Урок вивчення нового матеріалу "Оксиген"

Про матеріал

Урок вивчення нового матеріалу з теми дозволяє ознайомитись з положенням елементу в періодичній системі, простими речовинами, які він утворює, їх властивостями, значенням та застосуванням.

Перегляд файлу

Тема урока: Оксиген. Кислород.

Цель:   -ознакомить учащихся с историей открытия химического элемента Оксигена и простого вещества кислорода,  закрепить понятие об элементах и простых веществах;

-выяснить распространение Оксигена в природе;

-изучить физические свойства кислорода и озона, а также их значение в природе и жизни человека;

-развивать познавательные и экологические компетенции, умения анализировать и делать выводы, работать с дополнительными источниками информации;

-проследить связь  химии с другими науками.

Тип урока: урок изучения нового материала,  урок-путешествие.

Оборудование: компьютер, мультимедийная доска, презентация, Периодическая система химических элементов, раздаточный материал,  ёмкость с кислородом, спички, деревянная палочка.

Ход урока:

1.Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Прежде всего, я бы хотела, чтобы  каждый из вас настроился на это занятие и сказал себе: «Я нахожусь на уроке химии. А обо всём остальном  подумаю потом».

Перед каждым из вас лежит маршрутный лист, в котором вы отмечаете всё, что касается сегодняшнего урока. А начать хотелось бы с вашего настроения.

2.Мотивация учебной деятельности

 Сегодня у нас урок-презентация-путешествие, посвящённое одному из  важнейших элементов на Земле.                           

                                  В чем горят дрова и газ,

                                   Фосфор, водород, алмаз?

                                   Дышит чем любой из нас

                                    Каждый миг и каждый час?

                                    Без чего мертва природа?

                                    Правильно, без ….(кислорода).

И так, тема нашего урока: «Оксиген. Кислород»   (слайд 1)

(в маршрутных листах  записать   тему )

 

(слайд 2)  Эпиграфом  урока  станут слова  Я. Берцелиуса: «Кислород – вещество,  вокруг которого вращается  земная химия.»

И во  время этого путешествия  мы  попытаемся получить максимум информации о химическом элементе Оксигене и простом веществе – кислороде, установим почему кислороду отведена такая большая роль, а так же выясним его значимость для каждого из нас.

 

3.Изучение нового материала

  И так, мы начинаем наше путешествие.

(слайд 3)   Первая наша отправная станция –ИСТОРИКО-ИНФ ОРМАЦИОННАЯ.

 

(слайд 4)   В трактате  китайского  алхимика Мао Хао ещё в VII веке было упоминание о «деятельном начале», входящем в состав воздуха и называли его «йын»

        Но позже, двое учёных,  почти одновременно, открыли кислород.

                           
         (слайд 5   Пристли,  Шееле)               (в маршр. листах записать фамилии учёных)

 

Шееле -путём нагревания селитры.

                                                                                А Джозеф Пристли как-то раз,

                                                                                Окись ртути нагревая,

                                                                               Обнаружил странный газ.

                                                                               Газ без цвета, без названья,

                                                                                Ярче в нём горит свеча.

                                                                               А не вреден для дыханья?

                                                                               Не узнаешь от врача.

                                                                              Новый газ из колбы вышел.

                                                                              Никому он не знаком.

                                                                              Этим газом дышат мыши

                                                                             Под стеклянным колпаком,

                                                                             Человек им тоже дышит…

                                                                             Джозеф Пристли быстро пишет:

                                                                            «Воздух делится на части»-

                                                                             Эта мысль весьма нова.

                                                                            Здесь у химика от счастья

                                                                           Закружилась голова.

За открытие кислорода  Д. Пристли был  установлен памятник на одной из площадей Лондона. Он изображён с лупой в руках, с помощью которой собирает пучок солнечных лучей.

      Но главная фигура в истории открытия –  французский учёный:

        (слайд   6)                                                                                                 Роль кислорода на нашей Земле

                                                                                                                            Понял великий Лавуазье.

 

                                                     Он всюду и  везде:

                                                     В камне, в воздухе, в воде

                                                     Он и в утренней росе

                                                     И в небес голубизне…

                                                                                 говорят о нём.

