Дата: 12.02.2020
Класс: 4-А
Кто проводит: Ноженко София
Тема: Подбираем проверочные слова для обозначения безударных гласних в корне слова. Учимся пользоваться орфографическим словарём .
Цель: систематизировать знания учащихся по теме «Безударные гласные в корне слова», развивать у детей орфографическую зоркость, связную речь, формировать умение осуществлять орфографический самоконтроль.
Оборудование : ИКТ, учебник «Русский язык» 4 класс, Н.В. Лапшина
Ход урока
І. Организационная часть.
- Добрый день, дорогие дети! Меня зовут София Павловна и сегодня урок русского языка у вас проведу я. Проверьте, пожалуйста есть ли у вас на парте все необходимое: учебник, тетрадь, пенал, если да – давайте приступать к уроку.
ІІ. Проверка домашнего задания.(с. 117, упр. 243)
-А сейчас проверим домашнее задание. Откройте свои тетради. Обменяйтесь с соседом по парте, выполним взаимопроверку.
- Для каких слов из этого упражнения вы подобрали проверочные ?
ІІІ. Актуализация опорних знаний.
- В один прекрасный день в одном большом городе одному мальчику по имени Никита пришла сообщение от друга Славы: «Выходи гулять, я приду с мечом»
Никита быстро оделся, взял с собой острый меч и вышел на улицу, а там его уже ждал Слава, но почему- то в руках у него был мяч.
Слава удивился и спросил: «Ты зачем меч- то взял? Я же тебе написал, что с мячом приду.»
- Ребята, почему у мальчиков произошло такое недопонимание?
(неправильно написал безударную гласную в слове «мячом»)
-Почему в слове «мячом» пишется буква «я»? Подберите проверочное слово. (мяч)
ІV. Мотивация учебной деятельности. Сообщения темы и цели урока.
4.1. Сообщение темы урока.
- Какую тему вы уже изучали и продолжите изучать на этом уроке? (Безударные гласные в корне)
- Чтобы не оказаться в ситуации Славы, запомните стихотворение:
Если буква гласная вызвала сомнение –
Ты ее немедленно ставь под ударение
- А сейчас запишите в тетрадках число, классная работа и запишите каллиграфическим почерком данное стихотворение.
V. Закрепление ранее выученного материала.
5.1 Составление алгоритма.
- Давайте составим памятку, с помощью которой мы будем правильно писать слова с безударными гласными.
- У вас на партах листочки, расположите их в правильном порядке.
- Прочитайте памятку, с которой мы будем сегодня работать.
А какие безударные гласные нужно проверять? (Их 5: а,о,е,и,я).
5.2 Составьте пары (Упражнение 244, стр. 117.)
- Дети, у вас на партах есть конвертик со словами, составьте пары слов и определите слабую позицию и проверочное слово, объясните свой выбор.
5.3 Упражнение 245, стр. 117.
- Дети, откройте учебник на странице 117, посмотрите на упражнение 245.
- Прочитайте загадку, попробуйте отгадать ее. Какие слова помогли вам узнать что это? Какое слово употреблено в переносном значении?
5.4 Конструирование предложений.
- Давайте устно составим предложения со словами в небе, с неба, к небу.
- Попробуем перевести их на украинский язык? Скажите что изменилось?
5.5 Физкультминутка
5.6. Работа со словарем( Упражнение 246, стр. 118)
- Дети, откройте учебник на странице 118, посмотрите на упражнение 246.
- Прочитайте текст. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы.
- Посмотрите на слайд, у кого получилось не так?
5.7. Упражнение 247, стр. 118.
- Посмотрите на упражнение 247.
- Давайте попробуем подобрать однокоренные слова к данным.
- Можем ли мы сказать, что гласный в корне этого слова всегда в слабой позиции? Есть ли для него проверочное слово?
Подобные слова принято называть непроверяемыми, а их правописание проверяем за орфографическим словарем, поэтому эти получили название словарные.
5.8. Упражнение 248, стр. 118.
- А теперь, дети попробуем поработать с орфографическим словарем.
- Посмотрите на упражнение 248, найдите данные слова в словаре, запишите их, постарайтесь записать написание.
- Посмотрите на слайд, проверьте правильно ли вы записали слова.
5.9. Творческая работа (Упражнение 249, стр. 119.)
- Посмотрите на упражнение 249.
- Давайте прочитаем по ролям диалог.
- По вашему мнению, почему девочки не смогли найти слова в словарике?
- Как вы думаете, что посоветовала им бабушка?
VІ. Итог урока. Рефлексия.
6.1. Игра « Лото».
- А сейчас сыграем с вами в игру «Лото». Я буду называть слово, а вы объяснять, как правильно оно пишется и ставить фишку.
6.2. Работа на карточках.
- Молодцы ребята, а сейчас поработаем на карточках, напишите ваше имя и фамилию вставьте пропущенные буквы в словах. У вас есть 2 минуты.
6.3. Подведение итогов.
- Сегодня на уроке мы с вами продолжали изучать тему « Безударные гласные в корне слова».
- Посмотрите внимательно на эту схему. Давайте попробуем ответить на вопросы, чтобы закрепить выученный материал.
VII. Домашнее задание.
- Откройте дневники и запишите домашнее задание: страница 119, упражнение 250.Прочитайте задание. Что нужно сделать? Всем это понятно?
- Спасибо вам большое за урок. Я поняла, что вы усвоили эту тему и можете постигать другие правила русского языка. Закройте учебник и тетрадь, уберите в портфель. Приготовьтесь к следующему уроку.
Конспект урока проверено и допущено до проведения:
Учитель: ____________________________Щербакова Наталия Владимировна
Методист: ___________________________ Слабинская Любовь Дмитровна