УРОК № 18
Російська мова 6 клас
Тема. Буквы з, с в префиксах.
Цель: обучать орфограмме «Буквы з, с в префиксах»; вырабатывать умение находить слово с изученной орфограммой, использовать полученные знания для правильного написания слов; развивать навыки чтения вслух, умение придумывать вопросы к прочитанному тексту; воспитывать культуру речи, уважение к чужому мнению.
Оборудование: учебник, учебные тексты.
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Проверка домашнего задания.
— Расскажите о правилах написания префикса при-. Приведите примеры.
— Расскажите о правилах написания префикса пре-. Приведите примеры.
— Как поступить в том случае, если невозможно точно определить значение префикса?
— Написание каких слов с префиксами при-, пре- вы запомнили?
3. Творческий диктант-списывание.
Замените выделенные слова в предложениях словами с префиксами пре-, при-. Полученные слова запишите.
Мы сели на край скамьи (присели). Стояла великолепная погода (прекрасная). Прохожий на минутку остановился, чтобы прочесть название улицы (приостановился). При температуре ниже нуля вода становится льдом (превращается). Ребята едут в лагерь, расположенный около моря (приморский).
Найдите в каждой строчке лишнее слово. Свое мнение обоснуйте.
1) Придорожный, приусадебный, прилечь, пригородный.
2) Прекрасный, предобрый, преумный, преградить.
3) Пришить, прибить, призрачный, приклеить.
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Объяснение учителя.
Учащимся предлагается записать слова (учитель их записывает на доске), выделить префиксы, подчеркнуть буквы после них. Под руководством учителя учащиеся ведут наблюдения за написанием букв з, с на конце префиксов.
Вывод: префиксы пишутся с буквой з перед звонкими согласными, а также гласными и с буквой с — перед глухими согласными.
Добавьте к словам нужные префиксы и запишите полученные слова.
1) без-, бес-: сердечный, ценный, вкусный;
2) раз-, рас-: сыпать, бросать, шевелить;
3) из-, ис-: жарить, следовать, пить;
4) воз-, вос-: ненавидеть, кликнуть, дать;
5) вз-, вс-: дрогнуть, помнить, тряхнуть.
Под руководством учителя ученики читают теоретический материал
(с. ).
Упр. (письменно).
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Словарный диктант с поисковым заданием.
Запишите слова, обозначьте префиксы.
Рассмотреть, сбить, разбить, скользкий; безжалостный, бессменный, близкий, сжечь; избегать, испортить, исследовать, низкий; раздуть, рассеять, сдуть, резкий; разжать, расследовать, сделать, дерзкий.
Найдите в каждой группе «лишнее слово». Какому правилу написания оно подчиняется?
Запишите предложения, вставляя в них подходящие по смыслу слова с корнями -свет- или -цвет-. Префиксы и корни обозначьте.
1) Летом рано ... .2) У нас сирень ... в мае. 3) Лицо ... улыбкой. 4) Мы пошли к морю, когда стало ... . 5) Художник написал эту картину в ... своих сил.
Письменно составить диалог. Постараться использовать в диалоге реплики, в вежливой форме учитывающие мнение друга (подруги).
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Повторить теоретический материал занятия