Римований урок "Складнопідрядне речення з підрядним причини"

Про матеріал

Проведення уроку у віршах своєю нетрадиційною формою викликає зацікавленість учнів до вивчення нового матеріалу, активізує їхню пізнавальну діяльність. Інтерактивні технології, заплановані на уроці, дають змогу не тільки засвоїти навчальний матеріал, а й розвивають вміння самостійно вчитися. Віршовані елементи уроку спонукають до творчої роботи, викликають бажання неординарно діяти, самостійно створювати щось нове.

Перегляд файлу

Класс: 9

Тема. Сложноподчинённые предложения с придаточными причины.

Цель. Углубить знания учащихся о сложноподчинённых предложениях с придаточными причины;  совершенствовать пунктуационные навыки при   использовании таких предложений.

Тип урока: восприятие нового материала.

Оборудование: схема «СПП», «Виды придаточных», картинки «Правила 

                            просмотра телевизора».

1.Организация урока

2.Актуализация мышления

Чтение сказки. Фронтальный опрос

Жили в одной языковой стране

Словосочетание и предложение.

- А как называется эта страна? (Синтаксис)

Одно предложение рассказывало,

Другое всё время приказывало,

Третье ко всем приставало

И вопросы задавало.

- Какие это были предложения по цели высказывания? (Повествовательное, побудительное, вопросительное)

Одно эмоционально кричало,

Другое всё время молчало.

- Какие это предложения по эмоциональной окраске? (Восклицательные и невосклицательные)

И вот однажды в день ненастный,

Когда гулять было опасно,

В замке забрались все в кресла

И телевизор смотрели совместно.

Там шёл душещипательный сериал,

Потом захватил их громкий скандал,

Следом факты шокировали,

В перерывах всё рекламировали.

В общем, день провели чудесно,

Но ночью никто не уснул. Интересно?

Утром стали совет держать

И решили гонца послать,

Который ответить согласен,

Почему телевизор опасен.

Надо в путь-дорогу отправляться,

Стало сложное предложение собираться.

- Какое предложение называется сложным?

- Какие есть виды сложных предложений?

- Чем отличаются сложноподчинённые предложения от других сложных предложений?

СПП в дорогу собралось,

Выбирать помощника взялось,

А друзей у него много.

Кого ж ему взять в дорогу?

- Попробуем определить  имена помощников сложноподчинённого предложения по вопросам.

 

- Чтобы  ответить на вопрос «Почему телевизор опасен?», какого помощника должно взять сложноподчинённое предложение? (Причины)

3.Мотивация учебной деятельности.

1.Сообщение темы и цели урока

Сегодня мы будем изучать СПП с придаточным причины. Что мы должны выучить?

(Чем отличается придаточное причины от других видов.)

Чему научиться? (определять СПП с придаточными причины, составлять предложения такого типа.)

2.Запись темы урока

4.Восприятие нового материала

1.Самостоятельное чтение статьи

Главное предложение помощника нашло:

Придаточное причины с собой взяло.

На прощании СПП всем кивало

И слова такие сказало:

- Друзья, я очень быстро вернусь,

Потому что искать причину не боюсь.

Прочитайте теоретический материал по теме.

2.Составление вопросов

Составьте к прочитанному вопросы.

( Какова роль придаточного причины в СПП? С помощью каких союзов присоединяется придаточное причины? На какие вопросы  отвечает придаточное причины? Где ставятся  запятые при составных союзах?)

5. Закрепление нового материала

1.Анализ предложений

Бродило предложение по свету,

На вопрос искало ответа.

Люди охотно СПП помогали.

Что ж они ему отвечали?

Телевизор – это окно в мир, потому что он даёт человеку много новой информации.    

Зачастую потому, что дети смотрят телевизор, их интеллектуальный

уровень растёт. 

Так как от телевизора исходит вредное излучение, он вредит нашему здоровью.

В Японии дети после просмотра телевизора попали в больницу оттого,

что резкая смена  цветов  вызвала спазмы мозга

2.Отгадывание ТV-перевёртышей

Предложение устало, решило посидеть,

Программу передач пересмотреть,

Но кто-то взял и пошутил,

Всё в ТV-перевёртыши превратил.

Отгадайте, какие программы передач были написаны. (Книжные перевёртыши: собачья конура – «Кошкин дом»; мышка в босоножках – «Кот в сапогах»)

Плохая ночь – Доброе утро;

Вовсе этого не было – Как это было;

Совсем гласно – Совершенно секретно;

Бар грустных и растерянных – КВН;

Ищу тебя – Жди меня;

Холодная двадцатка – Горячая десятка;

Ваш огород – Наш сад;

С помощью другого оператора – Сам себе режиссёр;

Привет! Один на улице – Пока все дома;

Из войны людей – В мире животных;

Доброе утро, старушки! – Спокойной ночи, малыши!

3.Физкультминутка

Наш герой газету отложил,

Физкультминутку сделать решил:

Чтоб усталость снять,

Надо активно отдыхать.

4.Лингвистическое моделирование. Работа в группах

Предложение наше ужаснулось,

Припомнив на вопрос ответы,

К людям опять оно обернулось:

«Дайте, пожалуйста, советы:

Может, телевизор нам отключить

И всё время друг с другом говорить».

Составьте по картинкам советы, как надо смотреть телевизор, объясняя каждый совет. У вас должно получится СПП с придаточным причины.

Не смотрите телевизор очень близко, потому что от него идёт вредное излучение.

Смотрите телевизор не больше двух часов, так как у вас должно быть время и для других дел.

Влажную уборку надо делать затем, что это уменьшает электромагнитное излучение.

Надо регулировать цветность и звук телевизора, потому что он влияет на наше зрение.                                                                                   

Не смотри телевизор лёжа, оттого что это вредит зрению и осанке.

5.Упражнение «Третье - лишнее»

Наше предложение домой отправилось,

Но что-то лишнее к нему прибавилось.

Найдите это лишнее.

А. Отчего, почему, когда.

Б. Так как, с тех пор как, вследствие того что.

В. Потому что, оттого что, так как.

Г. Ибо, затем что, оттого что.

6.Составление концовки сказки

                                      … мчало,

                                      … скучало.

                                      … встретили,

                                      … заметили.

                                      … устал,

                                      … отвечал.

                                      … признание

                                      … задание.

 

 

         СПП домой быстро мчало,

         Потому что за всеми скучало.

         В Синтаксисе его дружно встретили,

         Так как отсутствие СПП заметили.

         Наш герой устал

         Из-за того, что на вопросы отвечал.

         Ну, а потом он получил признание

         Благодаря тому, что выполнил задание.

6. Рефлексия

Вот и сказочке конец.

Кто всё запомнил – молодец!

- Что мы выучили на уроке?

- Что узнали о сложноподчинённом предложении с придаточным причины?

- Чему научились?

7.Домашняя работа.

      Составить 5 сложноподчинённых предложений с придаточными причины на тему «Компьютер».

 

 

 

docx
Додано
9 листопада 2019
Переглядів
450
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку