Дата_____________ Класс______________
Составление композиции из цветов, выполненных в технике валяния.
Цель: способствовать закреплению знаний полученных на предыдущих уроках о новом виде
декоративно-прикладного искусства – валяние (фелтинг и фильцевание);
научить анализировать и объяснять выполнение работы;
развивать навыки и умения работы с шерстью, воображение,
интерес к творческой деятельности, внимание, аккуратность;
воспитывать у учащихся культура эстетического восприятия и чувств;
продолжить формирование взаимопомощи, умение слушать, работать в коллективе,
коммуникабельность, активность.
Методическое оснащение урока: ноутбук, проектор, плакаты, инструкции,
образцы объектов деятельности, инструменты и материалы: шерстяные цветы и листья,
ленты атласные, стеклянные мюсли, клей «Дракон», нитки и иголки,
ножницы, рамки с фоном.
Межпредметные связи: история, изобразительное искусство, геометрия, литература,
информатика
Объект труда: творческая работа - картина
Тип урока: обобщающий, урок творчества
Ход урока:
1. Организационная часть:
Приветствие.
Проверка явки учащихся.
Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Повторение изученного материала.
На предыдущих уроках вы ознакомились с историей развития и технологией изготовления изделий из шерсти. Вам было дано задание, подготовить коллективно презентацию на закрепление полученных знаний о валянии из шерсти. Вы готовы?
Валяние – это один из видов декоративно-прикладного искусства и корни его уходят в глубину веков. А с чего все началось?
(Выступление учащихся с эл. презентацией)
3. Мотивация учебной деятельности.
Стремление к творчеству – замечательная черта человека, присущая ему с древнейших времен. Еще в древности люди использовали различные материалы для изготовления предметов быта, изделий, украшающих жилища, в которых выражали свое отношение к окружающему миру, дав простор своей фантазии.
В последние 5 лет валяние стало очень популярным. Тем более, работа с шерстью не сложная, материал легко обрабатывается и очень благоприятно влияет на человека (т.к. является натуральным и свойства волокна - успокаивающее) и сама работа доставляет удовольствие. На прошлых занятиях вы делали, используя разные способы валяния, цветочные элементы. Эти элементы можно использовать как самостоятельные изделия (заколка, брошь, брелок и т.д.) и, а можно собрав вместе составить картину которую после использовать как декор в квартире или как подарок.
4. Сообщение темы урока.
Сегодня на занятии мы из подготовленных элементов составим композицию - картину
Тема нашего урока: «Составление композиции из цветов, выполненных в технике валяния».
5. Актуализация опорных знаний учащихся.
Прежде чем приступить к творческой работе, скажите, пожалуйста: 1. Что такое композиция? Привести пример. Композиция-творчество, объединение, составление, размещение отдельных частей. 2.С учетом чего строится композиция? Композиция строится с учетом симметрии и ассиметрии. Симметрия – зеркальное отображение (все линии похожи по форме, размеру, цвету).
Ассиметрия - нарушение симметрии.
3.Где вы уже встречались с понятием композиция? В украинской национальной вышивке, квиллинге, композиции из бисерных изделий, аппликации. 4.С помощью чего составляли композицию? С помощью элементов: в вышивке - знаки символы,
в квиллинге – форменные элементы, в флористике - цветы.
Каждый знак-символ или з элементы имеют свое значение.
С помощью их люди выражали свое отношение к чему-либо, пожелания и желания, мечты, оберегали себя и своих близких.
6. Творческая работа.
Мы подошли к творческой части нашего урока. Сейчас вы бутите составлять композицию и после выполнения - необходимо представить всем свою работу. Тему своей работы вы выбрали на первом занятии.
Инструктаж по технике безопасности и организации рабочего места. Перед практической - учитель с учащимися проводит ознакомление с подготовкой к работе, техникой безопасной работы и схемой выполнения работы.
На ваших рабочих местах находятся - фон, детали из шерсти, ножницы, клей, нитки, иголки. Необходимые дополнительные материалы. Если хотите чтобы работа была выполнена аккуратно, запомните: прежде чем прикрепить детали на фоне, а у вас для этого есть клей, нитки и игла, вы сначала разместите все на фоне. А когда убедитесь, что все лежит на своих местах, тогда приступайте к закреплению деталей. На столе все должно быть расположено так, чтобы удобно было для работы и не было беспорядка (клей и ножницы - справа, детальки - перед вами и слева). В работе будем использовать ножницы и иглы швейные. Помните, при работе с иглами нужно соблюдать следующие правила: хранить иглы в определенном месте – в игольнице; сломанную иглу не бросать, а убрать в безопасное место и сказать об этом учителю; не вкалывать их в одежду; знать количество иголок взятых для работы.
При работе с ножницами нужно соблюдать такие правила: ножницы класть сомкнутыми лезвиями от работающего; во время работы не отвлекаться; передавать ножницы, держа их за сомкнутые лезвия; хранить в определенном месте – в подставке или рабочей коробке. При работе с клеем будьте аккуратны., желательно использовать специальные палочки - зубочистки. Помните, что клеем можно испачкать работу.
Можете приступить к выполнению практической работы.
Во время работы учитель контролирует выполнение правил техники безопасной работы, указывает на допущенные ошибки и пути их устранения.
Самостоятельная работа учащихся.
Учащиеся придумывают композицию самостоятельно (в зависимости от физиологических особенностей, личностных и индивидуальных интересов учащихся).
Текущий инструктаж учителя.
Во время выполнения учащимися самостоятельной работы учитель проверяет организацию рабочего места, соблюдение правил техники безопасности, инструктирует по выполнению задания, оказывает помощь слабо подготовленным учащимся.
7. Презентация работ.
По окончанию учащиеся демонстрируют и представляют свои работы. Слушатели анализируют работу и, обосновывая, выставляют оценку.
8.Подведение итогов урока.
Вот и подошел к концу наш необычный урок. Поделитесь своими впечатлениями:
1.Что нового для себя вы узнали на уроке?
2.Чему научились?
3. как вы думаете, эти занятия пригодятся вам в будущем?
4.Что понравилось на уроке?
5. Что не понравилось на уроке и почему?
6. В роле кого вы сегодня работали?
7.Какое у вас настроение? Комфортно ли было на уроке?
Учитель выставляет баллы за работы, с учетом их представлений, анализирует урок (что положительного было на уроке, допущенные ошибки), выделяет лучшие работы.
Надеюсь, что знания и умения, приобретенные вами сегодня, обогатили вас и помогут в решении творческих задач не только на уроках, но и в жизни за пределами школы. В преддверии любого праздника вы сможете сделать подарок для родных и близких, для друзей или украсить свою комнату, дом. К тому же, вы как будущие хозяйки, должны помнить что изделие, сделанное своими руками, вносит экономию в семейный бюджет, так как покупка сувенира ручной работы в магазине обойдется дорого.
Фантазируйте, экспериментируйте, творите оригинальные, неповторимые изделия.
Фантазии полет и рук творенье
С восторгом я держу в своих руках…
Как результат терпенья и уменья –
Изящество, и цвета чистота,
И совершенство формы…
Нет сомненья,
Наш мир спасут талант и красота!
8.Домашнее задание.
9.Уборка рабочих мест.
Презентация работ
Выступление учащихся
Валяние шерсти (фелтинг, фильцевание, фильц, набивание) - это особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создаются рисунки на ткани или войлоке, объемные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары (слайд №2)
Валяние - самая древняя техника изготовления текстиля на Земле. Археологи датируют возникновение первых валяных изделий 8000 летним возрастом. Существует предание о том, как люди научились валять из шерсти, оно уходит корнями в легенду о Ноевом ковчеге. Овцы в ковчеге сбились в плотную кучу, и невольно топтали и взбивали копытцами шерсть, которая падала с их боков и намокала на полу. После того, как ковчег опустел, на этом месте нашли прекрасный ковер из валяной шерсти.
