Відкритий урок у 9 класі
«Спадкові хвороби людини»
Цели урока:
- образовательные: охарактеризовать наиболее известные наследственные заболевания; объяснить причины возникновения некоторых генетических заболеваний; сформировать понятие о факторах риска и мерах профилактики, возможность лечения;
- развивающие: продолжить развивать умение решать генетические задачи, работать в группах, выбирать главное, анализировать, высказывать свои мысли и предположения;
- воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью будущего поколения, пропаганда здорового образа жизни, воспитание моральных ценностей.
Оборудование: проектор, шаблоны хромосом человека, магниты, раздаточный материал для групп (маршрутный лист, задачи генетические, теоретический материал по хромосомным болезням, иллюстрации болезней), презентация, марш Мендельсона, видеоролики к уроку.
Тип урока: изучение нового материала.
Мотивация: ( Звучит свадебный марш Мендельсона).
Учитель: Родилась молодая семья. И вот в один прекрасный момент молодожены решили завести ребенка. Они мечтают о том, что их ребенок будет красивым, как мама. Умным, как папа. Папа требует сына. А мама хочет дочку. Споры могут перерасти в ссору. И тогда вмешивается мудрая бабушка, которая объясняет, что главное, чтобы ребенок был здоровым. А если нет? Помните у А.С.Пушкина: Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь,
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку…
- А ведь и правда, не всегда рождение ребенка приносит в дом только радость. Почему? (Ответ: Бывает так, что ребёнок роджается особенным- не таким как все).
- Однажды у одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным в жизни: богатство или слава?». Немного подумав, мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля». Прав ли мудрец?
- Сегодня на уроке мы будет говорить о наследственных заболеваниях человека. Тема актуальная, важно знать её для того, чтобы предостеречь себя от возможных заболеваний. (Запись темы урока в тетрадь). Предупрежден, значит вооружен. Здоровье на 25% зависит от наследственности, а на 75% - от образа жизни, который Вы будете вести.
- Расшифрован полностью наследственный аппарат человека. В последние десятилетия вопросу наследственности человека стали уделять большое внимание. Развитие современной цивилизации приводит к появлению в окружающей среде факторов, увеличивающих частоту мутаций. Поэтому перед генетической наукой, в частности перед медицинской генетикой, встала первостепенная задача – научиться бороться с внешним проявлением у человека вредных мутаций, диагностировать наследственные заболевания на любой стадии развития организма, в том числе и до рождения, определить предрасположенность к некоторым распространенным болезням.
Cледует помнить, что подшлифовать можно только фенотипическое проявление «вредного» гена, и вылеченный человек продолжает оставаться его носителем и может передавать этот ген своим потомкам.
Цель урока:
- Ознакомиться с разнообразием наследственных заболеваний, выяснить их причины;
- Сформировать понятие о факторах риска, о мерах профилактики и возможности лечения этих заболеваний.
Учитель: Здоровье человека во многом зависит, насколько здоровы были его родители, а также предшествующие им поколения. С незапамятных времен известно, что близкородственные браки часто приводят к рождению неполноценного потомства, а некоторые заболевания (сахарный диабет, заболевания крови, сердца и сосудов, психические заболевания и др.) чаще развиваются у людей, родители которых также ими страдали.
Стремление продолжить свой род, иметь жизнеспособное потомство - одно из основных свойств живого на Земле, в том числе и человека.
В современной медицине есть методы, позволяющие выявлять хромосомные заболевания в любом возрасте.
Ежегодно в мире рождаются 5 млн. детей с тяжелыми врожденными дефектами развития. Наследственные аномалии прослеживаются на протяжении многих поколений и даже веков.
В 20-м веке известно более 1 тыс. наследственных заболеваний, в 21-м веке более 3-4,5 тыс. 60% самопроизвольных абортов связаны с хромосомными нарушениями у плода. Невозможно точно предсказать, родится ли у данной супружеской пары здоровый ребенок и, вообще, каким он будет.
- Чем все это обусловлено? Попробуем разобраться.
Беседа по вопросам:
- Из-за чего возникают наследственные заболевания? В чем причины?
(Ответ: мутации).
- А что такое мутация? – это внезапные стойкие изменения генетического материала, приводящие к появлению новых признаков организма, способных передаваться последующим поколениям.
- Причины мутаций? (Ответ: мутагены).
- Сколько хромосом в клетках человека, т.е каков наш кариотип?
Их них 22 пары - ? (Ответ: аутосомы) 23 пара -? (Ответ: Половые)
- Какие факторы влияют на здоровье человека? (Ответ:наследственность, окружающая среда, образ жизни).
- Какие наследственные заболевания вам известны?
Изучение нового материала:
Наследственные болезни — заболевания человека, обусловленные хромосомными и генными мутациями. (т.е. связаны с нарушениями в генах, целостностью хромосом или кол-вом хромосом). Их причина – генные, хромосомные и геномные мутации. (Их примерно 6000 видов).
это болезни, связанные с нарушением числа и структуры хромосом.
А) Болезни, связанные с нарушением числа неполовых хромосом (аутосом);
Б) Болезни, связанные с нарушением числа половых хромосом;
В) Болезни, связанные с нарушением структуры хромосом.
II. Генные заболевания.
Хромосомные болезни:
Возникают в результате мутаций в половых клетках одного из родителей. Одна из десяти гамет несет ошибочную информацию. Такие мутации в большинстве вызывают тяжёлые аномалии, несовместимые с жизнью.
I. Заболевания, связанные с нарушением числа аутосом:
-Синдром Дауна (47, 21+)
-Синдром Патау (47, 13+)
-Синдром Эдвардса (47, 18+)
II. Заболевания, связанные с нарушением числа половых хромосом:
-Синдром Шерешевского - Тернера (45, Х0)
-Синдром Клайнфельтера (классический кариотип 47, ХХУ)
III. Заболевания, связанные с нарушением структуры хромосом:
-Синдром Лежена (Кошачьего крика)
Генные болезни:
Это наследственные болезни, вызванные генными (точечными) мутациями –повреждениями ДНК на уровне генов.
-Какими? (Ответ: выпадение, добавление, перестройка, замена нуклеотида).
Эти болезни передаются из поколения в поколение без изменений и могут быть доминантными аутосомными (полидактилия), рецессивными аутосомными (альбинизм), рецессивными сцепленными с Х-хромосомой (гемофилия, дальтонизм), сцепленными с У-хромосомой (ихтиоз).
С помощью современных методов открыто уже около 4000 таких заболеваний. Некоторые из таких заболеваний пока лечить не удаётся, а для некоторых способы лечения найдены. Самым распространённым генным заболеванием является БЛИЗОРУКОСТЬ (миопия)- встречается у 30 % людей европеоидной расы и у 80 % азиатов.
- Вспомните, что такое миопия? (Ответ: человек вблизи видит хорошо, а вдали – плохо, изображение фокусируется не на сетчатке глаза, а перед ней из-за удлинённой формы глазного яблока).
- Работа с учебником:
На стр. 142 учебника в таблице – примеры генных заболеваний (муковисцидоз, фенилкетонурия, дальтонизм, гемофилия).
- Решение задач на наследственные заболевания:
(в группах)
Фенилкетонурия (нарушение аминокислотного обмена) наследуется как рецессивный признак. Жена гетерозиготна по гену фенилкетонурии, а муж гомозиготен по нормальному аллелю этого гена. Какова вероятность рождения у них больного ребенка?
|
Гемофилия (обозначается символом– h) обусловлена рецессивным геном, расположенным в Х-хромосоме, поэтому гетерозиготные по данному гену женщины обладают обычной свёртываемостью крови. С какой вероятностью родится мальчик, страдающий гемофилией, у гетерозиготной по указанному признаку женщины и нормального мужчины?
|
Учитель: В старые времена при выборе невесты родители принимали во внимание не только внешность, но и нрав. Особенно ценился миролюбивый характер, уступчивость, покладистость. Смотрели, какова работница и какое у неё здоровье, а проверяли так: накануне свадьбы приходили сваты, приносили угощения; сколько съест невеста – таково и здоровье, «чем больше – тем лучше». А ещё присматривались к родне невесты до пятого колена: смотрели, нет ли пьяниц, буянов, сумасшедших. Даже пословица была «Выбирай корову по рогам, а невесту по родам».
- Приступаем к третьему пункту нашего плана на сегодняшний урок: профилактика, диагностика и лечение наследственных заболеваний. На данном этапе предлагаю вам побыть в роли врачей.
- Так какие же факторы могут вызывать наследственные болезни?
(Ожидаемый вариант):
Факторы риска возникновения наследственных заболеваний:
1. Люди, подверженные физическим факторам -мутагенам (различные виды излучения: УФ излучение, рентгеновское (флюорография), радиоактивное; УЗИ (ультразвуковое излучение), бытовая техника, компьютер, сотовые телефоны.
2. Люди, подверженные химическим факторам (соли тяжёлых металлов (свинец, ртуть), формальдегиды, красители, гербициды, наркотики, алкоголь, никотин, некоторые лекарственные препараты и др.)
3. Люди, подверженные биологическим факторам (вирусы оспы, ветряной оспы, эпидемического паротита, гриппа, кори, гепатита и др. болезней).
4. Женщины старше 35 лет
5. Люди, которые являются родственниками (при близкородственном браке в несколько раз повышается вероятность рождения детей с рецессивными наследственными заболеваниями);
6. Имеют генетически неблагополучных родственников либо уже имеют детей с врожденной патологией.
- Какие методы профилактики можно выделить?
Профилактика:
1. Медико-генетическое консультирование при беременности у женщин в возрасте 35 лет и старше, при наличии наследственных болезней в родословной для предупреждения зачатия больного ребёнка.
2. Исключение родственных браков.
3. Здоровый образ жизни. (! Употребление алкоголя и наркотиков ведёт к нарушению процесса конъюгации хромосом в мейозе, так как алкоголь яд для любой клетки, в том числе и для половой. В результате в некоторых половых клетках могут возникнуть изменения структуры и числа хромосом, что может привести к тяжелым уродствам или умственной отсталости).
4. Борьба за чистоту окружающей среды.
5. Сегодня активно развивается новый метод – генная терапия. С помощью этого метода дефектные гены могут быть заменены “здоровыми” и болезнь может быть прекращена в результате устранения причины (дефектного гена).
(! В 1990 г. В США в Национальном институте здоровья 4-хлетней девочке Ашанти ДеСильва успешно пересадили собственные лимфоциты, в которых предварительно изменили повреждённый ген. Это привело к частичному восстановлению иммунной системы Ашанти).
Подведение итогов урока:
Вы должны помнить, что среди нас в нашем обществе есть такие люди, и мы должны толерантно (терпимо) относиться к ним, они тоже имеют право на жизнь. А вы согласны с этим?
Д/З: параграф 35, дополнительно об 1 любом генном заболевании.