Конспект урока + презентация по русскому языку. 6 класс
Тема. Местоимение как часть речи. Разряды местоимений
Цель: углубить знания учащихся о местоимении, его делении на разряды; развивать умение находить местоимения в тексте; совершенствовать навык раздельного написания местоимений с предлогами; способствовать воспитанию культуры речи, прививать любовь и уважение к русскому языку
Конспект урока по русскому языку. 6 класс
Тема. Местоимение как часть речи. Разряды местоимений
Цель: углубить знания учащихся о местоимении, его делении на разряды; развивать умение находить местоимения в тексте; совершенствовать навык раздельного написания местоимений с предлогами; способствовать воспитанию культуры речи, прививать любовь и уважение к русскому языку
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний
1 Интрига
Задание: прослушайте отрывок и определите тему сегодняшнего урока.
Ветер листал страницы раскрытой книги. Он давно собирался пополнить своё образование, но всё не хватало терпения заняться этим всерьёз. Вот и сейчас, перелистав книгу от начала до конца, Ветер испугался: в ней столько слов, что их, пожалуй, и за год не прочитаешь. Поэтому Ветер решил облегчить себе работу.
-Будьте любезны, - обратился он к первому попавшемуся слову. – Как бы мне повидать самое главное слово этой книги?
- Оно здесь, почти рядом, - сказало Первое Попавшееся Слово. – Но я не советую отвлекать его по мелочам. Прежде чем обращаться к самому Существительному, изложите свое дело мне. Я – его заместитель.
- Вы – его заместитель? – обрадовался Ветер. – Подумайте, как это я сразу вас нашел!
- Да, вам повезло, - согласилось Первое Попавшееся Слово. – Я – первый заместитель Существительного – его личное местоимение… Оно достойно подражания, и я счастливо,что сумело кое-что у него перенять.
- Что же вы у него переняли? – спросил Ветер, замирая от нетерпения.
- Довольно много. Например, число, род, падеж. Ну, и содержание, разумеется…
(Ф. Кривин «Личное местоимение)
II. Сообщение темы и целей урока
III.Беседа
-Как называется раздел науки о языке, изучающий части речи?
-Физкульт минутка для пальцев. Загибая пальцы, перечислите все части речи.
- Какие части речи мы изучили в этом году?
IV. Объяснение нового материала.
- Сегодня мы остановимся на местоимении. Попробуйте отыскать известные вам местоимения в следующем четверостишии
1. Я заменить могу другие части речи,
Взвалив обязанности их себе на плечи.
Когда приходится слова другие замещать,
На их значение мне надо указать.
- О какой функции местоимений говорится в стихотворении?
2. Работа по учебнику
- Сверим свои наблюдения с правилом в учебнике
3. Синтаксическая пятиминутка
(Со) школьных лет чу…ствовал я красоту ру…кого языка.
(В) нем меня привлекали его звучность, б..гатство слов и выражений.
Задание: записать предложения под диктовку. Взаимопроверка. Подчеркнуть все слова как члены предложения.
- Сделайте вывод: какова синтаксическая роль местоимения.
4. Словарный диктант.
Обо мне, ко мне, со мной, за ним, под тобой, у него, при мне, подо мной, во мне, при нем.
5. Знакомство с таблицей «Разряды местоимений»
Разряд |
Примеры |
1. Личные |
я, ты, он, она, оно, мы, вы, они |
2. Возвратное |
себя |
3. Вопросительные |
кто? что? какой? каков? который? чей? сколько? |
4. Относительные |
кто, что, какой, каков, который, чей, сколько |
5. Неопределенные |
некто, нечто, некий, несколько, некоторый, кое-кто, кто-либо, кто-нибудь, кто-то и т.д. |
6. Отрицательные |
никто, ничто, никакой, ничей, нисколько, некого, нечего |
7. Притяжательные |
мой, наш, твой, ваш, свой |
8. Указательные |
этот, тот, такой, таков, столько |
9. Определительные |
сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, иной, другой |
6. Работа по учебнику. Определение разряда местоимений в упражнении 288
7. Редактирование текста
Киев
Киев – один из красивейших городов мира. По древней легенде Киев был основан братьями – Кием, Щеком и Хоривом и сестрой Кия, Щека и Хорива – Лыбедью. Кий, Щек, Хорив и Лыбедь были поражены красотой днепровских холмов, остановились, чтобы поселиться здесь, и назвали город именем старшего брата.
Вывод: местоимения необходимы в нашей речи. Они позволяют избежать нежелательных повторов слов, сделать речь более краткой, выразительной; местоимения объединяют предложения в текст.
8. Использование местоимений в речи. Составление диалогов «Экскурсия по Киеву». Работа в парах.
V. Страничка для любознательных.
VI. Итог урока.
Продолжите предложения:
VII. Домашнее задание: теория по учебнику, упражнение 293.