Розробка уроку російської мови для шкіл з російською мовою навчання 4 клас. Урок відкриття нового знання. До уроку розроблений окремо Smart урок. Готуючись до уроку, діти класу отримували індивідуальні завдання: опрацювати фразеологізм та представити його однокласникам.
Тема: Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова.
Цели:
1. Расширить знания учащихся о лексическом значении слова, о многозначных словах, о словах с прямым и переносным значением.
2. Учить определять значение слова в контексте.
3. Развивать устную и письменную речь учащихся, умение находить в тексте слова с переносным значением и употреблять их в речи; обогащать словарный запас учащихся.
4. Воспитывать добрые отношения к окружающим, маме, умение понимать и сопереживать; языковое чутье учащихся.
Оборудование: учебник «Русский язык» Э. С. Сильновой для 4 класса, мультимедиа, толковые словари.
Планируемые результаты
Предметные:
- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря
- различать синонимы, антонимы, омонимы
- подбирать к словам синонимы, антонимы, омонимы
Метапредметные:
- понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока
- высказывать и обосновывать свое мнение
- осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками
- сличать способ действия и его результат с эталоном
Личностные:
- уважительно относиться к русскому слову
Межпредметные связи: чтение (обогащение словарного запаса)
ХОД УРОКА
1. Стадия вызова.
Здравствуйте, ребята. Пожалуйста, начните урок с улыбки. Улыбнитесь друг другу. Что вы почувствовали? (тепло, радость и т. д. ) (слайд 3)
Значит, вы умеете чувствовать, понимать настроение друг друга. Тогда помогите разобраться во в такой ситуации. (слайд 4)
Мне не хватает теплоты, -
Она сказала дочке.
Дочь удивилась: – Мерзнешь ты
И в летние денечки?
- Ты не поймешь, еще мала,
Вздохнула мать устало.
А дочь кричит: – Я поняла! –
И ….
Как вы думаете, что сделала дочь? Закончите стихотворение.
(ученики высказывают свои предположения)
А вот как оно заканчивается у автора: «тащит одеяло».
Почему дочь не поняла свою маму?
О какой теплоте говорила мать своей дочери? (о сердечном, добром отношении; отрадном чувстве). Скажите, можно ощутить, попробовать слово или чувство теплое оно или холодное? Поэтому слово «теплота» употреблено в …. значении. (слайд 5)
- Какое еще значение имеет слово теплота? (нагретое состояние чего-нибудь: в дом дал тепло) – прямое значение слова.
- Скажите, а это важно – понимать другого человека?
Сколько значений у слова «теплота»? Следовательно, мы его можем назвать …. ? (слайд 6)
Но если есть многозначные слова, то существуют и однозначные слова.
Слово «теплота» в стихотворении употреблено в переносном значении, потому что… (слайд 7)
Прямое значение слова «теплота» - это нагретое состояние чего-либо.
Теперь вы можете назвать тему урока. (слайд 8)
ОДНОЗНАЧНЫЕ И МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА, …
Чтобы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке? Чему хотели бы научиться?
2. Стадия осмысление.
1) Работа над узнаваемостью многозначности
Просмотр мультфильма «Луковая история». (слайд 9)
Скажите сколько значений у слова «лук» в этом мультфильме?
Как различить, в каком значении сказано слово? (подобрать слова-помощники).
2) Работа с фразеологизмом «Луковое горе» (заранее подготовлено учениками)
3) Упражнение 88 с. 56 «Ты – мне, я – тебе» (чтение правила).
– Какие слова называются однозначными, многозначными?
4) Скажите, пожалуйста, а где мы можем узнать о лексическом значении слова, о количестве его значений?
Откройте толковый словарик, найдите однозначные и многозначные слова. Как они обозначаются?
5) Игра «Найди пару»
Найти пары слов, которые пишутся и звучат одинаково, но имеют разное значение. (слайд 10)
Выбирая пару слов, объясните значение каждого слова. (Проверка слайд 11)
Физминутка (слайд 12)
3. Стадия размышление.
1) Игра распределить слова с прямым и переносным значением. (слайд 13)
С какой целью в речи используются слова с переносным значением? (Чтобы разнообразить речь, приукрасить, для более сильного эмоционального содержания). Как они образовались? (например золотое сердце – доброе. Золото благородный металл). Какой частью речи выражены слова в переносном значении?
Составьте одно предложение со словом «золотой» в прямом значении, и одно предложение со словом «золотой» в переносном значении.
Кто для вас «золотой» человек? Почему?
2) Выполнение упражнения 90.
Прочитайте. Что нужно сделать, чтобы получился текст?
Вспомните, что такое горизонт?
Найдите слова в переносном значении. Какой частью речи они выражены?
3) Что вы мысленно представляете, слыша слова трамвай, карандаш, кисть? (слайд 14)
Какие слова однозначные? Какое слово многозначное?
Игра составление предложений со словом «кисть». (слайд 15, 16, 17)
Запись предложений в тетрадь.
Какие чувства вы испытывали, когда читали предложение «Хирург внимательно осмотрел кисть маминой руки»?
4. Рефлексия
Оцените с помощью смайликов свою деятельность на уроке. На сколько она была успешной? (слайд 18)
Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока? Достигли ли вы поставленных целей?
На основе чего возникли переносные значения слов?
Какую роль играют эти слова в речи?
Домашнее задание (слайд 19)
1 группа упражнение 92
2 группа найти в толковом словаре 3 слова однозначных, 3 слова многозначных, имеющее прямое и переносное значение.
3 группа найти в толковом словаре значение слов «материк», «океан».