Урок "Строение и функции органов пищеварения"

Про матеріал
Урок передбачає використання різних методів та прийомів спрямованих на організацію керованої вчителем, самостійної, групової діяльності учнів з засвоєння нових знань, понять, набуття навичок роботи з інформацією.
Перегляд файлу
Перегляд файлу тимчасово недоступний.
Перегляд файлу
Перегляд файлу тимчасово недоступний.
Перегляд файлу

ТЕМА. ПИТАНИЕ И ПИЩЕВАРЕНИЕ.

УРОК. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ.

 

Цели:

  • усвоить учащимся знания о строении и функциях пищеварительной системы, понятия: пищеварительный канал, пищеварительные железы;
  • формировать общеучебные умения и навыки анализа и синтеза информации, навык рефлексии собственной деятельности;
  • развивать практические умения учащихся по работе с различными источниками информации;
  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью, культуру питания.

 

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: фронтальный опрос, работа с учебником, интерактивный метод работы в парах, рассказ учителя с использованием мультимедийного оборудования, частично-поисковый метод.

Основные понятия урока: пищеварительная система, пищеварительный канал, пищеварительные железы.

Оборудование и материалы: образовательный комплекс CD «Атлас тела человека», научно-популярный фильм «Человеческий организм», персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Пищеварительная система», дидактические карточки по теме урока.

 

Ход урока.

  1.               Организационный этап-1мин.

2. Актуализация опорных знаний-7мин.

Ребята, на прошлом уроке вы начали изучать тему «Питание и пищеварение». Какой аспект этой темы вы рассмотрели на прошлом уроке? Назовите основные понятия темы, которые вы выучили на прошлом уроке.

Фронтальный опрос, коррекция затруднений. Формулировка терминов (питание, пищеварение, ферменты).

Питание-это процесс, или процессы, в результате которых происходит поступление в организм человека, растений, животных веществ необходимых для восполнения энергетических затрат, построения и возобновления тканей.

Пищеварение-это процесс механической и химической переработки пищи, в результате которого питательные вещества усваиваются в организме.

Ферменты-это биологически активные вещества, преимущественно белковой природы, способные ускорять биохимические реакции.

Молодцы, вы хорошо усвоили материал прошлого урока. Ребята, определите основные функции питания при просмотре видеофрагмента. Смотрите и слушайте внимательно. Внимание на экран.

Видео 1.

Какие функции выполняет питание?

Питание выполняет три функции:    энергетическая, снабжение организма пластическими веществами, снабжение организма биологически активными веществами.

Что нужно для питания организма и поддержания его жизнедеятельности?

Питательные вещества.

Правильно, внимание на экран, слушайте и смотрите внимательно, выделите ключевые понятия в видеофрагменте.

Видео 2.

Назовите ключевые понятия. Какие вещества преобладают в растительной пище? Какие вещества преобладают в животной пище? В какой пище больше всего жиров? Что такое правильное питание?

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины, вода, минеральные соли. Правильное питание предусматривает сбалансированное по качественному и количественному составу потребление продуктов.

3. Мотивация и целеполагание-2мин.

Ребята, сегодня мы продолжим изучение процессов пищеварения.

Запишите в тетрадь тему урока «Система органов пищеварения, их строение, функции и методы изучения». (слайд)

Сегодня на уроке мы:

  • изучим строение и функции пищеварительной системы, методы изучения органов пищеварения;
  • узнаем значение ключевых терминов и понятий: пищеварительный канал, пищеварительные железы;
  • продолжим формировать культуру питания.

4. Восприятие и первичное усвоение учащимися нового материала-25мин.

  1.               Пищеварительный канал.

Проблемный вопрос. Почему вещества, пригодные для пищи, например молоко, или куриный бульон, введенные прямо в кровь, вызывают гибель человека?

Фронтальная беседа.

Для того, чтобы пища могла снабдить организм питательными веществами и энергией она должна быть преобразована в доступную для усвоения форму. Живые организмы способны расщеплять пищу до белков, жиров и углеводов. Для этого в процессе эволюции появилась пищеварительная система.

Какие органы образуют пищеварительную систему? Откуда вы это знаете?

Назовите органы пищеварительной системы животных.

Пищеварительная система человека имеет похожий план строения. Посмотрим видеофрагмент. Во время просмотра будьте внимательны, делайте пометки в тетрадях, устно сформулируйте ответ на вопрос: «Какие органы образуют пищеварительную систему человека?»

Анимация «Атлас тела человека».

Пищеварительный канал образован следующими отделами: рот, глотка, пищевод, желудок, тонкая кишка, толстая кишка, прямая кишка, анальное отверстие. В процессе эволюции происходит приспособление пищеварительной трубки к роду пищи. Человек-всеядное существо, поэтому у него нет явных приспособлений в строении пищеварительного тракта.

Ребята, представьте себе лимон, что происходит во рту?

Ответы учащихся.

Запишите название второго пункта

2. Пищеварительные железы.

Работа с учебником.

Откройте учебник, найдите информацию о пищеварительных железах и определите, какие из них участвуют в пищеварении, сделайте пометки в тетрадях.

Слайд. «Пищеварительная система».

Покажите на экране пищеварительные железы. Какие функции они выполняют?

Пищеварительные железы выделяют пищеварительные соки, к их числу относятся 3 пары слюнных желез, мелкие железы слизистой оболочки желудка и кишечника, печень, поджелудочная железа.

Ребята, что в упрощенном виде представляет собой пищеварительный канал?

Сделайте предположение, какое гистологическое строение имеет стенка пищеварительного канала?

Хотите узнать больше?

Запишите в тетради.

3. Оболочки пищеварительного канала.

По ходу моего рассказа сделайте упрощенную схему и отметьте оболочки.

 

Стенка пищеварительной трубки состоит из слизистой, мышечной и внешней оболочки.

Внутренняя слизистая оболочка образована эпителиальной тканью (одно- или многослойным эпителием). Эта оболочка выполняет барьерную функцию, обеспечивает избирательную проницаемость, продуцирует слизь, обеспечивает переваривание и всасывание питательных веществ.  Ученые установили, что в слизистой оболочке кишечника имеется много лимфатических фолликулов, поэтому слизистая выполняет иммунную функцию. В составе слизистой есть клетки, которые вырабатывают гормоны, влияющие на моторику и активность пищеварительного тракта.

 

Средняя мышечная оболочка образована двумя слоями-наружным продольным и внутренним циркулярным. В основном представлена гладкой мышечной тканью, и только в области анального канала-поперечнополосатой. Сокращения этой оболочки обеспечивают перемешивание и продвижение содержимого пищеварительной трубки.

 

Внешняя соединительнотканная оболочка выполняет защитную функцию, является внутренним листком брюшины-двухслойной оболочки выстилающей брюшную полость. Брюшина защищает органы пищеварения, обеспечивает беспрепятственное скольжение находящихся в полости органов и имеет свой нервный аппарат, кровеносные и лимфатические сосуды.

 

Пищеварительный тракт образован тремя оболочками: слизистой, мышечной и соединительнотканной.

Я думаю вы легко справитесь со следующим заданием.

Запишите в тетради.

4. Функции пищеварительной системы.

Внимание на экран! Функции пищеварительной системы и их значение перепутались. Наведите порядок, установите правильное соответствие между функцией и ее объяснением.

Работа в парах.

Контрольная карточка

Функция

Проявление 

Секреторная

Выделение ферментов и других веществ в составе слюны, желудочного, поджелудочного, кишечного соков и желчи.

Выделительная

Переход через стенку пищеварительного тракта вредных веществ

Иммунная

Захват и обезвреживание антигенов

Двигательная

Жевание, глотание, перемещение пищи по пищеварительному тракту и выделение неусвоенных остатков

Всасывательная

Переход питательных веществ в кровь и лимфу

 

Молодцы, вы хорошо справились с этой работой. У кого не получилось, исправьте ошибки и вклейте дома эти карточки в тетрадь.

 

Пищеварительный тракт выполняет секреторную, всасывательную, выделительную, имунную, двигательную функции.

 

Ребята, посмотрите на следующий слайд. Кому поставлен этот памятник?

Этот памятник поставлен по инициативе И.П. Павлова, в знак признательности собаке за бескорыстное и преданное служение науке во благо всего человечества.

Запишите в тетрадь следующий пункт.

5. Методы исследования пищеварительной системы.

  •                 Методы хронических фистул И.П. Павлова.
  •                 Зондирование.
  •                 Рентгенография.
  •                 Эндоскопия.
  •                 Ультразвуковая локация.
  •                 Сканирующая томография.
  •                 Радиоэлектронные методы.
  •                 Электрогастрография.

Самые распространенные методы исследования пищеварительного тракта-это зондирование, эндоскопия, рентгенография, ультразвуковая диагностика, электрогастрография.

  1.               Сообщение домашнего задания-2мин.

 Ребята, каждый год появляются новые методы исследования пищеварительной системы. Если вас заинтересовала эта тема, предлагаю вам подготовить для своих одноклассников интересное сообщение «Новые методы исследования пищеварительной системы».

Запишите в дневник домашнее задание. Параграф учебника, читать,  выучить основные понятия темы, знать методы исследования пищеварительной системы, творческое задание «Современные методы исследования пищеварительной системы».

 

6. Осмысление, обобщение и систематизация знаний-3мин.

Ребята, сегодня на уроке вы были очень внимательны и работали очень усердно, я думаю вы отлично справитесь с заданием для проверки ваших знаний.

Внимание на слайд, перед вами пищеварительная система, запишите органы ее образующие в той последовательности, которую мы изучили на уроке. Не забудьте про железы.

7. Оценивание-2мин.

  1.               Итог урока. Рефлексия-3мин.

Подведем итоги. Продолжите фразы которые вы видите на экране, оцените свой вклад в достижение поставленных вначале урока целей, эффективность работы на уроке.

  1.               сегодня я узнал…
  2.               было интересно…
  3.               было трудно…
  4.               я выполнял задания…
  5.               я понял, что…
  6.               теперь я могу…
  7.               я почувствовал, что…
  8.               я приобрел…
  9.               я научился…
  10.          у меня получилось …
  11.          я смог…
  12.          я попробую…
  13.          меня удивило…
  14.          урок дал мне для жизни…
  15.          мне захотелось…

Спасибо, закончить наш урок я хочу словами А. Брилья – Саварена-

«Животное насыщается, человек ест, умный человек умеет питаться.» Надеюсь, что знания, полученные на уроке помогут вам правильно питаться, заботиться о своем здоровье.

 

Зміст слайдів
Номер слайду 1

«Система органов пищеварения, их строение, функции и методы изучения»Сегодня мы:изучим строение и функции пищеварительной системы, методы изучения органов пищеварения;узнаем значение ключевых терминов и понятий: пищеварительный канал, пищеварительные железы;продолжим формировать культуру питания.

Номер слайду 2

Пищеварительный тракт. Пищеварительные железы.

Номер слайду 3

Номер слайду 4

ФУНКЦИИ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ{5 A111915-BE36-4 E01-A7 E5-04 B1672 EAD32}ФУНКЦИЯ ЗНАЧЕНИЕ Секреторная. Переход питательных веществ в кровь и лимфу. Выделительная Жевание, глотание, перемещение пищи по пищеварительному тракту и выделение неусвоенных остатков. Иммунная Выделение ферментов и других веществ в составе слюны, желудочного, поджелудочного, кишечного соков и желчи. Двигательная Переход через стенку пищеварительного тракта вредных веществ. Всасывательная Захват и обезвреживание антигенов

Номер слайду 5

{5 A111915-BE36-4 E01-A7 E5-04 B1672 EAD32}ФУНКЦИЯ ЗНАЧЕНИЕ Секреторная. Выделение ферментов и других веществ в составе слюны, желудочного, поджелудочного, кишечного соков и желчи. Выделительная Переход через стенку пищеварительного тракта вредных веществ. Иммунная Захват и обезвреживание антигенов. Двигательная Жевание, глотание, перемещение пищи по пищеварительному тракту и выделение неусвоенных остатков. Всасывательная Переход питательных веществ в кровь и лимфу. ФУНКЦИИ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Номер слайду 6

Номер слайду 7

Методы изучения пищеварения. Методы хронических фистул И. П. Павлова. Рентгенография. Эндоскопия. Ультразвуковая локация (УЗИ)Зондирование. Радиоэлектронный метод

Номер слайду 8

Номер слайду 9

сегодня я узнал…было интересно…было трудно…я выполнял задания…я понял, что…теперь я могу…я почувствовал, что…я приобрел…я научился…у меня получилось …я смог…я попробую…меня удивило…

zip
Пов’язані теми
Біологія, Розробки уроків
Додано
29 липня 2019
Переглядів
662
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку