Тема: « Морфологический разбор наречия (прислівника). Использование наречий в фразеологизмах»
I. Организационный момент.
1. Какую часть речи мы изучали на предыдущем уроке?
ІІ. Актуализация опорных знаний.
День святого Валентина, который ежегодно отмечают 14 февраля, издавна окутан различными тайнами и легендами его происхождения. Одни сторонники праздника влюбленных придают романтическое значение этому дню, другие же расценивают его лишь из коммерческих соображений. Однако все-таки стоит узнать, откуда мы можем брать истоки и историю всем известной даты.
История Дня святого Валентина
День всех влюбленных или День святого Валентина – это не только удивительно красивий праздник романтики, любви и нежности. Как неустанно сообщают различные источники, праздник давным-давно окутан многими легендами, и никто точно не знает, существовал ли святой Валентин и действительно ли он впервые подарил возлюбленной романтическую валентинку.
Священник Валентин
Согласно одной легенде в 269 году н.э. римский император Клавдий II стремился завоевать весь мир, однако для осуществления экспансии ему приходилось быстро собирать сильную армию. Поскольку семейный институт удерживал мужчин от военной службы, император издал указ о запрете женитьбы во время военной службы.
Однако молодой священник Валентин, который еще занимался естественными науками и медициной, яростно не слушал приказы Клавдия II и втайне от всех венчал влюбленных. Когда император узнал об этом, то гневно приговорил Валентина к смертной казни. Но во время ожидания исполнения смертного приговора Валентин в тюрьме отчаянно влюбился в слепую дочь тюремщика Юлию и исцелил ее.
Перед казнью он тайно оставил ей прощальное послание и подписал его «Твой Валентин».
Если безоговорочно верить другой легенде, то День святого Валентина возник как память о христианине Валентине, который был настоящим вдохновителем для других. Во время тайного венчания римских патрициев (представителей коренного римского народа), их всех немедленно задержали.
Как представитель высшего класса, Валентин мог спокойно избежать казни, но его слуги такой привилегии не имели. Однако Валентином, несомненно, и в дальнейшем продолжали восхищаться и проводить тайные брачные церемонии под его покровом.
Три мученика Валентина
Как неустанно сообщают в другие легенды и рассказы, возможно, существовало еще как минимум трое мужчин с именами Валентин, которые мученической смертью умерли за христианскую веру.
Достоверно известно, что один из Валентинов был священником и врачом в Риме и погиб в 269 году (времена императора Клавдия II). Второй Валентин, вероятно, был епископом в Тернии (Италия) и умер в 197 году. Двое Валентинов, которые умерли мученической смертью за христианскую веру, были похоронены на одном кладбище (вблизи современных ворот Порта дель Пополо в Риме, которые теперь часто называют "воротами Святого Валентина").
Впоследствии останки первого Валентина хранились в одной из церквей Рима, а в 1836 году Папа Римский Григорий XVI передал останки церкви в Дублине, где они хранятся и до сих пор. Останки второго Валентина сегодня находятся в базилике святого Валентина в Тернии – в городе его пасторства.
Третий Валентин жил в Египте примерно в 100-153 годах. Он был ценным кандидатом на пост римского епископа (т. е. Папы) и в своих проповедях превозносил ценности брака как воплощения христианской любви. Об обстоятельствах его смерти и о месте захоронения практически ничего неизвестно.
История возникновения валентинки
Согласно легендам, древний обычай посылать любимым открытки в День святого Валентина также возник в Средние века. Самой первой валентинкой в мире считается записка, отправленная герцогом Карлом Орлеанским в 1415 году.
Находясь временно в английском плену после битвы при Азенкуре, он якобы посылал из лондонской тюрьмы стихотворные любовные послания своей жене. Одна из тогдашних "валентинок" ныне хранится в Британском Музее.
Через несколько лет после первой валентинки король Генрих V нанял писателя по имени Джон Лидгейт, чтобы тот составил "валентинку" для Екатерины Валуа.
С течением времени обычай посылать любимым 14 февраля небольшие сувениры и записки-валентинки существовал только на территории Англии и Франции. Впоследствии о нем узнали благодаря эмигрантам в Новом Мире (современные Северная и Южная Америка).
Сначала первые "валентинки" создавались собственными руками: талантливые художники писали романтические стихи на листах бумаги, впоследствии в Великобритании стали печатать сборники стихов – влюбленные выбирали лучшие и переписывали их в "валентинки". Где-то с этого времени и началось массовое производство "валентинок" в промышленных масштабах.
Несмотря на таинственность происхождения праздника, миллионы людей не упускают возможность отпраздновать романтический праздник вместе со своими любимыми и родными людьми. Ведь День святого Валентина – это не только праздник цветов, открыток и подарков. Это символический день для проявления немного большего внимания и любви тем людям, которые находятся рядом с вами.
Название разряда |
вопросы |
примеры |
Образа действия (по-укр.: способу дії) |
как? каким образом? |
громко, дружески, вдвоём |
Меры и степени (по-укр.: міри і ступеня) |
в какой степени? насколько? |
очень, немного, чересчур, совсем, вдвое |
Места (по-укр.: місця) |
где? куда? откуда? |
далеко, наверху, там, издали |
Времени (по-укр.: часу) |
когда? как долго? |
давно, тогда, накануне, весной |
Причины (по-укр.: причини) |
почему? отчего? |
сгоряча, сослепу, поневоле |
Цели (по-укр.: мети) |
зачем? для чего? |
назло, нарочно |
|
Сравнительная степень (простая форма) |
Сравнительная степень (составная форма) |
Превосходная степень (составная форма) |
медленно |
медленнее |
более (менее) медленно |
медленнее всех (всего), как можно медленнее |
резко |
резче |
более (менее) резко |
как можно резче |
плавно |
плавнее |
более (менее) плавно |
плавнее всех, |
высоко |
выше |
более (менее) высоко |
как можно выше, наиболее высоко |
низко |
ниже |
более (менее) низко |
ниже всех |
тихо |
тише |
более (менее) тихо |
как можно тише |
|
-ее (-ей), -е, -ше |
более (менее) |
Всех, всего, как можно; наиболее (наименее). |
III. Объяснение нового материала.
IV. Активизация учебной деятельности.
Невмоготу – не +в+могота (сила, мочь)
Наружу – на+ружь (вид, лицо в вин.пад.)
Исподволь – из-под (оглушение) +воля (род.пад.)
Навзничь (вверх лицом) – на+вз+ниц (лицо) (оглушение)
Дотла – до+тьло (род.пад.) (почва, пол, основание)
Начеку – на+чек (пр.пад) (стража, ожидание)
V. Использование наречий в фразеологизмах
– до корней волос
– как убитый
– во весь опор
– во весь дух, во все лопатки, сломя голову
– во все горло, на всю Ивановскую
– как свои пять пальцев
– яблоку негде упасть
– хоть глаз выколи
– как кот наплакал, раз-два и обчелся
– чуть свет, ни свет ни заря
– рукой подать
– из рук вон, никуда не годиться
VI. Подведение итогов урока.