Урок "Обыкновенная дробь. Сравнение дробей. Урок № 2"

Про матеріал
Данный урок демонстрирует межпредметные связи, в частности, математики и украинской литературы: на примере жизни и творчества Т.Г. Шевченко. Закрепление знаний об обыкновенных дробях; умение сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями, применение знания в практической деятельности и при решении заданий. (Учебник "Математика" 5 класс. Автор: Н.А. Тарасенкова, И.Н. Богатырева, О.П.Бочко, О. Н. Коломиец, 3. А. Сердюк)
Перегляд файлу

Математика.   5 класс

Урок № 2          § 23

Тема:  Обыкновенная дробь. Сравнение дробей

Цель урока:

Образовательная:  на примерах из  жизни и творчества Т.Г. Шевченко закрепить знания учащихся об обыкновенных дробях; усовершенствовать умения работы с  дробями; научить сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями; уметь применять полученные знания на практике.

Развивающая:  развивать логическое мышление и творческие способности учащихся; продемонстрировать межпредметные связи, в частности, математики и украинской литературы.

Воспитательная: на примере жизни и творчества Т.Г. Шевченко , воспитывать учащихся настоящими гражданами своей страны; воспитывать чувство коллективизма, трудолюбия.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: портрет и картины Т.Г. Шевченко, украинский «рушник», раздаточный материал, сообщения учащихся.

 

                                                         Ход урока

 

  1. Организационный момент, проверка домашнего задания  

      Организовать детей для работы на уроке;  проверить наличие учебных принадлежностей; рассмотреть задания, которые вызвали затруднения в ходе решения дома; создать психологический климат класса.

 

2. Мотивация урока.

Есть у нас поговорка «попал в тупик», т.е. попал в такое положение, откуда нет выхода. У немцев аналогичная поговорка гласит, «попасть в дроби». Она означает, что человек, попавший в «дроби», попал в очень трудное положение.

Поговорка эта напоминает нам о тех временах, когда дроби считались самым трудным и самым запутанным отделом математики. Освоить же дроби было тяжело. Даже самые образованные люди считали действия с дробями весьма трудными. Это происходило потому, что общих приемов действия с дробями и записи дробей  не было. Но именно обыкновенные дроби помогут нам сегодня сделать очередное открытие в изучении математики

 

  1. Актуализация опорных знаний учащихся:

 

а) вопросы из учебника, стр.197

 

б)  ученик выступает с кратким сообщением из биографии  Т.Г.  Шевченко акцентируя на датах ( 09.03.1814 – 10.03.1861).

Задания классу:

Из цифр даты дня рождения составить правильные дроби, а из цифр даты дня смерти – неправильные дроби. Побеждает тот, кто за 2 минуты правильно составит наибольшее количества дробей.

 

  1. Закрепление и коррекция полученных знаний и умений:

 

Самостоятельная работа  (на 5 мин)

(под копирку и с дальнейшей самопроверкой по готовым решения, приведённым заранее на закрытой части доски)

 

 

 

Вариант – 1

Вариант – 2

Из данных дробей    выпишите

а) правильные: 

  

б) неправильные:

 

Из данных дробей

выпишите

а) правильные:

   

б) неправильные:

 

 

Проверка самостоятельной работы (2 мин). Предварительное подведение результатов самостоятельной работы и коррекции знаний.

 

  1. Физкультминутка

 

Вверх рука, вниз рука

Потянулись мы слегка

Быстро поменяли руки,

Нам сегодня не до скуки.

Крутим-вертим головой.

Разминаем шею….стой.

А теперь встряхнулись лихо

И на стул садимся тихо.

 

  1. Формирование новых знаний, умений, навыков.

Дроби, как и натуральные числа, можно сравнивать. Вернемся к задаче о торте. Понятно, когда торт разделен на 8 равных частей, то 4 кусочка торта – это больше, чем 3 его кусочка, но меньше, чем 5 таких кусочков.

Можем записать: 

  ,

или двойным неравенством:

.

 

 

Неправильные дроби вида  ;;; и так далее, равны 1. Тогда правильная дробь всегда меньше 1, а неправильная – больше 1 или равно 1. Например,   < 1;       > 1;    = 1.

 

7. Закрепление полученных знаний.

Т.Г. Шевченко был не только великим поэтом, но и выдающимся художником. (Сообщения учащихся)

І ученик. Серед плеяди видатних діячів української культури Тарасові Григоровичу Шевченку (1814–1861) належить особливе місце. Поборником правди і свободи називають його. Він своєю полум’яною поетичною і мистецькою творчістю виражав споконвічні вільнолюбні прагнення нашого народу. Він прекрасно володів всіма відомими тоді засобами графічного зображення.

ІІ ученик. Обдарований від природи хлопчина рано відчув тягу до малювання. Ще змалку крейда і вуглинка були для нього неабиякою радістю. Малював ними стіни, лави, стіл... Малював у хаті і надворі, вдома і в гостях... Якось прийшла сестра Катерина з панщини і не впізнала своєї хати: візерунками розмальовані стіни, долівка і навіть призьба. Хлопець любив зображувати птахів, звірів, людей.

ІІІ ученик. Талант художника проявився в Тараса Шевченка значно раніше, ніж талант поета. Якщо перші літературні спроби припадають на 1836–1837 роки, то найбільш ранній малюнок, що дійшов до нас і відомий під назвою “Погруддя жінки” або “Жіноча голівка”, датований самим автором ще 1830 роком. З цієї юнацької роботи і розпочалась творчість видатного художника.

ІV ученик. Звільнення з кріпацтва дало право Шевченку вступити до Академії мистецтв. Він став одним з найулюбленіших учнів Брюллова. Тарас переходить з класу в клас в числі найкращих учнів. За час навчання в Академії мистецтв його тричі нагороджують срібною, а потім золотою медалями за малюнки з натури і живописні твори.

V ученик. У 1843 році Тарас Григорович приїхав в Україну. Під час подорожі любов до рідного краю наштовхнула його на створення цілої серії картин під назвою “Живописна Україна”, на яких відображено історичні місця, побут і природу країни. В 1845-1847 роках Тарас Григорович створив ряд портретів, які переконливо свідчать про зростання художника, про поглиблення психологічної характеристики образів. Шевченко зробив великий внесок у розвиток побутового жанру і став його основоположником в українському мистецтві. Особливо хвилювало художника підневільне, часто трагічне становище жінки.

 

Он писал и портреты, и пейзажи. Перед вами несколько его работ. Определите и запишите дробью:

- какую часть составляют портреты;

- какую часть составляют пейзажи;

- сравните полученные дроби;

- каких картин больше?

                 

                                  

                 

Решение упражнений из учебника.

№ 866 (усно). У какой из дробей больше числитель:

Какая дробь больше?

 

№ 884 (письменно, дифференцировано):

коллективно

и 3) – в парах;

Даны дроби:

Выпишите те, которые: 1) меньше 1;  2) больше 1;  3) равны 1.

 № 888 1),3),5) – колективно с учителем, 2),4),6) – самостоятельно, один ученик на закрытой части доски.

 Сравните дроби:

 

 

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

1.  Сегодня я узнал…….

2.  Было интересно……

3.   Было трудно…….

4.  Я выполнял задание….

5.  Я понял что…….

6.  Теперь я могу…….

7.  Я почувствовал что…..

8.  Я приобрёл….

9.  Я научился…….

10. У меня получилось………

  1. Домашнее задание: . §23, стр. 195(выучить правила),

упражнения № 885,    № 889, № 905(индивидуально) стр.199 – 201.

 

docx
Додано
6 лютого 2019
Переглядів
555
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку