Тема урока: «Как не стать «прорехой на человечестве». Городничий и чиновники. Образ типичного провинциального уездного города. Актуальность
комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Цели урока.
Обучающая: обучать глубокому философскому прочтению литературного произведения, совершенствовать навыки аналитического чтения, раскрыть жизненную основу комедии, привести учащихся к пониманию обстоятельств, приведших чиновников к роковой ошибке.
Воспитательная: воспитывать интерес к произведениям русской литературы, формировать положительные нравственные ориентации, воспитывать негативное отношение к порокам общества, воспитывать гражданственность, ответственность, патриотизм, обогащать нравственно-эстетический опыт учащихся.
Развивающая: развивать аналитические умения и навыки, речевую компетенцию учащихся, развивать познавательный, творческий интерес к предмету, умение инсценировать литературное произведение, развивать потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работ.
Эпиграф: Гоголь «первый представил нас нам в нашем виде… первый научил нас знать наши недостатки и гнушаться ими»
Н. Г. Чернышевский
I. Слово учителя. На сегодняшнем уроке мы попытаемся выявить те недостатки
(пороки), о которых сказал Н. Г. Чернышевский, и поищем средства, при помощи которых можно избавиться от них.
—Как вы понимаете слово «гнушаться»? (Стыдиться, чуждаться, брезговать)
«Мозговой штурм»
ØЧто означает слово «прореха»?
ØМожно ли сказать о человеке, что он «прореха»?
ØО каком человеке так можно сказать?
ØВстречались ли вам такие люди?
ØЧто нужно делать, чтобы не стать «прорехой на человечестве»?
Для дальнейшей работы объединимся в три группы:
1) Чиновники уездного города N;
2) Ученики 7 класса СШ №23; 3) Независимые эксперты.
Также в гости к нам приглашены XIX век, сам автор, Н. В. Гоголь и XXI век.
Предоставим слово XIX веку.
—Я рад приветствовать вас, многоуважаемые жители XXI века. Мой век - век
монархического правления, крепостничества, жестокой цензуры. И всё же именно я подарил человечеству не один десяток прогрессивных мыслителей, гениальных личностей, среди которых и великий русский писатель Н. В. Гоголь. Попросим его на сцену. У вас есть уникальная возможность пообщаться с автором бессмертных произведений.
Н. В. Гоголь:
Здравствуйте, мои юные читатели! Горд тем, что знаете меня и помните. Любезно отвечу на ваши вопросы.
Каждая группа задаёт Гоголю вопрос.
Вопрос 1 группы: «Уважаемый Николай Васильевич, скажите, пожалуйста, как возникла идея создания пьесы «Ревизор»? (Ответ: Сюжет комедии подсказал мне А. С. Пушкин. Он рассказал про случай, бывший в городе Устюжне Новгородской губернии, о каком-то проезжем господине, выдавшем себя за чиновника министерства и обобравшем всех городских жителей.)
Вопрос 2 группы: «Есть ли положительный герой а Вашей комедии?» (Ответ: Смех, друзья мои,- это честное, благородное лицо в комедии. Я решил собрать всё дурное, какое я только знал, и за одним разом над всем посмеяться.)
Вопрос 3 группы: «Какое впечатление на публику произвела премьера Вашей пьесы?» (Ответ: Премьера состоялась 19 апреля 1836 года на сцене Александринского театра и имела колоссальный успех. Сам император Николай Павлович был на премьере, хлопал и много смеялся, а, выходя из ложи, сказал: «Ну, пьеска! Всем досталось, а мне - более всех!»)
—А теперь, с вашего позволения, я хочу убедиться, насколько внимательно вы читали мою комедию.
Вопросы от Гоголя.
ØКто из чиновников, появляясь на сцене, не произносит ни одного слова?
(Гибнер)
ØКто из героев праздновал именины два раза в год?
(Городничий: на Антона и на Онуфрия)
ØЧто, кроме взятки, предлагал Хлестакову Артемий Филиппович Земляника?
(Написать донос)
ØКто из чиновников служил «три трёхлетия» с 1816 года?
(Судья Ляпкин-Тяпкин)
ØНа что жалуются Хлестакову слесарша и унтер-офицерша? (Мужа слесарши отправили в солдаты, унтер-офицершу высекли) ØЧем заканчивается пьеса?
(Немой сценой)
II. А теперь поближе познакомимся с уездным городом N и его обитателями. У Гоголя город не имеет названия. Почему? (Ответы учащихся). А как бы вы назвали этот город?
(Ответы учащихся)
—Посмотрим, как всё начиналось. (Просмотр отрывка из фильма Л. Гайдая «Инкогнито из Петербурга» (начало)
—Вы увидели всех чиновников, которые сейчас расскажут о себе.
—Слово предоставляется главе города N - городничему.
—Я - городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский - главный чиновник в городе. Веду себя солидно, довольно сурьёзен и неглуп. Говорят, что я взяточник, так ведь грешки за всеми водятся, и я не пропускаю того, что плывёт в руки. Я строг, слежу за порядком в городе, обыватели у меня вот где (показывает кулак), а купцов постоем заморил. Зато перед вышестоящими лицами я усердный служака и благодетель.
Группы могут дополнить характеристику городничего (например, Д.1,явл.5 - о расхищении бюджетных средств на постройку церкви и др.).
—Разрешите представиться: Лука Лукич Хлопов - смотритель училищ. Я очень робок, живу по принципу «как бы чего не случилось» и «авось пронесёт». Меня пугает даже мысль о том, что нужно сделать замечание учителю истории, который от избытка чувств ломает стулья, и другому учителю, который гримасы делает. Не приведи бог служить по учёной
части! Всего боишься: всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек.
—Выполняет ли Хлопов возложенные на него обязанности? (Нет. Он считает, что тупые учителя могут принести больше пользы, так как они не допустят вольной мысли; Д.4, явл.5)
—Позвольте отрекомендоваться: судья, Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин. Очень интересуюсь охотой, взятки беру исключительно борзыми щенками. Своими служебными делами мне заниматься некогда. Но я на этот счёт спокоен. В самом деле, кто зайдёт в уездный суд? А если и заглянет в какую-нибудь бумагу, так он жизни не будет рад. Я вот уже пятнадцать лет сижу на судейском стуле, а как загляну в докладную записку - а! только рукой махну. Сам Соломон не разрешит, что в ней правда и что неправда.
Группы дополняют, объясняют смысл «говорящей» фамилии героя.
—Я, господа, попечитель богоугодных заведений, Артемий Филиппович Земляника. Проныра и плут. Очень услужлив и суетлив. Моё кредо в лечении больных: «Чем ближе к натуре, тем лучше». Лекарства в нашей больнице не употребляются: «Человек простой: если умрёт, то итак умрёт; если выздоровеет, то и так выздоровеет», а вообще у нас «больные, как мухи, выздоравливают».
—Докажите, что богоугодные заведения для Земляники - кормушка. Почему нет лекарств, хорошего питания?
—С вашего позволения, Иван Кузьмич Шпекин, почтмейстер, простодушный до наивности человек. Я не скрываю того, что читаю чужие письма. Я это делаю не то чтоб из предосторожности, а больше из любопытства: смерть люблю узнать, что есть нового на свете. Я вам скажу, что это преинтересное чтение. А наиболее занимательные письма оставляю для своей коллекции.
Ученики дают оценку «деятельности» почтмейстера Шпекина.
—Иван Александрович Хлестаков, чиновник из Петербурга. Эти господа приняли меня за ревизора, вероятно, потому, что одет по моде, хотя я пустейший человек, без царя в голове, говорю и действую без всякого соображения. Я не злой и не жестокий. Сам по себе совершенно безвреден. Окружающие могут сделать из меня что угодно: хоть инкогнито из Петербурга, хоть ничтожного столичного чиновнишку. Я сосредоточен на настоящей минуте, и в пределах этой минуты способен достичь величайшего артистизма.
—Почему в характеристике Хлестакова нет ни одной цитаты из пьесы?
(Хлестаков постоянно врёт, а чиновники уездного города N открыто и цинично говорят о своих пороках)
III. Посмотрим инсценировку Д.5, явл.8. Диалог городничего и почтмейстера Шпекина.
Итак, правда открылась. (Демонстрация отрывка из фильма «Инкогнито из Петербурга». Монолог городничего «Над кем смеётесь?..) —Почему же чиновники приняли Хлестакова за ревизора? Какое чувство овладело ими?
Ответьте пословицей или поговоркой.
ØЗавистливое око видит далёко.
ØБеда на беде, бедой погоняет.
ØСтрашна беда, пока не пришла.
ØУ страха глаза велики.
ØСуд крив, коли судья жив.
ØНа зеркало неча пенять, коли рожа крива.
(Ответ: чиновники испугались. У страха глаза велики.)
—Какая ещё пословица связана с комедией Гоголя?
(Ответ: последняя пословица - эпиграф к комедии Гоголя «Ревизор»)
—Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы учащихся)
—Чего же так испугались чиновники? Можно ли назвать их «прорехами на человечестве»?
Составим ассоциативный куст.
IV. А теперь предоставим слово XXI веку.
—Я - век информационных технологий и инноваций. Я ещё очень молод, но уже меняю жизнь к лучшему. Мой путь - путь демократического развития. Представляю вам молодое поколение, учеников 7 класса средней школы №23 г. Мелитополя, которые расскажут о своём городе.
Рассказ представителей второй группы о родном городе. (Мелитополь - небольшой провинциальный город, расположенный на юго-востоке Украины).
Беседа.
А где находится уездный город N? (В глубине России. «Да отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». Д.1,явл.1)
—Ребята, кто руководит уездным городом N в комедии Гоголя «Ревизор»? (Городничий).
—Кем городничий был поставлен на должность? Как долго он служит? Каковы его
достижения? (Назначен вышестоящими органами. Дальше работа с текстом. Зачитать Д.5, явл.8 от слов «Тридцать лет живу на службе…» до «Трёх губернаторов обманул…») —А кто руководит нашим городом? (Мэр).
—Как мэр получает свою должность? (Его выбирают жители города)
—Городничий Сквозник-Дмухановский утверждал, что он следит за порядком в своём городе. Вы согласны с этим? Подтвердите цитатами из текста. (Д.1, явл.3. «В эти две недели высечена унтер-офицерская жена! Арестантам не выдавали провизии! На улицах кабак, нечистота! Позор! Поношение! Д.1, явл.5. «Что за скверный город! Только гденибудь поставь какой-нибудь памятник или просто забор - черт их знает откудова и нанесут всякой дряни!»
—В нашем городе можно увидеть подобную картину? (Ответы учащихся).
—Кто должен поддерживать порядок в городе? (Все жители города).
—Смотритель училищ Хлопов труслив, эффективность его на государственной службе нулевая. Как обстоят дела в сфере образования в нашем городе, в нашей стране? (Рассказ учащихся об учителях, школе, о поступлении в вузы).
—Судья Ляпкин-Тяпкин - представитель фемиды в уездном городе N. Прекрасной «говорящей» фамилией награждает его Гоголь. Он совершенно безразличен к своим служебным обязанностям и вместе с тем считает себя высоконравственным человеком. Вспомним, кто такая Фемида? Как её изображали древние греки? А Джонатан Свифт?
Какова, на ваш взгляд, современная фемида (система правосудия)?
(Ответы учащихся).
—Попечитель богоугодных заведений Земляника не заботится о государственном интересе, собственное благополучие для него превыше всего. Страшно, что милосердие находится в руках мошенника.
—Что вы, семиклассники, знаете о современном здравоохранении. Расскажите о наших больницах, врачах. Можно ли среди сегодняшних медработников встретить земляник? Или милосердие всё же стучится в человеческие сердца? (Ответы учащихся)
—Почтмейстер Шпекин без стеснения говорит о том, что вскрывает чужие письма. — Соблюдается ли в XXI веке закон о тайне переписки? Что такое свобода слова? Есть ли она в нашей стране, в городе?
(Ответы учащихся).
—В своих ответах вы неоднократно говорили, что в уездном городе N процветает
взяточничество. Перешло ли это позорное явление в наше время? (К сожалению, взяточничество прочно укоренилось в нашей жизни). —Кто виноват в том, что взяточничество существует? Можно ли побороть это явление?
Кто способен это сделать?
(Ответы учащихся).
—По вашему мнению, вы, семиклассники, граждане XXI века, отличаетесь от гоголевских героев? Чем? Считаете ли вы, что каждый из вас - личность? А что, с вашей точки зрения, значит быть свободной личностью?
Составим ассоциативный куст.
V. Следующий этап работы - стратегия «Дерево решений».
Каждая группа получает лист с вопросом. В течение одной минуты участники группы отвечают на поставленный вопрос и передают лист следующей группе и т.д. Каждая группа должна ответить на три вопроса. В конце работы зачитываются все ответы (и отдельные мнения) и подводятся итоги. Вопросы «Дерева решений»:
1) Накажет ли чиновников уездного города N настоящий ревизор, приехавший по именному повелению из Петербурга?
2) Если бы в наш город приехал ревизор, на кого или на что бы вы ему пожаловались?
3) Как вы понимаете слова Гоголя: «Будто не знаете, кто этот ревизор?.. Ревизор этот - наша проснувшаяся совесть… Перед этим ревизором ничто не укроется…» Учащиеся зачитывают разные мнения, подводят итоги.
VI. Заключение экспертной группы, которая анализирует выступления предыдущих групп, сравнивает жизненный уклад уездного города N (XIX в.) и города Мелитополя (XXI в.), опираясь на статьи Конституции Украины 31, 34, 49, 53, 55.
VII. Подведение итогов. Каждая группа составляет сенкан.
1 группа 2 группа 3 группа
1. Чиновники 1. Ученики 7 класса 1. Гоголь
2. Продажные, 2. Мыслящие, 2. Творческий, корыстные целеустремлённые правдивый
3. Воруют, лгут, 3. Учатся, думают, 3. Воспитывает, лицемерят стараются учит, любит
4. Обогащаются за 4. Хотят приносить 4. Помогает изба- счёт государства пользу обществу виться от пороков
5. Беззаконие 5. Будущее 5. Гуманист
— Как вы думаете, ребята, по своему мировоззрению Н. В. Гоголь больше принадлежит XIX или XXI веку? (Ответы учащихся)
VIII. Журналисты 7 класса взяли интервью у ученицы 11 класса, учителя химии, технического работника школы.
Вопросы:
ØАктуальна ли комедия Н. В. Гоголя " Ревизор»?
ØКакие проблемы, поднятые в комедии Н. В. Гоголя, существуют и сегодня?
ØПочему, спустя более 170 лет со времени создания, комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» остаётся читаемой и популярной?
IX. Заключительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы попытались ответить на вопрос: «Как же не превратиться в «прореху на человечестве», как стать свободной личностью и приносить пользу обществу. А помогал нам находить ответы Н. В. Гоголь. Ему я посвятила акростих: Гениальный человек, мыслитель,
Он остаётся совестью народа,
Гласит через века: «Да здравствует свобода!»
Обмана, подлости и лести обличитель, Любимый наш писатель и учитель.
Ь
Мы убедились в актуальности комедии, главная цель которой - обратить внимание читателя на собственные пороки, собственные недостатки, задуматься: нет ли во мне хлестаковщины, не похож ли я на Ляпкина-Тяпкина, Землянику? Вдумаемся в слова великого Гоголя и сделаем их девизом своей жизни: «Клянусь, душевный город наш стоит того, чтобы подумать о нём, как думает добрый государь о своём государстве. Благородно и строго, как он изгоняет из земли своей лихоимцев, изгоним наших душевных лихоимцев!»
Желаю вам всегда оставаться честными, поступать по совести, приносить пользу обществу. Надеюсь, что вашему поколению удастся сделать жизнь лучше.
X. Домашнее задание. Напишите сочинение-миниатюру «Город моей души".