УРОК № ______ от _________
для учащихся 9-Б класса
учителя с музыкального искусства Гонтковськой А.Ю.
всего в классе ____
присутствуют - ____
отсутствуют - _____
Тема урока: «Изменчивость впечатлений импрессионистов»
Цель: дать понятие об особенностях стиля и его возникновения. Ознакомить с известными художниками импрессионистами. Учить интерпретировать и сравнивать произведения искусства. Вызвать желание создавать живописные, графические и декоративные композиции в разных стилях и направлениях.
Тип урока: комбинированный:
Оборудование: компьютерная презентация (презентации учащихся)
Иллюстративный материал: репродукции картин: К.Моне, Э. Мане, Э.Дега.
Украинские художники: И.Гробарь, М.Бурачек, Т.Яблонская.
Скульптура - О.Ренуар.
Музыкальный материал: К.Дебюси «Облака», «Праздник»
Использование педагогических технологий:
- интегративная
- суггестивная
- интерактивная
Формирование компетентностей: общекультурных, художественно-эстетических, деятельно-творческих
Виды деятельности учащихся на уроке:
информационно-познавательная, художественно-творческое самовыражение.
Ход урока
І. Организационный момент.
ІІ. Актуализация опорных знаний.
• Какие художественные стили искусства вы знаете?
• Менялись стили искусства с изменениями эпох? Почему?
• Рассмотрите художественные произведения и расскажите о своих впечатлениях от картин. Попробуйте с освещением определить время его изображение.
ІІІ. Основная часть.
МОТИВАЦИЯ – Сегодня мы с вами познакомимся с направленим в искусстве, который дал абсолютно новые впечатления, ощущения и восприятия как для художников та и для обычных любителей искусства. Это был новый «прорыв», который ворвался в искусство и полностью его изменил.
Сегодня мы с вами:
- Познкомимся с известными художниками импрессионистами.
- Научимся отличать произведения искусства художников- импрессионистов от художников других стилей и направлений
- Познакомимся с музыкой композиторов-импрессионистов.
Слово учителя на фоне демонстрации презентации.
(Сегодня вашому вниманию будут представлены презентами, которые сделали учащиеся 9х классов пришлого ученого года).
Импрессионизм (от фр. Impression - впечатление) - художественное течение в живописи, а также в литературе и музыке, которая возникла в 1860-х годах и окончательно сформировалась в начале 20 века во Франции.
Учредители импрессионизма - как и символизма и экспрессионизма - действовали в противовес реализма (особенно неоклассицизма, а также и натурализма).
Импрессионисты пытаются в своих произведениях воссоздать благородные, изящные личные впечатления и наблюдения меняющихся мгновенных ощущений и переживаний, природу, схватить меняющиеся эффекты света - однако в отличие от неоклассицизма НЕ обязывались объективно отражать реальность, а взамен поделиться собственными чувствами с наблюдателем произведения, повлиять на него.
Срок впервые использовался в негативном смысле при критической оценке произведения Моне «Впечатление, восход солнца» (1872).
Французский импрессионизм исторически ведут от художественной выставки весной 1874 года, с открывшейся в мастерской фотографа Надара. А уже 25 апреля 1874 малоизвестный ныне репортер Леруа напечатал в юмористическом издании «Шаривари» статью под названием «Выставка импрессионистов». Осуждающих название Леруа приобрела популярность, а позже стала исторической.
Французский импрессионизм не стали уже поднимать философских проблем и даже не пытался проникать под цветную поверхность обыденности. Зато импрессионизм сосредотачивается на поверхностности, текучести момента, настроения, освещении или углу зрения.
Их картины представляли только положительные стороны жизни, не нарушали общественных проблем, обходили и такие проблемы как голод, болезни, смерть. Это привело позже к расколу среди самых импрессионистов.
Преимущества
К преимуществам импрессионизма как течения относится и демократизм. По инерции, искусство и в 19 веке считалось монополией аристократов, высших слоев населения. Именно они выступали главными заказчиками на стенописи, памятники, именно они - главные покупатели картин и скульптур. Сюжеты с тяжелым трудом крестьян, трагические страницы современности, позорные стороны войн, бедности, общественных проблем осуждались, а не одобрялись, а не покупались. Критика кощунственной морали общества в картинах Теодора Жерико, Франсуа Милле находила отклик лишь у сторонников художников и немногих знатоков.
Импрессионисты в этом вопросе занимали достаточно компромиссные, промежуточные позиции. Были отброшены библейские, литературные, мифологические, исторические сюжеты, присущие официальном академизма. С другой стороны они горели желанием признания, уважения, даже наград. Показательна деятельность Эдуара Мане, годами добивался признания и наград от официального Салона и его администрации.
Вместо того появилось видение обыденности и современности. Художники часто рисовали людей в движении, во время забавы или отдыха, представляли вид данного места при данном освещении, мотивом их работ была также природа. Брались сюжеты флирта, танцев, пребываний в кафе и театре, прогулок на лодках, на пляжах и в садах. Если судить по картинам импрессионистов, то жизнь - это череда маленьких праздников, вечеринок, приятных времен за городом или в приятельски окружении (ряд картин Ренуара, Мане и Клода Моне). Импрессионисты одни из первых начали рисовать на воздухе, не дорабатывая своих работ в мастерской.
Генеральным творческим приемом импрессионистов был дивизионизм - наложение различных цветов с таким расчетом, чтобы с расстояния краски воспринимались слитыми в определенный цвет. Тени также рисовали с помощью основных цветов, без обихода черного. Дивизионизм не стал однако обязательным правилом, как и ни одно другое правило. Поэтому эта основа применялась большей или меньшей степени.
Главные представители в живописи:
Известными пионерами импрессионизма стали художники: Эдуар Мане, Писсарро, Клод Моне, Пьер-Огюст Ренуар, Сислей, Дега Эдгар, Поль Сезанн, Берта Моризо, Бракемон, Арман Гийомен, Пикабиа, Кайботт и другие.
Клод Моне (1840 - 1926) - знаковое произведение «Импрессия. Восход солнца ». Именно эта картина и дала название группе импрессионистов и целого художественного направления. Картина была показана на первой импрессионистской выставке в 1874 году
Клод Моне писал свои картины рядами малых цветных точек чистых спектральных цветов, а не смешивал их на палитре, как обычно делают художники. Он рассчитывал на оптическое совмещение цветных точек в зрительном восприятии. Благодаря этому приему Моне стремился создать впечатление мягкой вибрации воздуха, и это придает его картинам совершенно оригинальный вид. Он ввел в художественной практики серии картин с одним мотивом, но с разным освещением в зависимости от времени суток, времени года. Например, его серия «Руанский собор» состояла аж из 30 произведений.
Ранние картины Моне, такие, как «Женщина в зеленом» (1866), «Женщины в саду» (1867), и некоторые более поздние - «Мост в Аржантейле» (1874), «Скалы в Бель-Иль» (1886) - отмечаются свежестью и богатством колорита. В более поздних произведениях, например, «Впечатление. Восход солнца »(1873), « Бульвар Капуцинок в Париже », (1873), особенно в картинах последних лет – серия «стежков» (1890-1891),« Тополя »(1891-1892), виды Лондона (1900-1904 ) - Моне увлекся передачей субъективных, случайных, преходящих впечатлений, самодостаточными экспериментами в разложении цветов. Лучшие произведения Моне принадлежат к мировым достижениям живописи.
Художники использовали чистые цвета, часто контрастные (например, красный и зеленый, оранжевый и голубой).
Камиль Писсарро (1830 - 1903) - французский художник 19 в., Представитель импрессионизма. Рисовал пейзажи, натюрморты, иногда бытовые картины и портреты.
Серия картин посвящена бульвара Монмартр в Париже. Художник изображал его в утренней дымке, в вечерних сумерках, в свете звезд ... Примеры произведений - ( «Бульвар Монмартр весной», «Понтуаз, маленький мостик», «Пейзаж с большими деревьями» и т.п.).
На период середины 1880-х гг. Писсарро чувствовал недовольство Методом импрессионистов с их бессюжетнистю и любованием превратностями реальности. Начался его уход от технологий импрессионизма.
Сислей (1839 - 1899) - известный французский художник-пейзажист, один из основателей импрессионизма. Предпочитал лирическим зарисовкам парижских окраин с уютными домиками, мостами через реку.
Сислей создал много картин с видами вод и каналов Франции, моря парусными лодками в Англии, маленькими ставками ( «Хижина на берегу реки», «Берег ручья» и др.).Его даже прозвали «художником воды». В то же время с эффектом осветленной воды, Альфреда Сислея интересовали снежные композиции. На эту тему он создал 50 пейзажей.
Значительные картины: «Сена в Буживале», «Городок Вильнёв-ла-Гаренн»
«Эффект снега», «Снег в Лувенсьени», «Эффект снега в Марли», «Сен-Клу», «Закат в Моретт», «Эффект вечера», «Берег Сены в Сен-Маме».
Эдгар Дега (1834 - 1917) - французский живописец, импрессионист.
В ранний период своего творчества Дега писал картины на исторические темы ( «Сцена из войны в средние века», 1865, Париж) реалистичные портреты, которые обозначены выразительностью и тонкостью рисунка ( «Портрет молодой женщины», 1867, Париж). С 1873 г. присоединился к импрессионизму и стал одним из самых характерных с его представителей. Дега изображал будние сцены из парижской жизни ( «Абсент», 1876, Париж, «Гладильници», 1882). Многое Дега посвятил балета («Голубые танцовщицы»), конным гонкам ( «На скачках», 1877-1878, Париж). Произведения Дега отмечаются остро выразительным рисунком, искусной композицией, изысканно выдержанным колоритом.
Эдуард (Эдуард) Мане (1832 - 1883) - французский художник импрессионист. Создавал портреты, жанровые композиции, натюрморты. Оставил интересные образцы графики в рисунках и офортах.
Полотна «Кафе» (1877), Бар «Фоли-Бержер» (Le Bar aux Folies-Bergère) (1881-82), ряд портретов. Самые известные картины: Лола из Валенсии, Завтрак на траве (1863), Олимпия (1863), Флейтист (1866), Вокзал Сен-Лазар.
Огюст Ренуар (1841 - 1919) - французский художник. Представитель французского импрессионизма, позже отошел от этого художественного течения. Он был «единственным художником, который не написал ни одной печальной картины» по словам писателя Октава Мирбо. Трудно представить, что светлые образы и настроения возникали на холсте даже тогда, когда больной артритом художник, чтобы рисовать, был вынужден привязывать кисть к руке.
Основной вклад Ренуара в искусство живописи заключался в создании сложных многофигурных композиций, часто на характерную для его творчества тему досуга и отдыха на природе.
Примером «солнечного» Ренуара является картина «Бал в Мулен де ла Галетт». Именно так назывался ресторан на парижском Монмартре, где жил художник. В теплые дни столики и скамейки выставляли прямо на улице по кругу, и посетители танцевали под открытым небом. Художнику позировали друзья и знакомые. Он справился со сложной задачей - запечатлеть на лицах и одежде людей декабря бликов солнечного света, пробивался сквозь листву деревьев.
Художника привлекала стихия танцевального ритма. Воспринимая танцующих людей, зритель будто чувствует музыку, звучащую из картины.
Картина находится в парижском Музее д'Орсэ, а ее уменьшенная копия стала одной из самых дорогих из всех картин, проданных на аукционе Sothebys.
УКРАИНА
Игорь Грабарь (1871 - 1960) – украинец по происхождению, реставратор, искусствовед, историк искусства, музейный деятель, педагог, профессор, сын Ольги Грабарь. Начинал, как импрессионист, потом стал официальным представителем социалистического реализма. Полотно «Февральская лазурь» художник писал с особой любовью и вложил в него часть своей души.
Несмотря на сильный мороз, художник писал картину в вырытой им траншеи из снега. Ему удалось создать новый образ русской природы. Также картины «Мартовский снег», «Иней. Восход солнца », Иней», «Зимнее утро», «Зимний вечер» и другие. В 1910-1923 годах он отошел от живописи и увлекся архитектурой, историей искусства, музейного деятельностью, охраной памятников.
Николай Григорьевич Бурачек (1871 - 1942) Произведения Бурачека отмечены влиянием импрессионизма. В лучших произведениях передано поэтичность природы Украины. - «Ревет и стонет Днепр широкий», «На Днепре в сумерки», «Двор зимой», «Подсолнухи», «Крыши Софийского собора в Киеве», «Март» и другие. Бурачек один из основателей и преподавателей (1917-1921) Украинской академии искусств.
Александр Мурашко (1875 - 1919) - украинский живописец, педагог и общественный деятель. Племянник Николая Мурашко (1844-1909) - украинского художника и педагога. Гордость украинского изобразительного искусства, замечательный живописец, искусный портретист. Один из немногих украинских художников, сумел органично соединить лучшие образцы французского импрессионизма, элементы модерна и основательную реалистическую школу Петербургской Академии художеств (реализм своего учителя Ильи Репина), создав свой неповторимый художественный стиль. Александр Мурашко - художник, искусство которого «рождалось на изломе эпох», когда художники корне переосмысливали эстетические идеалы и взгляд на законы творчества. В творческой манере художника соединились направления, которые эстетически отличались между собой и даже противоречили друг другу, - импрессионистическая пленерность, и эскизность с четкой организацией форм и декоративной модерновой изяществом. Украинский художник становится одним из первых, кто пошел по пути живописных экспериментов, поисков выразительной цветовой интонации в портретах, жанровых композициях на народную тематику. За картину «Карусель» он получил золотую медаль на Х Мюнхенськой международной выставке. Национальный художественный музей Украины обладает большим собранием произведений художника. Это дает возможность проследить тенденции художественных поисков Александра Мурашко от дипломного эпического полотна «Похороны кошевого», импресионистичних «Благовещение», «Парижанки. Возле кафе » и « Портрета девушки в красной шляпе », в сугубо украинской по эстетике и глобально философской по мировосприятию « Крестьянской семьи ».
Татьяна Ниловна Яблонская (1917 - 2005) - украинская художница-живописец. Свою творческую деятельность начинал как последовательница социалистического реализма, преимущественно в сюжетных композициях. Ее привлекали темы активного движения, труда, спорта. Но немало работ полны лиризмом, особенно посвященных материнству, тонким психологизмом в портретах, автопортретах. Стилистически манера письма Т. Яблонской претерпевала изменения за весь период ее долгой и плодотворной творческой жизни, в частности, во многих произведениях чувствуется ее увлечения импрессионизмом (насколько это было возможно в рамках официально утвержденного соцреализма).
Картины: «Тишина», «Лёнище. Этюд »,« Утро в Перудже »,« Юность »,« Жизнь продолжается »и другие.
Глущенко Николай Петрович (1901 - 1977). Украинский живописец, народный художник, автор портретов и пейзажей. В 1924 году окончил Берлинскую высшую школу изобразительного искусства. До 1936 года жил за границей. Работал преимущественно в жанрах пейзажа, натюрморта, портрета.
Самые известные произведения: "Оттепель"; "Весна на перевале"; "Карпаты", "Крымские виноградники", "Розовая весна», «Мартовский утро» ...
Сергей Федорович Шишко (1911 - 1997) - украинский художник, народный художник Украинской ССР, Народный художник СССР. Наиболее известные в его творчестве циклы самаркандских и загорских этюдов (1942), фронтовых этюдов и этюдов разрушенного Киева (1944), цикл карпатских пейзажей (1947), пейзажи шевченковских мест, крымские этюды (1956), индустриальные пейзажи и полотна, посвященные колхозном жизни, сельские пейзажи.
Главным достижением творческой жизни Сергея Федоровича является изображение Киева. Этот город больше вдохновлял художника. Более 40 лет он создавал серию «Киевская сюита», в которую вошло более 100 картин и этюдов. Одним из самых любимых мотивов творчества художника была улица с ее водоворотом жизни. Он рисовал городские улицы в разное время года, в праздники и в будни. Фигуры людей на его картинах - это обязательный, творчески обусловлен элемент композиции. Его картины является редким в украинском искусстве 1950-1970-х гг. Примером импрессионистического подхода к изображению натуры, который отличался от произведений господствующего в то время соцреализм. «Киевские дальше» (1964), «Берег Днепра» (1950), «Весенняя лазурь» (1964), «Новая улица» (1966), «Крещатик» (1973), «Натюрморт с гранатами» (1988) и т. д. Живопись этого художника действительно жизнеутверждающий, жизнелюбивый. Однако, их творчество уже принадлежала другой эпохе.
СКУЛЬПТУРА
Франсуа Огюст Рене Роден (1840 - 1917) - французский скульптор. Один из основателей импрессионизма в скульптуре.
Мраморная скульптура «Мыслитель» наполнена внутренней силой и духовным величием (1888). Она вдохновила Ф. Листа на создание одноименного музыкального произведения. Скульптура «Поцелуй», как и предыдущая - это композиции в семиметровой «Врата ада» (более 180 фигур).
Импрессионизм делал своеобразную художественную революцию в живописи. В его недрах зародились постимпрессионизм, неоимпрессионизм.
Музыка
Музыка́льный импрессиони́зм (фр. impressionnisme, от фр. impression — впечатление) — музыкальное направление, аналогичное импрессионизму в живописи и параллельное символизму в литературе, сложившееся во Франции в последнюю четверть XIX века — начале XX века, прежде всего в творчестве Эрика Сати, Клода Дебюси и Мориса Равеля.
Особенности стиля
Импрессионисты создавали произведения искусства утончённые и одновременно ясные по выразительным средствам, эмоционально сдержанные, бесконфликтные и строгие (чистые) по стилю. Создавались главным образом программные миниатюры, сюитные циклы, в которых преобладало красочно-жанровое или пейзажное начало.
Инструментовка импрессионистов характеризуется уменьшением размеров классического оркестра, прозрачностью и тембровым контрастом, разделением групп инструментов, тонкой детальной проработкой фактуры и активным использованием чистых тембров как солирующих инструментов, так и целых однородных групп. В камерной музыке любимое тембровое сочетание Сати и Дебюсси, почти символическое для импрессионизма — это арфа и флейта.
Творческое задание:
А сейчас я предлагаю вашему вниманию прослушать отрывки из произведений Клода Дебюси «Облака» и «Праздник» После прослушивания я попрошу вас рассказать о своих впечатлениях от услышанного.
Слушанье музыки. К.Дебюси «Облака», «Праздник»
VI. Итог урока.
Сегодня мы с вами:
- Познакомились с известными художниками импрессионистами.
- Научились отличать произведения искусства художников - импрессионистов от художников других стилей и направлений
- Познакомились с творчеством композитора, который работали в стиле импрессионизма
Рефлексия
Перед вами на листочках лежат карточки с вопросами. Выберите один наиболее подходящий для вас и прокомментируйте свои впечатления.
Я считаю… (мнение об уроке)
Особенно удачным было… (положительные моменты на уроке)….
В то же время я посоветовал бы… (рекомендации учителю) ….
Информация урока была для меня ... (интересной, полезной, скучной ...)
V. Задание на дом.
Исследовать в картинах современных украинских художников ощутимое влияние импрессионизма. По желанию создать свой проект на тему «Импрессионизм….»
Словарик.
Импрессионизм-(от фр. Impression - впечатление) - стиль последней трети XIX - нач. ХХ в., Представители которого стремились естественно и непринужденно отразить окружающий мир в его изменчивости, передавая свои впечатления.
Пленэр - (от фр. En plein air - «на открытом воздухе») - в живописи термин, обозначающий передачу в картине всего богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и атмосферы во время работы художника на открытом воздухе.