Урок побудований за структурою уроку за методикою розвиваючого навчання. Цікавий персонаж Білченя допомагає дітям відкривати нові знання, спираючись на діяльнісний підхід.
Класс: 1
Предмет: математика
Тема: Свойство величин (учебник Скворцовой С.)
Цели: продолжить формирование представлений о длине, массе, ёмкости; учить находить величину целого путём прибавления величин её частей; закреплять навыки устных вычислений; развивать у учащихся мышление, коммуникативную компетенцию путём организации групповой работы; воспитывать толерантность, взаимоуважение.
Оборудование: модель характеристики числа, таблица величин, опорные схемы приёмов вычисления, яблоко, материалы для групповой работы, опорные схемы задач.
Учитель: Круглицкая Л.П.
План урока
Наш помощник Бельчонок задумал число. Догадайтесь, какое:
состоящей из двух овалов 8
- У Бельчонка получилось 10. А у вас? (7) самооценивание
3. Минутка каллиграфии
Прописать цифру 7 самооценивание
Число → образование→ цифра→ место в натуральном ряду→ больше, меньше чисел… →состоит из…
(на доске записаны два столбика выражений)
7 + 1 10 – 7
5кг + 4кг 2 + 8
3 + 7 6 + 0
8 – 8 9 – 2
3 + 1 10см – 1см
8л – 3л 9 – 8
- Значения каких выражений можно найти, опираясь на умения прибавлять и вычитать число 1
(во время озвучивания каждого приёма на доске появляется соответствующая модель)
- Значения каких выражений можно найти, опираясь на переместительный закон сложения
- … опираясь на сложение и вычитание по частям
- … опираясь на знания о действиях с нулём
- … опираясь на состав числа
6. Актуализация знаний о величинах. Создание ситуации успеха
- Какие величины мы уже выучили? (длина, масса, ёмкость)
- Назовите единицы измерения длины,
- …массы
- .. объёма.
- Какие приборы используют для измерения длины
- .. массы
- …объёма?
- Что можно делать с величинами? (измерять, сравнивать, выолнять действия)
- А как сравнивать именованные числа? Как выполнять действия с именованными числами? (так же, как и с числами без наименований)
- Молодцы, ребята, вы уже очень много знаете.
7. Создание ситуации неуспеха, выход на проблему
Ребята, на доске дан отрезок. Как его измерить?
(С помощью линейки дети пытаются измерить, но длины линейки не хватает)
- Что же делать?
8. Постановка учебной задачи
- Сегодня мы откроем основное свойство величин, которое и позволит нам решить данную проблему.
9. Формирование новых знаний и способов действий
(дети высказывают различные предположения, путём анализа которых определяется правильное решение проблемы)
Вывод: чтобы найти целое, надо части сложить
Величина целого равна сумме величин его частей.
10. Первичное закрепление. Осмысление открытого знания
Работа в группах Общее задание: найти, чему равно целое
1группа
Стр.22, № 2 (1) Найти длину отрезка КМ
2 группа
Стр.22, № 2 (3) Найти ёмкость ведра
3 группа
Стр. 23, №7 Найти массу фруктов
4 группа
Стр.23, № 4 Найти длину полоски
5 группа
Стр. 23, № 6 Найти массу целого торта
Анализ результатов
Вывод: чтобы найти целое надо части сложить.
11. Нахождение целого, состоящего из нескольких частей. С.р.
- Может ли целое состоять не только из двух частей?
(яблоко разрезать на две части, на четыре части)
№ 5, стр.23
- Со скольки частей состоит красная ломаная?
- Со скольки частей состоит зелёная ломаная?
Самостоятельная работа: найти длину ломаной
1 вариант – красной 9 см
2 вариант - зелёной 10 см самооценивание
12. Закрепление. Выполнение задания конструктивного характера
- Даны тройки чисел
5, 8, 3 а, в, с
- Найдите взаимосвязь между данными тройками чисел (8 – целое, 5 и 3 – части …)
- Составьте взаимосвязные равенства .
1 вариант – на нахождение целого самооценивание
2 вариант – на нахождение части
- Придумайте задачи на нахождение суммы
- Придумайте задачи на нахождение разности
13. Итоги, рефлексия
- Какое новое знание открыли?
- Что новое узнали?
- Кого хотите поблагодарить?
14. Ценение (Подвести итоги самооценивания)