Урок "Технологія виконання шва "Занизування" при виготовленні ялинкової прикраси"

Про матеріал
Методична розробка уроку створена для допомоги молодим спеціалістам з трудового навчання при виконанні проекту "Ялинкова іграшка" для учнів 5 -6 класів.
Перегляд файлу

Урок в 5-6 класах

(для класів закладів загальної середньої освіти, в яких діти навчаються мовами національних меншин)

Проект «Ёлочная игрушка»

Тема: Технология выполнения шва «Занизывание» при изготовлении ёлочной нгрушки.

«Рукам работа – душе праздник!»

 

Цель: формирование умений и навыков при изучении техники вышивания «Занизывание»;  развитие творческого потенциала, внимания, художественного вкуса; приобщение к национальному  культурному наследию украинского народа; воспитание трудолюбия, организованности во время выполнения практических работ.

Межпредметные связи: материаловедение, цветоведение, литература, рисование, украинский и латинский языки.

Матермалы и инструменты: канва, гила для вышивания, ножницы, нитки, схемы для выполнения шва «Занизывание».

Оборудование:

  • книги по вышивке;
  • дополнительная литература по данной теме (буклеты, журналы, альбомы);
  • стенд с образцами выполненных работ;
  • наглядные пособия;
  • демонстрационные пособия;
  • коллекция швов;
  • карта Украины;
  • школьная доска.

План урока

І. Оргмомент.

ІІ. Вступительное слово

ІV. Актуализация опорных знаний.

V. Изложение нового материала.

VІ. Демонстрация практических приёмов выполнения шва  «Занизывание».

VІІ. Практическая работа

VІІІ.Выставка практических работ.

ІХ.Подведение итогов занятия.

Х. Домашнее задание.

Ход урока

 

І. Оргмомент:

 Здравствуйте, дети!

Все пришли к нам на урок? Подготовились? Начинаем!

ІІ. Вступительное слово учителя:
(Учитель держит в руках старинные вышивки)

Мир украинской вышивки…

Ты такой богатый, красивый и мудрый! Сколько тем, сюжетов и образов прячешь ты в своих изделиях декоративно – прикладного искусства. Кто сможет понять смысл твоих вышивок, разгадать их кодовое послание, тот станет умнее, богаче, счастливей, потому что увидит окружающий нас мир с другой стороны, поймёт вековую народную мудрость и силу.

Ведь приобщение к народным истокам, народному творчеству через изучение старинных ремёсел своего края является благодатной почвой для понимания поколений, неисчерпаемым источником познания своей нации.

ІІІ. Тема и цель урока: Сегодня мы с вами продолжим изучать техники вышивания и познакомимся  с технологией выполнения шва «Занизывание», узнаем когда он возник, чем он интересен. Я предлагаю использовать его для выполнения нашего проекта. Постараемся работать быстро, качественно, аккуратно, чтобы наши работы получились красивими, творческими и порадовали всех нас!

ІV. Актуализация опорных знаний:

- Давайте вспомним, дети, что же такое «вышивка»?

- Как слово «Орнамент» переводится с латинсского языка?

- Давайте дадим определение термину «орнамент»

- Какаие бывают орнаменты?

-  Сколько техник вышивания насчитывается в украинской народной вышивке?

- Какие группы швов в украинской народной вышивке вы знаете?

- Какой ваш самый любимый шов?

- Что значит «счетный шов»?

V. Изложение нового материала:

- Сегодня мы пополним нашу коллекцию швов ещё одним счетным швом, который носит название «Занизывание».

- Посмотрите как он выглядит.(демонстрация  натуральных образцов).

- Само название этого шва говорит о том, что иголочка будет в ткань «занизываться», т. е. «заходить – выходить», при этом нам нужно будет обязательно считать нити, т. к. шов – счетный.

- На мой взгляд, внешний вид шва «Занизывание» напоминает какой – то шов. Посмотрите внимательно на коллекцию швов и подскажите, какой вы видите похожий шов.

Дети: шов «Вперёд иголку»

-Правильно, шов «Занизывание» базируется на основе начального шва «Вперёд иголку».

На украинском языке  шов «Занизывание» называют так:

«напротяганки»,

 «заволікання»,

 «підволікання».

- Этот вид шва  древний, возник он очень давно, имитирует    узорное ткачество. С помощью этого шва вышивают различные геометрические орнаменты, состоящие из прямоугольников, ромбов, квадратов, крестов, прямых и ломаных линий. Смысловое значение самых давних  геометрических мотивов  давно забыто, но самые простые из них можно объяснить так:

- прямая, горизонтальная линия – это символ нашей земли;

- две параллельные линии – это необъятные края;

- волнистая линия – символ воды и вечности;

- ромб, звезда – это мотивы солнца.

(Пояснение нового материала сопровождается демонстрацией иллюстративного материала, натуральных образцов).

- Наиболее распространен этот шов на Киевщине, Волыне, в Полесье.

 ( Показать на карте Украины перечисленные регионы).

- Посмотрите на  изделия, которые украшены этим швом (демонстрация изделий)

- А как вы думаете, дети, у нас, на Чугуевщине такой шов применялся?

- Вот вы предполагаете, а Тимошенко Дарья, ученица нашей школы занималась исследованием народной вишивки  нашего края и узнала точно, из достоверных источников, что с давних времён женщины Чугуевшины использовали шов «Занизывание» при вышивке рушников, салфеток, скатертей и  одежды. Выполнялся этот шов, в основном, нитками красного цвета, иногда с небольшими вкраплениями черного или синего цвета.

С давних времён красный цвет – это символ любви, радости, солнца, жизни.

А  использование тёмного, черного цвета в вышивке, по мнению многих, является проявленим грусти, печали, например, в известной песни Андрея Малишка «Два кольори» поется:

«Червоний – то любов, а чорний – то журба» . Тимошенко Дарья, в ходе своей научно – иследовательской работы, пришла к выводу, что черный цвет является также символом земли, её плодородия и силы.

- Как же выполняется этот старинный шов?

Технология выполнения шва «Занизывание»

- Прежде всего нам нужно:

1.Выбрать орнамент, проанализировать его. Например, вот этот орнамент я хочу вышить ( демонстрация натурального образца орнамента), анализирую: через сколько нитей игла будет идти сверху ткани, через сколько – снизу ткани.(после объяснения  прикрепляю орнамент на доску).

2.Закрепить нить на ткани пелёй на 2-3-4- нитях основы, в соответствии с выбраным орнаментом (демонстрация наглядного образца и прикрепление его на доску).

3. Выполнить первый ряд стежков швом «Вперёд голку», считая нити в соответствии с выбраным орнаментом (демонстрация наглядного образца и прикрепление его на доску).

4. Повернуть работу и перейти на 1 –ну нить вниз (демонстрация наглядного образца и прикрепление его на доску).

5. Справа налево повторить 1-й ряд (демонстрация наглядного образца и прикрепление его на доску).

6. Каждый ряд вышивки повторять справа налево от 3-х до 5-ти раз  в соответствии с выбраным орнаментом (демонстрация наглядного образца и прикрепление его на доску).

Технология выполнения шва «Занизывание» представлена в инструкционной карте.

VІ.  Демонстрация практических приёмов выполнения шва «Занизывание»

VІІ. Практическая работа :

- Прежде,чем мы приступим к выполнению практической работы, давайте вспомним правила по технике безопасности

- Предлагаю поиграть в игру «Да –Нет». Напоминаю условия игры: я называю правило, если вы с ним согласны, вы говорите «Да», если не согласны - «Нет».

Игра «Да - Нет»:

  1. Перед началом работы подготовить своё рабочее место.
  2. Иглы и шпильки хранить в специальных коробках, игольницах.
  3. Использовать в работе ржавые инструменты.
  4. Инструменты держать в беспорядке на рабочем столе.
  5. Играть иголкой.
  6. Вкалывать иглу в одежду.
  7. Работать очень осторожно и акуратно с острыми предметами.
  8. Передавать ножницы кольцами вперёд
  9. Передавать ножницы с раскрытыми лезвиями.
  10. Если вдруг сломалась гила, её обломки собрать и стать учителю.
  • Молодцы, правила знаем, но чтобы вы помнили о них и во время работы, вот вам памятки, положите их на край стола.

-Я предлагаю вам выполнить образец  шва «Занизывание» и оформить его в соответствии со своим творческим задумом.

- Приступаем к работе.

- Чтобы нам было веселей работать используем музыкальное сопровожение.

(Звучит тихонько музыка).

- Устали?
Проведём физкультминутку:

Прошу всех подняться -
На зарядке нужно нам размяться .
Шили - шили - не тужили,
Ручки наши утомили.
Мы немного отдохнём,
Ручки наши «разомнём»:
Раз – подняли руки вверх,
Быстро сделай фейерверк!
Два - согнули их в кулак,
Ну - ка делай с нами так!
Три - ручки с нами потри,
На четыре - пальцы шире,
пять - погладим их опять!
Мы немножко развлеклись
И за вышивку опять взялись!
VІІІ. Выставка практических работ:
Мы старались: шили - шили,
Мы нисколько не тужили,
И хотенье и терпенье -
Мир открыло Рукоделье!
-Давайте посмотрим что же у нас с вами получилось. ( Работы детей вывешиваем на стенд)
- Молодцы!
- Своими работами вы подтвердили девиз нашего урока: «Рукам работа – душе праздник!»
ІХ.Подведение итогов занятия:
Что нового мы узнали, чему научились сегодня на занятии?
(Ответы детей)
Слово учителя:
- Богата наша земля реками, лесами, полями! Но самое большое богатство – это добрые, искренние, талантливые люди с открытым сердцем, трудолюбивыми руками, которые создают такую красоту! И я надеюсь, дети, что вы свои  знания, умения и навыки, приобретённые в стенах нашего учебного заведения, пронесёте через свою жизнь и научите потом своих детей, передавая им знания из поколения в поколение!
Х. Домашнее задание:
- Придумайте и нарисуйте на листочках в клеточку цветными карандашами образцы геометрических орнаментов для выполнения проекта с использованием шва «Занизывание , принести ткань, нитки, иглы, ножницы.

docx
Додано
31 липня 2019
Переглядів
769
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку