Урок "Подбираем проверочные слова для обозначения безударных гласных в корне слова. Учимся пользоваться орфографическим словарём."

Про матеріал
Разработка урока русского языка в 4 классе на тему "Подбираем проверочные слова для обозначения безударных гласних в корне слова. Учимся пользоваться орфографическим словарём."
Перегляд файлу

Дата: 12.02.2020
Класс: 4-А
Кто проводит: Ноженко София
Тема: Подбираем проверочные слова для обозначения безударных гласних в корне слова. Учимся пользоваться орфографическим словарём .
Цель: систематизировать знания учащихся по теме «Безударные гласные в корне слова»,   развивать у детей орфографическую зоркость, связную речь, формировать умение осуществлять орфографический самоконтроль.
Оборудование : ИКТ, учебник «Русский язык» 4 класс, Н.В. Лапшина

Ход урока

І. Организационная часть.

- Добрый день, дорогие дети! Меня зовут София Павловна и сегодня урок русского языка у вас проведу я. Проверьте, пожалуйста есть ли у вас на парте все необходимое: учебник, тетрадь, пенал, если да – давайте приступать к уроку.

ІІ. Проверка домашнего задания.(с. 117, упр. 243)

-А сейчас проверим домашнее задание. Откройте свои тетради. Обменяйтесь с соседом по парте, выполним взаимопроверку.

- Для каких слов из этого упражнения вы подобрали проверочные ?

ІІІ. Актуализация опорних знаний.

- В один прекрасный день в одном большом городе одному мальчику по имени Никита пришла сообщение  от друга Славы: «Выходи гулять, я приду с мечом»  

Никита быстро оделся, взял с собой острый  меч и вышел на улицу, а там его уже ждал Слава, но почему- то в руках у него был мяч.

Слава удивился и спросил: «Ты зачем меч- то взял? Я же тебе написал, что с мячом приду.»

- Ребята, почему у мальчиков произошло такое недопонимание?

(неправильно написал безударную гласную в слове «мячом»)

-Почему в слове «мячом» пишется буква «я»? Подберите проверочное слово. (мяч)

ІV. Мотивация учебной деятельности. Сообщения темы и цели урока.

4.1. Сообщение темы урока.

- Какую тему вы уже изучали и продолжите изучать на этом уроке? (Безударные гласные в корне)

- Чтобы не оказаться в ситуации Славы, запомните стихотворение:

 

Если буква гласная вызвала сомнение –

Ты ее немедленно ставь под ударение

 

- А сейчас запишите в тетрадках число, классная работа и запишите каллиграфическим почерком данное стихотворение.

V. Закрепление ранее выученного материала.

5.1 Составление алгоритма.

- Давайте составим  памятку, с помощью которой  мы будем правильно писать слова с безударными гласными.

- У вас на партах листочки, расположите их в правильном порядке.

  1. Найди в слове корень.
  2. Узнай, есть ли в слове безударный гласный.
  3. Измени слово или подбери родственное.
  4. Сравни проверяемое и проверочное слова. Скажи, как надо писать корень. Проговори отчетливо.  Напиши.  Проверь написанное.

- Прочитайте памятку, с которой мы будем сегодня работать.

А какие безударные гласные нужно проверять? (Их 5: а,о,е,и,я).

5.2 Составьте пары (Упражнение 244, стр. 117.)

- Дети, у вас на партах есть конвертик со словами, составьте пары слов и определите слабую позицию и проверочное слово, объясните свой выбор.

5.3 Упражнение 245, стр. 117.

- Дети, откройте учебник на странице 117, посмотрите на упражнение 245.

- Прочитайте загадку, попробуйте отгадать ее. Какие слова помогли вам узнать что это? Какое слово употреблено в переносном значении?

5.4 Конструирование предложений.

- Давайте устно составим предложения со словами в небе, с неба,  к небу.

- Попробуем перевести их на украинский язык? Скажите что изменилось?

5.5 Физкультминутка

5.6. Работа со словарем( Упражнение 246, стр. 118)

- Дети, откройте учебник на странице 118, посмотрите на упражнение 246.

- Прочитайте текст. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы.

- Посмотрите на слайд, у кого получилось не так?

5.7. Упражнение 247, стр. 118.

- Посмотрите на упражнение 247.

- Давайте попробуем подобрать однокоренные слова к данным.

- Можем ли мы сказать, что гласный в корне этого слова всегда в слабой позиции? Есть ли для него проверочное слово?

Подобные слова принято называть непроверяемыми, а их правописание проверяем за орфографическим словарем, поэтому эти получили название словарные.

5.8. Упражнение 248, стр. 118.

- А теперь, дети попробуем поработать с орфографическим словарем.

- Посмотрите на упражнение 248, найдите данные слова в словаре, запишите их, постарайтесь записать написание.

- Посмотрите на слайд, проверьте правильно ли вы записали слова.

5.9. Творческая работа (Упражнение 249, стр. 119.)

- Посмотрите на упражнение 249.

- Давайте прочитаем по ролям диалог.

- По вашему мнению, почему девочки не смогли найти слова в словарике?

- Как вы думаете, что посоветовала им бабушка?

 

VІ. Итог урока. Рефлексия.

6.1. Игра « Лото».

- А сейчас сыграем с вами в игру «Лото». Я буду называть слово, а вы объяснять, как правильно оно пишется и ставить фишку. 

6.2. Работа на карточках.

- Молодцы ребята, а сейчас поработаем на карточках, напишите ваше имя и фамилию вставьте пропущенные буквы в словах. У вас есть 2 минуты.

6.3. Подведение итогов.

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/16/s_5aac11b816af2/860942_13.png- Сегодня на уроке мы с вами продолжали изучать тему « Безударные гласные в корне слова».

- Посмотрите внимательно на эту схему. Давайте попробуем ответить на вопросы, чтобы закрепить выученный материал. https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/16/s_5aac11b816af2/860942_14.png

 

 

 

VII. Домашнее задание.

- Откройте дневники и запишите домашнее задание: страница 119, упражнение 250.Прочитайте задание. Что нужно сделать? Всем это понятно? 

- Спасибо вам большое за урок. Я поняла, что вы усвоили эту тему и можете постигать другие правила русского языка. Закройте учебник и тетрадь, уберите в портфель. Приготовьтесь к следующему уроку.

 

Конспект урока проверено и допущено до проведения:

Учитель: ____________________________Щербакова Наталия Владимировна

Методист: ___________________________ Слабинская Любовь Дмитровна

 

docx
Додано
29 березня 2020
Переглядів
1489
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку