Урок русского языка в 1-классе. “Слог. Деление слов на слоги”
Цель:
Обобщить представление о слоге как части слова, которая произносится одним толчком выдыхаемого воздуха.
Развивать умения различать количество слогов в слове по количеству гласных букв. Продолжать работу по развитию речи учащихся.
Оборудование
Снежки со слогами,
Елка, кружки трех цветов,
У детей цифры 1, 2, 3, тексты, Опорные слова, картинки.
1.Организационный момент
Объявление темы урока, цели.
2. Минутка чистописания
ГЛОС
Прочитайте буквы.
Какую букву можно назвать лишней, почему? (О – гласная, остальные согласные).
Составьте слово из записанных букв (слог).
Придумать и записать слова на каждую букву (сон, лев, оса, гол).
3. Словарная работа
Ребята, какое время года сейчас? (Зима)
В какие игры любят играть дети зимой? (Снежки)
Сегодня на уроке мы поиграем в снежки. Нужно составить и записать слова с безударной гласной, не проверяемой ударением.
Рис. 1
Ответы: ребята, мороз, пальто, коньки.
Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков?
Назвать слово, в котором больше слогов? Сколько?
Назовите двусложные слова?
4. Обобщение знаний о слоге как части слова Что такое слог?
Сколько может быть слогов в слове?
Как узнать, сколько в слове слогов?
Прочитайте слова.
Рис. 2
Расположите карточки по группам: по количеству слогов (получится 3 группы).
Сколько гласных в словах 1-й группы, 2-й, 3-й?
Сколько слогов? Сделай вывод.
Вывод: Сколько в слове гласных, столько и слогов.
5. Картинный диктант
Рис. 3
Учитель показывает картинки, дети сигналят цифрами, сколько в словах слогов: Голуби, ежи, тигр, лиса, белка, волк, синица, утка, слон, кот, осы, курица.
6. Работа по вариантам
На доске прочитать слова. Определить количество слогов. Убрать по одному слогу у каждого слова, чтобы получились новые слова, записать их самостоятельно.
1 вариант: радуга баранка волки забор
2 вариант: лесник дорога олень огород
7. Викторина
Какой зимний праздник мы любим больше всех?
Как люди готовятся к этому празднику?
И мы будем наряжать елку. За правильные ответы каждый ряд повесит на елку шары. (1-й ряд – красный, 2-й – синие, 3-й – желтые).
Рис. 4
В слове есть согласные и один гласный. Сколько в слове слогов?
В слове 3 согласных и 3 гласных звука. На сколько слогов можно разделить слово?
В слове 2 звука. Сколько слогов?
В словах клен, клоун по 3 согласных звука. А по сколько слогов в каждом слове?
Почему?
В слове кот 3 звука и слове мяу 3 звука. Одинаково ли количество слогов. Почему?
8 Тест
Дети выполняют самостоятельно.
1)Выбери верное утверждение:
А. Согласная буква образует слог.
Б. Согласная буква не образует слог.
2) Выбери верное утверждение:
А. Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Б. Слогов в слове больше, чем гласных.
В. Слогов в слове меньше, чем гласных.
3)Разделите слова на слоги:
Волк, лиса, вишня, ягода, синица.
4) Указать цифрой количество слогов:
Сорока_ синица_ гусь_ галка_
5)Допиши слог, чтобы получились новые слова:
Вол_
Лисиц_
О_
6) Подчеркните в предложении односложные слова:
Вот бежит колючий еж
7) Прочитайте слова на доске:
Дети, снег, снеговик, зима, лепили, весело.
Определите количество слогов.
Составьте предложения, использую эти слова так, чтобы получился текст. Чтение нескольких работ.
9. Итоги урока.