На цьому уроці учні отримують короткі відомості про життя та творчість відомого російського письменника та лікаря - А.П.Чехова. Продовжать розвивати навички переказу та аналізу художнього тексту з використанням цитат; отримають можливість виховати в собі негативне ставлення до підлабузництва, самоприниження, чиношанування і т. п.
Тема. А.П.Чехов “Хамелеон”. Осмеяние в произведении подхалимства, самоунижения, чинопочитания, предвзятости и малодушия. Слайд №1-3
Цель. Дать короткие ведомости о жизни и творчестве А.П.Чехова; развивать навыки пересказа и анализа художественного произведения с использованием цитат; воспитывать у учащихся отрицательное отношение к подхалимству, самоунижению, чинопочитанию, предвзятости и малодушию.
Оборудование: портрет А.П.Чехова, выставка разных изданий его произведений, мультимедийная доска и программа PowerPoint
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирование на их основе умений и навыков.
Ход урока
І. Презентация темы нового раздела
( авторское стихотворение )
Уж много лет прошло, а истина жива,
Что в человеке всё должно быть лишь прекрасно:
И мысли, и одежда, и душа.
Не будем даже спорить с этим.
Вы согласны?
Насколько Антон Палыч прозорлив!
Он верил в то, что лучше будут люди
И в то, что он в рассказах обличал
Не повторится в будущем
И человечеству уроком это будет.
Ни чинопочитание, ни лесть,
Ни самоуниженье и ни что другое
Вам не помогут сохранить
Достоинство и честь
И жизни истину вам не откроют.
Лишь милосердие и сострадание,
Простое человеческое понимание,
Участие живое – вот залог того, что вас поймут
И будущее светлое откроют.
ІІ. Работа над новой темой.
Слово учителя. Сегодня мы начинаем знакомство с новым разделом под названием “Литература и моральное усовершенствование человека”. Изучая в предыдущем разделе басни, мы имели возможность убедиться, что эти небольшие произведения могут быть сильным орудием в борьбе с человеческими пороками. И сила эта в обличительном характере басни. Проходят годы, а смех в руках мастеров слова остаётся наиболее действенным способом борьбы с недостатками на пути к моральному усовершенствованию человека.
ІІІ. Объявление темы и цели урока. Слайд №4,5
– Какие произведения Чехова вы читали раньше?
- Каких чеховских героев можете назвать?
6. Чехов – мастер рассказа.
А.Чехов известен как мастер рассказа. С некоторыми из его произведений мы познакомимся на наших уроках. Но сначала следует усвоить новое понятие из теории литературы.
Словарная работа. Рассказ – небольшое прозаическое произведение, сюжет которого основан на одном эпизоде ( редко нескольких ) из жизни какого- то персонажа ( иногда нескольких ). Он имеет чёткий сюжет, сжатые описания. Важную роль играет художественная деталь.
Художественная деталь - это один из способов создания художественного образа, который помогает писателю нарисовать картину, предмет или характер. Слайд № 6, 7
IV. Работа с текстом.
Беседа.
–Какие эмоции сопровождали вас во время прослушивания?
- Объясните название произведения.
- Какой приём использовал автор в заглавии? (аллегорию)
- Можете ли вы дополнить содержание слова” хамелеон” ? Раскройте аллегорическое содержание этого слова. ( Хамелеон – приспособленец) Слайд № 11
Исследовательская работа по тексту рассказа “Хамелеон”.
- Докажите, что это произведение рассказ. Слайд № 12,13
( Экспозиция - изображение базарной площади.
Завязка – собака укусила Хрюкина.
Развитие действия – Очумелов расследует это событии.
Кульминация – выясняется, что собака брата генерала.
Развязка – собаку забирают, толпа хохочет над Хрюкиным. )
-Каким изображён городок и его жители? Прочтите. Слайд № 14
- О чём свидетельствует такое описание?
- Найдите и зачитайте описание Очумелова. Слайд № 15
- Как ведёт себя герой на протяжении произведения?
- Почему изменяется его поведение?
-Как внешне проявляются изменения в поведении? Какие детали об этом свидетельствуют? ( Очумелов то снимает шинель, то одевает. То сурово кашляет, то его лицо расплывается в сладкой улыбке, то произносит непонятное “угу-у-у”.) Слайд №16
- Как меняется отношение Очумелова к Хрюкину в зависимости от предположения о том, чья “собака”? Обратите внимание на его речь (грубость и подобострастие ) Слайд № 17
- Проследите за поведением Хрюкина. Кого жаль больше – человека, которого укусила собака, или собаку? Ответ обоснуйте. Слайд №
- Обратите внимание на поведение “толпы”. Почему в конце рассказа “толпа хохочет над Хрюкиным”. Способны ли люди из “толпы” на сочувствие, или же они просто рады неожиданному развлечению? ( Нет. Все события для “толпы “ просто развлечение. В конце люди откровенно смеются над Хрюкиным )
-Чем определяются поступки Очумелова? Чем вызван его страх?
- Отражает ли название рассказа суть личности Очумелова и объясняет ли его поведение? ( Хамелеоны меняют свою окраску, приспосабливаясь к окружающей среде в целях защиты собственной жизни, т.е. их вынуждают к этому условия обитания. Очумелов же, которому ничего не грозит, боится самого имени генерала и поэтому постоянно изменяет своё поведение. Свои действия он стремится обосновать тем, что он представляет собой власть, которая должна быть справедливой. Т. о., поведение Очумелова вдвойне безнравственно, а его стремление “сохранить лицо”, которого у него нет, делает его просто жалким ).
- Попытайтесь определить основную мысль рассказа. Как относится Чехов к своим героям? Как, по- вашему, - сатирически или юмористически – изображает Чехов своих героев? ( Сатирически, это помогает уличить подхалимов разных рангов.)
Итоговый слайд №18
Письмо в будущее
А теперь послушаем самого Чехова с обращением к нам, живущим в 21 веке.
Тогда человек становится лучше, когда вы покажете ему каков он есть… А ведь очень хочется, чтобы люди стали лучше… Меня всегда интересовало, как понимают меня читатели, для них-то и пишешь, для читателей… Многие мои современники говорили мне, что, дескать, рассказы мои – они о всяких мелочах, происшествиях, недоразумениях, иногда забавных. иногда не очень. о чём тут писать-то… Только мне всегда казалось, что не о мелочах я писал, а о том, что есть хорошего в жизни моих героев, чем они дорожат, ради чего и как живут. Люди в моё время были всякие… Как, впрочем, и сейчас. Мне интересно узнать, сильно ли изменились люди по сравнению с моим временем, как вы воспринимаете героев моих рассказов. Не могли бы вы помочь мне, ответив на такие вопросы:
- Кажутся ли вам мои рассказы смешными? Над чем вы смеётесь?
- Есть ли среди ваших знакомых люди, похожие на моих героев? Если да, то чем?
- Понятно ли вам, почему персонажи моих рассказов такие разные?
- Побуждают ли мои произведения вас задуматься? Если да, то над чем?
- Учёные люди в моё время никак не могли решить, юморист я или сатирик. Как вы считаете?
- Что по вашему, делает человека – человеком?
V. Подведение итогов урока
Слово учителя
Мысли Чехова о человеческом достоинстве, о лучших качествах человеческой личности – уме, доброте, милосердии – важны и для нас, для нашего времени. Его произведения будят человеческую совесть, а это во все времена было необходимым для нравственного здоровья людей. Нам понятно беспокойство Чехова о том, каким будет будущее народа, человечества. И сегодня очень важно сохранить в себе всё лучшие, что позволяет человеку называться человеком. В этом нам с вами может помочь великий писатель-гуманист Антон Павлович Чехов, его поучительные, смешные и грустные рассказы, его герои…
VI. Домашнее задание. Написать сочинение- рассуждение на тему: “Научился ли я чему-нибудь у Чехова и его героев” . Прочитать рассказ “Толстый и тонкий”