28 серпня о 18:00Вебінар: Методи і прийоми корекційної педагогіки, які можна використати на будь-якому уроці

Урок по природоведенью "Полезные ископаемые"

Про матеріал

Разработка интегрированного урок по природоведенью и литературного чтения с презентацией для 4 класс по теме "Полезные ископаемые. Почва. Малахитовая шкатулка"

Перегляд файлу

 

Тема: Полезные ископаемые.

Цели: - дать представление учащимся о полезных ископаемых, расширить

           представления об их использовании, формировать умения определять

           полезные ископаемые по их основным признакам;

         - развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать,

           обобщать и делать выводы;

         - воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей,

           занятых в добыче полезных ископаемых.

 

Ход урока.

I .Организационный момент.

Прозвенел звонок

Начинаем наш урок.

Предлагаю подружиться,

И всем вместе потрудиться.

- Пожалуйста, возьмитесь ладошками друг друга и подарите друг другу чувство уверенности в том, что у нас сегодня все получится. Пожелайте успехов себе и друзьям. Опустите ладошки. Молодцы!

- Каким бы вы хотели видеть наш урок?

(интересным, веселым, творческим, плодотворным, успешным и т.д.)

II. Актуализация знаний учащихся.

- Сегодня, ребята, у нас с вами необычный урок, урок – путешествие. Вы узнаете много удивительных историй, узнаете о подземных сокровищах нашей планеты Земли. Но прежде чем отправиться в путешествие, давайте вспомним, что изучали на предыдущих уроках. игра эко- мяч

А теперь отправляемся в путь. на парте у вас маршрутный лист. И первое задание зачеркни каждую вторую букву и прочитайте поговорку и узнаете о чем будет идти речь на уроке ВСЕ ХОРОШЕЕ ОТ ЗЕМЛИ понравилось задание – поднимите карточки

-Посмотрите на ДОСКУ. Прочитайте слова хором.  Какое слово здесь лишнее?

гранит, песок, глина, известняк, дерево, нефть, железная руда, природный газ).

- Объясните свое предположение. Почему дерево лишнее слово. Давайте его уберем

-Как можно назвать остальные вещества? (горные породы)

-А что такое горные породы?

(Различают вещества, которые залегают на поверхности и в толще земной коры. Природные тела ученые назвали горными породами. Любая горная  порода состоит из минералов.)

- Какие еще горные породы вы знаете?

( Речная галька, мрамор, каменный уголь, базальт, каменная соль, торф) найдите спрятаные 6 горных пород в волшебном квадрате 2 задание   назовите их ТОРФ МРАМОР ГРАНИТ НЕФТЬ ПЕСОК ГЛИНА понравилось вам задание поднимите карточки

- Молодцы!

III. Сообщение темы и цели урока.

- Как вы думаете, чем сегодня мы будем заниматься на уроке?

(Изучать горные породы)

- Как еще можно назвать горные породы? (Полезные ископаемые)№2 сегодня на уроке мы продолжим знакомство с полезными ископаемыми.  Проверим что вы знаете по теме горные породы и почва и узнаем о профессиях людей добывающих полезные ископаемые и будем учиться бережно и экономично использовать богатства нашей страны ДЕВИЗ нашего урока что? Как? Зачем? №3№4

IV. Работа над новым материалом.

№5 -А почему полезные. Как вы думаете?

(Полезные – потому, что служат человеку, т.е. по его воле превращаются в строительный материал, топливо и разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят. Одним словом полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.).

- Почему ископаемые?

(Ископаемые – потому, что их добывают из различных слоев Земли).

А что такое П. И.?№6

- Для чего добывают полезные ископаемые?   Ответы №7

-Полезные ископаемые добывают для хозяйственной деятельности человека в больших объемах. Добыча полезных ископаемых производится только в тех местах, где человек находит их большие скопления. Такие места называют месторождениями ( №8)

-Кто изучает полезные ископаемые, отыскивает месторождения?

(Геологи).№9

-Люди, какой профессии занимаются добычей полезных ископаемых?

(Шахтеры)- (Слайд10 )

- Давайте представим себя людьми, кто занимается отыскиванием и добычей полезных ископаемых, чтобы  познакомиться с полезными ископаемыми и узнать их свойства (Слайд №-11  все виды полезных ископаемых).

- Перед вами на экране рисунки полезных ископаемых. На какие 3 группы их можно разделить? Давайте подумаем.

(Слайд № 12)

- Полезные ископаемые: твердые, жидкие, газообразные)

- Найдите виды полезных ископаемых, которые относятся к твердым? Перечислите их. (№11)

-А какие относятся к жидким? (Нефть, минеральная вода)

- Перечислите газообразные?(Природный газ)

№13 Добыча П И может производиться открытым и закрытым способами КАРЬЕР ШАХТА №14 если П. И. залегают глубоко под землей – то для их добычи бурят скважины и ставят буровые установки***

Как вы думаете легко добывать П.И.? №15перед вами  картина Васнецова три царевны подземного царства Картина «Три царицы…» была написана  для украшения кабинета Правления железной дороги. По замыслу мастера, картина должна была стать олицетворением несметных богатств, хранимых в земле Донбасса. Воплощением этих сокровищ стали героини народной сказки – подземные царевны. По сказке их было всего две – царевны Золота и Драгоценных камней. Но в угоду промышленникам художником была написана и третья – Угольная царевна.

Три девушки, сияющие ослепительной красотой лица и нарядов, и стали главными персонажами картины. В центре изображена царевна Драгоценный камней. Величественная и гордая, она стоит с высоко поднятой головой, демонстрируя свое благородное происхождение. Несказанно красив ее наряд: расшитое причудливым орнаментом дорогое платье приковывает взгляд, завораживая переливами драгоценных камней, составляющих узор. Тяжелые бусы на груди и венец из самоцветов на голове дополняют образ хранительницы подземного клада.

Слева от царицы Драгоценный камней стоит столь же величественная царевна Золота, которую легко узнать по сверкающему золотому одеянию. Сияет блеском драгоценных камней и корона-кокошник на царственной голове, и бусы на шее царицы.

Несколько в стороне от величественных сестер зритель увидит робкую Угольную царевну. В ее наряде нет вычурности и пышной царственности, как нет и надменности в ее лице. Скромное, но изысканное черное парчовое платье, красивые черные волосы, свободно ниспадающие на плечи, открытые, бессильно опущенные руки, печаль на белоснежном лице – такой создал Васнецов младшую из царевен. Выделяющаяся на фоне сестер своей простотой и скромностью, она кажется более милой, родной, близкой и человечной.

А КАКИЕ еще произведения вы знаете о П. И.

V.Физкультминутка (Слайд № )

По дорожке мы шли,

Много камешков нашли.

Присели, собрали,

Дальше пошли.

Вот направо мы пошли,

Серых камешков нашли,

Присели, собрали,

Дальше пошли.

Вот мы в горку пошли.

Пестрых камешков нашли, 

А под горку пошли –

Белых камешков нашли,

С собой в школу принесли.

-Показ коллекции полезных ископаемых (вот они наши камешки).

VI. Знакомство с полезными ископаемыми, свойствами и их применением.

-Недра нашей страны богаты различными полезными ископаемыми. В стране есть большие залежи нефти и природного газа, месторождения каменного и бурого угля, золота, СОЛИ известняка. Одни полезные ископаемые необходимы в строительстве, другие служат топливом, из руд выплавляют различные металлы, а поваренную соль человек использует для приготовления пищи.

- А теперь, ребята, мы с вами познакомимся  с некоторыми из них.

Это полезное ископаемое горючее, которым богата наша страна

-Если вы отгадаете загадку, то сможете узнать о чем я говорю:

Без нее не побежит

Ни такси, ни  мотоцикл,

Не поднимется ракета.

1) Отгадайте, что же это? (Слайд №16- нефть)

-№17 Нефть еще по - другому называют «черным золотом».

№18 №19 Нефть  

Да, я маслянистая жидкость, темного цвета с резким запахом. Одно из самых ценных полезных ископаемых. Залегаю глубоко в земле. Нефть выкачивают из- под земли при помощи насосов и труб. На дне морей находится практически половина всех запасов нефти. Её достают с помощью специальных платформ. Я стала важнейшим сырьем для производства топлива. Из нефти изготавливают бензин, керосин, дизельное топливо, мазут и смазочные масла; служит сырьем для химической промышленности, где из нее делают клей, краски, пластмассы, моющие средства. Но нефть может быть и источником загрязнения окружающей среды.

2) По трубе течет

    Пироги печет (Слайд № 20- природный газ) (Сообщение уч-ся о природном газе)

Природный газ №21 №22

 Я ценное топливо, бесцветный, с еле ощутимым запахом, легче воздуха, быстро воспламеняюсь. При горении выделяю много тепла. Из меня получают многие вещества, такие как пластмассы, искусственное волокно, из которого изготавливают резину и многие ценные вещества. От месторождений газа проводят многокилометровые газопроводы, по которым я поступаю в крупные города и села нашей страны.

3 Он черный, блестящий

Людям помощник настоящий

Он несет в дома тепло.

От него кругом светло.

 Помогает плавить стали.

Делать краски и эмали. (Слайд № 23  уголь)

-Показ учителем каменного угля из коллекции полезных ископаемых.

(Сообщение уч-ся о каменном угле)№24№25

 Уголь Я горючее полезное ископаемое. При горении я даю много тепла. Вот почему в хозяйстве меня используют как топливо. Служу сырьем для химической промышленности. Из меня получают краски, пластмассы. Различают бурый уголь, каменный уголь, антрацит. Добывают уголь в шахтах и карьерах.

Росли на болоте растения

Стали топливом и удобрением №23  №24 торф сообщение о торфе

П. и. нефть газ уголь торф как можно обьеденить?№25 топливные

4) Белый камешек растаял.

 На доске следы оставил (Слайд № 26, мел - известняк)

Известняк довольно прочный камень белого или серого цвета. Известняк используют при строительстве зданий и дорог. Из меня получают известь, которую применяют для приготовления строительных растворов. Особая разновидность известняка – мел. Он менее прочен, чем обычный известняк.  Мелом пишут на доске, из него делают побелку, зубной порошок.

5) Очень прочен и упруг.

Строителям и надежный друг.

Дома, ступени, постаменты,

Красивы станут и заметны (Слайд №27- гранит)

-Показ учителем гранита из коллекции полезных ископаемых.

Гранит Я один из самых твердых и прочных камней. Гранит состоит из зерен полевого шпата, кварца и слюды. Меня применяют в строительных целях.   Я очень живописный камень, поэтому меня используют для украшения зданий, сооружают из меня памятники. Чаще всего я красного или серого цвета, могу быть также пепельного или зеленого цвета, существует и белый гранит. Гранит залегает в основном глубоко в земле.

Он очень нужен детворе

он на дорожке во дворе

он и на стройке и на пляже

и он в стекле расплавлен даже №28 №29

Посмотрите на экран. №30 как можно назвать эти П. И.? строительные

Почему их так называют? №31

Как добывают строительные материалы? №32

Все П. И. в зависимости от того как их использует человек делятся на

-топливные

-Строительные и осталась еще одна группа… рудные

Не зря она варилась в доменной печи

На славу получились ножницы ключи №33 руда №34 №35

- что изготавливают из сплавов железных руд? №36

VIII. Работа с искусственными материалами, изготовленными из полезных ископаемых.

- Люди научились изготавливать из каменного угля и нефти искусственные материалы. Это предметы, которыми мы пользуемся: сода, свечи, зубная паста, крема, шампуни, моющие средства, стиральные порошки, керосин, бензин, смола, кислота, удобрения (показ предметов)

IX. Закрепление пройденного материала.

-А теперь поиграем в игру. Игра называется «Проверь себя» задание №3  №4 №5

X. Итог урока.

-  С каждым годом народному хозяйству требуется всё больше полезных ископаемых, но их запасы в недрах Земли не безграничны и их нельзя восстановить, поэтому нужно охранять и экономно использовать полезные ископаемые, бережно относиться к окружающей среде.

 - И когда вы вырастите, вам предстоит решать проблемы, связанные с охраной нашей природы и в частности полезных ископаемых.

-Вот и подошло к концу наше путешествие в мир подземных сокровищ.

Я благодарю всех за отличные знания, за четкую и активную работу. Все вы были дружными, проявили смекалку, ум, творчество. Спасибо вам за работу!

XI. Домашнее задание.

- Подготовить сообщение об одном полезном ископаемом родного края.

Торф — горючее полезное ископаемое. Образовано скоплением остатков мхов, подвергшихся неполному разложению в условиях болот.  Используется комплексно как топливо, удобрение, теплоизоляционный материал и в других целях. Торф также является важным газоносным материалом.

Песок представляет собой рыхлую смесь зёрен, образовавшуюся в результате разрушения твёрдых горных пород. Состоит главным образом из зёрен минералов По происхождению песок может быть речным, озёрным, морским и донным, Речные и морские пески имеют округлую форму зёрен, горные пески содержат остроугольные зёрна. Песок широко используется в составе строительных материалов, для пескоструйной обработки фасадов зданий и разных изделий, , при благоустройстве дворовых территорий и в быту (засыпка дорожек, устройство детских песочниц, при производстве раствора для кладки,  Кварцевые пески - ценное сырьё для стекольной промышленности.

Руда – это горная порода с промышленным содержанием в ней металлов.  Руды металлов образуются при остывании магмы, которая содержит их соединения.

 

ЗАГАДКИ НА ТЕМУ "ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ"

 

 

Росли на болоте растения.

Теперь — это топливо и удобрения(Торф.)

Hа кухне у мамы Помощник отличный,

Он синим цветком Расцветает от спички.(Газ.)

В воде родится, А воды боится. ( Соль)

Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу — Она понадобится сразу.(Глина )

Он очень нужен детворе. Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже, Он и в стекле расплавлен даже.(Песок)

Порода горного царства Из шпата, слюды и кварца.( Гранит)

Для легкости в сплавы дается. Мощь самолета создал.

Тягуч и пластичен, отлично куется Серебряный этот металл.(Алюминий.)

Кроссворд.

 


^ По горизонтали:
1. Помните сказку Андерсена о маленьком горшочке? Он замечательно пел старинную песенку и всегда знал, что готовят на обед в каждом доме. Горшочек был, конечно, волшебным. Как называется полезное ископаемое, из которого был сделан горшочек? (Глина)
2. Белая, кристаллическая, твердая порода, применяется для облицовки лестниц, стен. Является разновидностью известняка. (Мрамор)
3. Какое слово пропущено в пословице «Куй ...., пока горячо». (Железо)
4. Это полезное ископаемое называют «младшим братом» каменного угля. (Торф)
5. Образуется при разрушении гранита и кварца. (Глина)
По вертикали:
1. С итальянского языка название этого ископаемого переводится как «зернистый»? (Гранит)
2. Без него не может обойтись учитель на уроке. (Мел)
4. В природе находится в виде мощных залежей. Его разновидности - мел, мрамор. (Известняк)
5. Это полезное ископаемое нельзя тушить водой. (Нефть)

 

Физкультминутка.                                             Физкультминутка.

По дорожке мы шли,                                         По дорожке мы шли,

Много камешков нашли.                                  Много камешков нашли.

Присели, собрали,                                             Присели, собрали,

Дальше пошли.                                                  Дальше пошли.                                             

Вот направо мы пошли,                                    Вот направо мы пошли,

Серых камешков нашли,                                  Серых камешков нашли,

Присели, собрали,                                             Присели, собрали,

Дальше пошли.                                                  Дальше пошли.

Вот мы в горку пошли.                                     Вот мы в горку пошли.

Пестрых камешков нашли,                              Пестрых камешков нашли, 

А под горку пошли –                                        А под горку пошли –

Белых камешков нашли,                                   Белых камешков нашли,

С собой в школу принесли.                              С собой в школу принесли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нефть

маслянистая жидкость, темного цвета с резким запахом. Одно из самых ценных полезных ископаемых. Залегаю глубоко в земле. Нефть выкачивают из - под земли при помощи насосов и труб. На дне морей находится практически половина всех запасов нефти. Её достают с помощью специальных платформ. Я стала важнейшим сырьем для производства топлива. Из нефти изготавливают бензин, керосин, дизельное топливо, мазут и смазочные масла; служит сырьем для химической промышленности, где из нее делают клей, краски, пластмассы, моющие средства. Но нефть может быть и источником загрязнения окружающей среды.

Природный газ

 ценное топливо, бесцветный, с еле ощутимым запахом, легче воздуха, быстро воспламеняюсь. При горении выделяю много тепла. Из меня получают многие вещества, такие как пластмассы, искусственное волокно, из которого изготавливают резину и многие ценные вещества. От месторождений газа проводят многокилометровые газопроводы, по которым я поступаю в крупные города и села нашей страны.

Уголь

 горючее полезное ископаемое. При горении я даю много тепла. Вот почему в хозяйстве меня используют как топливо. Служу сырьем для химической промышленности. Из меня получают краски, пластмассы. Различают бурый уголь, каменный уголь, антрацит. Добывают уголь в шахтах и карьерах.

Известняк

 довольно прочный камень белого или серого цвета.

Известняк используют при строительстве зданий и дорог. Из меня получают известь, которую применяют для приготовления строительных растворов. Особая разновидность известняка – мел. Он менее прочен, чем обычный известняк.  Мелом пишут на доске, из него делают побелку, зубной порошок.

Гранит

 один из самых твердых и прочных камней. Гранит состоит из зерен полевого шпата, кварца и слюды. Меня применяют в строительных целях.   Я очень живописный камень, поэтому меня используют для украшения зданий, сооружают из меня памятники. Чаще всего я красного или серого цвета, могу быть также пепельного или зеленого цвета, существует и белый гранит. Гранит залегает в основном глубоко в земле.

 

doc
До підручника
Природознавство 4 клас (Андрусенко І.В.)
Додано
29 жовтня 2018
Переглядів
305
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку