Обобщающий урок – соревнование по теме «Атмосфера»
Цели и задачи: Обобщить знания, умения и навыки учащихся, полученные во время изучения темы. Совершенствовать практические умения и навыки. Развивать умение работать в группах. Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: физическая карта, таблицы, компьютерная презентация.
Ход урока
I. Огр.этап. Мотивация познавательной деятельности учащихся.
Добрый день! Сегодня у нас обобщающий урок - соревнование по теме «Атмосфера», в ходе которого мы должны повторить, обобщить и проверить знания, умения и навыки, полученные при изучении темы. Девизом нашего урока будет китайская мудрость:
«Не бойся, что не знаешь - бойся, что не научишься!»
Есть на все в программе мера. Наша тема «Атмосфера» завершилась, как не жаль,
И теперь зовет нас вдаль «Гидросфера»- оболочка, только рано ставить точку:
Знания о воздушной сфере пригодятся детворе!
Нынче всем на удивленье игровое повторенье!
Поэт сказал: «Считай, ты потерял тот день, в какой не улыбнулся».
Значит, улыбнитесь друг другу! Хорошее настроение поможет вам быть активными на уроке. Желаю вам успехов!
II. Обобщение ЗУН.
1 й тур. Блиц – турнир.
И теряюсь я в догадке: Что за ветры на Камчатке?
Летом дуют они с моря, а зимой - наоборот.
Кто мне ветры назовет? (Муссоны)
1. Многолетний режим погоды, характерный для какой-либо местности… (Климат)
2. Сила, с которой воздух давит на земную поверхность… (Атмосферное давление)
3. Скопление в атмосфере на значительной высоте мельчайших капелек воды или кристалликов льда (Облака)
4. Разница между максимальной и минимальной температурой воздуха называется ... (амплитудой)
5. Где ночью теплее, на суше или на море? (На море)
6. Линии, соединяющие на карте точки с одинаковой температурой, называются ...
(Изотермами)
7. В каком слое атмосферы больше озона? (стратосфера)
8. Нижний слой атмосферы называется ... (тропосферой)
9. Скопление капелек воды в воздухе называется ... (туман)
10. Дважды в год солнце бывает в зените над ... (экватором)
11. Влажность воздуха бывает относительной и ... (абсолютная)
2 й тур «Ассоциации»
Изучая тему «Атмосфера», мы познакомились со многими новыми терминами. Надо подобрать к каждой букве слова «Атмосфера» слова, связанные с этой темой.
А - зот Т - уман М - уссон О - садки С - нег Ф - люгер
ин Е - й Р - оса А - немометр
3 й тур «Загадочный»
Поднялись врата – всему миру красота. (Радуга)
1. Как по небу с севера плыла лебедь серая,
Плыла лебедь сытая, вниз кидала, сыпала на поля,
Озёрушки белый пух, да пёрышки. (Туча)
2. Зимой на земле лежал, весной в реку побежал. (Снег)
3. Похож я с виду на горох, где я пройду переполох. (Град)
4. Молоко над речкой плыло, ничего не видно было,
Растворилось молоко, стало видно далеко. (Туман)
5. И не снег, и не лёд, а серебром деревья уберёт. (Изморозь)
6. Есть на свете конь, всему миру не сдержать. (Ветер)
4 й тур «Путешествие цифрами»
Правильно ли расставлены стрелки в направлении ветра?
776 мм рт 780 мм рт ст
756 мм рт ст 749 мм рт ст
Какое отношение к теме «Атмосфера» имеют эти цифры?
1) 21% (содержание кислорода в воздухе)
2) 760 мм.рт.ст. (нормальный атм. давление)
3) 23,50 (тропики)
4) 30 – 35 км (высота озонового слоя)
5) 60 (температурный градиент)
6) 18 км (высота тропосферы)
5 й тур. «Угадай по описанию»
- Он образуется вдали от земной поверхности.
- Ему радуются особенно весной и летом.
- Он бывает и теплым, и холодным.
- Когда под ним погуляешь, то можно заболеть.
- От него прячутся под зонтиком. (Дождь)
6 й тур. Игра «Флюгер»
Поиграем мы во «Флюгер». Это классная игра.
Поворачиваться будем мы по ветру, детвора.
«Ураган» - скажу - кружитесь, стойте тихо, если «штиль».
Из игры выходит тот, кто нос свой не по ветру повернет!
Каждой команде нужно правильно повернуться по направлению ветра.
7 й тур «Географическая копилка»
Задача 1. Ответ: 4 км
Высота |
температура |
0 км |
+160 С |
? км |
-80 С |
Задача 2. Ответ: 450 мм.рт.ст
высота |
атм. давление |
3 км |
? |
0 м |
750 мм |
8 й тур «Что лишнее?»
1. Дождь, град, иней, снег.
2. Барометр, осадкомер, сейсмограф, гигрометр.
3. Бриз, муссон, пассат, флюгер.
4. Роса, иней, изморозь, дождь.
5. Азот, кислород, сернистый газ, углекислый газ.
6.Тропики, полярные круги, экватор, меридианы.
9й тур. «Назови одним словом»
1. Бриз, муссон, пассат - ... (ветер)
2. Снег, дождь, град - ... (осадки)
3. Барометр, термометр, флюгер - ... (приборы)
4. Экваториальный, тропический, умеренный - ... (воздушные массы)
5. Перистые, слоистые, кучевые - ... (облака)
6. Температура, влажность, ветер, осадки… - ... (погода)
10й тур. Конкурс капитанов
1. Если бы его не было, то выдающиеся географические открытия произошли бы гораздо позже. Люди страдают от перепадов давления, а для него это - основа жизни. Назовите его. (Ветер)
2. Погода и климат - понятия разные. Существуют ли на нашей планете районы, где между этими понятиями разницы практически не имеет? (На экваторе)
3. На каких островах жители 335 дней в году носять зонтики? (Гавайские)
4. Он может быть звонкоголосым, мелким, слепым, колючим, резким, теплым, парным. Назовите его. (Дождь)
5. Первые химики назвали его «небесным воздухом» или «основой жизни», а как мы его называем сегодня? (Кислород)
6. Сын богини утренней зари Мемнон погиб под Троей от руки Ахилла. Эос перенесла тело своего сына в чертог Гелиоса и до сих пор оплакивает его. Как мы называем ее слезы, если верить этому древнегреческому мифу? (Роса)
11 й тур. «Почемучка»
1. Почему облака не падают на Землю?
2. Почему на западном побережье материков южного полушария расположены пустыни? (Холодные течения)
3. Может ли в апреле быть осень? Почему? (Да. В южном полушарии)
4. Почему ночью, когда на улице прохладно, море теплое, как «парное молоко»? (Вода медленно нагревается и охлаждается)
5. Пустыня Сахара лежит в тропическом поясе. Почему же ночью там нужно тепло одеваться? (Не имеет облаков)
6. В Антарктиде летом полярный день, сонце не заходит за горизонт. Почему же лето такое холодное?
IІІ. Итог урока
Ты не простая, воздуха оболочка,
Тебя образуют кислород и азот,
И углекислый газ, инертные газы.
Вода и пыль, да еще и озон.
Не имеешь ты ни вкуса, ни цвета,
Заходишь в легкие с каждым дыханием.
Ты - и небо голубое,
И на планете - все живое.
В тебе рождаются облака,
Ветры парят, молнии сверкают,
Полярное сияние в ионосфере сияет,
Крылатые самолеты дороги бороздят.
Земля без тебя, атмосфера,
Как путешественник в пустыне без воды.
Если тебя не сохраним, разрушим,
Испытаем много мы беды.
Хмарка
Мимо хмарка пропливала,
Діти хмарку запитали:
«Де ти, хмарко, побувала?
Що ти людям роздавала?»
Хмарка дітям відказала:
«Де я тільки не бувала:
У Мадриді дощ мій бризнув,
Намочив комусь білизну.
Лісабон туман накрив,
Все на вулиці закрив.
Білий сніг на Осло випав,
У Стокгольмі град посипав,
Десь на вікнах шибки вибив.
У Берліні іній впав,
Діамантом заблищав.
Ніби казка, місто стало,
Поки все те не розтало». Все ли правильно сказало облако?
Чомучки.
Два хлопчика влітку відпочивали на березі великого озера. Одного разу вони вирішили з'їздити на невеликий острівець в центрі озера. Поки збиралися, пройшла половина дня. Нарешті вони підняли вітрило і вирушили в дорогу. Але вітрилом скористатися не вдалося - довелося йти на веслах, т. к. весь час дув зустрічний вітер. Товариші подумали, що на зворотному шляху вітер буде попутним. Однак і при поверненні знову був зустрічний вітер. "Чому нам так не щастить," - горювали друзі. Дійсно, ЧОМУ? І в який час доби поверталися хлопці додому? Як називаються ці "вперті" вітри, що дмуть за розкладом? Яка причина їх виникнення?
Ребусы.
(Температура) (Влажность)
(Туман) (Воздух)