Урок по природоведению на тему: «Птицы» для 3 класса

Про матеріал
Цель данного урока – это расширить и обобщить представление детей о разнообразии животных, формировать понятие о перелетных и зимующих птицах, ознакомить школьников с тем, как устроена жизнь птиц, рассказать об их значении в природе и жизни человека; развивать умение сравнивать, выделять существенные признаки; воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.
Перегляд файлу

 

Люботинский городской отдел образования

Люботинская общеобразовательная школа I-III ступеней № 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок по природоведению

«Птицы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классный руководитель

3-Б класса

Кислая Наталья Александровна

 

 

 

 

 

 

 

25.02.2020 г.


УРОК № 43

Тема. Птицы.

Цель: расширить и обобщить представление детей о разнообразии животных, формировать понятие о перелетных и зимующих птицах, ознакомить школьников с тем, как устроена жизнь птиц, рассказать об их значении в природе и жизни человека; развивать умение сравнивать, выделять существенные признаки; воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.

Оборудование: иллюстративный материал, тетрадь.

ХОД УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА
  1. Проверка готовности к уроку.
  2. Приветствие.

 

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    1. Проверка домашнего задания.
  • В чем состоят особенности строения рыб?
  • В чем состоят особенности строения земноводных?
  • В чем состоят особенности строения пресмыкающихся?

 

  1. Работа с загадками.

Ночью гуляет,

А днем отдыхает,

Круглые глаза – Мышкам беда.

(Сова.)

 

Длинные ноги, длинный нос,

По болоту ходит гость.

(Аист.)

 

Очень любят провода,

И сидят на них всегда.

Вот опять уселись в ряд

И о чем-то говорят,

И щебечут ласково

Божьи птички – ... (ласточки.)

  • Как одним словом назвать аиста, сову и ласточку?

 

  1. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы ознакомимся с животными, которые умеют летать.

 

  1. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
    1. Слово учителя.

Птицы чрезвычайно разнообразны» Среди них есть и карлики, и великаны. Самой маленькой в мире птицей считается пчелиный колибри (длиной 57 мм, массой около 2 г). Самой большой в мире птицей является африканский страус (высотой 3 м, массой 150 кг). Самая маленькая в Украине птица – королек красноголовый – масса у него всего 5 г, а самая большая – дрофа (20 кг). Самцы, как правило, крупнее самок и ярче окрашены. Всего на Земле существует 8600 видов птиц, из которых в Украине живет 360 видов.

  1. Работа с иллюстративным материалом.

Работа с учебником с.109.

  • Рассмотрите рисунки, скажите какое строение и образ жизни
  • Что общего во внешнем строении птиц?
  • Из каких частей состоит тело птиц ? Чем оно покрыто?
  • Что размещено на голове?
  • Сколько у птиц конечностей? Какие они?

Существенные признаки птиц:

  • тело покрыто перьями, которые хорошо защищают от холода;
  • передние конечности превратились в крылья, что дает птицам возможность летать;
  • на голове есть крепкий клюв, который помогает захватывать и измельчать пищу.
  • Где можно встретить птиц? Где они живут?

Птиц можно встретить повсюду. Нет такого уголка на Земле, где бы не было птиц. Они обитают и в сухих пустынях, и в вечных снегах, и высоко в горах. Живут птицы в лесах, на полях, лугах, болотах и других водоемах.

  1. Работа в тетради.

Упражнение 1,2 (с. 42).

  1. Слово учителя.

Птицы питаются по-разному. Есть растительноядные птицы, которые питаются плодами и семенами (щегол, чиж, клест). Хищные птицы едят насекомых и их личинки, рыб, лягушек, мышей (ласточка, чайка, сова, цапля). Многие птицы всеядны (грач, сорока, воробей).

Труднее птицам приходится зимой. Исчезают насекомые, зеленые растения, все покрывается снегом. Поэтому уже в конце лета птицы готовятся к зиме. Одни птицы улетают в теплые края, на юг, где есть для них корм. Скворцы, ласточки, зяблики перелетают стаями; утки, гуси, журавли, аисты – клином; коршуны, ястребы – по одному. Птиц, которые осенью улетают, а весной снова возвращаются к местам обитания, называют перелетными.

Первыми улетают те птицы, которые питаются насекомыми, – ласточки, стрижи, соловьи, кукушки. Затем те, которые питаются растительной пищей. Последними улетают птицы, живущие на водоемах, – гуси, дикие утки.

Остаются зимовать те птицы, которые могут найти пищу зимой. Сойки, поползни запасают на зиму желуди, орехи и семена. Грачи, воробьи, синицы, сороки переселяются ближе к жилью человека, где им легче найти пищу. Птиц, которые на зиму не улетают, называют зимующими, или оседлыми.

Птицы – полезные животные. Многие из них питаются насекомыми, их личинками и грызунами, уничтожая вредителей полей и лесов. Так, синица съедает за день насекомых столько, сколько весит сама. Скворец только на завтрак поедает 50-60 насекомых. Ласточка за лето съедает до 1 млн. насекомых. Любой птенец съедает за день пищи больше, чем весит сам. Грач за год уничтожает до 8 тыс. особей проволочника – червя, который подтачивает корни культурных растений. Птицы разносят семена растений. Без птичьего щебета природа стала бы печальной и неприветливой. Среди домашних животных – 8 видов птиц. Это курица, утка, гусь, индюк, голубь, цесарка, канарейка, перепелка. Мясо и яйца птиц – ценные Продукты питания для человека. От домашних птиц также получает перья, пух, жир.

 

Физкультминутка.

 

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ
    1. Работа с учебником.

Изучение раздела «Как птицы покорили воздушное пространство?» (с. 109-111).

  1. Работа в группах.

Каких птиц можно считать:

I группа – растительноядными.

II группа – плотоядными.

III группа – всеядными.

 

 

 

 

 


  1. Проверка работы в группах.

 

   

 

  1. Работа в тетради.

Упражнение 3 (с. 42).

  1. Игра «Закончи предложение».
  • Весной птицы строят ... и откладывают...
  • Летом они выводят...
  • С наступлением осени улетают...
  • Их заставляет лететь в теплые края...
  • Остаются зимовать...
  • Они питаются...
  1.       ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
  1. Проработать раздел в учебнике (с. 109-111).
  2. Ответить на вопросы и выполнить задания (с. 111
  3. Подготовить рассказ об одной из птиц.

 

  1.   ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Беседа.

  • Какое строение имеет тело птиц?
  • Чем питаются птицы?
  • Какие птицы называются перелетными? оседлыми?
  • Каково значение птиц в природе и жизни человека?

 

doc
Додано
13 березня 2020
Переглядів
798
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку