Урок-проєкт Використання корисних копалин

Про матеріал
Конспект уроку, презентації виступів творчих груп, презентація уроку, додатки, тести, гімнастика для очей
Перегляд файлу

Урок – аукцион  «Разнообразие, значение, рациональное использование полезных ископаемых человеком»

Профориентация: знакомство  с  профессиями  гончара  и  геолога

Девиз:      тот, кто больше, лучше знает, тот награду получает 

Цели:  Формировать представление о разнообразии ПИ и развивать умение классифи-

             цировать ПИ по 4 видам

             Формировать научную картину мира

              Развивать умение приводить примеры использования ПИ человеком

              Развивать мышление, память, речь

              Формировать основы экологических знаний: прививать уважительное, бережное 

              отношение к природе   

Выставка: коллекция ПИ, гончарные изделия, виды глины, минералы, энциклопедии.  

Урок  проверки и коррекции ЗУН.    

Урок:      поисковый, интересный, творческий, значимый, нужный.

Концепция  урока: завершить изучение раздела о полезных ископаемых, собрав интерес-ную информацию, осветив ее с совершенно разных сторон, объясняя свой выбор.

    Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и кто умеет добывать знания.       В.Вахтеров

    Мы учимся не для школы, а для жизни.     Латинская пословица

    Чем больше знаешь, тем интереснее жить.          К.Паустовский

Творческие  группы:  гончары,  химики,  геологи,  ювелиры.

І.  Оргмомент.  Эмоц. настрой.

ІІ. Ознакомление с целью и задачами урока, инструктаж  учащихся  по  организации работы на уроке.

Озвучивание цели и задач урока, инструктаж по организации.
Аукцион - распродажа,  где покупателем  становится   тот,  кто предлагает   более   высокую   цену ( знания, старания).

- Все вы – потенциальные   покупатели. Сегодня  на   аукционе необычный  «товар»,                        

который  смогут  купить  все  те, кто  продемонстрирует  свои  знания и удивит нас  чем-то  особенным.

- Итак,  объявляю  открытие  нашего аукциона!  Кто  больше  знает  о полезных ископа-емых?                      

Условия  оценивания: За правильно выполненное задание – сердечко. Если выступление, на твой взгляд, было интересным  -  дарим сердечко.

ІІІ. Проверка знаний учащимися фактического материала.

Вспомним : что такое ПИ? Минералы?

Полезные  ископаемые – объекты неживой природы, добываемые из недр, с поверхности  Земли, природные  минеральные образования земной коры, химический состав и физические свойства  которых позволяют эффективно применять их в различных отраслях народного хозяйства.

Минера́л (фр. minéral, лат. minera - руда) – природное тело с определённым химическим составом и кристаллической структурой, образующееся в результате природных физико-химических процессов, обладающее определёнными физическими, механическими, химическими свойствами;  является составной частью земной коры, горных пород, руд, метеоритов.

Выполнение  тестов.   Тесты№ 1 ( о  ПИ «Чем отличаются  миненралы?»)

1) Полевой шпат, слюда, кварц образуют: а) алмаз        б) гранит      в) мрамор       г) песок

2) Грифель карандаша сделан:   а) из слюды       б) графита      в) кварца      г) гипса

3) Самый твёрдый минерал:   а ) топаз        б) золото       в) алмаз            г) корунд

4) Самый мягкий минерал: а) гипс        б) флюорит      в) тальк       г) топаз

5) Поваренная соль-это минерал:  а)графит        б)слюда      в)рубин     г)галит

6) Минерал, который используют скульпторы и врачи-хирурги:    а)глина        б)алмаз     в)тальк      г)гипс

7) Горные породы и минералы, которые человек использует в своей хозяйственной деятельности, называют …(камни, ПИ, недра, вода).

8) Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе? (геологи, строители, психологи, землекопы).

9) Полезные ископаемые бывают: ( твердые, жидкие, газообразные;  рыхлые).

10) Какие из  полезных ископаемых  служат топливом  - являются горючими? (оловянная и медная руды, каменный уголь и природный  газ, глина  и известняк,  гранит  и  мрамор)

11) В какой  из пород, минералов  или полезных ископаемых основную часть  составляют  остатки  растений? ( гранит, песок, торф, железная руда).

12) Газообразное полезное ископаемое – это …( поваренная  соль, нефть, природный газ, каменный уголь).

13) Какое полезное ископаемое добывают при помощи буровых установок? ( гранит, песок, мрамор, нефть).

14) Какие из полезных ископаемых используются в строительстве? (каменный уголь  и поваренная соль,  нефть и природный газ, графит  и  торф, песок  и  глина).

15) Где добывают поваренную соль? ( в болотах, в подземных  шахтах, в каменоломнях, со дна озер и морей).

16) Места залегания полезных ископаемых в количествах, достаточных для их добычи называются.. ( месторождениями, шахтами, копями, карьерами).

                                                         Тесты№ 2      

1. Горные  породы и минералы, которые человек использует в хозяйственной деятельнос-ти… А) камни    Б) украшения   В) полезные ископаемые  Г) вода

2. Что из перечисленного  относится  к  полезным ископаемым? А) кирпич, бензин, известняк  Б) ножи и вилки   В) нефть, глина, торф  Г) песок, ракушки, ил

3. Места залегания полезных ископаемых называются …

А) месторождения       Б) карьер        В) шахта

4. Для добычи полезных ископаемых используют … А) овраги    Б)  шахты    В) колодцы

5. Какие полезные ископаемые используют в строительстве? А) песок и глина  Б) камен-ный уголь и поваренная соль    В) нефть и газ.     Г) гранит.     Д) торф.

6. Какое  из полезных ископаемых служит топливом?А) руда Б) каменный уголь  В) нефть  Д) глина и известняк  Е) природный  газ  Ж) графит, сера

7. Какой материал чаще всего используют для изготовления памятников?

А) гранит       Б) глина       В) песчаник

8. Какие полезные ископаемые добывают с помощью буровых установок?

А) мрамор, гранит   Б) нефть, природный газ  В) золото

9. Это полезное ископаемое образуется из отмерших растений. Оно используется в виде топлива, в качестве удобрения: А)торф    Б) каменный уголь      В) нефть       Г) известняк

10. Где  добывают поваренную соль? А) со дна озер  Б) в болотах  В) в подземных шахтах  Г) в карьерах

11.Люди какой профессии отыскивают месторождения?  А) строители   Б) геологи   В) гончары   Г) металлурги  Д) сталевары

12. В каких из перечисленных пород, минералов или полезных ископаемых основную часть составляют остатки растений?   А) глина   Б) торф  В) гранит  Г) известняк

13. Жидкое горючее полезное ископаемое…  А) природный газ  Б) нефть  В) известняк

14. Из каких полезных ископаемых получают металлы?

А) из гранита     В) из руды         В) из угля        Г) из нефти

15. Какое полезное ископаемое используют при производстве бензина?

А) каменный уголь   Б)горючие сланцы   В) торф    Г) нефть

16. Кто создал горные породы?   А) люди  Б) животные  В) природа  Г) растения

17.О каком полезном ископаемом идёт речь? Из неё китайцы делали фарфор. Считалось, что фарфоровая посуда бела, как снег, прочна как металл, тонка, как лист бумаги. В Рос-сии фарфор ценился дороже золота. Фарфоровые чашки хранили в золотых футлярах, а из осколков фарфора делали украшения ___________

18.В каком полезном ископаемом можно увидеть остатки морских организмов?________

19.В чем отличие природных богатств  от  полезных ископаемых?__________________

Подведение  итогов.                                 Зрительная  гимнастика.

ІV. Проверка  умений  учащихся  применять  знания  в  измененных, нестандартных условиях. Расширение  и  дополнение  изученного  материала.  Выступление    4 творческих    групп   с  презентаціями.

 1) ХИМИКИ.   Вот  что  удивляет!  Когда  мы 3 – В в октябре  изучали  тему «Воздух», то выяс-нили, что человек  вдыхает кислород    О2 а  выдыхает  углекислый газ  СО2 тоесть: углерод + кислород С + О2. Значит, к кислороду  О2 добавили  углерод    С . Его  произвел  организм  чело-века. Как  я  позже  выяснил: есть  группа   аллотропных  модификаций   углерода «модифика-ций» – это  видоизменений. Они  бывают    цельной ( кристаллической )  структуры ( например,  АЛМАЗ   или   ГРАФИТ ) и    аморфные. Как  это  «аморфные»?  Например,  из  того, что  уже  изучили ? Ну, про  алмазы,  думаю,  все  слышали, а  вот  бриллиант  -  это  обработанный  алмаз.

ГРАФИТ ( с  греческого  «писать» ) – это  сердцевина  простого  карандаша. Так    это  что  получается ?   Организм  человека  способен  производить  алмазы ? Ответ   на  этот  вопрос  будет  позже. 300  лет  назад   шотландец   Джеймс  Хэнней  обнаружил, что  в  условиях  високо-го  давления    углерод  С способен  кристаллизироваться  в  форме  алмаза, тоесть … Возможно  искусственно  выращивать  алмазы!!!! В  1961  году  в  Киеве Бакуль  Валентин  Николаевич   организовал  выпуск  первых  искусственных  алмазов.  То,  что  алмаз  при  сильном  нагревании сгорит  без  остатка, было  известно  давно.  Француз  Гитон  де  Морво, осторожно  нагревая,  алмаз  превратил  в  графит, а  затем  в  уголь. Алмаз  и  графит  взаимопревращаемы!  Аморфный ( бесформенный )  углерод  выписывают  нам  врачи  во  время  отравления  -  это  активиро-ванный  уголь! ( для  выведения  вредных  веществ  из  организма), уголь, кокс, антрацит, сажа. Мы  уже  в  сентябре  изучили  воду  Н2О:  водород  Н +   кислород   О2.

Так  вот, если  углерод  соединить  с  водородом ( водородом  наполняют  воздушные  шары  на праздники, которые постоянно стремятся в небо) С   + Н получается  метан, которым  покрыта  планета  Нептун. Голубой  цвет – это  цвет  метана. Возвращаемся  к  Его  Величеству – АЛМА-ЗУ!       Это  самый  твердый  минерал  в  мире! «Брат»  угля  и  графита.  Обработанный  алмаз  называется  бриллиантом  ( в  переводе  с  французского – «сверкающий»). Бриллиант  светится  под  ультрофиолетовым  светом разными  неповторимыми  цветами. Этот  эффект  называется – флюоресценция. По  происхождению  алмаз – магматическое  по-лезное  ископаемое, т.к. выно-сится  магмой  во  время извержения  вулкана. Известно так же метеоритное происхождение  алмазов, которые были образованы при  падении метеорита. Когда  мы  изучали  воду, проводили опыты, то выяснили, что вода  в  твердом  состоянии (т. е. лед) легче  воды  в  жидком  состоянии – лед будет плавать на поверхности. А вот с алмазом все наоборот. Алмаз  тяжелее  своей  жид-кости ( в расплаве утонет, а не всплывет, как вода).

Как   отличить  алмаз  от  подделки? Дрезденский  зелёный  бриллиант в аграфе  для шляпного гарнітура. На экспозиции в  «Зелёных сводах», Дрезден.

Хорошо смачивается алмаз жиром: фломастер,  заправленный  специальными  чернилами, остав-ляет  на поверхности  алмаза  сплошную  черту. Тогда как на поверхности  подделки 

черта  не  сплошная  будет, а  рассыпется  на  отдельные  капельки.

Где   используется   алмаз?  Так  как  это  самый  твердый  минерал, то  он  используется    для  резки стекла и для бурения горных пород, для  обработки  твердых  поверхностей, для изготовле-ния ювелирных изделий.  Алмазный порошок используется в компьютерах, в часовой и ядерной промышленности, в высоковольтной электронике.

Графит    применяется   для плит как нагревательные элементы, как твердые смазочные мате-риалы, как наполнитель пластмасс, в ядерных реакторах, в стержнях карандашей, для получения синтетического алмаза как чрезвычайно прочный огнеупорный материал, используется для защиты носовых конусов ракет. Графит  так   же  используется  как  твердая смазка  в  подшип-никах: для  изготовления электродов, в  ядерных  реакторах.   Сажа  входит  в  состав типограф-фической краски, крема для обуви, используется  как наполнитель для производства резины.

Уголь используется в противогазах, в промышленных и бытовых фильтрах, в медицине. Кокс – в металлургии.

2) ГОНЧАРЫ.  Использование   глины. В  большом  глиняном  сосуде – пифосе  жил философ Диоген  Синопский, так как древние греки не умели делать бочек. Пифосы  древние  греки  зака-пывали  в землю, в  них  хранили  зерно, вино, масло или  хоронили  людей. Гончарное произ-водство – искусство обработки глины и изготовление из нее разнообразной кухонной посуды и строительных материалов ( кирпича, кафеля), сувениров и украшений. Для выдел-ки изделий глина оставалась на 2 года ожидания на воздухе или в воде для улучшения свойств.  К  плотным гончарным изделиям принадлежит  фарфор, где использ. белая глина (каолин).  Керамика перево-дится как глина, прошедшая обжиг в печи. Процесс изготовления  включает  в себя 3 стадии: подготовительную (когда в чистую глину добавляют  песок, золу, опилки, шамот), творческую и закрепительную ( когда придается крепость и влагоустойчивость).                                                                                                                                          Украинская земля богата на белые, желтые, красные, серые глины. Гончарство в Украине извест-но давно. Опишня, Косово, Бубновка, Василькив, Олешня – слава и гордость украинской народ-ной керамики. Опишня была основным центром гончарства. Мастера  Косова преуспели в изго-товлении кафеля. Главная роль в гончарстве принадлежит гончарному кргу. Вначале его ось бы-ла неподвижна. Ручной способ вращения сменился на ножной. Позже неподвижную ось сменила подвижная. Пальцы и стэк гончара придавали посуде необходимую форму. Рельефный орнамент выполняли специальными палочками. Гончары используют для росписи разноцветную глину – ангоб, глазурь ( покрывают изделие для блеска). Керамика(с греч.«глина»)- изделие из обпален-ной глины, украшение  предметов повседнев-ной жизни. Керамика относится к декоративно – прикладному искусству. В зависимости от вида глины и температуры выпаливания  керамику делят на такие виды: терракота (глина без домешивания), майолика ( изделие покрытое глазурью, похожей на стекло), фаянс (изделия из белой глины), порцеляна (высококачественная глина с особыми добавками).  Связь  формы  декора  с  ее  назначением. Изделия Опошни на Полтавщине имеют корич-невый цвет, а Косова на Гуцульщине – светлые. Макитры, двойнята, бочонки, ку-манцы, кружки, баклаги, кувшины, миски, дзбаны – квасники, сосуды в форме животных птиц. Роспись геометрическими элементами, растительные и животные  мотивы. Куманец, плесканец – ритуальная посуда для крепких напитков на свадьбу. Опишнянский куманец. Тыквы, двойнята, барило.       Национальный  Банк  Украины 6 декабря 2010 года ввел в оборот  памятные  монеты  номиналом 10 и 5 гривен «Гончар».  На аверсе  ( с обратной стороны) монеты -  вверху Герб Украины, в центре – гончарные изделия, на реверсе -  гончар.

Он «тесто» в кадке замесил. Но цель его – не калачи.

Горшок цветочный смастерил, Потом обжёг его в печи.                       (Гончар)

- Вы догадались, о чём пойдёт речь на уроке? (О гончарном мастерстве).

- А кто же такой гончар? Где можно найти эту информацию? Правильно в словарях.  Что такое ремесло? (Ремесло – это требующая специальных навыков работа по изготовлению каких-нибудь изделий ручным, кустарным способом. Например: Сапожное ремесло. Скорняжное ремесло. Переплетное ремесло.)

- А теперь я прошу капитанов каждой группы познакомить нас с найденной информацией.

В словаре Ефремовой: Гончар – это мастер, изготовляющий изделия из обожженной глины (посуду, игрушки  и т.п.). В словаре Ушакова:  Гончар – это ремесленник, кустарь, выделываю-щий глиняную посуду. В словаре Ожегова: Гончар: это мастер, изготовляющий глиняную посуду, керамику.

- Когда-то давным-давно наш далекий предок сделал великое открытие, которое стоит в одном ряду с изобретением колеса, приручением животного, добычей огня. Из куска мокрой земли – глины – он слепил горшок, высушил его на ветерке и на солнце и обжег на костре. Этот первый горшок явился прародителем всех ныне существующих видов керамики, так как принципиальная схема процесса – глина, замешанная на воде, высушенная и обожженная,- остается по сей день неизменной. Соединяя четыре стихии – Землю, Воду, Воздух и Огонь – древний керамист совершал почти мистическое действие. Изобретение гончарного круга усовершенствовало работу керамиста, позволило быстро создавать совершенные формы. Но и добавил мистики, придал волшебный характер труду мастера.

- Почему же именно глину выбрал человек? Как вы думаете, проходит ли вода через глину? Есть такое китайское изречение:  «То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю!»  Давайте проделаем опыты и проверим ваши предпо-ложения. Есть ещё одно мудрое высказывание: «Всё познаётся в сравнении». Поэтому предлагаю вам понаблюдать и поэкспериментировать с глиной и песком.

Выводы: 1. Глина долго удерживает воду. 2)  глина состоит  из слипшихся очень мелких частиц. При намокании частицы глины взбухают и закрывают воде проходы между частицами. 3) глина хорошо впитывает в себя воду). 4)  Глина  пластична: т. е. способна принимать и сохранять лю-бую форму в сыром виде). Все эти свойства глины и приглянулись человеку.

Учитель: А сейчас, ребята, вы прослушаете песню. Я предлагаю вам закрыть глаза и представить, о ком и о чём эта песня.    (Александр Розенбаум «Песня о гончаре»)

Учитель:  Ребята, как вы понимаете смысл пословицы «Не боги горшки обжигают»?  Конечно, хоть и трудное дело горшки делать, занимались этой работой простые, но усидчивые, целеустремлённые, терпеливые мастера. Да и не без таланта они были. А кому такие слова обычно говорят?

   3) ГЕОЛОГИ. Геолог – это специалист, занимающийся выявлением и оценкой месторождений полезных ископаемых, а так же изучением тайн земных недр. Геолог занима-ется поиском и оценкой месторождений полезных ископаемых, а также исследованием других особенностей земли. Многие думают, что профессия геолога связана  только с романтикой длительных путешествий. Разведочные экспедиции обычно направлены в глухие безлюдные районы, а не курортные зоны, походный образ жизни не все удобен и нужно иметь крепкое физическое и психическое здоровье, чтобы выдержать такие условия!!!

Работа геолога прекрасно подойдет людям, которые любят путешествовать, делать анте-ресные открытия и постоянно развиваться в своей профессии.

Геолог принимает участие в различных геологоразведочных экспедициях, проектных и научно-исследовательских организациях, в строительной сфере при изучении особенно-стей грунтов на предполагаемом месте строительства. Геолог участвует в геологоразве-дочных работах, в построении геологических карт, создает планы, оформляет  графичес-кие приложения в электронном виде, составляет различные отчеты по результатам геоло-горазведочных работ.

Для того, чтобы работать геологом, нужно  для начала   старательно учиться в школе.

Цель  геолога: изучение геологического строения страны, то есть раскрытие законом ер-ностей размещения различных горных пород, условий их формирования, содержания и последовательности различных геологических процессов.  Разведка крупного месторож-дения длится много лет.

Профессию геолога можно освоить в специализированных институтах, на геологических факуль-тетах университетов. Чтобы стать хорошим геологом, требуются такие качества, как наблюдательность, умение анализировать информацию, для работы в экспедиции требуется физическая выносливость, любовь к жизни в походных условиях и умение преодолевать связанные с этим сложности.

Геологу помогает разнообразная аппаратура, но умения заметить внимательным глазом изменение окраски пород, особенности блеска, цвета, формы отдельных минералов, детали рельефа, характер окружающей растительности не заменят никакие приборы.

Геологи нужны не только крупным нефте– и газодобывающим компаниям, но и строи-тельным фирмам. Профессия геолога трудна, но интересна. Требует обширных знаний в различных областях науки.

В работе геолога действительно много романтики. Но она в необходимости разгадывания загадок природы в постоянной смене условий работы — от полевых маршрутов в горах, в лесу, в степях до работ с цифрами и фактами,  физической работы с умственной.

– Молодцы! Но геологи должны быть не только умными, но и физически закаленными. Сделаем перерыв в нашей исследовательской работе и проведем физкульт.минутку.

                                                   ФИЗМИНУТКА

Мы геологами станем  Да? – да! ( хлопок над головой). Будут все гордится нами.

Да? – да! ( хлопок над головой). Что ждет нас впереди?

Высокая гора (показывают руками), Бурная река (показывают руками)

Ее не обойдешь (топают ногами), Ее не проплывешь (плывут),

Ее не пролетишь (крылья), Надо напрямик. Все мы сможем, все сумеем

И своей достигнем цели. Да? – да! ( хлопок над головой). – Отдохнули?

– Продолжим работу.

4) ЮВЕЛИРЫ. Драгоценные камни — минералы, которые обладают красивым внешним видом (как правило, только после полировки или огранки) и при этом достаточно редки, и, как следствие, дороги. Их широко используют для производства ювелирных изделий, собирают в коллекциях, используют как банковские активы. Трудно отличимые на вид имитации большинства драгоценных камней изготавливаются искусственно, имитации или подделки многих драгоценных камней делались ещё во времена Древнего Рима (в наши дни такие синтетические камни и имитации самоцветов весьма популярны, так как стоят намного дешевле). В 1902 году французский химик М. А. Вернейль впервые получил и начал поставлять на мировой рынок синтетические рубины, а чуть позже синтетические сапфиры и синтетическую шпинель. Появление большого количества синтетических камней не снизило, а, наоборот, повысило значение и стоимость натуральных, природных самоцветов. Менее редкие минералы часто называют полудрагоценными. Изучением драгоценных камней как минералов и поисками способов их точного распознавания от синтетических подделок занимается раздел минералогии, называемый геммология.Распределение драгоценных и полудрагоценных камней по цвету

Цвет Прозрачные камни Непрозрачные или просвечивающие камни

Бесцветный или белый Алмаз+, корунд+, топаз+, шпинель+*, берилл+*, горный хрустал Жемчуг+(с перламутровым блеском), опалЧёрный              Алмаз+Морион, агат, меланит, диопсид, гагат, оникс Розовый Топаз+*, рубелит+, шпинель+, морганит+, кунцит Розовый кварц, родонит

Красный Рубин+, александрит+ (при электрическом освещении), топаз+*, шпинель+, гиацинт+, морганит+, пироп, альмандин              Яшма, корнеол

Коричневый Топаз+, шпинель+, гиацинт+, турмалин, рутил, гроссуляр, спессартин Сардер, яшма, карнеол, тигровый глаз, дымчатый кварц, нефрит*, янтарь

Фиолетовый Аметист+, топаз+*, турмалин+*, таффеит+*, корунд+ Чароит, аметистовый кварц

Голубой Аквамарин+, топаз+*, сапфир+, индиголит+, шпинель+*, эвклаз+ Бирюза, лазурит Синий              Сапфир+, индиголит+, топаз+, берилл+, шпинель+*, танзанит              Бирюза, лазурит, азурит, содалит, лабрадорит

Зелёный Изумруд+, хризоберилл+, хризолит+, сапфир+, топаз+*, александрит+ (при дневном освещении), аквамарин+, турмалин+, эвклаз+, шпинель+, андрадит, гроссуляр, диопсид, эпидот, энстатит, оливин              Изумруд+, диоптаз, хризопраз, яшма*, празем, гелиотроп, хризопал, амазонит, нефрит, жадеит, малахит, апатит, змеевик (серпентин)

Жёлтый или оранжевый Топаз+, Гелиодор+, хризоберилл+, корунд+, шпинель+, гиацинт, цитрин, гидденит, турмалин*              сердолик, яшма, нефрит, янтарь

Полосатый, пёстрыйГолова мавра Яшма, агат, благородный опал, оникс и сардоникс, гелиотроп, авантюрин, тигровый глаз, + Драгоценные камни   * Камень данного цвета встречается редко

                                                    Подведение  итогов.

V. Проверка  умений  учащихся  самостоятельно  применять  знания  в  стандартных условиях.  Групповая форма работы. 

1. Заполнение  опорных  схем ( классификация ПИ) по 4 признакам.

1) ПИ подразделяются по физическому  состоянию: на твердые (различные руды, уголь, мра-мор, гранит, соли); жидкие (нефть, минеральные воды); газообразные (горючие газы, гелий, метан).

2) По использованию: горючие (уголь, торф, нефть, природный газ, горючие сланцы); рудные (руды горных пород, включающие металлические полезные компоненты и неметаллические (гра-фит, асбест); нерудные (неметаллические и негорючие полезные ископаемые: песок, гравий, гли-на, мел, известняк, различные соли. Отдельной группой стоят драгоценные и поделочные камни).

3) По происхождению: магматические, осадочные и метаморфические. Магматические ПИ мо-гут образовываться и из излившейся магмы — лавы, которая быстро остывает. Руды образова-лись в основном из магмы и выделяющихся из нее горячих водных растворов, магма поднимает-ся из недр по разломам и застывает в толще горных пород на различной глубине. Осадочные ПИ - это нерудные и горючие ( газ, нефть, уголь, горючие сланцы). Они образовались из накопив-шихся в прибрежных частях мелководных морей и в озерно-болотных условиях суши остатков растений и животных. Эти обильные органические остатки могли накопиться лишь в достаточно влажных и теплых условиях, благоприятных для пышного развития растительности. В жарких засушливых условиях в мелководных морях и прибрежных лагунах происходило накопление солей, использующихся как сырье в химической промышленности. Что такое «недра» земли? - Недра Земли – это то, что находится под земной поверхностью. Скажите, что означает выраже-ние "разработка недр"? -Добыча полезных ископаемых.  Как добывают полезные ископаемые? Какой способ, по-вашему, самый опасный для жизни человека? Когда человек спускается в шах-ту. Как вы думаете, почему? В шахте может произойти обвал. Совершенно верно. В шахте (учи-тель показывает иллюстрацию) глубоко под землей добывают полезные ископаемые – уголь, ру-ду и другие. Работа шахтеров очень тяжелая и опасная. Им приходится спускаться вниз на нес-колько десятков метров. Шахтер знает, что его работа связана с большим риском. Мы должны преклоняться перед трудом этих людей.

4) ПИ  по  способу  добывания. Добыча ПИ: 1) открытый способ, при котором горные породы добываются в карьерах. Он экономически более выгоден, так как способствует получению более дешевого продукта. Однако брошенный карьер может стать причиной образования широкой сети оврагов. 2) Шахтный способ добычи угля требует больших затрат, поэтому является более доро-гостоящим. Наиболее дешевый способ добычи нефти - 3) фонтанный, когда нефть поднимается по скважине под давлением нефтяных газов. Распространен также 4) насосный способ добычи. Существуют и особые способы добычи полезных ископаемых. Они называются 5) геотехноло-гическими. С их помощью из недр Земли добывают руду. Делается это закачиванием горячей воды, растворов в пласты, содержащие необходимое полезное ископаемое. Другие скважины откачивают полученный раствор и отделяют ценный компонент.  Потребность в ПИ постоянно растет, увеличивается добыча минерального сырья, но ПИ - это исчерпаемые природные ресур-сы, поэтому необходимо более экономно и полно расходовать их.  Для этого есть несколько путей: 1)снижение потерь полезных ископаемых при их добыче; 2) более полное извлечение из породы всех полезных компонентов;3) комплексное использование полезных ископаемых; 4) поиск новых, более перспективных месторождений. Основным направлением использования ПИ на ближайшие годы должно стать не увеличение объема их добычи, а более рациональное использование. При современных поисках ПИ необходимо использовать не только новейшую технику и чувствительные приборы, но и научный прогноз поиска месторождений, который помогает целенаправленно, на научной основе вести разведку недр. Научный прогноз опирается на знание связей геологического строения и условий образования полезных ископаемых.

Необычное применение нефти.   В наши дни нефть, несомненно, является одним из самых важ-ных и ценных для человека полезных ископаемых. Но, если вы не знали, нефть используется не только для переработки в топливо, а еще для множества различных товаров, которыми мы пользуемся каждый день… D:\Пользователь\Desktop\ОткУрок\Ювелиры\39950050_original.jpg

D:\Пользователь\Desktop\ОткУрок\Ювелиры\39949457_original.jpg

D:\Пользователь\Desktop\ОткУрок\Ювелиры\39949803_original.jpg

 

 

D:\Пользователь\Desktop\ОткУрок\Ювелиры\39950305_original.jpg

 

D:\Пользователь\Desktop\ОткУрок\Ювелиры\39950484_original.jpg

2. Заполнение  интерактивного  кроссворда  в  парах.

По горизонтали:  1. Он очень прочен и упруг, Строителям – надежный друг:

Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны. (Гранит)

3. Этот мастер белый-белый В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске, Оставляет белый след. (Мел)

4. Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже, Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

5. На кухне у мамы помощник отличный.  Он синим цветком расцветает из спички. (Газ)

6. Без нее не побежит Ни такси, ни мотоцикл.  Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это? (Нефть)

8. Она варились долго В доменной печи, На славу получились Ножницы, ключи… (Руда)

По вертикали: 1. Если встретишь на дороге,  То увязнут сильно ноги,

А сделать миску или вазу –  Она понадобится сразу. (Глина)

2. Покрывают им дороги, Улицы в селении,  А еще он есть в цементе,

Сам он – удобрение. (Известняк)

7. Росли на болоте растения Стали топливом и удобрением. (Торф)

9. Он чёрный, блестящий,  Людям помощник настоящий.  Он несет в дома тепло.

От него кругом светло.  Помогает плавить стали, Делать краски и эмали. (Уголь) 

                    Подведение  итогов.

3. Проблемные  вопросы - Некоторые ПИ  состоят  из  останков  органических веществ, так все таки  ПИ – живая или неживая  природа? Зачем  на урок  я  взяла  с собой  пластилин?

Что легче: 1 кг железа  или 1 кг  соли?

- Почему железняки  в Украине называют рудой? ( Такое название закрепилось за ними из-за их красноватого, бурого и, как говорят в Украине, «рудого» - рыжего цвета).

4. Коллективное  заполнение кроссворда  о  применении и значении ПИ. 

«Полезные  ископаемые»  называют  природными  богатствами,  почему, если их так много?

-Есть ли полезные ископаемые бесполезные?

-Какое  полезное ископаемое самое ценное и полезное для человека?

-Нужны ли Украине геологи и почему?

Какие ПИ мы сэкономим, соблюдая правила?

Уходя, выключайте газовую плиту!   Берегите  тепло!

Экологические проблемы, возникающие при добыче полезных ископаемых

сокращаются запасы полезных ископаемых

засоряется  почва, воздух, поверхностные и грунтовые воды

нарушаются места привычного обитания растений и животных

при транспортировке разливается нефть

происходят выбросы метана при добыче угля и природного газа

радиоактивные ископаемые излучают губительное для всего живого излучение ,что ведёт за собой экологическую катастрофу

VІ. Подведение   итогов  урока  

Беседа:         - Можно ли представить жизнь человека на Земле без ПИ?

-  Что называем ПИ? -  Какие ПИ знаете? Почему камен. уголь наз. «черн. золотом», а нефть «жидким золотом»?  -  В чем ценность ПИ? Как вы думаете, почему люди должны беречь ПИ?

Выяснить  значимость темы:      - Пригодятся ли знания, приобретенные на данном уроке, нам в нашей дальнейшей жизни и почему?  Аргументируйте свой  ответ.  Приведите примеры.

-  Нужны ли Украине  геологи, почему?  - В каких ПИ особо нуждается наша  страна?

Рефлексия:   своей работой на уроке я:     - доволен, т.к. …     - не совсем доволен, т.к. …                 -  не доволен, потому что…

1) Чемодан – «беру» урок с собой в дорогу;     2)мясорубка  - выберу важное;   3)мусорная корзина – не пригодится, выброшу!

– Спасибо за урок!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Береги  полезные  ископаемые, родную  природу!

Потребность в ПИ постоянно  растет, увеличивается добыча минерального сырья. ПИ исчерпае-мые природные ресурсы, поэтому необходимо более экономно и полно расходовать их. Не уве-личивать объем добычи, а рационально использовать. Для поиска ПИ используют  новейшую технику и чувствительные приборы, научный прогноз поиска месторождений, которые помогает целенаправленно, на научной основе вести разведку недр, который опирается на знание связей геологического строения и условий образования.  На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного. Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных ископаемых. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископа-емых. К сожалению, полезные ископаемые - это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.

1 тонна металлолома сберегает 2 тонны железной руды.

Сталь тоже надо использовать экономно. Вот почему везде, где это возможно вместо неё применяют пластмассу.   1 тонна пластмассы может заменить 6 тонн стали.

Как известно, полезные ископаемые, относятся к неживой природе. Но, оказывается, многие из них образовались из остатков живых организмов. Это удивительно!

Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет, превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком!

- А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств? - Не нужно жечь лишний свет, этим экономим каменный уголь. И когда вы вырастите вам предстоит решать проблемы связанные с охраной нашей природы и в частности полезных ископаемых


 

docx
Додано
9 квітня 2020
Переглядів
851
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку