Данный урок разработан учителем информатики Мангушской ОШ №2 Мангушского района Донецкой области при изучении темы "Алгоритмизация и программирование" ( Профильный уровень) в 11 классе. С данной разработкой было выступление на круглом столе учителей информатики района.
Виступ на круглому столі за темою:
Вивчення теми «Обробка строк мовою Паскаль »
Учитель інформатики Мельников Володимир Іванович
Школа Мангуська ЗОШ №2
Місто смт. Мангуш Мангушського району Донецької області
Смт. Мангуш
В процессе изучения темы « Основы алгоритмизации и программирования » учащимся приходится решать очень большое разнообразие задач по математике и физике , по химии и биологии , экономике и т.д. .
Но не всегда все предлагаемые упражнения наших учебных пособий отвечают запросам , интересам наших школьников . Поэтому чтобы развивать умения и навыки учащихся в применении изученного теоретичес -кого материала на практике необходимо подбирать задания так , чтобы учащиеся выполняли их с заинтересованностью , понимали , что полученные знания умения и навыки им будут нужны в жизни и они могли бы ими воспользоваться .
Учитывая это ,я стараюсь брать для решения различные задачи не только те , которые предлагают учебные пособия , но и также те , с которыми школьники встречаются на уроках математики , биологии , физике , химии и т.д. . Иногда решаем те задачи , которые приходится решать в различных жизненных ситуациях .Иногда решаем те задачи , которые предлагают сами ученики (т.е. те , которые они сами считают интересными ).
Можно привести целый перечень таких упражнений , но я остановлюсь лишь на одном из них.
Так при изучении темы « Обработка строк в языке Паскаль » мы с учениками долго говорили о применении полученных знаний в жизни , на практике. И ребятам очень понравилась задача о шифровке и дешифровке сообщений и поэтому пришлось остановиться на ней подробно , даже провести небольшую практическую работу. Решение самой задачи (т.е. составление программы ) я не преподносил ребятам в готовом виде , а пришлось её обсуждать , построили блок-схему алгоритма . Далее я предложил ребятам самостоятельно пройти оставшиеся этапы решения задачи (написать алгоритм , перевести его на язык программирования Паскаль и т.д.) . После решения задачи шифровки сообщений я (для ускорения работы ) предложил блок-схему решения задачи ДЕШИФРОВКИ сообщения.
После того ,как ребята справились с написанием программ , им было предложено обменяться между собой сообщениями с использованием компьютера и написанными программами.
Для этого ребята написали по три записки на различные темы и зашифровали их ,а затем передали учителю . Перемешав их (шифры) я вновь выдал по три записки каждому ученику для расшифровки сообщений Ключевую фразу мы договорились иметь одну для всех .
program deshif ;
var x,y,a,b:string[200];c:integer;
begin {начало главной программы}
X : = '...умею ли я находить с помощью электронно-вычислительной машины значения функций,';
у:='а также объёмы многогранников?!0123456789'; а:=х+у; Ь:= ' ' ;
Writeln ('введите код с первого символа '); readln (с); While с О 0 do begin
b:= b + copy (a,c,l);
Writeln (' ввести код очередного символа/а по окончании 0 ');
readln(с); end;
Writeln ('дешифрованный текст : ', Ь);
end.
___________________________________________________________
program SHIFR ;
var x,y,a,b,d:string [250];p:string [100];i,j,c:integer;
SHIF(p,a: string; c:integer); begin for j:=l to length (a) do if copy (a,j,l)=p
then
begin c:=j; j :=length (a) ; Write (' f,c); end; end;
begin { начало главной программы}
x:='...умею ли я находить с помощью электронно-вычислительной машины значения функций,';
у:='а также объёмы многогранников?!0123456789';
а:=х+у;
Writeln ('введите секретный текст ');
readln(b);
for i:=l to length (b) do
begin p:=copy(b,i,i) ,•
(P,a,c);
end;
Writeln (' шифровка закончена');
end.
1