Древние люди начинали валять из найденной шерсти диких животных. И только потом они научились прясть, вязать и изготавливать ткани (слайд № 3)
Со временем валяние стало применяться в основном для изготовления шляп, обуви и других формовых изделий. Появились большие мастерские и валяльное производство (слайд № 4).
В середине 19, начале 20 веков изобрели валяльные прессы, и валяльные машины. Валка происходила посредством сдавливания и прокатывания шерсти или при механическом воздействии специальных иголок, которые спутывали шерстяные волокна (слайд № 5)
В принципе, валяние руками в щелочной среде возникло и развивалось независимо, во всех странах, где были одомашнены овцы и козы. Особенно глубоки традиции валяния в Азии, России, Финляндии и Перу. Такой универсальный материал, как войлок, использовался многими народами с древнейших времен: от кочевников Азии и Монголии до воинов Китая и Рима (слайд № 6).
Войлок до сих пор изготавливают и применяют в странах с суровым климатом. В годы Великой Отечественной войны солдаты Советской Армии зимой обувались именно в валенки (слайд № 7).
Существуют две основные техники валяния шерсти:
• валяние сухое (фильцевание) - это сваливание шерсти с использованием специальных игл
• валяние мокрое (фелтинг) - это сваливание волокон шерсти под воздействием сжимающих и давящих движений ладоней рук с использованием мыльного раствора (слайд № 8).
Сухое валяние - уплотнение комочков шерсти с помощью специальных игл. Техника напоминает лепку. Этот способ называют также фильцеванием (от анг. felting, нем. filzen). Он подразумевает перемешивание волокон шерсти с помощью фильцевальной иглы, которая имеет специальные, сделанные под небольшим наклоном, насечки. Когда такая игла проходит сквозь слой шерсти, она увлекает за собой попавшие в насечки волоски. Несложно представить, что при многократном протыкании комка шерсти волокна переплетутся требуемым образом и получится войлочное изделие. Фильцеванием пользуются для нанесения рисунка на ткань и, особенно этот способ незаменим, для создания войлочных изделий сложной формы, например таких, как игрушки, куклы, украшения (слайд № 9 ).
Основная хитрость мокрого валяния состоит в том, что для облегчения перемешивания и взаимопроникновения волокон шерсти используют мыльный раствор. Он значительно уменьшает трение между волосками. Под воздействием сжимающих и давящих движений ладоней волоски располагаются в толще материала так, как их ни за что не удалось бы расположить в слое войлока в сухом состоянии. Помимо этого в горячей воде волоски шерсти значительно удлиняются - таково природное свойство шерсти. После валяния изделие нужно тщательно прополоскать и просушить, при этом, по мере высыхания, волоски пытаются принять первоначальную длину, но поскольку их концы перепутаны в процессе валяния, а смазка в виде мыльного раствора удалена, то вышеупомянутые "замочки" их крепко держат, что и позволяет войлоку сохранять приданную в ходе валяния форму. Эта техника великолепно подходит для создания украшений, обуви, одежды и предметов интерьера (слайд № 10).
Для сухого валяния необходимы специальные иглы для валяния. Иглы снабжены насечками, с их помощью происходит сцепление и спутывание волокон. Зазубрины на иглах направлены в противоположную сторону, поэтому игла легко выпутывается из шерсти. Иглы для валяния бывают трех видов: тонкие, средние и грубые (слайд № 11).
Для сухого валяния пригодна любая шерсть (натуральная или акриловая). Чаще всего используется шерсть овечья разных видов. Так же подходит шерсть и других животных. В качестве приспособления для удобства процесса валяния необходима щетка-мат или поролоновая губка (слайд №12).
Для мокрого валяния используется только натуральная шерсть. Для процесса мокрого валяния необходимы: пупырчатая плёнка, москитная сетка, мыло и горячая вода (слайд №13)