Урок "Может ли так жить человек? (к пониманию трагедии личности в повести Н. В. Гоголя "Шинель")

Про матеріал
Урок допомагає учням розкрити поняття "маленька людина", сприяє вихованню в дітях почуття поваги до особистості та співчуття чужому горю. За допомогою системи запитань глибоко розкривається образ головного героя. Схеми до уроку сприяють аналітичному мисленню учнів.
Перегляд файлу

Тема: Может ли так жить человек? ( к пониманию трагедии личности в 

          повести Н. В. Гоголя « Шинель»)

 

Цель: выяснить идейно-тематическое содержание повести « Шинель»,

          расширить представление учащихся об особенностях стиля Гоголя;

          рассмотреть образ героя как воплощение типа « маленького человека»

         19 ст.; формировать навыки диалогического мышления и аналитической

          работы с художественным текстом, умение анализировать образы,

          самостоятельно подбирать необходимый материал, высказывать свои

          мысли; воспитывать в детях уважение к личности, сочувствие к

          человеческому горю, милосердие.

 

Оборудование: портрет Н. В. Гоголя, текст повести « Шинель», иллюстраци к тексту.

 

Тип урока: урок – диалог.

 

Ход урока:

 

Актуализация знаний:

1. Что вам известно о Петербургском периоде жизни Гоголя?

  ( Гоголь служил канцелярским чиновником в одном департаменте Петербурга. Столица предстала перед ним как город чиновников, равнодушных ко всему, что выходит за рамки служебных обязанностей. Здесь писателю пришлось перенести целый ряд разочарований).

 

2. Как это отразилось на его творчестве?

  ( Он создаёт цикл произведений « Петербургские повести». Сюда вошли пять повестей, в которых говорится об утратах: в « Невском проспекте» - об утрате мечты о чистоте; в « Записках сумасшедшего» - об утрате социальной защищённости; в повести « Нос» - об утрате собственного тела; в

« Портрете» - об утрате таланта художника; в « Шинели» - об утрате всего, что дорого в жизни).

 

 Мотивация учебной деятельности. Оглашение темы и цели урока

     Главным конфликтом в петербургских повестях есть столкновение героев с античеловеческими условиями их жизни.

     Забитый, униженный, оскорблённый человек. Его жизнь, маленькие радости и большие беды долгое время казались ничтожными, недостойными  внимания. Жестокое время и социальная несправедливость заставляли

« маленьких людей» замыкаться, уходить в себя. Они жили незаметной жизнью и также незаметно умирали. Но именно такие люди по воле обстоятельств, повинуясь крику души, начинали роптать против сильных мира сего, взывать к справедливости. Вот об этом мы сегодня и поговорим, рассмотрев повесть Н. В. Гоголя «Шинель» - самое значительное произведение петербургского цикла.

 

Работа на уроке относительно темы и цели:

 

1. Выступление подготовленного ученика об истории написания повести

« Шинель».

   

Впервые мысль о написании « Шинели» возникла у Гоголя ещё в 1834 году, под впечатлением от услышанного анекдота о бедном чиновнике. Заядлый охотник, он ценой жестокой экономии собирал деньги и приобрёл ружьё. Но в первый же день чиновник потерял его ( ружьё зацепилось в зарослях камышей и утонуло). Бедняга так опечалился, что заболел и умер бы, если бы его друзья, узнав о пропаже, не подарили ему новое ружьё. Эта история очень взволновала Н.В.Гоголя, и в 1839 году он начал работу над повестью

« Шинель».

 

2. Работа с текстом. Метод « Следом за автором».

 

Этап предпонимания текста:

  1. Каковы ваши впечатления от прочитанного?
  2. На какие  вопросы вы хотели бы услышать ответ?
  3. Кто в этом произведении « маленький человек»?

     4.  Какие чувства вызывает у вас герой?

 

Чтение описания героя в начале повести ( от слов « Итак в одном департаменте служил один чиновник» и заканчивая фразой  « Имя его было Акакий Акакиевич»)

 

Беседа по вопросам:

 

1.Что хотел подчеркнуть автор в портретной характеристике своего героя?

( Ничего особенного в нём нет: « …низенького роста, несколько рябоват. Несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щёк и цветом лица что называется геморроидальным…»)

 

2. Что мы знаем о его происхождении? (  У него нет никакого происхождения. Даже имя ему подобрали с трудом, предложив бедной роженице ряд одинаково труднопроизносимых и « неприлично» звучащих имён: Сессий, Меккий, Павсикакий, Хозадат. В конце концов, его назвали Акакий, как и его отца.)

 

3. Что обозначает имя Акакий? Почему именно так называют его при рождении?

( Акакий – от греч. незлобивый; « сущий мученик». Автор даёт понять, что если отец был « маленьким человеком», то пусть и сын им будет. Другого будущего у него не может быть).

 

4. Почему автор называет его « вечным титулярным советником»?

( Цитата: « Когда и в какое время он поступил в департамент и кто определил его, этого никто не мог припомнить. Сколько ни переменялось директоров и всяких начальников, его видели всё на одном и том же месте, в том же положении, в той же самой должности, тем же чиновником для письма, так что потом уверились, что он, видно так и родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове».)

 

5.В повести читаем: « …он служил с любовью». В чём проявлялась эта любовь?

( Цитата: « …в этом переписыванье ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир ». Он не замечал вокруг себя абсолютно ничего, кроме своих чистых, ровным почерком выведенных строк.)

 

6.Как вы понимаете « свой мир»? Что царило в мире героя? Как он чувствует себя в этом мире?

( Он чувствует себя уютно. « Наслажденье выражалось на лице его». «Написавшись всласть, он ложился спать, улыбаясь заранее при мысли о завтрашнем дне». Он получал 400 рублей зарплаты и был доволен своим жребием. Жил тихо и спокойно, не думая ни о каких развлечениях.)

 

 Составление схемы.

                                   

                                              Миры героя

               

 

                    Свой                                                           Чужой

Комната, переписыванье,                          Департамент, насмешки,    буквы-фавориты, удовольствие               издевательства, улица, театр,

                                                                       развлечения

 

 

7. Как относились к Башмачкину в департаменте?

( Акакий Акакиевич был предметом постоянных насмешек и унижений. Чтение отрывка от слов « В департаменте не оказывалось ему никакого уважения» до слов « …сыпали на голову ему бумажки, называя это снегом».)

 

8. Как вы думаете, справедливо ли такое отношение? Почему Акакий Акакиевич не протестовал?

( Вопрос предвидит разные варианты ответов.

* Нельзя так относиться к людям. Герой повести никогда никого не трогал, никому не причинял вреда, отлично выполнял свою работу, никогда не жаловался на свою жизнь, не надоедал. Только поэтому его могли уважать или просто не замечать. Но ни в коем случае не издеваться. Каждый человек живёт, как может. Свой стиль жизни был и у Акакия Акакиевича. А не протестовал, наверное, потому, что был выше всех этих чиновников, ему было чуждо грубое отношение к кому – либо.

 

* Такое отношение справедливо. Если человек позволяет другим людям обижать себя, то причина в нём самом. Акакий Акакиевич не имеет силы воли протестовать против несправедливого отношения к себе, не оказывает никакого сопротивления; он слабохарактерный и забитый. Не имел собственного мнения, а был только покорным слугой ).

 

9. Чем поражает нас фраза: « Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?»

( В этой фразе раскрывается тема « маленького человека». Становится жаль этого человека. В этих словах слышатся другие слова: « Я брат твой»).

 

10. Как вы думаете, могут ли эти слова изменить других людей? Как об этом говорит автор?

( Зачитать « И что-то странное заключалось в этих словах…» до слов 

« …даже в том человеке, которого свет признает благородным и честным…»)

 

11. Когда пробуждается герой произведения?

( Когда у него появляется мечта – новая шинель.)

 

12. Почему появляется мечта именно сейчас? Зачитайте описание старой шинели Акакия Акакиевича.

( Цитата « Рассмотрев её хорошенько у себя дома…и называли её капотом».)

 

13. Проследите по тексту, какие чувства испытывает Башмачкин, узнав о том, что его шинель « никак нельзя поправить»?

(  « при этих словах ёкнуло сердце», « затуманило в глазах», « вскрикнул бедный Акакий Акакиевич», « вышел совершенно уничтоженный», « был как во сне», « поник совершенно духом».)

 

14. Изменилась ли жизнь бедного чиновника после решения сшить новую шинель?

( Работа с цитатой: « С этих пор как будто самое существование его сделалось как-то полнее…так что почти вслух вскрикнул «ух!» и перекрестился»)

 

15. Какое значение имеет новая шинель в жизни Акакия Акакиевича?

( Пробуждает желания, вызывает у него смелые мечты. Обычно очень робкий, он останавливается у витрины какого-то магазина рассмотреть картину, на которой изображена красивая женщина, снимающая башмак; будучи в весёлом расположении духа, подбежал даже за какою-то дамой.

Он даже немножко сибаритствует.)

 

Словарная работа:

 

Сибарит – человек, склонный к бездеятельности, изнеженный комфортом.

 

16. Что возвращает героя на своё место?

(  Кулак вора « величиною с чиновничью голову».)

 

17. Что символизирует собой этот кулак?

( Он ставит « маленького человека» на место, так как тот не имеет права быть счастливым).

 

18. Чем оказалась кража шинели для Башмачкина?

(  Крахом всей его жизни).

 

19. Предпринимал ли герой попытки возвратить то, что принадлежит ему по праву?

( Один раз он проявил свой характер, добившись того, чтобы его принял

« частное лицо»).

 

20. Какими словами автор подчёркивает ничтожность « маленького человека»?

( Словами « значительного лица»: « Знаете ли вы, кому это говорите? Понимаете ли вы, кто стоит перед вами? Как вы смеете?»

« Исчезло и скрылось существо, никем не защищённое, никому не дорогое, ни для кого не интересное…»)

 

21. Кто же погубил бедного чиновника?

( Служба, гнёт, повинность, которая уничтожает личность, делает её заложником постоянных забот. Полицейско-бюрократическая система, человеческая чёрствость, безразличие, жестокость).

 

22. Когда же Акакий Акакиевич  проявляет свой протест против людей, погубивших его?

(  Только перед смертью в бреду в душе бедного чиновника проснулся гнев

« он сквернохульничал, произнося самые страшные слова…» Именно здесь звучит протест против мира угнетения и жестокости).

 

Исследовательская работа в парах.

Проследите по тексту, как меняется сам герой на протяжении всего произведения.

                  

                            Диаграмма жизни героя « Шинели»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23. Для чего Н. В. Гоголь вводит в текст фантастическое продолжение?

( Чтобы наказать чиновников, а в их лице – всё общество, которое расценивает людей по чинам и по богатству).

 

Выразительное чтение финального эпизода ( от слов « Итак значительное лицо сошёл с лестницы…» до слов « …с этих пор совершенно прекратилось появление чиновника-мертвеца; видно генеральская шинель пришлась ему совершенно по плечам…»

( Финал повести – бунт « униженного и оскорблённого» человека. Башмачкин умер, но его тень мстит. « А! Так вот ты наконец! Наконец я тебя того, поймал за воротник! Твоей-то шинели мне и нужно! Не похлопотал об моей, да ещё и распёк, - отдавай же теперь свою!»

В фантастическом виде в герое проявляется то, что было в нём глубоко скрыто: живая человеческая сущность, потребность правды и справедливости).

 

24. Какие миры изображает автор в повести « Шинель»? ( Работа над составлением схемы).

 

                       Двоемирие в повести Н. В. Гоголя « Шинель»

 

               Реальный                                            Фантастический

                   

             Башмачкин                                                      Тень

                     

 

     Униженный, оскорблённый                        Ищущий справедливости

 

 

               Покорный                                              Протестующий

                     

 

           Честный человек                                            Злодей

 

          Маленький человек                                               ?

Итог урока.

  1. Как относится автор к Башмачкину? Меняется ли авторское отношение к герою на протяжении рассказа о его жизни?
  2. В чём гуманистическая направленность « Шинели»?

 

Д.З.   Написать эссе « Прочитав повесть, я…»

 

 

                                                    Учитель зарубежной литературы

                                                     общеобразовательной школы І – ІІІ ст. № 3

                                                     п.г.т. Александровки Кировоградской обл..

                                                     Глушина Надежда Леонидовна      

doc
Додав(-ла)
Глушина Надія
До підручника
Зарубіжна література 9 клас (Волощук Є.В., Звиняцьковський В.Я., Філенко О.М.)
Додано
25 лютого 2020
Переглядів
1425
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку