Урок в 5 классе "Общее понятие об имени числительном"

Про матеріал
Урок построен на проблемной методике, способствует развитию умений анализа, обобщения, делать самостоятельные выводы; на материале заданий создаются условия для развития познавательных интересов к предмету.
Перегляд файлу

Тема: Общее понятие об имени числительном

Цель урока: дать понятие о числительном как о части речи, показать общее значение; формировать умения находить в тексте числительные, развивать умения обобщать изученный материал, делать самостоятельные выводы; на материале заданий создать условия для развития познавательных интересов к предмету; способствовать развитию культуры речи учащихся.

предметные: учащиеся смогут дать определение имени числительного как части речи, отличать имена числительные от других частей речи со значением количества, распознавать числительные, обозначающие количество предметов и порядок предметов при счёте, приводить примеры.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Оборудование: учебник Л.В.Давидюк (5-й год изучения), предметные рисунки, ребусы, лепестки подснежника (для опорной схемы), пословицы для работы в группах, таблицы числительных от 5 до 20 и 30, 500-900).

Ход урока:

І. Организационный момент.

Начинаем наш урок.

Очень хочется, чтоб впрок

Он пошёл нам, и тогда

Будем грамотны всегда.

Будем мы писать, трудиться,

Нам, друзья, нельзя лениться.

 

Любой урок – это новые знания, умения. Это труд.

 Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

 Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями, не опускает руки перед сложными заданиями. Давайте пожелаем друг другу хорошей продуктивной работы. (Круг друзей)

- А какие правила мы сегодня для себя определим, чтобы работа наша была продуктивной? (активность, внимательность, взаимопомощь, хорошее рабочее настроение)

- Что вы ожидаете от урока, даже не зная его темы? (новая информация, интересные задания, что-то необходимое)

- Мы сегодня на уроке познакомимся с новой частью речи. Очень необычной. Эта часть речи подружила русский язык и математику.

 

ІІ. Актуализация. Но сначала нам нужно вспомнить те части речи, с которыми мы уже знакомы. Послушайте лингвистическую сказку и называйте части речи, которые узнаете.

 

Сказка о царстве Частей Речи

 

   В некотором царстве, в волшебном государстве Частей Речи жил-был король. У короля был прескверный характер. Он так грозно сотрясал королевство вопросами, что все слуги разбегались по разным углам и дрожали от страха, как овечьи хвостики.

   У короля был министр - мудрейшая голова. Каждый день король спрашивал его:

 - Что делал?

 - Что делают мои дети?

 - Что делает моя супруга?

 - Не скучает ли?

Как звали короля? (глагол)

   Вторым лицом в королевстве была очаровательная королева. Королева каждый день меняла платья, вертелась у зеркала и спрашивала у своей служанки:

 - Какая я?

 - Какое платье мне надеть к обеду?

 - Какие бусы?

 - Какие туфельки?

Как звали королеву? (имя прилагательное)

      У ворот королевства стоял главный стражник и грозно спрашивал:

 - Кто идёт?

 - Что везёт?

Кто этот стражник? (имя существительное).

Как изменяются существительные? По падежам (а сколько их в русском языке?), по числам (какие?), принадлежат к одному из трёх родов (каким?). Эти знания нам пригодятся на уроке.

 

ІІІ. Мотивация.

- Где мы с вами встречаемся  с числами?

В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с числами. Смотрим на номера домов, записываем в тетрадях дату, считаем деньги, уточняем, какого числа приедем или придём в гости, ставим будильник на определенное время, считаем минуты до конца урока, отвечаем на вопросы, связанные с числами.

- Сколько тебе лет?
- В каком классе ты учишься?
- Сколько в классе парт?
- За какой партой ты сидишь?

- Каким по счёту ты стоишь в шеренге на уроке физкультуры?

 

- На каких уроках вы постоянно работаете с числами?

На уроках математики вы числа складываете, вычитаете, умножаете, делите, сравниваете, а на уроке русского языка эти же числа мы обычно записываем словами.

Эти слова принадлежат к самостоятельной части речи.

- Догадались, как она называется?

 

Быстро предметы оно сосчитает,
Строгий порядок при счёте их знает.
На два вопроса ответит вам только,
Это вопросы КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО?
Цифры частенько его заменяют,
Люди его в устной речи склоняют,
Часто при этом они ошибаются,
Как его звать, кто скорей догадается?

 

- Какая цель нашего урока? (познакомиться с основными признаками имени числительного, научиться выделять их в речи, отличать от слов, имеющих числовое значение, развивать культуру устной и письменной речи, мышление, память, умение работать в парах, команде и самостоятельно)

 

- Что же мы с вами уже узнали из стихотворения об имени числительном? (на доске постепенно появляется опорная схема в виде лепестков подснежника)

- Самостоятельная это часть речи или служебная?

- Что она обозначает?

- На какие вопросы отвечает?

- Для чего служат числительные в нашей речи?

 

Учитель: чего-то на схеме недостаёт. Давайте откроем учебники на стр. 199 и прочитаем информацию.

 

- О чём ещё мы не сказали? (На вопрос «сколько?» отвечают слова, обозначающие число и количество предметов, на вопрос «который?» - слова, обозначающие порядковый номер того или иного предмета).

 

- Давайте попробуем превратить количество в порядок предметов при счёте: один – первый, два – второй, три - …

 

IV. Закрепление нового материала

 

Имена числительные часто употребляются в речи. И это подтверждается большим количеством пословиц, поговорок, загадок, в которых они используются.

  1.               Выборочный диктант. Прослушайте пословицы и поговорки, выделите числительные, распределите их в зависимости от вопроса, на который они отвечают, в два столбика.

 

Один ум хорошо, а два ума лучше. 

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Первый блин всегда комом.

Третий лишний.

Пять дней ничего не делаем, а шестой - отдыхаем.

2. А теперь выполним упражнение 219 самостоятельно. Справитесь? Конечно.

 

3. Заменить одним словом поговорки:

Как две капли воды – похожий, наговорить с три короба - много, в два счёта – быстро, до седьмого пота – тяжело, на седьмом небе – радоваться, с пятого на десятое – как-нибудь.

 

4. Работа в группах: Запишите загадки, устно отгадайте их. Над числительными надпишите букву «к», если они обозначают количество, и букву «п», если они обозначают порядок.

 

1. У двух матерей по пять сыновей, а имя одно всем (руки, пальцы).

2. Четыре брата бегут, друг друга не догонят (колёса).

3. Между двух светил я в середине один (нос).

4. Тридцать два молотят, один поворачивает (зубы и язык).

5. Семьдесят одежек, все без застежек (капуста).

6. Четыре братца под одной шляпой стоят (стол).

7. Два брюшка, четыре ушка (подушка).

8. Под двумя дугами два яблока с кругами (брови и глаза).

 

Физкультминутка.

Раз – подняться, потянуться, 
Два – согнуться, разогнуться, 
Три – в ладоши три хлопка, 
Головою три кивка. 
На четыре – руки шире, 
Пять – руками помахать, 
Шесть – на стульчик тихо сесть.

 

 Теоретическая часть

- Как вы думаете, слово «оба», «обе» - какая часть речи? Оба, обе – это сколько? (два, две)

- На какой вопрос отвечают эти слова?

- Что обозначают?

- Вывод: это числительные.

- А как правильно писать: с обоими девочками или  обеими девочками? с обоими мальчиками или  обеими мальчиками?

 (После ответов детей учитель с помощью примеров подводит учеников к выводу о том, какую букву писать в сочетаниях числительного оба, обе с существительными).

- Давайте прочитаем информацию в учебнике и убедимся, что мы сделали правильные выводы (с.200 – 1 абзац рубрики «Возьми на заметку»

А ещё, ребята, числительные, как и другие части речи, любят загонять себя в «рамки», то есть «правила». Например, числительные от пяти до двадцати и числительное тридцать пишутся на конце с мягким знаком, а числительные пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот пишутся с мягким знаком в середине слова (на доске – таблицы с этими числительными).

 

5. Выполним упражнение 221 (комментированное письмо)

Рассуждаем так: игроками – игроки, игрок (ед.ч.) – м.р., значит, пишу «обоими», командам – команда (ж.р.) – значит, пишу «обеими».

 

Учитель: Числительное – хитрая часть речи, оно может «маскироваться» под другие части речи, т.е. те, которые могут также выражать числовое значение. (Что означает маскироваться? Где встречается это явление в природе? Как можно маскироваться в обществе? Маска медицинская, театральная, карнавальная, военная. Для чего?)

- Какие же части речи могут выражать числовое значение?

Например: два (сколько? – числительное), двойник (кто? – существительное), удвоить – (что сделать? – глагол).

 Основным отличием числительных от других частей речи является то, что числительные можно записать цифрами и словами, а другие части речи – только словами.

 

6. Сейчас заполним таблицу примерами (работа в парах).

 

Имя существительное

кто? что?

 

Имя прилагательное

какой?

 

Имя числительное

сколько? который?

 

Глагол

что сделать? что делать?

 

 

Слова для справок: девятый, удвоить, тринадцать, сороконожка, двойной,  трехлетний, утроить, сто, столетний, пятиклассник, пять, пятый, пятиэтажный.

 

7. С числительными можно составлять ребусы, а можно их разгадывать. Давайте поработаем в группах. Каждая группа получает ребусы, надо постараться их разгадать (кто быстрее?).

 

V. Подведение итогов

А. Беседа:

- С какой частью речи вы сегодня познакомились?

- Что вы узнали о числительном как о части речи?

- Как отличить числительное от других частей речи?

 

Б. Тест по теме «Имя числительное»

1. На какие вопросы отвечает имя числительное?

А) кто? что?

Б) какой? чей?

В) который? сколько?

Г) что делать? что сделать?

2. Найдите словосочетание с числительным.

А) тройка за ответ;

Б) третий по списку;

В) утроить усилия;

Г) трёхэтажный дом.

3. Выбери правильные утверждения:

А) Самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество предметов, порядок их при счёте называется именем числительным.

Б) Часть речи, которая обозначает предмет, называется именем числительным.

В) Член предложения, который обозначает количество предметов или порядок их при счёте.

 

В) Игра «Третий лишний»

а) два, двойка, двойной,

б) сотый, сто, сотка,

в) десять, удесятерить, десятка.

 

 

Г) Рефлексия:  заполнение карты изучения нового материала (с помощью стикеров в виде листочков).

 

Мне все понятно

Испытываю трудности

 

 

 

VI. Домашнее задание

Повторить теоретический материал на стр. 199. Выполнить упражнение 222 (заполнить таблицу словами, распределив их в колонки), по желанию: записать и выучить семь-восемь пословиц, в которых есть числительные.

 

Картинки по запросу "ребусы с числительными с ответами" Картинки по запросу "ребусы с числительными с ответами"

 

Картинки по запросу "ребусы с числительными с ответами" Картинки по запросу "ребусы с числительными с ответами"

 

Картинки по запросу "МАСКА новогодняя"

 

Картинки по запросу "МАСКА МЕДИЦИНСКАЯ" Картинки по запросу "МАСКА театральная"

 

 

 

Середня оцінка розробки
Структурованість
5.0
Оригінальність викладу
5.0
Відповідність темі
5.0
Загальна:
5.0
Всього відгуків: 3
Оцінки та відгуки
  1. Трьокіна Дар'я Сергіївна
    Спасибо за прекрасную разработку!
    Загальна:
    5.0
    Структурованість
    5.0
    Оригінальність викладу
    5.0
    Відповідність темі
    5.0
  2. Борисова Любовь
    Загальна:
    5.0
    Структурованість
    5.0
    Оригінальність викладу
    5.0
    Відповідність темі
    5.0
  3. Пахомова Ірина Анатоліївна
    Замечательный материал.Спасибо!!!
    Загальна:
    5.0
    Структурованість
    5.0
    Оригінальність викладу
    5.0
    Відповідність темі
    5.0
doc
Додано
12 березня 2020
Переглядів
3216
Оцінка розробки
5.0 (3 відгука)
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку