Урок природоведения в 5 классе "Звёзды. Созвездия"

Про матеріал

ТЕМА УРОКА: "Звёзды.Созвездия".

ЦЕЛИ: -дать представление об особенностях таких космических тел, как звёзды, созвездия, галактики; научить находить на ночном небе созвездия Большой и Малой Медведицы, Полярную звезду, Млечный Путь; ориентироваться по Полярной звезде;

-развивать интерес к астрономии, научным гипотезам;

-воспитание бережного отношения к окружающему миру через познание уникальности земной жизни в бесконечной Вселенной, прививать наблюдательность и внимательность к окружающему миру.

Перегляд файлу

ТЕМА УРОКА: "Звёзды.Созвездия".

ЦЕЛИ: -дать представление об особенностях таких космических тел, как звёзды,  созвездия, галактики; научить находить на ночном небе созвездия Большой и Малой Медведицы,  Полярную звезду, Млечный Путь; ориентироваться по Полярной звезде;

-развивать интерес к астрономии, научным гипотезам;

-воспитание бережного отношения к окружающему миру через познание уникальности земной жизни в бесконечной Вселенной, прививать наблюдательность и внимательность к окружающему миру.

ТИП УРОКА: комбинированный.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, рабочая тетрадь, презентация, фрагменты фильмов "Звёзды" и "Галактики".

                                             ХОД УРОКА.

1.Организациооный момент.

2.Актуализация опорных знаний.

ИГРА "ЛОТО".

1.Кто доказал, что Земля-шар?

2.Кто создал первую модель Земли?

3.Кто усовершенствовал модель Аристотеля?

4.Кто доказал, что в центре Вселенной- Солнце?

5.Кто сказал. что Вселенная бесконечна и существует множество звёздных миров?

6.Кто открыл закон Всемирного тяготения?

7.Кто первый полетел в космос?

8.Какой первый украинский космонавт  полетел в космос?

9.Кто создал первый телескоп?

(На слайде открывается звёздное небо.) ? О чём сегодня пойдёт речь на уроке?

3.МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

Астрономия как наука существовала ещё 6000 лет назад. Знания звёздного неба в те далёкие времена имели важное значение: земледельцы определяли, когда проводить те или иные работы; кочевые племена ориентировались в незнакомой местности, торговые пути сверяли со звёздами; мореплаватели прокладывали путь в бескрайних просторах океана. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство со Вселенной, с научными фактами о звёздах и их скоплениях.

           "Итак, ребята, улыбнитесь,

          к соседу повернитесь,

         Пожелайте друг другу добра

        Ну, а теперь в звёздное путешествие нам пора".

В путешествие мы собираем вещи в рюкзак. ПРИЁМ "РЮКЗАК"

4. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

В ночном небе огромное количество звёзд. ПОЧЕМУ МЫ ИХ ВИДИМ НА НОЧНОМ НЕБЕ?

-излучают свет, раскалённые тела.

ЗВЁЗДЫ -раскалённые небесные тела, излучающие свет.

Если присмотреться к ночному небу, видно, что звёзды отличаются по размерам и цвету.

ПО РАЗМЕРАМ:

-карлики, средние, гиганты, супер-гиганты.  Какое по размерам наше Солнце? Почему звёзды нам кажутся маленькими?

ПО ЦВЕТУ:

-красные, жёлтые, белые,  голубые .  Солнце -жёлтая звезда.

В северном полушарии невооружённым глазом видно около 4000 звёзд. Но их миллиарды.

В небе располагаются ТУМАННОСТИ- ГИГАНТСКИЕ ОБЛАКА ГАЗОВ И ПЫЛИ.

В больших туманностях могут образовываться звёзды. Зарождение звезды происходит, когда частички газов и пыли притягиваются друг к другу. Плотно сбиваются в один шар. Шар разогревается и со временем температура внутри достигает 1000 000 °С. При этом выделяется много тепла и света. Газовый шар начинает светиться образуется новая звезда. В течении млн млрд лет её топливо постепенно исчерпывается и она заканчивает свою жизнь. Значит, все звёзды рождаются, живут и умирают.

                ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА "ЗВЁЗДЫ".

                    ВОПРОСЫ К ФИЛЬМУ:

1.Что такое туманности?

2.Что в них образуется?

3.Причины образования чёрных дыр?

4.Какая судьба у нашего Солнца и Земли?

Люди издавна задумывались над тем, а что же там на небе, почему видны то одинокие звёзды , то их скопления. Они мысленно соединяли эти звёзды между собой и получались определённые фигуры, которые были названы СОЗВЕЗДИЯМИ- группы звёзд, расположенные в определённом порядке.

Раньше не было никаких приборов, поэтому передвигаться было невозможно, и передвигались ночью. А как же это возможно, ведь ночью темно? ( По Полярной звезде).

Как же её найти? По созвездиям Каким?  Отгадайте загадки и узнаете каким.

   " Чистый небосвод прекрасен,

Про небо есть много басен,

Вам соврать мне не дадут,

Будто звери там живут.

Есть в Карпатах хищный зверь,

Глянь, на небе он теперь,

Ясной ночью светиться Большая.....Медведица.

 

А медведица с ребёнком,

Добрым, славным медвежонком

Рядом с мамой светиться Малая....Медведица.

СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКОВ О СОЗВЕЗДИИ Б.и М.МЕДВЕДИЦЫ. (легенда)

Работа со схемой в учебнике "Ориентирование по Полярной звезде".

  "Наша милая планета

(Ты, конечно, знаешь это!)

Каждый день и каждый год

Совершает оборот.

 

А с Земли при наблюдении

Создаётся впечатленье,

Что кружится не она.

А все звёзды и Луна.

Лишь Полярная звезда

Не стремится никуда!

 

И в любое время года

В самом центре хоровода

Сможешь ты её найти.

Если сбился вдруг с пути.

Ось земная на неё

Направляет остриё.

Можешь быть уверен:

Где она -там СЕВЕР!

 

Та звезда не просто точка,

А нога Мишутки - дочки!

Чёрный нос МЕДВЕДЯ- мамы

На неё укажет прямо!

       ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: "ОРИЕНТИРОВАНИЕ"

СЕВЕР- здесь холодно, мы тянемся к Солнышку. (руки вверх+ хлопок)

ЮГ- жарко на юге, мы отдыхаем у моря, ходим по песку( топаем ногами)

ВОСТОК- Восходит Солнце, мы правой рукой запускаем Солнце (наклон справа налево с вытянутой рукой)

ЗАПАД- Солнце заходит, мы ловим его и опускаем.  (повтор 3-4 раза, произнося потом только слова СЕВЕР, ЮГ, ЗАПАД, ВОСТОК).

СООБЩЕНИЕ О СОЗВЕЗДИИ ЦЕФЕЯ, КАССИОПЕИ, ПЕРСЕЯ, ПЕГАСА, АНДРОМЕДЫ(легенда)

Существуют зодиакальные созвездия.....

Наша Солнечная система- маленькая частица громадной звёздной системы, которая называется ГАЛАКТИКОЙ- огромное скопление звёзд, звёздная система.

Наша Галактика-это Млечный Путь. Долгое время природа Млечного Пути оставалась неизвестной. Учёные думали, что это сияние в воздухе нашей планеты. Только в 1609 г. Галилео Галилей с помощью телескопа обнаружил, что Млечный Путь состоит из множества звёзд.

Сообщение о Млечном Пути (легенда)

Галактики бывают разной формы. Наша- спиральная( см. рис. в учебнике). В центре - ядро. Солнечная система находится на одной из спиралей. Солнечная система вращается вокруг центра Галактики. Один такой оборот она делает за 225 млн. лет. Галактика вращается и одновременно мчится в космическом пространстве с огромной скоростью.

(СЛАЙДЫ РАЗНЫХ ГАЛАКТИК)

Расстояние между звёздами так велико, что его неудобно измерять в км. Поэтому астрономы пользуются особой единицей длины- это световой год.

СВЕТОВОЙ ГОД- путь, который проходит свет за 1 год.

СКОРОСТЬ СВЕТА- 300 000 км\ сек.

ЗА ГОД СВЕТ ПРЕОДОЛЕВАЕТ- 10 трлн. км.

Среднее расстояние между звёздами 5 световых лет. Солнечная система расположена от центра Галактики на расстоянии 250 000 свет. лет.

                                   НАШ ЗВЁЗДНЫЙ АДРЕС:

Бесконечная Вселенная

Галактика- Млечный Путь

Солнечная система

Планета Земля

Материк Евразия

Украина

г. Николаев.

Галактики часто сталкиваются между собой и образуются супергалактики. Такая судьба ожидает и нашу Галактику, когда она столкнётся с Галактикой Андромедой, которая находится более 2 000 000 свет. лет от нас.

                    ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА "ГАЛАКТИКИ".

                ВОПРОСЫ К ФИЛЬМУ:

1. Как называется наша Галактика?

2.Какая её форма?

3.Что такое световой год?

4.Подвижны ли Галактика и Солнечная система?

5.Что образуется при столкновении галактик?

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:

Вопросы на слайдах 29-30.

6. РЕФЛЕКСИЯ:

  • 1.Что больше всего понравилось?
  • 2. Что узнали нового?
  • 3. Что вам на уроке было непонятно?

7.Д/З. Выучить § 18, термины. Изготовить паспорт своего зодиакального созвездия.

 

 

 

 

 

 

docx
Додано
1 квітня 2018
Переглядів
1788
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку