Урок "Спадкові хвороби людини"

Про матеріал
Розробку можна використати як відкритий урок для учнів 9 класу. До розробки можна додати власну презентацію, відео з ютюб.
Перегляд файлу

Відкритий урок у 9 класі

«Спадкові хвороби людини»

 

Цели урока:

- образовательные: охарактеризовать наиболее известные наследственные заболевания; объяснить причины возникновения некоторых генетических заболеваний; сформировать понятие о факторах риска и мерах профилактики, возможность лечения;

- развивающие: продолжить развивать умение решать генетические задачи, работать в группах, выбирать главное, анализировать, высказывать свои мысли и предположения;

- воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью будущего поколения, пропаганда здорового образа жизни, воспитание моральных ценностей.

Оборудование: проектор, шаблоны хромосом человека, магниты, раздаточный материал для групп (маршрутный лист, задачи генетические, теоретический материал по хромосомным болезням, иллюстрации болезней), презентация, марш Мендельсона, видеоролики к уроку.

Тип урока: изучение нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

Мотивация:   ( Звучит свадебный марш Мендельсона).

Учитель: Родилась молодая семья. И вот в один прекрасный момент молодожены решили завести ребенка. Они мечтают о том, что их ребенок будет красивым, как мама. Умным, как папа. Папа требует сына. А мама хочет дочку. Споры могут перерасти в ссору. И тогда вмешивается мудрая бабушка, которая объясняет, что главное, чтобы ребенок был здоровым. А если нет?     Помните у А.С.Пушкина:                       Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь,

Не мышонка, не лягушку,

А неведому зверюшку…

- А ведь и правда, не всегда рождение ребенка приносит в дом только радость. Почему? (Ответ: Бывает так, что ребёнок роджается особенным- не таким как все).

- Однажды у одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным в жизни: богатство или слава?». Немного подумав, мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля». Прав ли мудрец? 

- Сегодня на уроке мы будет говорить о наследственных заболеваниях человека. Тема актуальная, важно знать её для того, чтобы предостеречь себя от возможных заболеваний. (Запись темы урока в тетрадь). Предупрежден, значит вооружен. Здоровье на 25% зависит от наследственности, а на 75% - от образа жизни, который Вы будете вести.

- Расшифрован полностью наследственный аппарат человека. В последние десятилетия вопросу наследственности человека стали уделять большое внимание. Развитие современной цивилизации приводит к появлению в окружающей среде факторов, увеличивающих частоту мутаций. Поэтому перед генетической наукой, в частности перед медицинской генетикой, встала первостепенная задача – научиться бороться с внешним проявлением у человека вредных мутаций, диагностировать наследственные заболевания на любой стадии развития организма, в том числе и до рождения, определить предрасположенность к некоторым распространенным болезням.

     Cледует помнить, что подшлифовать можно только фенотипическое проявление «вредного» гена, и вылеченный человек продолжает оставаться его носителем и может передавать этот ген своим потомкам.

Цель урока:

- Ознакомиться с разнообразием наследственных заболеваний, выяснить их причины;

- Сформировать понятие о факторах риска, о мерах профилактики и возможности лечения этих заболеваний.

 

Учитель: Здоровье человека во многом зависит, насколько здоровы были его родители, а также предшествующие им поколения. С незапамятных времен известно, что близкородственные браки часто приводят к рождению неполноценного потомства, а некоторые заболевания (сахарный диабет, заболевания крови, сердца и сосудов, психические заболевания и др.) чаще развиваются у людей, родители которых также ими страдали.

     Стремление продолжить свой род, иметь жизнеспособное потомство - одно из основных свойств живого на Земле, в том числе и человека.

     В современной медицине есть методы, позволяющие выявлять хромосомные заболевания в любом возрасте.

     Ежегодно в мире рождаются 5 млн. детей с тяжелыми врожденными дефектами развития. Наследственные аномалии прослеживаются на протяжении многих поколений и даже веков.

     В 20-м веке известно более 1 тыс. наследственных заболеваний, в 21-м веке более 3-4,5 тыс. 60% самопроизвольных абортов связаны с хромосомными нарушениями у плода. Невозможно точно предсказать, родится ли у данной супружеской пары здоровый ребенок и, вообще, каким он будет.

- Чем все это обусловлено? Попробуем разобраться.

Беседа по вопросам:

 

- Из-за чего возникают наследственные заболевания? В чем причины?

(Ответ: мутации).

- А что такое мутация? – это внезапные стойкие изменения генетического материала, приводящие к появлению новых признаков организма, способных передаваться последующим поколениям.

- Причины мутаций? (Ответ: мутагены).

- Сколько хромосом в клетках человека, т.е каков наш кариотип?

Их них 22 пары - ? (Ответ: аутосомы)     23 пара -? (Ответ: Половые)

- Какие факторы влияют на здоровье человека? (Ответ:наследственность, окружающая среда, образ жизни). 

- Какие наследственные заболевания вам известны?

 

Изучение нового материала:

     Наследственные болезни — заболевания человека, обусловленные хромосомными и генными мутациями. (т.е. связаны с нарушениями в генах, целостностью хромосом или кол-вом хромосом). Их причина – генные, хромосомные и геномные мутации. (Их примерно 6000 видов).

  1. Хромосомные болезни. (Их примерно 700 видов описано) -

это болезни, связанные с нарушением числа и структуры хромосом.

А) Болезни, связанные с нарушением числа неполовых хромосом (аутосом);

Б) Болезни, связанные с нарушением числа половых хромосом;

В) Болезни, связанные с нарушением структуры хромосом.

II.     Генные заболевания.

 Хромосомные болезни:

Возникают в результате мутаций в половых клетках одного из родителей. Одна из десяти гамет несет ошибочную информацию. Такие мутации в большинстве вызывают тяжёлые аномалии, несовместимые с жизнью.

  • Работа в группах (с заполнением таблицы). Учащимся раздаются маршрутные листы, теоретический материал и портреты детей и людей с этим заболеванием. Спикеры по истечению времени защищают свою работу.

I. Заболевания, связанные с нарушением числа аутосом:

-Синдром Дауна (47, 21+)

-Синдром Патау (47, 13+)

-Синдром Эдвардса (47, 18+)

II. Заболевания, связанные с нарушением числа половых хромосом:

      -Синдром Шерешевского - Тернера (45, Х0)

-Синдром Клайнфельтера (классический кариотип 47, ХХУ)

III. Заболевания, связанные с нарушением структуры хромосом:

     -Синдром Лежена (Кошачьего крика)

  • Просмотр видеоролика « Американская семья удочерила девочку из Украины с синдромом Дауна».

Генные болезни:

Это наследственные болезни, вызванные генными (точечными) мутациями –повреждениями ДНК на уровне генов.

-Какими? (Ответ: выпадение, добавление, перестройка, замена нуклеотида).

     Эти болезни передаются из поколения в поколение без изменений и могут быть доминантными аутосомными (полидактилия), рецессивными аутосомными (альбинизм), рецессивными сцепленными с Х-хромосомой (гемофилия, дальтонизм), сцепленными с У-хромосомой (ихтиоз).

     С помощью современных методов открыто уже около 4000 таких заболеваний. Некоторые из таких заболеваний пока лечить не удаётся, а для некоторых способы лечения найдены. Самым распространённым генным заболеванием является БЛИЗОРУКОСТЬ (миопия)- встречается у 30 % людей европеоидной расы и у 80 % азиатов.

- Вспомните, что такое миопия? (Ответ: человек вблизи видит хорошо, а вдали – плохо, изображение фокусируется не на сетчатке глаза, а перед ней из-за удлинённой формы глазного яблока). 

- Работа с учебником:

На стр. 142 учебника в таблице – примеры генных заболеваний (муковисцидоз, фенилкетонурия, дальтонизм, гемофилия).

- Решение задач на наследственные заболевания:

(в группах)

Фенилкетонурия (нарушение аминокислотного обмена) наследуется как рецессивный признак. Жена гетерозиготна по гену фенилкетонурии, а муж гомозиготен по нормальному аллелю этого гена. Какова вероятность рождения у них больного ребенка?

 

Гемофилия (обозначается символом– h) обусловлена рецессивным геном, расположенным в Х-хромосоме, поэтому гетерозиготные по данному гену женщины обладают обычной свёртываемостью крови. С какой вероятностью родится мальчик, страдающий гемофилией, у гетерозиготной по указанному признаку женщины и нормального мужчины?

 

 

Учитель: В старые времена при выборе невесты родители принимали во внимание не только внешность, но и нрав. Особенно ценился миролюбивый характер, уступчивость, покладистость. Смотрели, какова работница и какое у неё здоровье, а проверяли так: накануне свадьбы приходили сваты, приносили угощения; сколько съест невеста – таково и здоровье, «чем больше – тем лучше». А ещё присматривались к родне невесты до пятого колена: смотрели, нет ли пьяниц, буянов, сумасшедших. Даже пословица была «Выбирай корову по рогам, а невесту по родам».

 

- Приступаем к третьему пункту нашего плана на сегодняшний урок: профилактика, диагностика и лечение наследственных заболеваний. На данном этапе предлагаю вам побыть в роли врачей.

- Так какие же факторы могут вызывать наследственные болезни?

(Ожидаемый вариант):

 

     Факторы риска возникновения наследственных заболеваний:

1. Люди, подверженные физическим факторам -мутагенам (различные виды излучения: УФ излучение, рентгеновское (флюорография), радиоактивное; УЗИ (ультразвуковое излучение), бытовая техника, компьютер, сотовые телефоны.

2. Люди, подверженные химическим факторам (соли тяжёлых металлов (свинец, ртуть), формальдегиды, красители, гербициды, наркотики, алкоголь, никотин, некоторые лекарственные препараты и др.)

3. Люди, подверженные биологическим факторам (вирусы оспы, ветряной оспы, эпидемического паротита, гриппа, кори, гепатита и др. болезней).

4. Женщины старше 35 лет

5. Люди, которые являются родственниками (при близкородственном браке в несколько раз повышается вероятность рождения детей с рецессивными наследственными заболеваниями);

6. Имеют генетически неблагополучных родственников либо уже имеют детей с врожденной патологией.

 

- Какие методы профилактики можно выделить?

Профилактика:

1. Медико-генетическое консультирование при беременности у женщин в возрасте 35 лет и старше, при наличии наследственных болезней в родословной для предупреждения зачатия больного ребёнка.

2. Исключение родственных браков.

3. Здоровый образ жизни. (! Употребление алкоголя и наркотиков ведёт к нарушению процесса конъюгации хромосом в мейозе, так как алкоголь яд для любой клетки, в том числе и для половой. В результате в некоторых половых клетках могут возникнуть изменения структуры и числа хромосом, что может привести к тяжелым уродствам или умственной отсталости).

 

4. Борьба за чистоту окружающей среды.

5. Сегодня активно развивается новый метод – генная терапия.  С помощью этого метода дефектные гены могут быть заменены “здоровыми” и болезнь может быть прекращена в результате устранения причины (дефектного гена).  

(! В 1990 г. В США в Национальном институте здоровья  4-хлетней девочке Ашанти ДеСильва  успешно пересадили собственные лимфоциты, в которых предварительно изменили повреждённый ген. Это привело к частичному восстановлению иммунной системы Ашанти).

Подведение итогов урока:

     Вы должны помнить, что среди нас в нашем обществе есть такие люди, и мы должны толерантно (терпимо) относиться к ним, они тоже имеют право на жизнь. А вы согласны с этим?

  • Просмотр видеоролика «Что такое синдром любви»
  • Рефлексия «Метод пяти пальцев»

Д/З: параграф 35, дополнительно об 1 любом генном заболевании.

docx
Пов’язані теми
Біологія, Розробки уроків
Додано
21 квітня 2020
Переглядів
495
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку