Урок "Плотность вещества"

Про матеріал

Урок физики, 7 класс «Плотность вещества» - урок изучения нового материала. В ходе урока используется фронтальный эксперимент, демонстрационный эксперимент, работа с таблицами, работа с тетрадью на печатной основе. К уроку сделана презентация.

Зміст слайдів
Номер слайду 1

Тема урока Плотность вещества

Номер слайду 2

Цель урока: ввести новую характеристику вещества - плотность; выяснить физический смысл плотности; познакомиться с формулой длярасчета плотности.

Номер слайду 3

ФИЗИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ПЛОТНОСТИ: Плотность – это физическая величина, показывающая, какая масса вещества приходится на единицу объёма тела.

Номер слайду 4

Номер слайду 5

Плотность численно равна отношению массы к объему

Номер слайду 6

Единицы измерения плотности

Номер слайду 7

Массу и объем находим по формулам:m =ρ ∙ V

Номер слайду 8

Задача 1. Одинакова ли плотность пресной и морской воды? Одинаковую ли массу имеют ведро с питьевой водой и такое же ведро, заполненное морской водой?

Номер слайду 9

Задача 2. Что имеет большую плотность: газ илитвердое тело?Два одинаковых ящика наполнены дробью: в одном - крупная дробь, а в другом мелкая. Какой из них имеет большую массу?

Номер слайду 10

Задача 3. Какая формуласвязываетплотность иобъемтела?Какое из тел изготовлено из веществаа) наиболее плотного?б) наименее плотного?

Номер слайду 11

Задача 4. Какая формула связывает. Плотностьвещества, его массу и объем?Что происходит с телами при нагревании? Медную деталь нагрели. Изменились ли при этом масса детали, ее объем, плотность? Ответ обоснуйте

Номер слайду 12

Задача 5 Картофелина объемом 50 см3имеет массу 59 г. Определите плотность картофеля и выразитев

Номер слайду 13

Задача 6 В автомобильный бак для горючего помещается 71 кгбензина. Определите емкость бака . Запишите полученный ответ в литрах.

Номер слайду 14

7 класс. УРОК ФИЗИКИ ПЛОТНОСТЬ ВЕЩЕСТВА

Перегляд файлу

Урок физики, 7 класс

Тема урока: Плотность вещества.

Цель урока:  ввести новую характеристику вещества - плотность;  выяснить физический смысл плотности;  познакомиться с формулой для расчета плотности;  формировать самостоятельное мышление, умение сравнивать, анализировать, делать выводы;  воспитывать познавательный интерес учащихся к данной теме и предмету в целом, расширять кругозор.
Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: весы,  мензурки, колба с водой, тела одинаковой массы и одинакового объема, мультимедийный проектор, презентация, РТ на печатной основе.

Ход урока

І.  Организация начала урока

ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся

Фронтальная беседа по вопросам:

1 . Из чего состоят тела?

2 . Что такое масса тела?

3 . Какие единицы измерения массы вы знаете?

4 . Какие способы измерения массы тел вы знаете?

5 . Какие способы измерения объема вы знаете?

6. Как измерить объем цилиндра с помощью мензурки?

ІІІ . Мотивация учебной деятельности Можно ли известными вам способами определить массу тел, имеющих очень большие размеры, таких , например, как дома, поїзда, фермы мостов, гранитные скалы, египетские пирамиды? Как определить запасы полезных ископаемых, например газа, нефти, угля, чтобы выяснить целесообразность их разработки? Ответить на этот вопрос поможет изучение такой характеристики вещества, как плотность.

ІV . Изучение нового материала.

Как вы думаете, одинаковую ли массу имеют два тела одинакового объема?

Фронтальный эксперимент: берем два цилиндра одинакового объема и ставим на весы (сравниваем массы, они разные)

Как вы думаете, могут ли два тела с одинаковой массой иметь разный объем?

Демонстрационный эксперимент: на одну чашу весов ставим мензурку, в которую налито 100 мл подсолнечного масла, а на другую - такую ​​же пустую мензурку и наливаем в нее воду до тех пор, пока массы воды и подсолнечного масла не сравниваются. Ученики убеждаются, что одинаковые массы различных веществ имеют разный объем.

Чем это можно объяснить? Вещества отличаются между собой различными признаками , одним из которых является плотность. Следует подчеркнуть , что понятие массы касается тела , а плотность характеризует вещество.

Плотность вещества численно равна массе единицы объема тела и определяется отношением ρ = m / V.

В системе СИ плотность измеряется в кг/м3 , но решение задач с применением единиц СИ иногда оказывается громоздким, потому в справочниках и учебниках приводится значение плотности как в кг/м3 , так и в г/см3.Числовое значение плотности одного и того же вещества зависит от выбора единиц. Для неформального усвоения учащимися понятия плотности уделяем внимание анализу таблиц плотностей твердых тел, жидкостей и газов, следуя девизу: «Специалист не тот, кто знает, а тот, кто знает, где можно посмотреть».

  1. таблицы классифицированы по агрегатному состоянию, значит, надо выбрать таблицу, к которой принадлежит нужное вещество
  2. для облегчения поиска названия в таблицах расположены в алфавитном порядке
  3. табличные данные плотности соответствуют температуре, т.е. плотность зависит от температуры.

Как вы думаете, какова  масса 1 см3 , 1 м3 алюминия? Сравните ее с массой 1 см3 , 1 м3 свинца.

Как вы думаете, почему плотности газов меньше, чем плотности твердых тел и жидкостей?

Плотность вещества учитывают практически во всех сферах науки, техники и строительства, при создании новых материалов. Так, например, при создании материалов для космической техники необходимыми требованиями являются высокая прочность и небольшая плотность. Как вы считаете, почему? Использование материалов  с малой плотностью  в строительстве и машиностроении выгодно в экологическом и экономическом плане. Например, раньше корпус самолетов и ракет делали из алюминия и стали, а теперь из более легкого  титана. Это позволяет экономить горючее и перевозить больше груза. А экономия топлива способствует  тому, что уменьшается количество выбросов вредных веществ в атмосферу. Плотность важна и для сельского хозяйства от плотности почвы тоже много зависит. Если плотность почвы большая, то она плохо пропускает тепло, зимой промерзает на большую глубину, при  распашке разваливается на крупные глыбы, и растения плохо растут. Если плотность почвы низкая, то через такую почву вода быстро проходит, то есть влага в почве не удерживается.  Сильный дождь разрушает  верхний  самый плодородный слой почвы – он его вымывает. Поэтому, чтобы получить хороший урожай, нужно знать плотность почвы.

Массу и объем находим по формулам: m =

V. Закрепление изученного материала

1 . Работа с таблицей: РТ Упр.50

2 . Решение качественных задач РТ Упр. 51 (Прием «Тонкие и толстые вопросы»)

3 . Решение расчетных задач

1) Картофелина объемом 50  см3 имеет массу  59 г. Определите  плотность

картофеля и выразите в кг/м3  (1,18 г/см3 = 1180 кг/м3  )

2) В автомобильный бак для горючего помещается 71 кг бензина. Определите емкость бака. Запишите полученный ответ в литрах .(0,1м3 = 100 л)

VІ. Итог урока

Как же определить массу тел, имеющих очень большие размеры, таких, например, как фермы мостов, гранитные скалы, египетские пирамиды? Как определить запасы полезных ископаемых, например газа, нефти, угля, чтобы выяснить целесообразность их разработки?

Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока ? А достигли ли мы нашей цели?

Упражнение «Микрофон»

Продолжите предложение:

Сегодня на уроке я узнал ...     Сегодня на уроке мне понравилось ...

Сегодня на уроке было сложным...

VІІ . Домашнее задание

По учебнику Барьяхтар В.Г., Довгий С.А. «Физика-7» проработать §  18, выполнить упражнение 18.

По РТ ОК «Плотность вещества», упражнения к ОК

 Дополнительно -  экспериментальное задание: определить плотность собственного тела


Использованная литература:

Учебник Барьяхтар В.Г., Довгий С.А. «Физика-7»

"Рабочая тетрадь поэтапного формирования знаний", Лифарь С.В. 

 

 

 

zip
Пов’язані теми
Фізика, 7 клас, Розробки уроків
До підручника
Фізика 7 клас (Бар’яхтар В.Г., Довгий С.О., Божинова Ф.Я., Горобець Ю.І., Ненашев І.Ю., Кірюхіна О.О.; за редакцією Бар’яхтара В.Г., Довгого С.О.)
До уроку
§ 18. Густина. Одиниці густини
Додано
22 липня 2018
Переглядів
1179
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку