Цель урока – формирование понятия о различных видах тропов в их взаимодействии: эпитетах, метафорах, олицетворениях, сравнениях.Урок является первым в тематическом блоке «Стихотворения русских поэтов» и формирует теоретическую базу, необходимую для изучения образности языка поэтических произведений.
1
Урок литературы в 5 классе Учитель М.В. Козырева
Тема: Путешествие в страну ПОЭЗИЯ
Цель: дать понятие о различных видах тропов: эпитетах, метафорах, олицетворениях, сравнениях;
развивать умение работать с текстом стихотворного произведения, развиватьтворческие способности учащихся
воспитывать художественый вкус
Тип урока: урок усвоения новых знаний; урок – путешествие
Оборудование: карта страны Поэзия, портреты поэтов,
имитация моря с веселыми корабликами, таблицы с
определениями тропов, маршрутные листы, раздаточный
материал со стихотворением В. Шефнера, смайлики,
кассета со звуками моря
Ход урока.
Проверка готовности к уроку: наличие раздаточного материала у каждого учащегося, запись числа, классной работы
Слово учителя.
(Учитель читает отрывок из стихотворения С. А. Есенина, или Н. А. Заболоцкого, или Ф.И. Тютчева. Например, Ф.И. Тютчев первая строфа стихотворения «Море»
Как хорошо ты, о море ночное!
Здесь лучезарно, там сизо-темно.
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно.
- Вам понравилось? Почему? (Красиво, необычно, потому что это стихи)
- Я предлагаю сегодня на уроке раскрыть секреты красоты стихотворений и самим попробовать посочинять.
Но для этого нам нужно совершить путешествие. В какую страну? (Поэзия)
Запись темы урока в тетрадях – «Путешествие в страну Поэзия»
-А в каких странах мы побывали на уроках русского языка? (Учащиеся называют разделы языкознания)
- Знания по русскому языку из раздела «Лексикология» и «Морфемика» вам сегодня пригодятся. В страну ПОЭЗИЮ нам предстоит плыть по морю на весёлых корабликах, которые вы приготовили. Итак, мы отплываем.
(Звуки моря)
1) Беседа.
- Кто, как вы думаете, кто живёт в стране ПОЭЗИЯ? (Поэты)
- Посмотрите, мы подплываем, и поэты встречают нас. Кого из них вы знаете? Быть может, прочитаете их стихи? Это будет пропуском в страну ПОЭЗИЮ, и поэты раскроют свои поэтические секреты тем, кто искренне интересуется поэзией.
2) Выразительное чтение.
Учащиеся называют имена поэтов и читают наизусть стихотворения и отрывки из них.
3) Беседа.
– Мы прибыли в страну ПОЭЗИЯ. А что такое, по-вашему, ПОЭЗИЯ? (Стихотворения)
- Чем стихотворная речь отличается от прозаической ? (Ритмом и рифмой)
- Перед каждым из вас маршрутный лист. Наша первая остановка в стране Поэзия - в ущелье Рифма околы горы Ритм. Дайте определение ритма и рифмы. (Учебник с. 23)
Ритм – одинаковое чередование в строках ударных и безударных слогов.
Рифма – созвучия в конце строк.
- Подберите рифму к слову МОРОЗ (нос, принёс)
ВЕСНА ( красна)
- Трудно ли подбирать рифмы? (Нет)
- Может быть, достаточно соблюдать ритм и рифмовать, чтобы получилось настоящее стихотворение? Проверим. Посмотрим, как сочинял стихи Незнайка в повести Николая Носова «Приключения Незнайки и его друзей»
(см. Приложение )
- Мы убедились, что ритма и рифмы недостаточно, чтобы получились настоящие
стихи.
- Давайте послушаем настоящее хорошее стихотворение. Это стихотворение написал поэт В. Шефнер, называется оно «Колыбельная».
1) Прослушивание стихотворения.
Учитель читает стихотворение. Распечатанный текст стихотворения лежит перед каждым.
Сторожихи спят в сторожках,
Спят коты и мыши,
Дождь в серебряных сапожках
Пробежал по крыше.
Постояв над нами малость,
Туча грозовая
Быстро к западу умчалась,
Небо открывая.
И над нами ходят важно
Звёзды и планеты,
Протянув к травинкам влажным
Проволочки света.
Ходят звёзды без дороги
В выси беспредельной.
Как девчонки-недотроги –
От Земли отдельно.
2) Беседа.
- Понравилось вам стихотворение?
- Есть в нем ритм и рифма. А что еще есть, что делает его настоящим?
(Ответы учащихся)
- Чтобы наверняка раскрыть секреты красоты настоящих стихотворений, отправляемся дальше. Мы оставляем следы, идем дорожками или … Подберите синоним к слову «дорожки». (Тропинки)
А без уменьшительно-ласкательного суффикса –инк- , как будет звучать это слово? (Тропы).
- Удивительно, но у этого слово есть еще одно значение. Этим словом называются все художественные приемы, с помощью которых создается красота в стихотворениях, или по-другому это изобразительно-выразительные средства. Обратимся к нашему помощнику – опорному конспекту, который называется «В помощь к изучению изобразительно-выразительных средств языка». (Чтение определения)
- Что значит изобразительные? (Они что-то изображают, рисуют словами.)
- Что значит выразительные? (Они выражают различные чувства тоже словами.)
- Получается, что тропы – это слова, которые создают в стихотворении красоту, можно сказать оставляют следы красоты, как мы оставляем следы, идя тропами нашего маршрута.
- Есть разные тропы: эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения. Наша следующая остановка – в лесу эпитетов.
3) Работа над понятием «эпитет»
- Эпитеты – это имена прилагательные в переносном значении, выделяющие в предмете то качество, на которое хочет обратить внимание автор. Это понятие нам знакомо по сказкам. Вспомните устойчивые сказочные эпитеты: молодец добрый, а девица красна, поля широкие, леса темные, реки глубокие, меч булатный. (Чтение определения по конспекту).
- Найдите в первом куплете стихотворения Владимира Шефнера эпитет. Выпишем его. (Серебряные сапожки.)
- Идем по маршруту дальше. Приближаемся к реке Метафоре.
4) Работа над понятием «метафора»
- Метафора – это скрытое сравнение. Это понятие нам знакомо по загадкам. Вспомните загадку про морковь. Каким еще словом мы называли метафору? (Переназывание.) (Чтение определения по конспекту).
- Найдите в 1 и в 3 куплете метафоры. Запишите их. (Дождь в сапожках, проволочки света)
- Продолжаем наше путешествие. Наша следующая остановка – у озера Олицетворение.
5) Работа над понятием «олицетворение».
- Подумайте над составом слова. Что значит «олицетворять»? Какое это слово по составу? (Сложное. Творить лицо.) Кто имеет лицо? Живой или неживой предмет?
(Чтение определения по конспекту.)
- Найдите в 1, 2 и 3 куплетах олицетворения и запишите их. (Дождь пробежал,
туча постояла и умчалась, звезды и планеты ходят.)
- Нам пора снова в путь. Наша последняя остановка – долина Сравнений.
6) Работа над понятием «сравнение».
- Мы часто что-то с чем-то сопоставляем, т.е. сравниваем. Что-то на что-то бывает похоже. Мы уже сегодня говорили о сравнении. Когда? (Когда говорили о метафоре.)
- Но метафора – это скрытое сравнение, спрятанное, а понятие «сравнение» - сравнение прямое, задаваемое с помощью сравнительных союзов. (Чтение определения сравнения по конспекту).
- С понятием сравнения мы с вами знакомы по стихотворению.. Какому? (М.Ю. лермонтов «Бородино»). Вспомните сравнения при описания боя. (Французы двинулись, как тучи и т.д.)
- Найдите в последнем куплете сравнение и выпишите его. (Звёзды как девчонки-недотроги).
- Вот наше путешествие и подошло к концу. Чтобы показать, что оно прошло недаром, ответьте же на главный вопрос урока «В чем секреты красоты настоящих стихотворений?» (В тропах – в изобразительно-выразительных средствах языка.)
- Какие тропы вы узнали? (Ответы учащихся.)
- Отправляемся в обратный путь. (Звуки моря)
- А чтобы нам не было скучно и чтобы показать, что мы недаром побывали в стране ПОЭЗИЯ и многому научились, попробуем поиграть в буриме и сочинить настоящее или почти настоящее стихотворение. Кто знает, что такое буриме? (Буриме – это игра, сочинение стихотворения на заданные рифмы).
- Но я задам вам не только рифмы, но и тему. Посмотрите на картинки. О чем
будет наше стихотворение? (Об одуванчиках.)
- А рифмы такие: ШАРИКИ - ФОНАРИКИ
В ПОЛЯХ - СТЕБЕЛЬКАХ
- В этих рифмах уже есть тропы. Какие? (Метафоры. Одуванчики – шарики и фонарики).
- Придумайте и используйте еще какие-нибудь тропы: эпитеты, олицетворения. Например: стебельки могут быть тонкими.
Пример буриме. Весною чудо-шарики
Встречают нас в полях,
Пушистые фонарики
На тонких стебельках.
Работа в парах и чтение придуманных четверостиший.
Разноуровневое: 10 баллов – с. 186- 189 - выразительное чтение
Выписать тропы в тетрадь
11 баллов – то же, что на десять, и наизусть одно
из стихотворений
10. Рефлексия.
- Ну, вот мы и дома. Понравилось вам наше путешествие?
Выразите свое отношение к нему с помощью смайликов.
Если понравилось, то поднимите улыбающийся белый смайлик,
если нет – равнодушный чёрный.
Приложение 1
В. Шефнер
Колыбельная
Сторожихи спят в сторожках,
Спят коты и мыши,
Дождь в серебряных сапожках
Пробежал по крыше.
Постояв над нами малость,
Туча грозовая
Быстро к западу умчалась,
Небо открывая.
И над нами ходят важно
Звёзды и планеты,
Протянув к травинкам влажным
Проволочки света.
Ходят звёзды без дороги
В выси беспредельной.
Как девчонки-недотроги –
От Земли отдельно.
Приложение
В помощь по изучению изобразительно-выразительных средств языка
Тропы – это изобразительно-выразительные средства языка
Тропы: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения.
Эпитеты – художественные определения (прилагательные в переносном значении; отвечают на вопрос какой?)
Листья (какие?) золотые, тучи (какие?) свинцовые
Метафора – скрытое сравнение (существительное в переносном значении; отвечают на вопрос кто? что?)
Лоскут неба, зеркало озера, костёр рябины красной
Олицетворение – наделение качествами живого существа неживого предмета (глагол в переносном значении; вопрос что делать?)
Море спит, ветер стучит, дождь шепчет
Сравнение – сопоставление по сходству с помощью сравнительных союзов как, будто, как будто, словно, точно
Лес, точно терем расписной, принакрылась снегом, словно серебром
Приложение
Маршрутный лист путешествия в страну ПОЭЗИЯ
Главная цель путешествия – раскрыть некоторые секреты красоты настоящих стихотворений
Проверка готовности - знаем поэтов и читаем их стихи
Результат путешествия – пробуем сочинять
Домашнее задание
Разноуровневое:
10 баллов – с. 186- 189 - выразительное чтение
Выписать тропы в тетрадь
11 баллов – то же, что на десять, и наизусть одно
из стихотворений
12 баллов – то же, что на десять, и сочинить стихотворение о весне