Урок "Создание алгоритмов обработки величин. Массивы в Lazarus"

Про матеріал

Тема: Создание алгоритмов обработки величин

Урок содержит 2 упражнения по работе в среде программирования Lazarus с поетапным выполнением и конечным примером результата компиляции программы.

Перегляд файлу

Класс: 8

Тема: Создание алгоритмов обработки величин

Цель: ознакомиться с понятием табличная величина, массив; научиться осуществлять ввод и вывод табличных величин в Лазарус; развивать ловкость, логическое мышление; воспитывать умение работать в команде.

 Тип урока: урок изучения нового материала

Материалы: загадки, тетрадь по информатики, учебник, рисунки

Ход выполнения

  1.                Организационная часть.
  2.            Актуализация знаний.

- Задачи языков программирования?

- Среда Лазарус? Основные элементы программы?

- Программный код. Правила записи программы.

  1.                Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.

Мы уже создавали программы для обработки определенного количества переменных. Их значение вводят с помощью команд ввода, описанные правилам языка программирования, в окнах сообщений или, например, в текстовом поле. Но часто нужно обрабатывать большое количество переменных или множество значений одной переменной. Для удобства их подают в виде таблиц

https://mozok.click/uploads/informatika-9-morze/informatika-9-morze-183.jpg

  1.            Изучение нового материала.

Совокупность однотипных переменных, объединенных общим именем и которым можно придавать значение в процессе выполнения программы, в языке программирования Free Pascal называют массивом.
Под массивом понимают структурированный тип данных - набор однотипных переменных, расположенных в памяти непосредственно друг за другом, доступ к которым осуществляется по его порядковым номером (индексом). Индекс элемента массива - это целое число, указывающее на местоположение элемента в массиве. Для описания массива языке Free Pascal в разделе описания переменных var указывают его имя, диапазон номеров элементов и тип элементов массива (рис. 15.2).https://mozok.click/uploads/informatika-9-morze/informatika-9-morze-185.jpg

Например, на рисунке 15.2 дано описание линейной табличной величины - одномерного массива с именем а, состоящий из не более 10 целых чисел.

 

В языке программирования Free Pascal не предусмотрено специальных средств для ввода-вывода массива, который состоит из различных, но однотипных значений. Поэтому такую операцию организуют поэлементно, то есть при введении массива необходимо последовательно вводить значения 1, 2, 3 ... n элемента. Для этого обычно используют цикл for.

Для ввода и вывода элементов массива можно применить известные вам объекты формы: текстовое поле Edit, надпись Label, окна сообщений, или задавать случайные значения из некоторого диапазона.

  1.        Работа с компьютером.

Выполнение упражнений с масивами.

Упражнение 1. Введение массива действительных чисел.
Задания. Разработайте проект для ввода массива х, состоящий из n (n <20) действительных чисел, где значение количества элементов массива вводят в текстовое поле, а сами элементы - в окне ввода.

  1.     В папке Учебные проекты своей структуры папок создайте папку Введение массива.

    2. Откройте среду Lazarus и создайте новый проект. Разместите на экранной форме объекты, предоставьте значение их свойствам соответственно рисунку



3. Создайте процедуру обработки события нажатия кнопки Начать введения. В окне редактора кода опишите переменные, которые будут использоваться в проекте: х - массив действительных чисел, n - количество элементов массива, и - номер (индекс) элемента массива.


https://mozok.click/uploads/informatika-9-morze/informatika-9-morze-190.jpg
4. В окне редактора кода запишите команды ввода количества элементов массива и значений элементов в окне сообщения с использованием оператора повторения for.

https://mozok.click/uploads/informatika-9-morze/informatika-9-morze-191.jpg

Пример готового массива:

5. Компилируем и сохраняем.

 

Упражнение 2. Вывод массива целых чисел.
Задания. Разработайте проект для поэлементного вывода массива а с n (n <20) целых чисел от 0 до 10 в окне сообщения, где значение количества элементов массива вводят в текстовое поле, а элементы добираются случайно после запуска программы.
разработка проекта в среде программирования Lazarus.
1. В папке Учебные проекты своей структуры папок создайте папку Вывод массива.
2. Откройте среду Lazarus и создайте новый проект. Разместите на экранной форме объекты, предоставьте значение их свойствам соответственно рисунку


3. Создайте процедуру обработки события нажатия кнопки Начать. В окне редактора кода опишите переменные, которые будут использоваться в проекте: а - массив целых чисел; n - количество элементов массива; i - номер (индекс) элемента массива; s - строка, в которой будет формироваться массив значений для вывода. https://mozok.click/uploads/informatika-9-morze/informatika-9-morze-197.jpg       https://mozok.click/uploads/informatika-9-morze/informatika-9-morze-196.jpg

4. В окне редактора кода в теле программы запишите команды ввода количества элементов массива и предоставления значений элементов массива с помощью функции генерирования целых чисел.https://mozok.click/uploads/informatika-9-morze/informatika-9-morze-198.jpg

5. Продолжите введение программы https://mozok.click/uploads/informatika-9-morze/informatika-9-morze-199.jpg

Пример готового массива:

5. Компилируем и сохраняем.

  

 

  1.         Повторение изученного. Итог урока. ДЗ_конспект

Тема: Массивы

Выполнение упражнений с масивами.

Упражнение 1. Введение массива действительных чисел.
Задания. Разработайте проект для ввода массива х, состоящий из n (n <20) действительных чисел, где значение количества элементов массива вводят в текстовое поле, а сами элементы - в окне ввода.

  1.                                                                           В папке Учебные проекты своей структуры папок создайте папку Введение массива.
    2. Откройте среду Lazarus и создайте новый проект. Разместите на экранной форме объекты, предоставьте значение их свойствам соответственно рисунку



3. Создайте процедуру обработки события нажатия кнопки Начать введения. В окне редактора кода опишите переменные, которые будут использоваться в проекте: х - массив действительных чисел, n - количество элементов массива, и - номер (индекс) элемента массива.
https://mozok.click/uploads/informatika-9-morze/informatika-9-morze-190.jpg
4. В окне редактора кода запишите команды ввода количества элементов массива и значений элементов в окне сообщения с использованием оператора повторения for.

https://mozok.click/uploads/informatika-9-morze/informatika-9-morze-191.jpg

Пример готового массива:

5. Компилируем и сохраняем.

  

 

 

 

 

 

 

 

Упражнение 2. Вывод массива целых чисел.
Задания. Разработайте проект для поэлементного вывода массива а с n (n <20) целых чисел от 0 до 10 в окне сообщения, где значение количества элементов массива вводят в текстовое поле, а элементы добираются случайно после запуска программы.
разработка проекта в среде программирования Lazarus.
1. В папке Учебные проекты своей структуры папок создайте папку Вывод массива.
2. Откройте среду Lazarus и создайте новый проект. Разместите на экранной форме объекты, предоставьте значение их свойствам соответственно рисунку
3. Создайте процедуру обработки события нажатия кнопки Начать. В окне редактора кода опишите переменные, которые будут использоваться в проекте: а - массив целых чисел; n - количество элементов массива; i - номер (индекс) элемента массива; s - строка, в которой будет формироваться массив значений для вывода.

 https://mozok.click/uploads/informatika-9-morze/informatika-9-morze-197.jpg      

4. В окне редактора кода в теле программы запишите команды ввода количества элементов массива и предоставления значений элементов массива с помощью функции генерирования целых чисел.

Пример готового массива:

5. Компилируем и сохраняем.

                            

docx
Додано
13 січня 2019
Переглядів
1479
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку