Урок-презентация "Зарождение диссиденского движения в Украине"

Про матеріал

Появление диссидентского движения в конце 50-х – начале 60-х годов. Создание оппозиционных организаций. Шестидесятники.Процесс и причины зарождения диссидентского движения. Основные цели диссидентов; знакомство с ведущими участниками диссидентского движения.

Перегляд файлу

ЭНЕРГОДАРСКИЙ УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧЕБНОЕ  ЗАВЕДЕНИЕ ІІ – ІІІ ст. МЕЖШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНО – ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМБИНАТ»

ЭНЕРГОДАРСКОГО  ГОРОДСКОГО  СОВЕТА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗРАБОТКА  УРОКА

 

по ПРЕДМЕТУ ИСТОРИЯ УКРАИНЫ

для 11 класса

 

на тему: «ЗАРОЖДЕНИЕ ДИССИДЕНТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В УКРАИНЕ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

учитель истории

Бойко И.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Зарождение диссидентского движения в Украине и его особенности» (Слайд 1)

Тип урока:  изучение нового материала.

Цель:

обучающая: раскрыть процесс и причины зарождения диссидентского движения; выяснить основные цели диссидентов; познакомить учащихся с ведущими участниками диссидентского движения; (Слайд 3)

развивающая: продолжить развивать у учащихся навыки критического мышления и анализа путем изучения и обсуждения нового материала по теме; формировать умение синтезировать изученный материал; критически оценивать исторические события;

воспитательная: воспитывать у учащихся чувство патриотизма, интерес и уважение к историческому прошлому своей страны, к борцам за независимость Украины.

 

Форма проведения: индивидуальная, работа в парах.

Метод обучения: рассказ, беседа, наглядный.

Оборудование:  учебник «Новейшая история Украины»  авт. Турченко Ф. Г., портреты Левко Лукяненко, Иван Драч, Николай Винграновский,  Гр. Тютюнник, Василий Симоненко, Лина Костенко, Василь Стус, мультимедийное оборудование, атлас.

 Основные  даты:

  •                                 середина 50-х годов XX в. — возникновения диссидентского движения в Украине;
  •                                 1958-1961 гг. — Украинский  рабоче - крестьянский союз  или Українська робітничо-селянська спілка (УРСС);
  •                                 1959-1964 гг. — Клуб творческой молодёжи в Киеве.

 

Основные термины: диссидент, правозащитник, оппозиция, самиздат,   шестидесятники.  

 

  План урока: (Слайд 4)

1. Появление  диссидентского  движения в конце 50-х – начале 60-х годов.

2. Создание оппозиционных организаций. Шестидесятники.

 

ХОД УРОКА (Слайд 2)

«Віра виникає тоді, коли є мученики…»

 а «…знищені стають прапором».

В.Мороз

 

І.Организационный момент (1 мин.)

Приветствие.

ІІ.  Актуализация опорних заний и умений (до 2 мин.)

Проверка д/з. Работа над  тестовими заданиями.

 

ІІІ. Мотивация учебной деятельности («мозговой штурм»). (3мин.)

 

Давайте с вами представим, что мы находимся  в 50-60-х гг. прошлого столетия. У власти глава государства тогда это Советский союз Н.Хрущёв.

Как бы вы охарактеризовали этот период?

 Метод «Ассоциативный куст». Вокруг портрета Н. Хрущёва выстраиваются понятия, названия, события относящиеся к изучаемому периоду.  (Десталинизация, либерализация, ХХ съезд партии, развенчание «культа личности», амнистия, реабилитция, русификация, шестидесятники, демократизация,  денежная  реформа и т.д.). (Ученики называют характерные черты этого периода и учитель фиксирует их на доске).

 

И тема нашого урока тоже связана с периодом «оттепели» только имеет немного иной поворот в истории нашей страны. Зарождение диссидентского движения в Украине и его особенности.

Запись темы урока  в тетрадь (Начать с Слайда1,2)

 

Назвать основную цель урока. (Можно предложить ученикам).(Слайд 3) (1 мин.)

 Оппозиционное движение, представленное тремя основными течениями диссидентов, – непростая страница в истории Украины.

Посмотрите на лица этих людей – всем им была уготована нелегкая, часто трагическая судьба. (Учитель обращает внимание учеников на портреты диссидентов). Их методы сопротивления были мирными, но добились ли диссиденты каких-либо результатов? На этот вопрос мы с вами ответим на следующем уроке.

Тема диссидентства настолько важна и сложна с морально-этической точки зрения, что достойна обсуждения.

  Что же означает этот термин?

 

ІV. Изучение нового материала (Слайд 5)

 

1. Появление диссидентского движения в конце 50-х – начале 60-х годов.

Слово учителя (1 мин.)

Слово «диссидент» (от лат. Dissidens, dissi-dentis - согласен) - термин, вошедший в современный политический  лексикон по истории  религии. В эпоху Средневековья диссидентом в Западной Европе называли всякого вероотступника, еретика. 

Также, термин «диссидент» означает «человек,  протестует», открыто противопоставляет свои взгляды господствующей идеологии и решительно выступает за свои убеждения.

С середины 70-х годов XX в. именно этот термин стали применять западные политологи в отношении граждан СССР и всего социалистического лагеря, которые открыто, противопоставляли  свои взгляды  господствующей  коммунистической  доктрине.

Синонимами слова «диссидент» является «правозащитник» и «инакомыслящий».

 

Запись терминов и дат в тетрадь. (Слайд 5,6)(2 мин.)

 

Диссидент — это человек, который  открыто, противопоставляет свои взгляды господствующей идеологии и решительно выступает за свои убеждения.

Оппозиция — это противодействие, сопротивление, противопоставление своих взглядов, своей политики официальным взглядам и официальной политике.

Правозащитник — это человек, который борется за гражданские, религиозные и национальные права.

 

Слово учителя (3 мин.)

Диссидентское (оппозиционное) движение возникло в Украине в середине 1950-х годов как форма протеста против действий партийно-государственного аппарата и нарушения им советских законов.

Запись даты в тетрадь

(Слайд 7)

Диссидентство охватило все регионы Украины и крупнейшие города приобретая национально-демократическую окраску.

 

Работа с картой. (Пригласить ученика для показа городов на карте)

(Киев, Харьков, Донецк, Луганск, Львов, Тернополь, Одесса, Николаев, Херсон),

 

Предпосылки возникновения диссидентского движения (Слайд 8)

 

Внутренние

Внешние

• Либерализация общественно-политической жизни и частичная его демократизация;

• проведение десталинизации;

• смягчение цензуры и появление многих произведений, которые ранее были запрещены

• отмена ряда партийных постановлений 40-х годов;

• усиление контактов украинской интеллигенции с зарубежными культурными и научными центрами, с зарубежными достижениями в области литературы, науки, искусства.

•Антикоммунистические выступления в Восточной Германии, Венгрии, а затем в Польше, Чехословакии;

• распад мировой колониальной империи;

• развертывание мирового правозащитного движения;

• принятие 1948 Всеобщей декларации прав человека.

 

Задание. (На основе рассказа учителя записать причины  возникновения диссидентского движения).

 

Запись в тетрадь. (Слайд 9)

 

Основными причинами возникновения диссидентского движения были: (5мин.)

 

  1.  отсутствие настоящей политической самостоятельности республики.
  2. Однопартийная система, которая лишала общество демократического выбора и  политического  развития, запрещала  деятельность  оппозиции  установила  цензуру, отвергала  любые  законы  возможности  для смены власти, привела к невиданной  бюрократизации системы управления.
  3. Национально-культурные причины  среди них прежде всего отличались политика с русификацией, лишение украинского народа самобытных черт; возможностей для свободного национально-культурного развития.
  4. Социально-экономические причины заключались в низком уровне жизни, навязывании Украине несоответствующей ей потребностям и возможностям модели экономического развития, противоречиях  экономической  политики.
  5. Религиозные причины, порожденные государственной антирелигиозной политикой и антидемократическими средствами, которыми она проводилась.

(Слайд 10)

Названными причинами были обусловлены и направления диссидентского движения.  Радикальными и наиболее преследуемыми направлениями были политическое,  самостоятельное. Представители этого движения имели цель: обретения  государственной  независимости Украины. Главным средством ее осуществления  выбрали агитацию за выход из состава СССР.

 Национально-культурное направление сосредоточен на вопросах удовлетворения духовных и культурных потребностей украинского народа путем возрождения национальной самобытности, традиций языка, всестороннего и правдивого освещения истории. Представители этого направления осуждали и оказывали сопротивление русификации.

Правозащитное направление объединяло людей, выступавших против незаконных арестов и закрытых политических судов, нарушение социальных, экономических, культурных прав украинцев как людей и граждан.

 

Вопрос на закрелпения:

  1. Назовите основне причины возникновения диссидентского движения.
  2.  Назовите  направления диссидентов.

 

 

2. Создание оппозиционных организаций. Шестидесятники. (Слайд 11)

 

Учитель. (3 мин.)

Рассмотрим источники формирования дисидентства

Метод «Мозговой штурм»

Вспомните какие подпольные организации  действовали на территории  Украины в годы Второй мировой войны?

Подпольно движение, стало наследником деятельности ОУН-УПА.

 

Рассказ учителя

 

В конце 1950-х годов начался новый этап оппозиционного движения. Он характеризовался другой тактикой. В условиях либерализации общественных процессов, роста уровня жизни населения диссиденты не могли рассчитывать на массовое  сопротивление  власти. Поэтому  новое  поколение оппозиционеров пыталось сочетать подпольные и легальные методы деятельности.

 

Запись в тетрадь.

 Первой  оппозиционной  организацией нового типа стал  Украинский  рабоче - крестьянский союз, создан во Львове в 1958г., молодым юристом Левко Лукьяненко.

Выступление ученика с краткой автобиографией Левко Лукьяненко (Слайд 12, 13,14) (3 мин.)

(8 мин.)

В начале 1960-х годов начало  расти количество так называемых «антисоветских проявлений». Возросло  количество  листовок с резкой критикой  политики КПСС и советского  правительства.

 Составной  частью  общественно-политической жизни Украины  в 1960-х годах стал «самиздат».

 

 

 

 

 

Запись термина в тетрадь. (Вернуться к Слайд 6)

 

Самиздат - форма распространения идей представителей оппозиционного движения.  Литературные,  научные  произведения,  которые   распространялись в рукописях без официального разрешения и цензуры. Распространялись преимущественно тайно.

 

Рассказ учителя

Путем «самиздата» в западных областях страны в те годы распространялись отличные от официальной идеологии оригинальные публицистические, прозаические, поэтические произведения: В. Симоненко, Л. Костенко, М Виграновського, В. Стуса.

 

(Слайд 15)

В 1964 г. в западных областях возникла еще одна подпольная организация - Украинский национальный фронт (УНФ), насчитывавший более 10 человек. Запись в тетрадь.

Целью: организации была агитация за выход Украины из состава СССР и образования независимого государства.

 

Другое течение, из которой впоследствии сформировалось диссидентское движение молодой творческой интеллигенции - шестидесятников.

 

В Киеве они объединились в Клуб творческой молодежи (1959-1964).

 

Работа с термином запись в тетрадь.

 Запись термина и дату в тетардь (Слайд 16)

 

 Шестидесятники - название нового поколения советской и украинской национальной  интеллигенции, которая  вошла в культуру (искусство, литературу и т.д.) и политику в СССР во второй половине 1950-х - в период временного ослабления коммунистически - большевистского тоталитаризма и хрущевской «оттепели».

(Слайд 17)

Шестидесятники выступали в защиту:  национального  языка,  культуры, свободы  художественного  творчества.

 

Основу движения шестидесятников составили писатели: Иван Драч (Слайд 18,19);  Николай Винграновский (Слайд 20);  Гр. Тютюнник, Василий Симоненко (Слайд 21, 22);  Лина Костенко (Слайд 23,24);  Василь Стус (Слайд 25, 26, 27).

Литературные критики: Иван Дзюба (Слайд 28, 29, 30); Евгений Сверстюк, кинорежиссер Сергей Параджанов и другие.

 

(Выступления учащихся с краткой атобиографией и деятельностью шестидесятников).  (10 мин.)

 

V. Закрепление и систематизация учебных знаний и умений учащихся (Работа в парах)

 

Задание.

1.Сопоставьте  термины  с  определением. (Работа  с  раздаточным материалом) (1 мин.)

 

Диссидент 

человек, который  открыто, противопоставляет свои взгляды господствующей идеологии и решительно выступает за свои убеждения. 

Оппозиция 

противодействие, сопротивление, противопоставление своих взглядов, своей политики официальным взглядам и официальной политике.

Правозащитник 

 

человек, который борется за гражданские, религиозные и национальные права.

Самиздат

форма распространения идей представителей оппозиционного движения.  Литературные,  научные  произведения,  которые   распространялись в рукописях без официального разрешения и цензуры.

Шестидесятники

 новое поколения советской и украинской национальной  интеллигенции, которая  вошла в культуру (искусство, литературу и т.д.) и политику в СССР во второй половине 1950-х

Вопрос.

Есть ли отличия между терминами Диссидент и Шестидесятники?

 

(Слайды 31-34)

2. Угадай кто? (Подобрать  данные из автобиографии  к портрету) (2 мин.)

 

Рефлексия (1 мин.)

Я узнал…

Мне было интересно…

Я понял…

 

VI. Заключительный этап  урока. Вывод. (1 мин.)

(Обратить внимание на цели урока были ли они достигнуты).

 

Диссидентство - движение  несогласных,  движение  инакомыслящих. В больших или меньших масштабах диссиденты проявили себя в течение всей истории СССР, протестуя против антинародных действий партийно-государственного режима, несоблюдение им конституционных положений и очевидных нарушений социальной справедливости.  Диссидентское движение в Украине,  неизбежно набрало  национально-демократическую окраску, заявило  о себе в середине 1950-х - начале 1960-х годов.

 

 

VIІ. Выставление оценок. ( 1мин.)

VIII. Домашнее  задание. (Слайд 35)(1 мин.)

 

1.Проработать  текст учебника §15

2. Знать понятие и даты.

3. Составить развёрнутый план.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Варіант 1

 1. Хто очолював АН УРСР у 1962р?

  а) Б. Патон; б) І. Курчатов; в) В. Глушко.

 

2. Хто був автором статті “ Мистецтво живопису і сучасність” написаної у 1955р ?

 а) П. Тичина; б) О. Довженко; в) М. Бажан.

 

3. Шевченківську премію було запроваджено:

 а) 1961; б) 1955; в) 1962.

 

4. Що змінила освітня реформа  у викладанні  української мови?

 а) була збільшена кількість уроків на викладання української мови;

 б) було зафіксовано положення про факультативність вивчення української мови;

 в) у російських школах УРСР припинялось викладання української мови.

 

5. Як називався культурницький опозиційний рух, що виник в період “відлиги”.

 а) шістдисятники; б) розстріляне відродження; в) самвидав.

 

6. Автор збірок ” Проміння землі”, “ Вітрила”, “ Мандрівка серця”.

 а) Л. Танюк; б) В. Симоненко; в) Л. Костенко.

 

7. Для творчості шістдесятників було характерним:

 а) зображення реальних людей з їх багатогранними інтересами, відображення загальнолюдських цінностей та ідеалів, критичне ставлення до негараздів в суспільстві;

 б) зображення радянської дійсності у прикраеному вигляді, підкреслення переваг соціалістичного способу життя;

 в) підтримка художніми творами курсу на комуністичне будівництво, на “інтернаціоналізацію” суспільства.