Где же на Земле встречается Оксиген? Как вы считаете?  Это мы узнаем на следующей нашей станции  -ПРИРОДНОЙ.

(слайд   7)

 

      (слайд 8)                              (в маршр. листах запись)                  

 

         Оксиген – наиболее распространённый на Земле химический элемент. В атмосфере нашей планеты находится приблизительно 21% свободного кислорода (по объёму). Количество его в земной коре в виде химических соединений с другими элементами составляет 49%. Оксиген  – химически активный элемент. В состав половины из 4 тысяч в настоящее время неорганических веществ, входит он. В связанном виде  находится в почве, минералах и рудах. В составе воды рек, озёр, морей и океанов содержится до 89% Оксигена , в песке его доля достигает 53%, в глине – 56%.

       Оксиген также входит в состав растений (около 40%), животных (около 20%), минералов, большинства солей, кислот, органических соединений. Тело человека примерно на 65% состоит из Оксигена.

     А верно ли высказывание что мы ходим по Оксигену, пьём Оксиген и дышим им же? 

    Итак, мы убедились, что кислород вездесущ?

 

(слайд 9)

 

 У каждого человека есть свой адрес: это город, улица, номер дома, квартира. У химических элементов он тоже есть - это Периодическая система.     Вот и давайте , посетив 3-ю АДРЕСНУЮ станцию, установим место обитания  нашего элемента.

       (слайд 9)

 

      (слайд  10)                                              (в маршр. листах запись,    проверка)  

 

У атомов есть  способность соединяться и  что образовывать  ? Молекулы, вещества.   

 

                     (слайд   11  )                     (в маршр. листах запись)         

А что для него характерно, мы узнаем  на следующей станции – СВОЙСТВЕННО-ВИДОВОЙ.

(слайд 12)         

 

Есть для  вас ещё одна неожиданность - послание от сказочника.  Прослушав внимательно его повествование, мы и   узнаем новую информацию.

(слайд   13)

 

(Учитель  предлагает учащимся послушать познавательную сказку)

Здравствуйте, ребята! Я сказочник, но не простой. Я сочиняю сказки на химические темы. Вот одна из них.

Он был очень тихим и добрым юношей: без цвета, вкуса и запаха. Всю свою жизнь он странствовал по белому свету, прячась и скрываясь ото всех. Даже имени у него не было, сирота он был. Родителей он своих тоже не помнил. Много встречалось на его пути людей добрых и не очень. Но вот как-то раз в далекой-далекой Франции повстречал юноша ученого по имени Антуан. Юноша так понравился ему, что тот пригласил его в свою химическую лабораторию и подарил ему красивое имя OXSIGENIUM-рождающий кислоты, а в Украине  его стали звать Оксигеном.

Однажды, в лабораторию заглянула красавица Вода и она так понравилась Кислороду, что он захотел раствориться в ней без остатка, но ничего из этого не вышло, потому что в 100 объемах Воды, растворяется всего 3 объема Кислорода. Тогда Кислород очень отчаялся и при Т -183С превратился в жидкость голубого цвета, а при Т – 219 С – затвердел и превратился в кристаллы синего цвета. Как только не пытались Друзья утешить и развеселить своего друга, чтобы он снова стал как прежде! Но Кислород превратился в Невидимку и удрал. До сих пор блуждает он по белому свету и ищет свое счастье.

Пойду и я.

   Так о чём же эта сказка?  Какими свойствами обладает кислород, что вы запомнили?

                     (слайд   14)     (в маршр. листах запись)             

Практически у всех веществ бывает (сколько?) 3 агрегатных состояния.  А вот как описаны свойства жидкого воздуха в повести писателя – фантаста А. Беляева “Продавец воздуха”. “Мистер Бейли открыл шестую дверь, и я увидел изумительное зрелище. Перед нами был огромный подземный грот. Десятки ламп освещали боль-шое озеро, вода которого отличалась необычайно красивым голубым цветом. Казалось, как будто в эту под-земную пещеру упал кусок голубого неба.

- Жидкий воздух, – сказал Бейли.

Я был поражен. До сих пор мне приходилось видеть жидкий воздух только в небольших сосудах нашей лабо-ратории”.

Но оказывается, что атомы Оксигена могут между собой соединяться  и иначе.


 


  Без аллотропных проявлений

Нельзя представить Оксиген,

За счет незримых представлений

два вещества простых дает.

Одно нам хорошо известно

Газообразный кислород,

Которым дышат, скажем честно,

И человек  и бегемот.

Из элемента Оксигена

( Обозначают знаком О)

Еще придумала природа

Одно простое вещество.

                                         (слайд  15  озон)

Которое зовут озоном

И в этом есть большой резон

В грозу запахнет над газоном -

От слова «пахнущий» - озон

Как по составу различают

Два аллотропных вещества?

О3 озон обозначают

А кислород – всего О2.

А какой он?

 

                   (слайд   16     физ.свойства озона)                                           (запись в маршр.листе)

 

                 (слайд     17    сравнение озона и кислорода)

 

Мы с вами говорим о кислороде, его свойствах. А где же его берут? Это мы узнаем на 5 станции -ЛАБОРАТОРНОЙ.

                (слайд  18)  

                (слайд  19)  

 В природе    ( слайд  20)     (Сообщение о фотосинтезе учащимся ) На свету протекает  процесс - фотосинтез, в результате которого растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Так как процесс фотосинтеза идет более интенсивно, то в итоге   растения выделяют гораздо больше кислорода, чем поглощают его при дыхании. Таким образом, содержание свободного кислорода Земли сохраняется  благодаря жизнедея-тельности зелёных растений.   С помощью  солнечного  света  и хлорофилла  углекислый газ  поглощается растениями,  выделяющими  кислород, так необходимый человеку и животным. Самыми активными «производителями» кислорода являются не растения, которые мы видим на суше, а бесчисленные мелкие водоросли,  произрастающие в поверхностных теплых слоях морей и океанов. Подсчитано, что сухопутные растения вырабатывают ежегодно 53 млрд. тонн кислорода, а водоросли – почти в 10 раз больше. Было определено также, что населению Земли и животным нужно две тысячи лет, чтобы исчерпать весь кислород атмосферы, а растениям и водорослям достаточно 600 лет, чтобы восстановить массу кислорода в воздухе, окружающем Землю.

В промышленности      А вот как предлагал получить кислород в лаборатории Жюль Верн в романе «Опыт доктора Окса». «Доктор, искусный химик, умел получать этот газ в больших количествах и дешево, не пользуясь  марганцевокислым натрием, по методу Гессье дю- Мотэ, а просто разлагал слегка подкисленную воду с помощью изобретенной им батареи. Электрический ток проходил сквозь большие чаны, наполненные водой, и жидкая стихия разлагалась на составные части - кислород и водород».

Он был прав?               (слайд 21)                         (запись в маршр.листе реакции)

 

В лаборатории          (слайд 22)                          (запись в маршр.листе реакции)

Как вы думаете, всему ли надо верить на слово? Или необходимо информацию проверять? Действительно ли в пробирке кислород? А проверить это можно с помощью тлеющей лучинки.

       (Проведение опыта)

 

Если человек  что-то изучает, то это не от скуки, а чтобы применять свои знания. Где используется кислород давайте установим, посетив  ПРАКТИЧЕСКУЮ станцию.

 (слайд 24)

(слайд  25)

                                          Вышли дети погулять,

                                          Кислородом подышать.

                                          Вот подходят к новостройке,

                                          Видят: сварщик! Стойте, стойте,

                                          Близко вы не подходите

                                          Он волшебник. Поглядите,

                                          Взял железа он листы

                                           И сварил! Смотри! Ух, ты!

                                         “Кислород”, - сказали им,

                                         Расскажите и другим.

 

На заводах в сильной печи

 Пламя вспыхнуло навстречу

 Целым тоннам чугуна

 Что же это? Вот те на!

 Побежал чугун ручьями,

 Формы, формы заливает!

 Кислород помог в печи

 Превратить чугун в ручьи.

 

                                           Красотище! Красота!

                                           Вдруг взлетает вверх гора.

                                           И отличнейшей руды

                                           На земле лежат пласты.

                                          Кислород помог взорвать

                                           И руду из недр достать.

 Ввысь рванулася ракета,

 В небесах пропала где-то.

 Космос взят. А кислород

 В двигателе живет.

                                           Кислород и в медицине

                                           Очень нужен, очень ценен.

                                           Вьется летчик в высоту,

                                           А пожарник весь в дыму.

                                           Задохнуться он не может,

                                            Кислород ему поможет.

 

Кислород в воде ив почве,

Помогает днём и ночью

Всем дышать: цветам, деревьям,

Людям, птицам, рыбам, зверям.

                                             В медицине, на заводе,

                                             В шахте, космосе и в поле

                                             Кислород незаменим


                                             Воздух тоже дружен с ним.

Он не только помогает;

Окисляет, разрушает,

 

Он пожары вызывает,

 

Газы шахтные взрывает.

 

Но, несмотря на своё широкое распространение в природе, в Японии  уже продают чистый воздух. Почему так происходит  - поможет нам выяснить ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ станция.

 

(слайд  25)

 

 И сейчас мы перейдём к одной из самых важных проблем не только для нашего города, страны, но и для всей планеты. Это охрана воздуха от загрязнения.

 

 

(слайд  26)


Планета когда-то

 Прекрасной была.

 И реки струились,

 Прозрачней стекла.

 Был снег белоснежным

 И дождь как слеза,

 Сияла на солнце

 Небес бирюза.

 

 Планету

 

  Природы искусный резец

 Миллионами лет

 Превращал в образец.

 

 Но истыкали трубы

 Просторы небес.

 Отравлены воды,

 Испакощен лес.

 Плывут облака,

 Точно чёрная ночь.

 

Что же загрязняет атмосферу, воздух?  (Обсуждение учащимися)

  Давайте составим схему причин загрязнения  атмосферы (Составление «Ассоциативного куста»).

 

    ( Загрязняют атмосферу транспорт, промышленные предприятия, тепловые электростанции. В состав выхлопных газов автомобилей входят оксиды C, N, S от каждой тысячи автомобилей за день в воздух поступает более 3000 кг карбон оксида  – очень токсичного вещества. ТЭЦ средней мощности, работающие на угле, только за один час сжигают более 80 тонн угля и выбрасывают в атмосферу примерно 5 тонн SO2 и 16-17 тонн золы.

    Промышленность выбрасывает в атмосферу значительное количество твердых частиц (сажа, зола, пыль, копоть) и вредных газов, образующихся при неполном сгорании топлива, на котором работают предприятия. В 1 см3 городского воздуха содержится 100 тыс. пылинок. Промышленность всех стран мира выбрасывают в атмосферу 6 млрд. тонн углекислого газа  ежегодно.

 Высокая концентрация оксидов серы обостряет хронические респираторные и сердечно - сосудистые заболевания, вызывает бронхиты, астму. )

 

  Вывод учащимися. (Атмосферу необходимо охранять от загрязнения, бороться с загрязнением. Для этого надо правильно сжигать топливо, строить очистные сооружения, совершенствовать технологии производства и модернизацию транспорта, улучшать планировку городов и сел, расширять площади земных насаждений.)

 

4.Закрепление изученного материала

Вот и закончилось наше путешествие в страну кислорода  и, как настоящие путешественники, мы должны на-писать об увиденном, что вы и  сейчас и сделаете

 

.

(слайд  27 взаимопроверка)

5.Рефлексия

(В виде цветика-семицветика)

Необходимо закончить предложение:

      -сегодня на уроке я узнал…

     -я вспомнил знания из таких предметов как…

      -в природе Оксиген входит в состав…

     -Оксиген  образует два простых вещества-…

     -физические  свойства кислорода…

     -кислород необходим мне …

     -без кислорода невозможно…

6.Домашнее задание

§16,17 стр.101 №124,   стр.105 №131

docx
Пов’язані теми
Хімія, 7 клас, Розробки уроків
Додано
14 березня 2018
Переглядів
1284
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку