Урок на тему: "А.П.Чехов "Хамелеон"

Про матеріал

На цьому уроці учні отримують короткі відомості про життя та творчість відомого російського письменника та лікаря - А.П.Чехова. Продовжать розвивати навички переказу та аналізу художнього тексту з використанням цитат; отримають можливість виховати в собі негативне ставлення до підлабузництва, самоприниження, чиношанування і т. п.

Перегляд файлу

Тема. А.П.Чехов “Хамелеон”. Осмеяние в произведении подхалимства, самоунижения, чинопочитания, предвзятости и малодушия.   Слайд №1-3

Цель. Дать короткие ведомости о жизни и творчестве А.П.Чехова; развивать навыки пересказа и анализа художественного произведения с использованием цитат; воспитывать у учащихся отрицательное отношение к подхалимству, самоунижению,  чинопочитанию, предвзятости и малодушию.

 

Оборудование: портрет А.П.Чехова, выставка разных изданий его произведений, мультимедийная доска и программа  PowerPoint

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирование на их основе умений и навыков.

                                      Ход урока

І. Презентация темы нового раздела

            ( авторское стихотворение )

Уж много лет прошло, а истина жива,

Что в человеке всё должно быть лишь прекрасно:

И мысли, и одежда, и душа.

Не будем даже спорить с этим.

Вы согласны?

Насколько Антон Палыч прозорлив!

Он верил в то, что лучше будут люди

И в то, что он в рассказах обличал

Не повторится в будущем

И человечеству уроком это  будет.

Ни чинопочитание, ни лесть,

Ни самоуниженье и ни что другое

Вам не помогут сохранить

Достоинство и честь

И жизни истину вам не откроют.

Лишь милосердие и сострадание,

Простое человеческое понимание,

Участие живое – вот залог того, что вас поймут

И будущее светлое откроют.

 ІІ. Работа над новой темой.

Слово учителя. Сегодня мы начинаем  знакомство с новым разделом под названием “Литература и моральное усовершенствование человека”. Изучая в предыдущем разделе басни, мы имели возможность убедиться, что эти небольшие произведения могут быть сильным орудием в борьбе с человеческими пороками. И сила эта в обличительном характере басни. Проходят годы, а смех в руках мастеров слова остаётся наиболее действенным способом борьбы с недостатками на пути к моральному усовершенствованию человека.

 ІІІ. Объявление темы и цели урока.   Слайд №4,5

  1. Презентация портрета писателя. 
  2. Краткое знакомство с жизненным и творческим путём А.П.Чехова (сообщение ученика ).
  3. Работа с эпиграфом урока: ” В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”.
  4. Заочная экскурсия выставкой книг, на которой представлены разные издания произведений А.П. Чехова ( Проводит творческая группа библиографов.)
  5. Беседа по вопросам.

– Какие произведения Чехова вы читали раньше?

- Каких чеховских героев можете назвать?

     6. Чехов – мастер рассказа.

    А.Чехов известен как  мастер рассказа. С некоторыми из его произведений мы познакомимся на наших уроках. Но сначала следует усвоить новое понятие из теории литературы.

Словарная работа.  Рассказ – небольшое прозаическое произведение, сюжет которого основан на одном эпизоде ( редко нескольких ) из жизни какого- то персонажа ( иногда нескольких ). Он имеет чёткий сюжет, сжатые описания. Важную роль играет художественная деталь.

Художественная деталь -  это один из способов создания художественного образа, который помогает писателю нарисовать картину, предмет или характер.      Слайд № 6, 7

 

IV. Работа с текстом.

  1. Прослушивание аудиозаписи в исполнении Ильинского.  Слайд № 8
  2. Какие ассоциации, связанные со словом “хамелеон”, возникают у вас? Слайд № 9
  3. Почему рассказ называется “Хамелеон” ?   Слайд № 10

Беседа.

 –Какие эмоции сопровождали вас во время прослушивания?

- Объясните название произведения.

- Какой приём использовал автор в заглавии? (аллегорию)

- Можете ли вы дополнить содержание слова” хамелеон” ? Раскройте аллегорическое содержание этого слова. ( Хамелеон – приспособленец) Слайд № 11

Исследовательская работа по тексту рассказа “Хамелеон”.

- Докажите, что это произведение рассказ.   Слайд № 12,13

( Экспозиция - изображение базарной площади.

Завязка – собака укусила Хрюкина.

Развитие действия – Очумелов расследует это событии.

Кульминация – выясняется, что собака брата генерала.

Развязка – собаку забирают, толпа хохочет над Хрюкиным. )

-Каким изображён городок и его жители? Прочтите.   Слайд № 14

- О чём  свидетельствует такое описание?

- Найдите и зачитайте описание Очумелова.    Слайд № 15

- Как ведёт себя герой на протяжении произведения?

- Почему изменяется его поведение?

-Как внешне проявляются изменения в поведении? Какие детали об этом свидетельствуют?  ( Очумелов то снимает шинель, то одевает. То сурово кашляет, то его лицо расплывается в сладкой улыбке, то произносит непонятное “угу-у-у”.)     Слайд №16

- Как меняется отношение Очумелова к Хрюкину в зависимости от предположения о том, чья “собака”? Обратите внимание на его речь (грубость и подобострастие )    Слайд № 17

- Проследите за поведением Хрюкина. Кого жаль больше – человека, которого укусила собака, или собаку? Ответ обоснуйте. Слайд №

- Обратите внимание на поведение “толпы”. Почему в конце рассказа “толпа хохочет над Хрюкиным”. Способны ли люди из “толпы”  на сочувствие, или же они просто рады неожиданному развлечению? ( Нет. Все события для “толпы “ просто развлечение. В конце люди откровенно смеются над Хрюкиным )

-Чем определяются поступки Очумелова? Чем вызван его страх?

- Отражает ли название рассказа суть личности Очумелова и объясняет ли его поведение?   ( Хамелеоны меняют свою окраску, приспосабливаясь к окружающей среде в целях защиты собственной жизни, т.е. их вынуждают к этому условия обитания. Очумелов же, которому ничего не грозит, боится самого имени генерала и поэтому постоянно изменяет своё поведение. Свои действия он стремится обосновать тем, что он представляет собой власть, которая должна быть справедливой. Т. о., поведение Очумелова вдвойне безнравственно,  а его стремление “сохранить лицо”, которого у него нет, делает его просто жалким ).

- Попытайтесь определить основную мысль рассказа. Как относится Чехов к своим героям? Как, по- вашему, -  сатирически или юмористически – изображает Чехов своих героев? ( Сатирически, это помогает уличить подхалимов разных рангов.)

Итоговый    слайд №18

  1. 6 раз
  2. с. 181-183
  3. Очумелова
  4. грубый / льстивый
  5. по 1 разу
  6. имеет аллегорический смысл
  7. Очумелова

Письмо в будущее

А теперь послушаем самого Чехова с обращением к нам, живущим в 21 веке.

 

Тогда человек становится лучше, когда вы покажете ему каков он есть… А ведь очень хочется, чтобы люди стали лучше… Меня всегда интересовало, как понимают меня читатели, для них-то и пишешь, для читателей… Многие мои современники говорили мне, что, дескать, рассказы мои – они о всяких мелочах, происшествиях, недоразумениях, иногда забавных. иногда не очень. о чём тут писать-то… Только мне всегда казалось, что не о мелочах я писал, а о том, что есть хорошего в жизни моих героев, чем они дорожат, ради чего и как живут. Люди в моё время были всякие… Как, впрочем, и сейчас. Мне интересно узнать, сильно ли изменились люди по сравнению с моим временем, как вы воспринимаете героев моих рассказов. Не могли бы вы помочь мне, ответив на такие вопросы:

- Кажутся ли вам мои рассказы смешными? Над чем вы смеётесь?

- Есть ли среди ваших знакомых люди, похожие на моих героев? Если да, то чем?

- Понятно ли вам, почему персонажи моих рассказов такие разные?

- Побуждают ли мои произведения вас задуматься? Если да, то над чем?

- Учёные люди в моё время никак не могли решить, юморист я или сатирик. Как вы считаете?

- Что по вашему, делает человека – человеком?

 

V. Подведение итогов урока

Слово учителя

Мысли Чехова о человеческом достоинстве, о лучших качествах человеческой личности – уме, доброте, милосердии – важны и для нас, для нашего времени. Его произведения будят человеческую совесть, а это во все времена было необходимым для нравственного здоровья людей. Нам понятно беспокойство Чехова о том, каким будет будущее народа, человечества. И сегодня очень важно сохранить в себе всё лучшие, что позволяет человеку называться человеком. В этом нам с вами может помочь великий писатель-гуманист Антон Павлович Чехов, его поучительные, смешные и грустные рассказы, его герои…

 

VI. Домашнее задание. Написать сочинение- рассуждение на тему: “Научился ли я чему-нибудь у Чехова и его героев” . Прочитать рассказ “Толстый и тонкий”

 

 

 

 

 

docx
Додано
26 жовтня 2018
Переглядів
320
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку