Тип урока:объяснение нового материала.
Цели:
дать понятие о наречии как о части речи и показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий;
ознакомить учащихся со способами образования степеней сравнения наречий;
формировать умение находить наречия в тексте, определять их значение, использовать их в речи;
расширять словарный запас учащихся за счет употребления в речи наречий;
развивать творческие способности учащихся;
воспитывать интерес к изучению предмета.
Оборудование:
Тема урока: Наречие как часть речи
Тип урока: объяснение нового материала.
Цели:
Оборудование:
Ход урока
I. Организационный момент. (Слайд 1)
- Посмотрите, пожалуйста, на доску. Попробуйте разгадать ребусы, назовите слова, которые зашифрованы.
(Внутри)
(Рядом)
- На какие вопросы отвечают слова, которые вы разгадали? (Где?)
ІІ. Актуализация опорных знаний.
1. Связь темы урока с украинским языком.
- Вы уже изучали на уроках украинского языка часть речи, в которой слова отвечали бы на вопрос ДЕ?
- Як в українській мові називається частина мови, в якій слова відповідають на такі запитання? (Прислівник)
- Дайте визначення прислівника.
III. Объяснение нового материала.
1. Работа в тетрадях. Записываем дату и тему урока. (Слайд 2)
2. Ролевая игра.
Раздаётся стук в дверь. Входит два мальчика в плащах-накидках. На голове у одного корона с надписью «Наречие», у другого – «Глагол». На плаще у господина «Наречие» видны вопросы: как? где? куда? когда? откуда? На плаще у господина «Глагол» вопросы: что делать? что делал? что делаю? что сделаю?
Господин Наречие:
- Давайте познакомимся! Я – самостоятельная часть речи - наречие. Я еще совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. (Слайд 3). Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Этот корень имел глагол со значением “говорить”. От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие.
Если буквально перевести моё имя на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие». Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Я, как могу, помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость. (Примеры: учить (как?) хорошо, петь (как?) весело, смотреть (куда?) далеко, появиться (когда?) вовремя, проснуться (когда?) утром, повернуть (куда?) влево, виднеется (где?) вдали).
Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними. Хочу обратить внимание на мою главную особенность - неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. В предложении чаще всего я бываю обстоятельством, но могу быть и определением.
Учитель:
- Наречие может относиться не только к глаголу, но и к другим частям речи (прилагательному, особым формам глагола, другому наречию и т.д.).
IV. Активизация учебной деятельности.
1. Самостоятельная работа с учебником.
- Прочитайте материал учебника на страницах 235-236 и приготовьтесь задавать вопросы и отвечать на них по материалу данного параграфа.
2. Составление диалога по теме параграфа.
Предполагаемые вопросы:
- Какие морфологические признаки наречия?
- Каким членом предложения может выступать наречие?
- Назовите разряды наречий по значению.
Название разряда |
вопросы |
примеры |
Образа действия (по-укр.: способу дії) |
как? каким образом? |
громко, дружески, вдвоём |
Меры и степени (по-укр.: міри і ступеня) |
в какой степени? насколько? |
очень, немного, чересчур, совсем, вдвое |
Места (по-укр.: місця) |
где? куда? откуда? |
далеко, наверху, там, издали |
Времени (по-укр.: часу) |
когда? как долго? |
давно, тогда, накануне, весной |
Причины (по-укр.: причини) |
почему? отчего? |
сгоряча, сослепу, поневоле |
Цели (по-укр.: мети) |
зачем? для чего? |
назло, нарочно |
3. Разграничение частей речи.
А) Наречие или предлог?
- Сейчас мы запишем пары предложений, надо определить, какими частями речи являются одинаковые слова: наречиями или предлогами.
1). Вокруг стояла тишина. (Наречие). Туристы расположились вокруг костра.
2). После небольшого отдыха все дружно запели. (Предлог). Не мешай слушать, после расскажешь.
Б) Наречие или …? (Слайд 4)
Вовремя уйти – во время отпуска
выставить напоказ – на показ мод
сначала напиши – с начала отпуска
по-новому жить – по новому шоссе
будет по-моему – по моему мнению.
Вывод: (Слайд 5) Наречие можно заменить синонимом, а в омонимичной части речи между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.
4. Работа в группах.
Каждой группе придумать и записать по два простых предложения, использовав разные разряды наречий. Подчеркнуть наречия как члены предложения.
V. Физкультминутка.
- Внимательно слушайте команды, запоминайте их и точно выполняйте.
Медленно встаньте, резко поднимите руки, плавно их опустите, высоко подпрыгните, низко присядьте, тихо сядьте за парту.
- Какие наречия я употребила? Запишите их в столбик. (Слайд 6)
Рассмотрим таблицу «Образование форм степеней сравнения наречий»
|
Сравнительная степень (простая форма) |
Сравнительная степень (составная форма) |
Превосходная степень (составная форма) |
медленно |
медленнее |
более (менее) медленно |
медленнее всех (всего), как можно медленнее |
резко |
резче |
более (менее) резко |
как можно резче |
плавно |
плавнее |
более (менее) плавно |
плавнее всех, |
высоко |
выше |
более (менее) высоко |
как можно выше, наиболее высоко |
низко |
ниже |
более (менее) низко |
ниже всех |
тихо |
тише |
более (менее) тихо |
как можно тише |
|
-ее (-ей), -е, -ше |
более (менее) |
Всех, всего, как можно; наиболее (наименее). |
VI. Закрепление материала.
1. Замените фразеологизмы наречиями (Слайд 7)
2. Образуйте от них все возможные степени сравнения.
Положа руку на сердце |
честно |
честнее |
более честно |
честнее всех |
Как в аптеке |
точно |
точнее |
более точно |
точнее всего |
Черным по белому |
ясно |
яснее |
менее ясно |
наиболее ясно |
Битый час |
долго |
дольше |
более долго |
дольше всех |
На вес золота |
дорого |
дороже |
более дорого |
дороже всего |
Душа в душу |
дружно |
дружнее |
менее дружно |
дружнее всех |
Где живёт совесть?
Как-то на дороге валялась Совесть, затоптанная ногами пешеходов, которым некогда было призреть её. Они спешили перегнать друг друга, чтобы волей-неволей поймать на лету кусок, по-свойски обмануть ближнего, кого-нибудь начерно оклеветать, вовремя польстить, напоказ сыграть хорошую роль.
Настрадалась Совесть. Кое-как на день-другой найдет себе хозяина: сначала пьяницу, потом купца, затем финансиста, но они, не выдержав её суда, по-новому запросто выбрасывали бедняжку куда-нибудь прочь.
«Сделай по-моему, Господи, - невольно в сердцах взмолилась она, - отыщи мне маленькое дитя, раствори меня в нём – и исчезнут навсегда все неправды и насилия».
По этому ее слову всё так и сделалось. Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет в нем и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть.
(По сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»)
- Какие новые слова вы встретили в тексте?
ПРИЗРЕТЬ - Призреть, призришь и призришь; призренный; сов., кого (что) (устар.). Дать кому-нибудь приют и пропитание.
Призреть сироту.
- Какова тема рассказа?
- М.Е.Салтыков-Щедрин – русский писатель ХIХ века. Мы живём в ХХI веке.
Актуальна ли тема совести в наши дни? Аргументируйте свой ответ.
- Почему рассказ имеет такое название? Так где же живёт совесть?
- Какая самая отличительная черта наречий?
- Что общего имеют наречия с другими частями речи и чем отличаются?
- Какова роль наречий в нашей речи?
XIX. Домашнее задание. (Слайд 10)
1. §31(АБВ)
2. Выписать из текста «Где живёт совесть?» наречия вместе со словами, к которым они относятся, подобрать к ним синонимы, определить разряды по значению наречий.
3. Читать текст «Общество и его символы» на с. 242-244, устное изложение текста.
1