 

8. Встановити відповідність:

 

1. Б. Патон

2. Л. Костенко

3. Г. Майборода

4. Б. Ступка

5. В. Касіян

Музика

Театр

Поезія

Електрозварювання

Худ. мистецтво

 

      

 

 

 

 

 

 

 

Варіант 2

 1. Розвиток якої галузі української науки пов’язаний з іменем академіка В. Глушкова?

 а) медицина; б) кібернетика; в) генетика.

 

2 .Ким був здійснений  космічний політ навколо Землі?

а) М. Амосов;  б) М. Боголюбов; в) П. Попович.

 

3. Осередок шістдесятництва, який виник 1959р. називався?

 а) Клуб “ Пролісок”; б) УРСР; в) Клуб творчої молоді “ Сучасник”.

 

4. Хто є автором поетичної збірки “ Тиша і грім”?

 а) Т. Яблонська; б) Л. Костенко; в) В Симоненко.

 

5. За що Алла Горська була виключена з Спілки художників України в 1964р?

 а) за виконання вітражу до вестибюлю Київського університету              “Шевченко. Мати”;

 б) портрет О. Довженка;

 в) “ Мати- Україна в кайданах”  

 

6. Що об’єднує вказані імена: І. Світличний, І. Дзюба, Ліна Костенко, В. Симоненко?.........

 

7. Яка з наведених характеристик умов розвитку української культури в 1950-1960-ті рр. відповідає дійсності?

 а) процес десталінізації дозволив діячам культури творити без обмежень;

 б) в умовах певної свободи творчості за часів “ відлиги” багато діячів культури реалізувати свій талант, але не всі їхні твори могли стати надбанням суспільства, оскільки панівний режим присікав будь-які відхилення від офіційної ідеології;

 в) оскільки десталінізація відбувалась у чітко визначених межах, під пильним контролем партійного і державного апарату, то про появу талановитих творів не могло бути і мови.

 

8. Встановити відповідність:

 

1. В. Глушков

2. О. Гончар

3. М. Нагнибіда

4. Ю. Мейтус

5. Т. Яблонська

Література

Музика

Кібернетика

Худ. мистецтво

Поезія 

 

 

 

 

 

 

 

 

Левко Лук’яненко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зміст слайдів
Номер слайду 1

«Зарождение диссидентского движения в Украине и его особенности»

Номер слайду 2

«Віра виникає тоді, коли є мученики…» а «…знищені стають прапором». В. Мороз

Номер слайду 3

Цель:раскрыть процесс зарождения диссидентского движения; выяснить основные цели диссидентов; познакомиться с ведущими участниками диссидентского движения.

Номер слайду 4

План урока: Появление диссидентского движения. во второй половине 1950 начале 1960-х гг.2. Создание оппозиционных организаций. Шестидесятники.

Номер слайду 5

1. Появление диссидентского движения во второй половине 1950 начале 1960-х гг. Диссидент — это человек, который открыто, противопоставляет свои взгляды господствующей идеологии и решительно выступает за свои убеждения. Оппозиция — это противодействие, сопротивление, противопоставление своих взглядов, своей политики официальным взглядам и официальной политике.

Номер слайду 6

Правозащитник — это человек, который борется за гражданские, религиозные и национальные права. Самиздат - форма распространения идей представителей оппозиционного движения. Литературные, научные произведения, которые распространялись в рукописях без официального разрешения и цензуры. Распространялись преимущественно тайно.

Номер слайду 7

Номер слайду 8

Предпосылки возникновения диссидентского движения

Номер слайду 9

Основные причины возникновения диссидентского движения: Политические Однопартийная система. Национально-культурные. Социально-экономические. Религиозные.

Номер слайду 10

Направления диссидентского движения

Номер слайду 11

2. Создание оппозиционных организаций. Шестидесятники.

Номер слайду 12

Левко Григорьевич Лукьяненко — украинский, диссидент времён СССР, политический деятель независимой Украины. Родился 24 августа 1928 в с. Хриповка Черниговской обл. В 1958 г. во Львове создаёт оппозиционный по отношению к советской власти «Украинский рабоче-крестьянский союз», выступавший за конституционное отделение Украины от СССР. За это в январе 1961 он исключается из КПСС и приговаривается к расстрелу «за антисоветскую агитацию и пропаганду». Однако приговор заменяется тюремным заключением сроком на 15 лет.

Номер слайду 13

В 1976 Левко Лукьяненко вышел на свободу и стал одним из основателей «Украинской хельсинкской группы». В следующем году он был снова арестован и приговорён к 10 годам тюремного заключения и 5 годам ссылки. В 1988 Левко Лукьяненко вышел на свободу. Таким образом он провёл 26 лет своей жизни в заключении. Президент Украины Пётр Порошенко вручает Левку Лукьяненко Национальную премию Украины имени Тараса Шевченко 2016 года

Номер слайду 14

1990 Левко Лукьяненко был избран 54,00 % голосов депутатом Верховной рады Украины 29 апреля 1990 Левко Лукьяненко с группой своих соратников создал Украинскую республиканскую партию (УРП), главой которой он был избран.1 декабря 1991 он участвовал в президентских выборах. С 1992-1993рр. Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Канаде. С 1994р. – народный депутат, глава Всеукраинской ассоциации исследователей голодоморов Украины.

Номер слайду 15

Украинский национальный фронт Цель: организации была агитация за выход Украины из состава СССР и образования независимого государства.

Номер слайду 16

Шестидесятники Шестидесятники - название нового поколения советской и украинской национальной интеллигенции, которая вошла в культуру (искусство, литературу и т.д.) и политику в СССР во второй половине 1950-х - в период временного ослабления коммунистически - большевистского тоталитаризма и хрущевской «оттепели.

Номер слайду 17

Шестидесятники выступали в защиту: национального языка культурысвободы художественного творчества.

Номер слайду 18

Иван Фёдорович Драч Украинский политик, поэт, прозаик, драматург, критик. Относится к украинским диссидентам. Однако после их окончательного разгрома советским режимом Иван Драч написал покаянное письмо, в котором говорилось о том, что он раскаивается в своих связях с диссидентами.

Номер слайду 19

Иван Драч работал в газетах «Літературна Україна» и «Батьківщина», а также на киевской киностудии им. А. П. Довженко. После начала Перестройки Драч вновь начал вращаться в диссидентских кругах. Вместе с Вячеславом Черноволоми другими видными украинскими диссидентами, создал в 1989 году Народный рух Украины (НРУ) — первую официальную украинскую антисоветскую организацию.

Номер слайду 20

Николай Степанович Винграновский. Советский украинский писатель-шестидесятник, кинорежиссёр, актёр, сценарист и поэт. После окончания школы поступил в Киевский театральный институт, где ему удалось познакомиться с А. П. Довженко. Довженко пригласил талантливого молодого человека учиться во ВГИК. и окончил его в 1960 году.

Номер слайду 21

Василий Симоненко. Украинский поэт и журналист, один из наиболее ярких представителей поколения «шестидесятников». При жизни Симоненко, свет увидел лишь один сборник его поэзии «Тишина и гром» (1962), второй сборник стихов, «Земное притяжение» (1964), вышел уже после смерти поэта.

Номер слайду 22

В 60-е годы приобрели большую популярность самиздатовские стихотворения Симоненко. Они составляли сатиру на советский строй («Некролог кукурудзяному качанові», «Злодій», «Суд»), описывал тяжёлую жизнь советских людей, особенно крестьянства, разоблачал жестокость советской деспотии.

Номер слайду 23

Лина Костенко. Украинская писательница-шестидесятница, поэтесса. Лина Костенко была одной из первых и наиболее примечательных в плеяде молодых украинских поэтов, выступивших на рубеже 1950—1960-х годов. Ограничение свободы творческой мысли, разные «опалы» во времена застоя привели к тому, что довольно длительное время стихи Л. Костенко практически не попадали в печать.

Номер слайду 24

Но именно в те годы поэтесса, несмотря ни на что, усиленно работала, помимо лирических жанров, над романом в стихах «Маруся Чурай»По версии издания «Фокус» писательница и поэтесса в 2012 г. заняла 60 место в списке «100 самых влиятельных женщин Украины» и 194 место в рейтинге «200 самых влиятельных украинцев».

Номер слайду 25

Василь Стус. Украинский поэт, диссидент, политзаключённый. «Хрущёвская оттепель» стала для Стуса новой отправной точкой, с которой он начал свою активную творческую и политическую деятельность. 4 сентября 1965 года вместе с И. М. Дзюбой и В. М. Черноволом перед общественным просмотром фильма «Тени забытых предков» в киевском кинотеатре «Украина» публично выступил с протестом против волны арестов украинской интеллигенции. В результате Стуса исключили из аспирантуры, и он был вынужден искать временную работу.

Номер слайду 26

Участвует в протестах против ареста Ивана Светличного, был одним из тех, кто подписал «Письмо-протест 139-ти». Стус активно протестовал против реставрации культа личности. Известны его письма к редактору «Літературної України» с острой критикой его выступлений против Ивана Дзюбы (1969), в ЦК КПУ и КГБ, в Верховный совет УССР, где он доказывал вредность ущемления демократии, ущемлений прав человека.

Номер слайду 27

12 января 1972 года был арестован одновременно с рядом других украинских диссидентов. В сентябре состоялся суд с обвинением по ст. 62 УК УССР «Антисоветская агитация и пропаганда».

Номер слайду 28

Иван Дзюба. Советский диссидент, украинский литературовед и публицист. В нач. 1960-х г. начал интересоваться диссидентскими идеями, за что в 1962 г. был уволен из журнала «Вітчизна». Через два года ему удалось устроиться на работу в издательство «Молодь», но уже в 1965 году Дзюба вновь был уволен из-за своих политических взглядов.

Номер слайду 29

Иван Дзюба написал письмо в ЦК КПУ и приложил к нему свой ставший впоследствии наиболее известным его сочинением трактат «Интернационализм или русификация?», в котором критиковал политику руководства СССР относительно Советской Украины с привлечением цитат классиков марксизма и требовал возвращения к ленинской национальной политике.

Номер слайду 30

В 1989 г. Иван Дзюба стал одним из основателей Народного руха Украины — антикоммунистической организации и одной из старейших партий Украины. С ноября 1992 г. по август 1994 г. являлся министром культуры Украины. После своего ухода из политики занимается научной деятельностью.

Номер слайду 31

УГАДАЙ КТО?1 декабря 1991 он участвовал в президентских выборах. С 1992-1993рр. Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Канаде. С 1994р. – народный депутат, глава Всеукраинской ассоциации исследователей голодоморов Украины.

Номер слайду 32

ЛИНА КОСТЕНКООдна из первых и наиболее примечательных в плеяде молодых украинских поэтов, выступивших на рубеже 1950—1960-х годов. 194 место в рейтинге «200 самых влиятельных украинцев».

Номер слайду 33

ВАСИЛЬ СТУСУчаствовал в протестах против ареста Ивана Светличного, был одним из тех, кто подписал «Письмо-протест 139-ти». Активно протестовал против реставрации культа личности.

Номер слайду 34

ИВАН ДЗЮБАНаписал письмо в ЦК КПУ и приложил к нему свой ставший впоследствии наиболее известным его сочинением трактат «Интернационализм или русификация?», в котором критиковал политику руководства СССР относительно Советской Украины

Номер слайду 35

Домашнее задание1. Проработать текст учебника §152. Знать понятие и даты.3. Составить развёрнутый план.

zip
Додано
27 січня 2018
Переглядів
3600
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку