой след  я оставлю в школе?»

 

docx
Додано
22 листопада 2020
Переглядів
652
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку