ЦЕЛЬ УРОКА:
- закрепить знания учащихся о материке Африка;
- обобщить изученный материал;
- развивать интерес к предмету;
- учить делать самостоятельный выбор из предложенных вариантов;
- оценивать свой уровень знаний;
- воспитывать чувство прекрасного, ответственность, взаимопомощь.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Средства ТСО (компьютер, телевизор,DVD),карты настенные (физическая, климатическая, природных зон) Африки; политическаякарта мира; большая настенная контурная карта Африки ; картины и плакаты исследователей; учебные атласы; контурные карты; иллюстрированные карточки с заданиями; видеосюжеты.
МЕТОД ОБУЧЕНИЯ: словесный, видеометод, наглядный, практический (работа с контурной картой)
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: урок- путешествие.
ЭПИГРАФ: «Познания и странствия неотделимы друг отдруга.
Это непременное качество всех путешествий-
обогащать человека огромностью и разнообразием
знаний»
Паустовский.
АФРИКА. Обобщающий урок.
ЦЕЛЬ УРОКА:
- закрепить знания учащихся о материке Африка;
- обобщить изученный материал;
- развивать интерес к предмету;
- учить делать самостоятельный выбор из предложенных вариантов;
- оценивать свой уровень знаний;
- воспитывать чувство прекрасного, ответственность, взаимопомощь.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Средства ТСО (компьютер, телевизор,DVD),карты настенные (физическая, климатическая, природных зон) Африки; политическая карта мира; большая настенная контурная карта Африки ; картины и плакаты исследователей; учебные атласы; контурные карты; иллюстрированные карточки с заданиями; видеосюжеты.
МЕТОД ОБУЧЕНИЯ: словесный, видеометод, наглядный, практический (работа с контурной картой)
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: урок- путешествие.
ЭПИГРАФ: «Познания и странствия неотделимы друг от друга.
Это непременное качество всех путешествий-
обогащать человека огромностью и разнообразием
знаний»
Паустовский.
1.Организационный момент.
«Гуляя по тенистой роще, египетский жрец беседовал со своим учеником.
«Скажи мне», - спросил юноша, почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрён опытом. Как же так, что и для тебя осталось столь много неясных вопросов?»
В раздумье жрец начертил посохом перед собой два круга: маленький и большой. (на доске чертится два круга: маленький и большой).
«Твои знания - это маленький круг, а мои- большой. Но все, что осталось вне кругов - неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем больше круг знаний, тем больше его граница с неизвестностью. И впредь, чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов.»
И пусть эпиграфом нашего урока будут слова Паустовского:
«Познания и странствия неотделимы друг от друга . Это непременное качество всех путешествий- обогащать человека огромностью и разнообразием знаний».
1.На доске высвечиваем с помощью компьютера фрагмент видеосюжета.
Учитель: Ребята , что вы увидели на просмотренном видеосюжете?
(Африка).
Правильно. И тема нашего урока: Африка. Обобщение знаний .
И мы отправляемся на этот загадочный, самый жаркий, неповторимый, самый …самый …самый …материк.(а какой именно мы попробуем определить в конце урока)
Нам предстоит далёкий путь . Он будет непрост, но я надеюсь, что вы помните, в опасных странствиях дороже золота ценятся знания, умения и дружба. Но, прежде, чем туда отправиться, мы должны знать, что нас там ожидает.
Давайте спросим об Африке у очевидцев.
--слово гостям.
Учитель: - ребята, вы узнали нашу гостью! Правильно это Красная Шапочка. Что она знает об Африке?
(Красная Шапочка поёт песню об Африке).
Сегодня нас с собой позвала Африка!
Ученик читает стихотворение.
Африка! Африка! - волшебная страна
На много километров раскинулась она.
На севере Сахара - пустынная земля,
На юге Калахари - такая же жара.
А в центре, не поверите,- там солнце круглый год,
Деревья словно мачты, лиан невпроворот,
Вода с небес прольётся, утихнет буря вмиг,
Гилеями зовётся тот удивительный мир.
А между ними степи - обширная земля
Саваннами зовутся они не зря.
Африка! Африка! - чудесная страна
Была бы я волшебником поехала б туда!
Учитель. Для вас спела Красная Шапочка, прозвучало стихотворение
И я вас приглашаю в добрый и чудесный мир.
Мы в Африку с вами отправимся ныне,
Но кто объяснит это странное имя?
Откуда названье «Африка» взято?
Найдите ответ поскорее ребята.
--ответы учащихся (перевод с латинского «Африка»- безморозный. Эратосфен-Ливия.)
-что называется материком?
(огромные участки суши со всех сторон, окружённые водой)
-какие вы знаете материки? Покажите их на карте.
(Африка, Австралия, Южная Америка, Северная Америка, Антарктида, Евразия)
-какие материки относятся к южным материкам?
(Африка, Австралия, Южная Америка, Антарктида)
-все ли материки расположены полностью в южном полушарии?
( Нет. Австралия и Антарктида лежат полностью в южном полушарии, а Африка и Южная Америка лежат и в южном полушарии и в северном полушарии.)
Проблемная задача: Тогда почему Африку, Австралию, Южную Америку, Антарктиду мы относим к южным материкам?
(все четыре материка имеют общую историю развития природных условий- они были частью единого материка Гондваны.)
У вас на партах есть план изучения материка, где на все пункты этого плана мы должны ответить.
План изучения материка.
1.географическое положение:
-расположение относительно экватора и нулевого меридиана, полушарий и географических поясов;
-протяжённость в градусах и километрах с севера на юг, с запада на восток;
-океаны и моря, характер течений, омывающих материк;
-ближайшие по расположению материки и пути соединения с ними.
2.История открытия и исследования;
3.История формирования материка (тектонические структуры и их размещение).
4.Основны формы рельефа и их взаимосвязь с тектоническими структурами.
5.Полезные ископаемые и закономерности их размещения.
6.Климат:
-климатообразующие факторы и их влияние на показатели климата, климатические пояса и области;
-общие особенности климата.
7.Внутренние воды озёр, болот, искусственных водоёмов, ледников, подземных вод.
8.Природные зоны. Размещение природных зон, закономерности их распространения и характеристика.
9.Население и политическая карта.
10.Проблемы материка.
Итак, первый пункт плана. Географическое положение Африки.
Учащимся предлагается нанести на контурную карту (у каждого учащегося есть) номенклатуру, что касается географического положения., а затем по одному выходят к доске и заполняют большую контурную карту ,которая располагается на доске.
Учитель: Что ж! Сравним все с картой настоящей,
Думаю, эскиз наш подходящий.
А теперь, используя всё это,
Дайте обстоятельный ответ.
Доказать при этом вы попробуйте
Положенье Африки особое!
Учащиеся по одному выходят к доске и заполняют большую контурную карту ,которая располагается на доске, а последний, кто выйдет должен ещё и обобщить весь материал по географическому положению по плану.
Второй пункт плана. Открытие и исследование
Было дано опережающее задание учащимся об исследователях материка.
Учащиеся отвечают ,а на доске высвечиваются портреты Д.Ливингстона, В.В.Юнкера, Вавилова, Е.Ковалевского, Васко да Гама в том порядке в каком рассказывают учащиеся.
Предполагаемые ответы:
а). Вглубь веков уходят первые воспоминания о материке Африка. Накопившиеся сведения передавались, как по эстафете от одной цивилизации к другой. Первые в этом марафоне были древние египтяне. Они изучали землю к западу и к югу от своего государства. Они дали описание Ливийской пустыне и верхнего течения реки Нил.
б). Следующими были финикийцы. Они устремились к южному Средиземноморью .На территории современного Туниса они основали знаменитую колонию Карфаген .Они первыми открыли Атласкую горную систему. Финикийцы продвигались на запад, вышли к Атлантическому океану. Древние народы не имели истинного представления о размерах материка. Они считали Африку гигантским островом, и название было установлено не сразу, известные части материка называли Ливией.
в). Арабы изучали береговую линию материка. Достаточно подробно они изучили восточное побережье Африки. Открыли Эфиопское нагорье, озеро Чад и Тана. Они описали Драконовые горы и нижнее течение реки Замбези. В 14 веке пересекли Сахару, а в!5 веке обошли весь материк.
г). В 11 веке Португалия является первой из Европейских стран преступивших к изучению материка. Португальцы ставили перед собой задачу - найти кратчайший путь в Индию. Открыли устье реки Конго. Прошли все западное побережье. В 1498 году эскадра под командованием Васко да Гамы обогнуло южное побережье материка, и прошла вдоль восточного. Продолжая изучение Африки, португальцы открыли истоки Голубого Нила.
д). Большую роль в изучении Африки сыграл Давид Ливингстон. В 1849 году Ливингстон пересекает с юга на север пустыню Калахари, описывает ее природу. В 1853 году он делает новое путешествие и изучает реку Замбези. Открывает водопад, который он называет «Викторией» .Изучает озёра Ньяса и Танганьика.
е).Генри Стэнли -англ.исследователь, который исследовал несколько крупных озёр материка, реку Конго, Верховье Нила.
ё). Среди русских исследователей особое место занимает В.В.Юнкер. Он путешествовал по Центральной и Восточной Африке в конце 19 века, собрал интересные сведения о природе и жизни населения.
В 1926-1927 годах на северо-восток материка была организована экспедиция для изучения культурных растений, возглавляемая Н.И.Вавиловым. Было собрано более 6000 видов культурных растений, Вавилов установил, что Эфиопия является родиной ценных сортов пшеницы.
Елисеев А.В.Путешествовал по Египту, Алжиру, Тунису, Эфиопии, Красному морю.
Ковалевский путешествовал по Египту..
Следующий пункт плана «Рельеф и полезные ископаемые»
Игра «Кто такой? Что такое?»
Учащиеся по одному подходят к столу учителя ,тянут листик в виде билетика и на него отвечают. Затем подходят к контурной карте ,что висит на доске ,отмечают данный объект на карте, а затем садятся на место и у себя на контурной карте тоже отмечают.
На доске идёт показ видеосюжета о рельефе.
Примерные ответы учащихся:
Намиб— (пустыня на юго-западе материка)
Килиманджаро - (высочайшая вершина Африки,5895м)
Сахара - (самая большая и жаркая пустыня)
Гондвана - (древний материк )
Атлас - (горы на северо-западе)
Рудные полезные ископаемые - (западная и южная Африка)
Эфиопское - (нагорье на востоке материка)
Калахари- (пустыня на юге материка)
Драконовы – (горы на юге материка)
Мадагаскар- (остров на востоке материка)
Сомали - (единственный большой полуостров на востоке)
Тибести - (нагорье, где отм .самая низкая температура)
Следующий пункт плана «Климат»
Готовясь к поездке в Африку ,мы столкнулись с проблемой, а какую одежду взять с собой в путешествие. Для этого давайте зайдём в архив и посмотрим материалы наблюдений, проводившихся в разных районах континента на метеостанциях.
У каждого на парте материал о климате, климатические диаграммы.
(На мониторе тоже появляется изображение с климатическими диаграммами )
Идёт краткая характеристика районов Африки с разными климатическими показателями.
После исследований диаграмм учащиеся определяют. что им нужно с собой взять.
(плащ и зонтик от ливневых дождей, от песка-головной убор, длинные куски ткани или тёплую длинную одежду).
Следующий пункт плана «Воды суши»
По ходу рассмотрения этого пункта идёт работа и с контурной картой.
На доске высвечиваются фрагменты реки, о которых идёт речь.
«Ты торжественным морем течёшь по Судану,
Ты сражаешься с хищною стаей песков,
И, когда приближаешься ты к океану,
С середины твоей не видать берегов,
Бегемотов твоих розоватые рыла
Точно сваи незримого чуда моста,
И винты пароходов твои крокодилы
Разбивают могучим ударов хвоста»
О какой реке идёт речь?
Ответы учащихся. Нанесение на контурную карту.
Игра. «Путешествие по рекам Африки»
Учитель показывает силуэты рек, (нарисованы на ватмане) учащиеся должны определить, что за река и дать краткую характеристику.
(предлагается Конго, Замбези, Нигер, Нил,)
Следующий пункт плана «Животный и растительный мир»
Необходимо определить по описанию, что это за природная зона.
1.«Это хаос в природе. Почти непроходимая стена из деревьев, кустарников, трав, бамбука. Душно. Гниют огромные упавшие деревья, преют листья, всюду сырость и полумрак. Солнце не проникает сквозь завесу буйной растительности. Ни малейшего ветерка»
Учащиеся отгадывают какая это природная зона, а на доске идёт видеосюжет о этой природной зоне-зоне влажных экваториальных лесов.
Учащиеся смотрят видеосюжет и выходят к доске на контурной карте размещают животных и растения, которые преобладают в этой зоне. (картинки животных и растений заготавливаем заранее).
2. «Испанцы называют её дикой, первобытной равниной. Здесь можно встретить травянистые злаки метровой, а иногда трёхметровой высоты, среди которой встречаются редкие деревья, сбрасывающие листья в сухое время года. Здесь можно встретить огромные стада диких буйволов, антилоп, а у берегов озера ковёр из диких фламинго… (Саванна. Дальше идёт работа аналогичная)
3.Здесь почти не бывает дождей. Вслед за жаркими днями наступают холодные ночи, иногда с заморозками. Камни от этого трескаются и слышатся звуки, похожие на отдалённые взрывы. Жители говорят: «Солнце в нашей стране заставляет кричать даже камни. Здесь ветер - великий властелин и властный хозяин. Караванщики говорят, что вместе с ним сюда приходит смерть. (пустыни .работа идёт аналогичная).
Задание «дождик»
Найти ошибки.(у каждого на парте есть задание. читают по очереди и исправляют ошибки
Чтение стихотворения капитана Врунгеля и нахождение ошибок в тексте.
Где-то под руками были близко
Капитана Врунгеля записки.
Он себя считает знатоком,
Африканский мир ему знаком.
Постарайтесь-ка найти при чтении,
Что вы подвергаете сомнению?
Вот и сбылась ты, мечта моя!
Ликует команда: Ура! Земля!
Мы в Африке. Тихий прощай, океан,
Помог воплотить мне блестящий план;
На волнах прибоя доставил корвет.
Большей земли на всем свете нет.
Сентябрьской весной оживает природа.
Снега осталось совсем немного.
Хвоя тихонько летит с эвкалипта,
Пингвины купаются в глине липкой.
Смотрите! Куда-то бежит кенгуру.
Наверное, тигр с ней затеял игру.
Оленей берём, чтоб добраться в Сахару.
Прошу караван, но дают только пару.
В Сахаре нас ждёт и покой, и уют,
Может быть, сока берёзы дадут.
Ну, а пока я ловлю в Танганьике
Щук и китов. но пока невеликих.
Африка очень понравилась мне, о чём сообщаю в этом письме.
Следующий пункт плана «Население. Страны»
Мы попали на праздник к одному из народов Африки.
Идёт просмотр видеосюжета.(на видеосюжете древнее племя и совр.города Египта)
-в каком регионе Африки мы сделали привал?
Кто населяет этот регион?
-кто составляет основную часть жителей материка?
- чем отличаются просмотренные сюжеты?
«Географическая мозаика»
Африка-это смешение рас,
А потому постарайтесь сейчас,
Народы разместить по местам проживания,
Старайтесь точнее исполнить задание.
Карточки с изображением стран .Учащиеся отгадывают страну, дают краткую характеристику и на карте прикрепляют флаг этой страны.
Следующий пункт плана «Экологические проблемы и природоохранные территории Африки»
Географический кросс.
Закончи предложения.
- В Африке часто случаются такие стихийные бедствия, как…
- С целью сохранения органического мира на территории созданы следующие охраняемые территории…
- «летающей чумой» местные жители Африки называют нашествие….
- самая острая проблема в экваториальных лесах…
- глобальная проблема Африки…
- Для Африки характерно …(опустынивание, уменьшение численности диких животных.
С чем это связано?
3.Закрепление материала
1.Дерево ассоциаций. Дерево рекордов Африки.
учащиеся выходят к доске и записывают по очереди в кружочках свои выводы.
(предполагаемые ответы):
- самый жаркий материк
-самая большая река Нил
- самая длинная жизнь среди листьев у вельвичии
- самая большая пустыня - Сахара
- Самое тёплое и самое солёное море - Красное
- самый большой по протяжённости пролив - Мозамбикский
- Самый длинный искусственный морской канал – Суэцкий
- многоводная река – Конго
- самое большое количество солнечных дней в году
- самая высокая температура воздуха- Триполи 57,8
- самое высокое животное - жираф
- самое быстроногое животное – гепард
- самая большая лягушка- лягушка – голиаф
- самые большие крокодилы - эстуарные
- самая крупная и тяжёлая современная птица - африканский страус
- самое крупное из современных наземных животных - африканский слон
- самая населенная страна-Нигерия
- самая высокая этническая группа на Земле - племя тутси
- самые малорослые люди в Африке - пигмеи
2..Защита презентации для 4 класса по теме «Материки. Африка.» ученицы 7 класса. Воложаниной Алины.(диск прилагается)
4.Подведение итогов.
Вспомните легенду, рассказанную в начале урока. Как вы думаете, круг ваших знаний стал шире?
- что нового вы узнали?
В тетрадях нарисуйте несколько личиков( со своим настроением до урока, на уроке и после урока)
Выставление оценок
Домашнее задание.
Кто получил 10-12 балов - составляет кроссворд об Африке
О
Т
Л
И
Ч
Н
О
Кто получил 7-9 балов составляют кроссворд
Х
О
Р
О
Ш
О
Учащиеся получают дипломы.
Литература
1.Пестушко В.Ю.,Уварова Г.Е.География материков и океанов: Учебник для 7 класса. - К.:Абрис,2003
2.Нетрадиционный урок географии. В.М.Андреева. - Х.:Издательская группа «Основа»,2005.
3.Довгань Г.Д.Интерактивные технологии на уроках географии. - Х.:Издательская группа «Основа»,2005.
4.Галицкий В.И.,Галицкая Н.Ф.Географические открытия и исследования.-К.,2000.
5.Детская Энциклопедия «Я познаю мир. География».-К.:Школа,2003