Тема урока: «В Стране Причастий»
(Обобщающий урок по теме «Причастие»)
Цели: 1).обобщить знания учащихся по теме «Причастие», повторить все изученные орфограммы и пунктограммы; 2).развивать интерес к урокам русского языка, используя игровые и коллективные формы обучения; 3).воспитывать чувство коллективизма;4) творчески подходить к выполнению заданий
Тип урока: урок-исследование
Тема урока: «В Стране Причастий»
(Обобщающий урок по теме «Причастие»)
Цели: 1).обобщить знания учащихся по теме «Причастие», повторить все изученные орфограммы и пунктограммы; 2).развивать интерес к урокам русского языка, используя игровые и коллективные формы обучения; 3).воспитывать чувство коллективизма.
Для игры заранее заготавливаются: указатели станций, маршрутные листы (для жюри), карточки с заданиями, дипломы для награждения команд.
Описание игры
Путешествие по городу Причастинск – командная игра, поэтому перед ее началом необходимо сформировать три команды учащихся. Игра может проводиться в рамках недели русского языка среди учащихся параллельных классов. Игровые остановки следует оборудовать соответствующими указателями.
Игра начинается с остановки «Теоретическая» (конкурс капитанов), затем командам вручаются маршрутные листы с указанием пути следования, и команды начинают движение по городу.
Схема движения
Теоретическая
Словообразовательная
Морфологическая
Пунктуационная Орфографическая
На каждой остановке участники игры получают карточки с заданием и выполняют его. Оценки за выполнение заданий жюри заносит в маршрутный лист соответственно номеру каждого ученика.
Игра заканчивается после того, как все пройдут намеченный маршрут и вернутся н6а остановку «Теоретическая», где жюри подводит итоги игры: подсчитывает количество полученных баллов, объявляет результаты и награждает участников дипломами.
Капитаны выбирают карточки-задания и отвечают устно.
Карточка 1.
1. Что такое причастие?
2. Какими грамматическими признаками обладает причастие?
3. Что общего между глаголом и причастием?
Карточка 2.
Карточка 3.
Карточка 4.
2.Остановка «Словообразовательная»
Выполните морфемный разбор и словообразовательный анализ слов:
1).тлеющий, сказанное;
2).говорящий, гонимый;
3).мерцающий, открывшийся.
3. Остановка «Морфологическая»
Выполните морфологический разбор указанных в предложениях причастий:
1). Много раз обманывались мы, стараясь разглядеть на приближавшемся берегу признаки человеческой жизни.
2). Чуть шелестят листья берез, едва колеблемые ветром.
3). Его нечесаные волосы ниспадали на глаза целой волной.
4. Остановка «Орфографическая»
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки:
1). Тяжело дыш…щий человек; сдела…ый в Америке; (не)реш…мая задача; выкач…нная бочка.
2). Хлопоч…щая у печки хозяйка; асфальтирова…ая дорога; (не)выполнивший задание ученик; замеш…нное тесто.
3). Пряч…щийся ребенок; покраше…ый пол; (не)покрытые пылью книги; выкач…нный воздух.
5. Остановка «Пунктуационная»
Расставьте знаки препинания:
1). Мы выходим на лед покрытый уже исслеженным снегом ступаем на берег.
2). В середине комнаты стоял стол покрытый черной оборванной клеенкой из-под которой во многих местах виднелись края изрезанные ножами.
3). Никогда не забуду я эту сказочную прогулку среди высоких сосен по песку смешанному с хвоей.
Подведение итогов
Маршрутный лист
Класс ____ команда__________________________
№ |
Остановка |
Участники |
итоги |
||
1 |
2 |
3 |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Замечания жюри:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________