Тема. Морфология и орфография. Имя прилагательное. Не с именами прилагательными. «Русские писатели – детям».
Ожидаемые результаты:
- научиться распознавать имена прилагательные и осмысливать их роль в речи, правильно писать – не с прилагательными;
- развивать навыки выразительного чтения, грамотного письма, речевую культуру, память, творческое воображение, логическое мышление, виды компетентностей (лингвистической, языковой, речевой, культуроведческой);
- воспитывать эстетическое восприятие художественного слова.
Средства обучения: портреты Ф.Тютчева, Ю.Дмитриева, пейзажные зарисовки «Времена года», рассказ Ю.Дмитриева «Мой некрасивый друг».
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока
І. Организационный момент
ІІ. Мотивация учебной деятельности
Учился, писал, занимался, смеялся,
При этом, наверное, ты состоялся.
Чтоб дальше по жизни с улыбкой шагать,
А для этого нужно много читать! (хором).
ІІІ. Сообщение темы и цели урока
ІV. Восприятие учебного материала
1. Фонетическая зарядка
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всё понятно.
2. Интерактивное упражнение «Ассоциации» к слову «чтение» (в тетрадях самостоятельно).
3. Слушание.
Читайте не торопясь, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книг. Человек «глотающий» книги. Похож н путешественника, знакомящегося со страной из окна вагона. Заставьте себя читать медленно, запоминая, обдумывая. Представляя самого себя в гуще тех событий и той обстановки, какими наполнена книга… Только тогда перед вами откроется созданный писателем большой и прекрасный мир.
4. Письменный ответ на вопрос:
- Каким должно быть чтение?
Чтение (какое?) – внимательное, вдумчивое, медленное.
- Какая самостоятельная часть речи обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, чей?
- На какой вопрос отвечают записанные вами слова?
5. Работа с поэтическими строками Ф.И.Тютчева (1803-1873) – певца природы.
Печальная берёза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
(Письмо в тетрадях , а у доски 4 ученика по строчке.).
- Слово «печальная» разобрать по составу, определить род, число, падеж.
6. Лексическая работа:
- печальная – грустная, томная, скучающая (синонимы); весёлая (антоним);
- прихоть (желание).
7. Работа с учебником:
- стр.90 упр.224 (теория);
- стр.90 упр.223 (выразительное чтение, выборочное письмо)
Для песни задушевной – ж.р., ед.ч., Р.п.
Зелёный шёпот – м.р., ед.ч., В.п.
Темных струй – мн.ч., Р.п.
Безмерное страдание – ср.р., ед.ч., В.п.
- стр.93 упр.231 (чтение «цепочкой»);
- стр.92 упр.229 (теория);
- стр.92 упр.230 (письмо: распределительный диктант).
8. Слушание. Обсуждение. «Мой некрасивый друг» Ю.Дмитриева (текст на 2 минуты).
- К какому стилю речи относится текст?
- Определите тип речи.
- Определите тему этого рассказа.
- Чему учит нас Ю.Дмитриев?
- Как напишете слово «некрасивый»? Почему?
9. Интерактивное упражнение «Буримэ»
Сказочный зимний лес
Спит под напевы метели.
Птичий гомон совсем исчез –
Не слышны их весёлые трели.
(Даются 1 и 3 строчки. Вторую и четвёртую придумывают дети)
- Назовите имена прилагательные.
- Какую роль выполняют прилагательные в художественном произведении?
10. Работа в парах: составление диалога «Мое любимое время года».
V. Закрепление.
«Правило руки»: три удара по столу: раз, два, три – отвечает весь ряд хором
- Что такое имя прилагательное?
- Как пишется не с прилагательными?
VІ. Итог урока
Заполнение карточек «Сегодня на уроке».
VІІ. Домашнее задание
Стр.90 §26, упр.233 А,Б (по выбору)