Урок інтегрований (зарубіжна література), його тип - урок узагальнення та систематизація знань, мета - підготовка до контрольної роботи. Увесь матеріал уроку відповідає підзаголовку "По сторінках роману П. Коельо "Алхімік", з яким учні познайомляться в 10 класі.
|
Учитель русского языка
и зарубежной литературы
Акимова Елена Александровна
2018 год
Тема. Сложные предложения с разными видами связи.
(По страницам романа Пауло Коэльо «Алхимик»)
Цель:
• воспитывать серьезное отношение к выбору жизненных ценностей.
Оборудование: портрет П.Коэльо, раздаточный материал, учебник Н.Пашковской, Г.Михайловской, С. Распоповой, буктрейлер по книге.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Интеграция: зарубежная литература.
Ход урока
I. Организационный момент.
П. Мотивация учебной деятельности ( сообщение темы урока, цели).
Вступительное слово учителя о значении материала изученной темы, о подготовке к контрольной проверке умений и навыков учащихся. Ш.Повторение и обобщение знаний.
Задание (устно): составить сложное предложение на материале услышанного.
2. Просмотр буктрейлера по роману «Алхимик».
Задание: письменно сформулировать тему произведения с помощью одного сложного предложения.
3. Прослушивание притчи из романа о поисках счастья. (Приложение №2)
Задание: дать определение притчи; устно сформулировать ее основную мысль.
4. Диктант «Проверяю себя»
Задание: записать предложения под диктовку, проверить пунктограмму, спросив у учителя. (Приложение №3)
Против ожиданий, замок вовсе не походил на уединенную обитель праведника, а был полон народа: сновали*, предлагая свой товар, торговцы, по углам разговаривали люди, маленький оркестр выводил нежную мелодию, а посередине зала был накрыт стол, уставленный самыми роскошными и изысканными* яствами*, какие только можно было сыскать в этом краю.
[ ]: [ ], [ ], [ ], а [ ], (какие…) - бессоюз., сочинит., подчини. Связь.
Секрет счастья в том, чтобы видеть все, чем чуден и славен мир, и никогда при этом не забывать о двух каплях масла в чайной ложке.
[... в том], (чтобы..., (чем...), и...) - СПП с последовательным подчинением.
5. Графический диктант.
1) Сантьяго вновь взялся было за книгу, но чтение не шло: ему никак не удавалось сосредоточиться.
[ ], но [ ]: [ ] - сочинительная и бессоюзная связь
2) Он был взбудоражен разговором со стариком, потому что знал: тот говорил
правду.
[ ], (потому что...): [ ] - подчинит. и бессоюзная связь.
3) Это был чистый и внятный язык, не нуждающийся в переводе и объяснениях, в которых не нуждается Вселенная, свершающая свой путь в бесконечности.
[ ], ( в которых…) – СПП с придаточным определительным.
4) Сантьяго же в ту минуту понял только, что стоит перед своей суженой*, и та без слов тоже должна понять это.
[ ], (что...), и [ ] - подчинительная и сочинительная связь.
6. Работа учащихся: запись на доске, объяснение.
Но тот, кто дает такой совет, не владел Всеобщим Языком, и, когда погрузишься в него, становится ясно: посреди ли пустыни или в большом городе - всегда один человек ждет и ищет другого. (Повторение правила на стр. 63)
[... тот, (кто...),...], [и, (когда...), ...]: [ ] -подчинит., сочинит., бессоюз, связь.
И когда пути этих двоих сходятся, когда глаза их встречается, и прошлое и будущее теряют всякое значение, а существует лишь одна эта минута и невероятная уверенность в том, что все на свете написано одной и той же рукой.
(когда...), (когда...),[...], а [...], (что...) - подчинит, и сочинител. связь
Рука эта пробуждает в душе любовь и отыскивает душу-близнеца для всякого, кто работает, отдыхает или ищет сокровища. (СПП).
А иначе в мечтах, которыми обуреваем* род людской, не было бы ни малейшего смысла. (СПП).
7. Психологическое упражнение «Настрой на творчество».
Учитель. Сядьте удобно, выпрямите спину, закройте глаза. Глубоко вздохните. Каждый из вас - творческая личность. Ваша творческая натура настроена на фонтан мыслей, идей, предложений... Раскройте глаза! Вы готовы!
8. Творческое задание «Выбери позицию» (Приложение №4: раздаточный материал)
Задание: на карточке написана цитата П.Коэльо; определить вид предложения, высказать свое мнение по поводу слов писателя, используя сложные предложения с разными видами связи .
(Задание можно продолжить дома).
IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Продолжить предложения:
V. Домашнее задание.
Повторить теоретический материал на стр. 63, 68,81-82;
устно упр. 156 или 193.
Приложение №1
Пауло Коэльо. Краткая биография
Пауло Коэльо — бразильский прозаик и поэт. Родился 24 августа 1947 в Рио-де-Жанейро в благополучной семье инженера. В семь лет он был отправлен в иезуитскую школу Святого Игнатия Лойолы, где впервые проявляется его желание писать книги. Его отец был инженером, поэтому его с детства настраивали идти по стопам отца. Однако, у юноши были другие планы на жизнь: он твердо решил стать писателем. Родители восприняли это как протест, и это привело к тому, что в возрасте 17 лет Пауло Коэльо попал в психиатрическую клинику. Через три года его выпустили после трех попыток побега.
Его семья смирилась с тем, что «нормальной» работой он заниматься не будет.
Пауло Коэльо продолжал заниматься театром и журналистикой. Выйдя из клиники, Коэльо становится хиппи, основывает подпольный журнал «2001», на котором обсуждались проблемы духовности, Апокалипсис. Кроме того Пауло писал тексты анархических песен. Рок-группа Raul Seixas сделал эти тексты такими популярными, что Коэльо в одночасье становится богатым и знаменитым. Он продолжает искать себя: работает журналистом в газете, пытается реализоваться в театральной режиссуре и драматургии. Но вскоре темы его стихов привлекли внимание властей. Коэльо обвиняют в подрывной антиправительственной деятельности, за что трижды арестовывают и подвергают пыткам.
Выйдя из тюрьмы, Коэльо решает, что пришло время остепениться и стать нормальным человеком. Он перестает писать и делает карьеру в CBS Records. Но в один прекрасный день его увольняют без всяких объяснений. В 1970 году начал путешествовать по Мексике, Перу, Боливии, Чили, Европе и Северной Африке. Через два года Коэльо вернулся в Бразилию и начал сочинять стихи для песен, ставших потом очень популярными, работая с известными бразильскими исполнителями, такими как Рауль Сейшас.
Сейчас он живёт со своей женой, Кристиной, в Рио-де-Жанейро, в Бразилии, и в Тарбе, во Франции.
Пауло Коэльо удостоен множества влиятельных международных наград, является членом Бразильской литературной академии (ABL).
Пауло Коэльо , известные книги:
Приложение №2
Притча «Секрет счастья»
Один торговец отправил своего сына узнать секрет счастья у самого мудрого из всех людей. Юноша сорок дней шёл через пустыню и наконец подошёл к прекрасному замку, стоявшему на вершине горы. Там и жил мудрец, которого он искал. |
Приложение №3
Словарная работа (С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М.:1990):
*Алхимия - донаучное направление в химии: изыскание способов превращать простые металлы в драгоценные при помощи фантастического философского камня, поиски эликсира долголетия.
*Алхимик - человек занимающийся алхимией.
*Сновать - торопливо двигаться туда и сюда.
*Изысканный - утонченный, изящный.
*Яство (устар.) - еда, кушанье.
* Стезя (устар.) - путь, дорога.
*Суженый - в народной словесности: человек, с которым суждено вступить в брак.
*Обуревать — охватывать с большой силой.
* Непреложный - 1. Не подлежащий изменению, нерушимый. 2. Не
подлежащий сомнению, неоспоримый.
Приложение №4
Пауло Коэльо — бразильский прозаик и поэт