Урок "Глаголы повелительного наклонения"

Про матеріал

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, учебник.

Цели урока: ознакомить учащихся с повелительным наклонением глагола; формировать умение образовывать повелительного наклонения, правильно употреблять их в речи.

Задачи урока:

  • Образовательные: Изучение повелительного наклонения глаголов; совершенствование навыков правописания; обобщение и расширение сведений о глаголе.
  • Воспитательные: Воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля.
  • Развивающие: Развитие умения логически излагать свои мысли, развитие умение аргументировать, доказывать; развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях; развитие умения выделять главное, обобщать.
Перегляд файлу

Тема урока: Глаголы повелительного наклонения

                       (Дієслова наказового способу)

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, учебник. 

Цели урока: ознакомить учащихся с повелительным наклонением глагола; формировать умение образовывать повелительного наклонения, правильно употреблять их в речи.

Задачи урока:

  • Образовательные: Изучение повелительного наклонения глаголов; совершенствование навыков правописания; обобщение и расширение сведений о глаголе.
  • Воспитательные: Воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля.
  • Развивающие: Развитие умения логически излагать свои мысли, развитие умение аргументировать, доказывать; развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях; развитие умения выделять главное, обобщать.

Ход урока

I.                    Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.

Учитель: Загадка о глаголе (шуточное определение): «Часть речи, которая упала с печи, ударилась об пол, называется…»

Ученики: Глагол.

Учитель: Правильно. Содержится ли важная информация в данной загадке-шутке?

Ученик: Да, в загадке есть слова, которые обозначают действие предмета – упала, ударилась (что сделала?)

Учитель: Сегодня мы продолжим исследовать глагол как часть речи, но для начала вспомним, повторим и обобщим всё, что мы знаем о глаголе.

II. Актуализация полученных ранее знаний и умений.

(СЛДАЙД 1)

  1. Выразительно прочитайте стихотворение «Миг»

- Какая основная мысль этого стихотворения? (Нужно ценить каждое мгновение)

- Спишите его и вставьте пропущенные буквы.

Не пр...выкайте к ч…десам, -

Д…витесь им, д...витесь!

Не пр...выкайте к н...бесам,

Глазами к ним т...нитесь.

Пр...глядывайтесь к ...блакам,

Пр...слушивайтесь к птицам,

Пр...кладывайтесь к р...дникам,-

Н...что не повт...рит...ся.

За мигом миг, за шагом шаг

Вп...дайте в изумлен...е.

Всё будет так - и всё не так

Через одно мгновен...е.

2. Проверка написанного. Две тетради проверяю я, один ученик читает и объясняет орфограммы, а все остальные меняются тетрадями и проверяют тетради соседа по парте (взаимопроверка).

3. Беседа по тексту:

- Какие глаголы встречаются в стихотворении? Подчеркните их.

- На предыдущих уроках вы учили изъявительное и условное наклонение глаголов. Встретились ли вам глаголы этих наклонений? (Да: не повторится, изъявительное наклонение).

- На какое действие указывают остальные глаголы? (Совет, просьба, приказ)

- Эти глаголы станут предметом нашего исследования на сегодняшнем уроке.

ІІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся.

(СЛАЙД 2)

  1. Запишите тему урока «Глаголы повелительного наклонения».
  2. Материал для наблюдения.

- Какие смысловые оттенки вы можете различить в предложениях с глаголами в повелительном наклонении?

(СЛАЙД 3)

Принеси, пожалуйста, тетрадь. (Просьба)

Быстро принеси тетрадь! (Приказ, требование)

Принеси-ка тетрадь. (Просьба с оттенком дружеского пожелания)

Не мог бы ты принести  тетрадь? (Вежливая просьба)

  1. Работа с учебником (стр.142)

Повелительное наклонение

Глаголы в повелительном наклонении обычно употребляются в форме 2-го лица единственного и множественного числа и не изменяются по временам.
Формы глаголов в повелительном наклонении образуются от основы настоящего и будущего времени с помощью суффикса -и- или без суффикса.
Глаголы в повелительном наклонении в единственном числе имеют нулевое окончание, а во множественном числе — окончание -те.
Настоящее, будущее время глагола в изъявительном наклонении   

лечат, вылечит, печалятся, потеют (ю=йю: потей-ут)                 

                               Повелительное наклонение
единственное число                                  множественное число
леч-и, вылеч-и (не) печалься потей            лечите, вылечите(не) печалъ-те-съ потейте

Сравните!            
        По-русски             По-украински
беги                                     біжи
стриги                                 стрижи
секи                                     січи
ляг                                       ляж
вынь                                    вийми

По отношению к одному лицу формы на -те обозначает вежливость: ляг — лягте.

IV. Закрепление.
1. Выразительное чтение упр. 283 (стр.143)
2. Выпишите глаголы повелительного наклонения. Обозначьте основу, суффиксы и окончания глаголов в форме повелительного наклонения, определите их лицо и число.
 

Баранкин мечтает

Хорошо бы пожить хоть один денёчек вот так, как живут счастливые мураши, или воробьи, или бабочки, только чтоб не слышать этих глаголов, которые с утра до вечера так и сыплются на твою несчастную голову: просыпайся, одевайся, пойди, принеси, отнеси, купи, подмети, помоги, выучи! В школе тоже не легче. Стоит мне появиться в классе, только и слышу от Фокиной: «Ой, Баранкин, будь человеком! Не вертись, не списывай, не груби, не опаздывай!»
В школе будь человеком! На улице будь человеком!
Дома будь человеком! А отдыхать когда же?
                                                                                                                     (По В. Медведеву)

3. Помните об особенностях употребления глаголов
класть (несов. вид) и положить (сов. вид), сравните: кладут — клади, положат — положи.

(СЛАЙД 4)

Помните: глаголы в повелительном наклонении во 2-м лице множественного числа и глаголы II спряжения в изъявительном наклонении всегда оканчиваются на -ите: крикните; -ете пишется только в изъявительном наклонении в глаголах I спряжения: крикнете.

4. Выполнение упр.285

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.
Пиши.те быстро! Когда напишете, сдадите тетради. Вынесите мусор. Когда вынесете, можете быть свободны. Вытрите доску. Когда вытрете, можете сесть на место.

5. Обратим внимание на правописание мягкого знака в глагола повелительного наклонения.

(СЛАЙД 5)

Проверяйся - проверься

Обнаруживай - обнаружь

Обеспечивайте - обеспечьте

Отправляйте - отправьте

- Попробуйте самостоятельно сделать вывод .

(1. На конце глагола в повелительном наклонении после мягких согласных и шипящих пишется буква Ь.

2. Мягкий знак в повелительном наклонении сохраняется перед суффиксом -СЯ и окончанием –ТЕ.)

V. Повторение и обобщение

(СЛАЙД 6)

1. Вспомним все случаи постановки Ь в глаголах.

2. Практика. Выполнение упр.288
Выпишите только те глаголы, которые в форме повелительного наклонения пишутся с мягким знаком. Запишите эти глаголы в повелительном наклонении в единственном и множественном числе (1 ученик выполняет задание у доски).
 

Заморозить, обжарить, писать, портить, поверить, мазать, петь, ехать, увеличить, двигать, встать, резать, говорить, бежать, обуть, познакомиться, отрезать, взвесить.

3. Чтение теории В на стр.145

Повелительное наклонение имеет также формы 3-го лица единственного и множественного числа и 1-го лица множественного числа: да здравствует (ют),
сделаем.
Если приказ или просьба обращены не к 1-му или 2-му лицу, то повелительное наклонение образуется с помощью частиц пусть, пускай, да: пусть выздоравливает, пускай лечится.

 

VI. РАЗВИТИЕ РЕЧИ

КУЛЬТУРА РЕЧИ

1. Диалог
Мария Юрьевна (учительница): Мальвина, проведай сегодня, пожалуйста, Женю Соловьёву, вы ведь рядышком живёте.
Мальвина: А у меня английский.
Мария Юрьевна: Английский у тебя был вчера, не бывает каждый день английский. Стыдно, друзья. Человек подвернул ногу, неделю не ходит в школу, а вы как посторон-ние, честное слово. Я всё ждала, когда сами догадаетесь.
Майя Башмакова: Мы не догадались.
Мальвина: Потому что Соловьёва ни с кем не дружит. Навещают, когда дружат, правда же, Марья Юрьевна?
Мария Юрьевна: Самое время обсудить характер Жени Соловьёвой. Очень красиво: она больна, подвернула ногу, не может ходить, сидит одна дома, а мы тут все вместе будем о ней судачить. Эх вы, интеллигентные люди.
Майя Башмакова: Мы не судачим, а просто говорим.
Мария Юрьевна: Мальвина, значит, ты не пойдёшь?
Я правильно поняла?
Майя Башмакова: Она пойдёт. Это она так.
Мария Юрьевна: Передай Жене привет от нас всех. Пусть не падает духом! Всякое бывает в жизни.
Майя Башмакова: Вот ей конфета — «Каракум».
Коля Ежов: Верни ей тридцать копеек, я у неё брал.
Мальвина: Хорошо.
(Л. Медведева)
 

VII. Домашнее задание.

  1. Составьте диалог «Проведываем больного и даём советы» и разыграйте его. Используйте выражения из рубрики «Советуем запомнить!». Предложите больному сделать ингаляцию.
  2. Напишите сочинение-миниатюру «Как быть счастливым?», используя глаголы в повелительном наклонении (СЛАЙД 7)

VIII. Подведение итогов. Выставление оценок.

1

 

doc
Додано
26 липня 2018
Переглядів
3053
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку