Урок русского языка в 7 классе по теме "Местоимение" "Гарри Поттер и слова под маской"

Про матеріал
урок російської мови для 7 класу з теми "займенник" "Гаррі Поттер і слова під маскою"
Перегляд файлу

Урок русского языка в 7 классе

Тема: Местоимение как часть речи.

Цели:

 - Ознакомить учащихся с местоимением как частью речи, его грамматическими категориями, научить воспринимать  на слух, правильно употреблять в устной и письменной речи;

 - Формировать навык грамотного письма,

 - Воспитывать интерес к речевым парадоксам, восприятие урока как игры

 

Оборудование:

Фоновая музыка. Вальс из «Гарри Поттера»

Антураж (шляпы, плащи, палочки, свитки)

Мультимедийная презентация, видеонарезка «Как жили мы…»

 

Ход урока

  1. Организационный момент. Начало игры.
    Актуализация опорных знаний

Учитель входит, роняет на пол ручку, палочку, тетрадь.

 - Эй, ВЫ! Да, да, Я к ВАМ обращаюсь! Дайте МНЕ, пожалуйста, ТО, что оказалось под ВАШЕЙ партой! Нет, не ЭТО! ОНО лежало ЗДЕСЬ и раньше. А МОЯ.. ЭТА… ГДЕ же ОНА? КУДА же Я теперь без НЕЕ? Ах, вот ОНА ГДЕ! Благодарю ВАС!

 

Добрый день, мои юные волшебники. Прошу вас садиться на свои места.

Сегодня на нашем уроке заклинаний мы поговорим о словах, которыми все пользуются, но никогда не задумываются, какую поистине магическую роль они играют в жизни людей.

 

Я была сегодня неосторожна и неловка, когда вошла в класс. Будьте любезны, кто запомнил, что именно я уронила?

(дети называют)

А как вы догадались, о чем идет речь – ведь ни одного из этих предметов я не назвала?

Слайд 2.

Как видите, достаточно просто указать на предмет – и не называть при этом его имени. Между прочим, очень удобно.

Во что бы превратилась наша речь, если бы мы с вами были вынуждены все время повторять названия предметов?

 

 Давайте посмотрим, что не так в отрывке из одной чудесной книги. Можно ли этот текст назвать литературно правильным, красивым?

На углу улицы мистер Дурсль заметил, что происходит что-то странное, - на тротуаре стояла кошка и внимательно изучала лежащую перед ней карту. В первую секунду мистер Дурсль даже не понял, что именно он увидел, но затем, уже миновав кошку, затормозил и резко оглянулся. На углу Тисовой улицы действительно стояла полосатая кошка, но никакой карты видно не было.

-И привидится же такое! -буркнул мистер Дурсль.

Наверное, во всем были виноваты мрачное утро и тусклый свет фонаря. На всякий случай мистер Дурсль закрыл глаза, потом открыл их и уста

вился на кошку. А кошка уставилась на него. Мистер Дурсль отвернулся и поехал дальше, продолжая следить за кошкой в зеркало заднего вида. Он заметил, что кошка читает табличку, на которой написано «Тисовая улица».

 

Верно!

Вы заметили, что переводчик в одном маленьком отрывке целых семь раз употребил слово «кошка».

  • Как называется ошибка, связанная с неоправданным использованием одних и тех же слов? (тавтология)

 

  • Что тавтология делает с текстом? (лишает его динамичности, грамотности, красоты и убедительности, разрушает образ говорящего)

 

 Частое употребление слова «кошка» режет слух. С помощью каких средств можно исправить положение, сделав рассказ более корректным? (Подставив вместо слова «кошка» слово «она»). Благодаря таким словам, как «она», «он», «я», «ты» речь становится более лаконичной и грамотной. Такие слова называют местоимениями.

ІІ. Ознакомление с новым материалом

 Итак, тема нашего сегодняшнего урока – местоимения. Внимание на экран!

Местоимения – это такие слова, которые означают лицо (я, ты; мы, вы; он, она, они), предметы или признаки этих предметов, не называя их конкретно (тот, это, всякий, столько).
Запись в тетради темы урока

 И если вы не знаете, о чем или о ком идет речь, местоимение может вас только запутать. Я предлагаю вашему вниманию один отрывок. (слайд 3)

Никто на Тисовой улице никогда не видел этого человека. Он был высок, худ и очень стар, судя по серебру его волос и бороды - таких длинных, что их можно было заправить за пояс. Он был одет в длинный сюртук, поверх которого была наброшена подметающая землю лиловая мантия, а на его ногах красовались ботинки на высоком каблуке, украшенные пряжками. Глаза за затемненными очками были голубыми, очень живыми, яркими и искрящимися, а нос - очень длинным и кривым, словно его ломали по крайней мере раза два.

 

Кто бы это мог быть? Альбус Дамблдор? А разве где-то упомянуто его имя? Как же вы узнали его?

По описанию? По одежде?

То, что вы назвали, называется косвенными признаками.

 

Давайте запишем это новое слово в наш словарик в конце тетради.

Косвенный - проявляющийся либо осуществляющийся, не напрямую, опосредованно

Но если бы перед этим отрывком было указано имя персонажа, дальнейший текст стал бы понятен даже маглам.

Местоимение, таким образом, само по себе (вне контекста) имеет только указательное значение. Но в речи или в тексте это значение становится конкретным, соотносится с определенным лицом, предметом, признаком, количеством. Более того, оно приспосабливается выполнять в теме ту же самую синтаксическую роль, что и слово, которое оно заменяет.


Сейчас я предлагаю вам всделать одно тренировочное упражнение, которое впоследствии позволит вам создавать ваши заклинания изящными и лаконичными.

Спишите текст и вставьте, пожалуйста, вместо пропусков необходимые местоимения. Внимание на экран.

(слайд 4)

Возможно, именно жизнь в темном чулане привела к тому, что Гарри

выглядел меньше и слабее _____ сверстников. К тому же___казался еще

меньше и тоньше, чем был на самом деле, потому что _____приходилось донашивать старые вещи Дадли, а Дадли был раза в четыре крупнее ____, так что одежда висела на Гарри мешком. У Гарри было худое лицо, острые коленки, черные волосы и ярко-зеленые глаза. ____ носил круглые очки, заклеенные скотчем и только благодаря ______не разваливающиеся -

Дадли сломал _____, ударив Гарри по носу. Единственное, что Гарри нравилось в собственной внешности - это тонкий шрам на лбу, напоминавший молнию. Шрам был у ___с самого детства, и

первый осмысленный вопрос, который _____задал тете Петунье, был как раз о ____, откуда у _____ взялся ____ шрам.

 

Так же, как и многие другие части речи, местоимения имеют свои характеристики, разряды. Некоторые учащиеся помогали мне в подготовке, поэтому попросим их прокомментировать результаты их работы.

(Работа со слайдами 5-12)

В процессе ознакомления с разрядами местоимений учащиеся составляют предложения, иллюстрирующие изображение на слайде, и записывают их в тетради.

ІІІ. Проверочная работа
В качестве подведения итогов учащимся предлагается решить несложный тест. В зависимости от вопросов верным может быть от одного до трех вариантов.


1. Какие части речи в тексте может заменять местоимение?
а) Существительные;
б) Прилагательные;
в) Глаголы;
г) Числительные.

2. Для чего в тексте используется местоимение?
а) Для замены часто повторяющихся слов;
б) Для связи предложений и абзацев;
в) Для разделения предложений и абзацев;
г) Для обогащения словарного запаса.

3. К какому типу местоимения относится местоимение себя?
а) Личное;
б) Вопросительное;
в) Отрицательное;
г) Возвратное.

4. К какому типу местоимений можно отнести слово всякий?
а) Притяжательное;
б) Указательное;
в) Определительное;
г) Относительное.

5. Какое слово в ряду его, их, тех, меня, тебе является лишним?
а) Тебе;
б) Их;
в) Меня;
г) Тех.

6. Какая из строк содержит примеры отрицательного типа местоимений?
а) Нечто, незачем, кое-как;
б) Свой, наш, ваш;
в) Ничей, никто, ничего;
г) Другой, такой, самый.

(взаимопроверка)

А сейчас  -  финальная игра.

Вашему вниманию предлагается видеоклип. За время просмотра прошу вас записать все местоимения, которые встретятся вам в тексте песни.

Пути и годы ждут нас впереди,
И никогда не смолкнет песня эта,
Пусть много будет в ней тепла и света,
До края жизни с песнею дойди.

Как жили мы борясь и смерти не боясь,
Так и отныне жить тебе и мне,
В небесной вышине и в горной тишине,
В морской волне и в яростном огне.
 

Любовь, надежду, веру в новый путь,
Не может зло отнять у нас с тобою,
Так счастье жить то радостью, то болью,
И смерть сама не в силах зачеркнуть.

Как жили мы борясь и смерти не боясь,
Так и отныне жить тебе и мне,
В небесной вышине и в горной тишине,
В морской волне и в яростном огне.
 

Нам все дано, поступок, мысль и речь,
И только это в нашем мире властно,
Украсить жизнь, чтоб жизнь была прекрасна,
Своею жизнью жизнь увековечь.

Как жили мы борясь и смерти не боясь,
Так и отныне жить тебе и мне,
В небесной вышине и в горной тишине,
В морской волне и в яростном огне.
 

VІ. Домашнее задание: выучить разряды местоимений, написать сочинение-миниатюру «Что делает человека Волшебником»

 

 

 

 

 

Середня оцінка розробки
Структурованість
5.0
Оригінальність викладу
5.0
Відповідність темі
5.0
Загальна:
5.0
Всього відгуків: 1
Оцінки та відгуки
  1. Афанасьева Катя
    Загальна:
    5.0
    Структурованість
    5.0
    Оригінальність викладу
    5.0
    Відповідність темі
    5.0
docx
Додано
15 квітня 2020
Переглядів
977
Оцінка розробки
5.0 (1 відгук)
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку