Левтерова Марина Дмитриевна, учитель Великоновоселковской
гимназии, Донецкая область
Тема. Урок внеклассного чтения в 10 классе. Протест против унижения человеческой личности в драме А. Н. Островского «Гроза». Трагический финал
Цели: формировать у учащихся умения определять проблемы, поднятые А.Н. Островским в драме «Гроза», анализировать текст пьесы, давать характеристику образам, раскрывать особенности драматургического конфликта;
развивать читательский интерес учащихся, творческое воображение, монологическую речь, умение делать самостоятельные выводы об идейном содержании драмы, вести диалог, создавать коллаж, сенкан, сочинение в эпистолярном жанре;
приобщать школьников к радости сотрудничества; воспитывать личность свободную и самостоятельную, духовно-нравственную;
формировать коммуникативную, культурологическую, социокультурную компетентности.
Оборудование: текст пьесы А.Н. Островского «Гроза», портрет драматурга, презентация к уроку, реквизиты для инсценировки, цветная бумага, ножницы, клей, журнальные и газетные вырезки для коллажа, аудиозапись песни «Дом» А. Звенигородского.
Тип урока: применения знаний и умений.
Форма: урок-практикум.
Завтра – день большой неволи, власти тайной над людьми.
А. Сопровский
Ход урока
1. Объявление темы, целей урока, мотивация учебной деятельности.
Учитель. На прошлом уроке мы рассмотрели вопрос о жизненной основе пьес А. Н.Островского, о типичности характеров, созданных драматургом; определили, как группируются в пьесе «Гроза» действующие лица и задумались о конфликте, лежащем в основе драмы. Тему сегодняшнего урока я предлагаю определить вам самим. А помогут в этом стихотворные строки И. Снеговой.
(Предъявление индуктора, демонстрация слайда 2 ).
А соловьи в неволе не поют…
Тоскливо в клетке.
Как же жить без воли?
-- Используя приём « Мозговой штурм», предложите формулировку темы. (Учитель уточняет её и демонстрирует слайд 3, на котором она записана: «Протест против унижения человеческой личности в драме А. Н. Островского «Гроза». Трагический финал). А строки из стихотворения А. Сопровского послужат эпиграфом к уроку: «Завтра – день большой неволи, власти тайной над людьми» (Слайд 4). Чтобы лучше понять эпиграф, подумаем над значением слов «воля» -- «неволя». Какие ассоциации они у вас вызывают? Построим ассоциативные ряды (слайд 5).
Воля неволя
свобода клетка
достоинство унижение
свет мрак
общество одиночество
прогресс рутина
радость тоска
саморазвитие угасание
любовь уныние
-- Почему же обсуждаемая сегодня тема актуальна? ( Каждый человек хочет реализовать свои способности, стремится к саморазвитию, чтобы принести пользу обществу и обрести личное счастье. И, конечно же, нужно бороться с тем, что мешает этому).
2.Учитель нацеливает учащихся на ожидаемые результаты обучения.
-- После этого урока вы сможете:
свободной, самостоятельной, духовно-нравственной личности, работать в малых группах, проявлять уважительное отношение друг к другу, оказывать поддержку.
3.Объединение в группы.
Учитель. Для успешной работы над темой объединитесь, пожалуйста, в малые группы. Предлагаю каждому из вас взять карточку с рисунком и в зависимости от изображения на нём занять место за соответствующим столиком.
За первым столиком располагаются те, у кого на карточке – красивый волжский пейзаж, за вторым – гроза, за третьим – мышь, за четвёртым – тропинка, за пятым – горячее сердце, за шестым – письмо. Благодарю.
4. Работа над темой.
Учитель. Наш урок применения знаний и умений мы проводим в форме практикума. Каждая группа, пользуясь инструкцией, выполняет практическую работу творческого характера и потом представляет её.
Выполнение задания каждой группой должно помочь нам ответить на проблемный вопрос, соответствующий теме урока:
«Почему в пьесе А. Островского «Гроза» одни унижают, а другие терпят унижение?» А задания для групп такие:
1 группе показать инсценировку отрывка из 1 д.; 1 явл. от начала до слов «…рабствовать не стану…» и ответить на вопрос: «Какой художественный приём использует автор в начале пьесы и как он помогает зрителю почувствовать назревающий конфликт между героями?»
2 группе в ролевой игре взять интервью у защитников «тёмного царства»;
5. Отчёт малых групп и обсуждение выполненных заданий.
Учитель. Итак, мы в театре: слово актёрам 1-й группы (ученики выполняют опережающее домашнее задание: инсценируют отрывок и дают комментарий к нему в форме ответа на вопрос).
Отчёт 1 группы (слайд 6).
(Кулигин сидит на скамье и смотрит за реку, Кудряш и Шапкин прогуливаются).
Кулигин (поёт). «Среди долины ровныя, на гладкой высоте…»
(Перестаёт петь.) Чудеса, истинно надобно сказать, чудеса! Кудряш! Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу и всё наглядеться не могу.
Кудряш. А что?
Кулигин. Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется.
Кудряш. Нешто!
Кулигин. Восторг! А ты « нешто»! Пригляделись вы либо не понимаете, какая красота в природе разлита.
Кудряш. Ну, да ведь уж с тобой что толковать! Ты у нас антик, химик!
Кулигин. Механик, самоучка-механик.
Кудряш. Всё одно.
(Молчание).
Кулигин (показывая в сторону). Посмотри-ка, брат Кудряш, кто это там так руками размахивает?
Кудряш. Это? Это – Дикой племянника ругает.
Кулигин. Нашёл место!
Кудряш. Ему везде место. Боится, что ль, он кого! Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нём и ездит.
Шапкин. Уж такого-то ругателя, как у нас Савёл Прокофьич, поискать ещё! Ни за что человека оборвёт.
Кудряш. Пронзительный мужик!
Шапкин. Хороша тоже и Кабаниха.
Кудряш. Ну, да та хоть всё под видом благочестия, а этот как с цепи сорвался.
Шапкин. Унять-то ему некому, вот он и воюет.
Кудряш. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану.
Учитель. Каков ваш комментарий к отрывку?
Вывод ученика группы:
-- Приём антитезы использует автор в этом отрывке. Противопоставляется красота природы атмосфере жутких отношений между людьми. Открытый протест против унижения Дикого и Кабанихи уже звучит из уст Кудряша. Он не хочет, чтобы его достоинство попирали.
Учитель. Благодарю участников первой группы, и мы продолжаем работать над проблемным вопросом «Почему в пьесе А. Островского «Гроза» одни унижают, а другие терпят унижение?» в форме ролевой игры. Ученики второй группы возьмут интервью у « самодуров» русской жизни и их жертв от лица героев пьесы.
Отчёт 2 группы (слайд 7).
Кабанова (вопрос Дикому). Савёл Прокофьич, что ж ты каждое утро начинаешь с ругательств? Тётка всех со слезами умоляет: «Батюшки, не рассердите!»
Дикой. Да все точно сговорились, проклятые, целый день пристают то тот, то другой: денег просят. А у меня ведь сердце какое? Ведь уж знаю, что сказать, а всё добром не могу. Обязательно обругаю. Не доплачу я по какой-нибудь копейке, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!
Кулигин. А племянника Бориса почему дармоедом обзываешь, жалованья не платишь?
Дикой. Борис-то? Да пусть он мне навстречу не смеет показываться! А то мечтает о наследстве! У меня свои дети, за что я чужим деньги отдам? Я своих обидеть не должен! А тут ещё Кулигин со своим елекстричеством10 рублей просит! Червяк, разбойник!
Кудряш. А я свой вопрос хочу задать Марфе Петровне Кабановой. Марфа Петровна, поговаривают, что невестку-то обижаешь?
Марфа Петровна. Я же от любви строга к детям. Вот и браню, а это нынче не нравится. И славят дети по людям, что мать ворчунья. Да к тому же Тихону жена стала милее матери. После женитьбы прежней любви не вижу. Жена что ли его отводит от меня, уж не знаю. Да Катерина хороша и сама. Слова сказать нельзя, перечит! Забыли закон, что в Домострое прописан. Никак не дождутся смерти моей: воли им хочется! Муж уезжает – выть надо, а она на шею бросается! Срамота! Воли захотели!
Учитель. Участникам второй группы спасибо за игру. Так почему же Дикой и Кабанова, представители «тёмного царства», позволяют себе унижать других?
( Ученики делают выводы о том, что Дикой так разнузданно себя ведёт потому, что он самый богатый человек в городе. Большие деньги развязывают ему руки и дают возможность безнаказанно куражиться над всеми, кто беден и материально от него зависим.
Кабанова же -- глава дома, поэтому считает, что имеет право распоряжаться судьбами своих детей и невестки).
Учитель. А теперь поговорим о тех, кого унижают, и о том, выражают ли они свой протест. Слово третьей группе.
Отчёт 3 группы (слайд 8).
Ученик. Что интересно, ведь не все протестуют. Мы свой коллаж посвятили Борису. К сожаленью, он нас разочаровал. Да, племянник Дикого образован, культурен. Но зачем же Катерину вводит в грех? Чем он лучше Тихона? Ни один, ни другой не смог подать свой голос в защиту любимой женщины. Так не любят! Их слабодушие приводит Катерину к гибели. Кроме жалобного стона, мы ничего от Бориса не слышим.
Послушайте комментарий к нашему коллажу на тему: «Да, неволя-то горька!»
«Да, неволя горька вдвойне, когда тебя унижают родные люди.
Родной дядя! После смерти родителей он самый близкий человек. На него была такая надежда у Бориса с сестрой! А вышло наоборот. Вольные птички попали в клетку. Да в какую?! Из которой невозможно выбраться! Дикой – вместилище угроз, оскорблений. Он извергает их из себя как огнедышащий дракон. Страх и отвращение вытеснили все добрые чувства к нему из души Бориса. Погубил дядя и теплившуюся любовь к Катерине.
Всё пропало! В душе Бориса безнадёжность, одиночество, переживание, боль за сестру!.. Всех, кто восстаёт против тиранов, ждёт Сибирь! Он очередная жертва самодура!»
Учитель. Спасибо за коллаж и трактовку образа Бориса. А как через сенканы выразили своё отношение к Варваре и Тихону представители четвёртой группы?
Отчёт 4 группы.
1.Ученик. Сенкан.
Варвара.
Хитрая, смелая.
Приспосабливается, обманывает, не унывает.
Полная противоположность Катерине.
Беглянка.
2.Ученик. Сенкан.
Тихон.
Добрый, наивный.
Терпит, страдает, задыхается.
Не смеет открыто противоречить. Жертва.
Учитель. Спасибо за краткие, но ёмкие и меткие характеристики героев. Но как на их фоне представлен характер Катерины? Об этом своими наблюдениями поделится 5 группа.
Отчёт 5 группы (слайд 9).
Ученик. Мы создали «ромашку качеств» Катерины. Какая богатая натура! К каждой черте характера подобрали эпизод, в котором она проявляется, и цитату.
3-й лепесток. Искренность.
«Я сама тебя люблю до смерти».
«Да хоть и к слову, за что же ты меня обижаешь?»
4-й лепесток. Трудолюбие. « Вышивала по бархату золотом».
5-й лепесток. Религиозность.
«Страшно, что смерть тебя застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами».
6-й лепесток. Пессимизм, растерянность.
Нежелание возвращаться домой после расставания с Борисом.
« Мне что домой, что в могилу – всё равно».
Ученик. Как мы видим, даже у Катерины при всей цельности натуры происходит надлом. Отчаяние врывается в её душу и губит молодую жизнь в самом расцвете.
Учитель. Как же вы относитесь к такой развязке событий?
(Берут слово ученики 6 группы).
Отчёт 6 группы (слайд 10).
Ученик. Конечно, можно всё списать на жестокие нравы в среде купечества. Но ведь тема об отношении свекрови и невестки актуальна во все времена. И мы, взвесив все «за» и «против», пришли к мнению, что добровольный уход из жизни – это проявление не силы, а слабости души. И наше письмо к Катерине именно об этом.
Письмо Катерине
Дорогая Катерина!
Мы, шестнадцатилетние юноши и девушки 21 века, с содроганием в сердце прочитали о твоём безумном решении.
Остановись! Не делай этого!
Ты же понимаешь, что в жизни добро и зло соседствуют. Мы, конечно, хотим, чтобы в ней первого было больше. Но ведь это жизнь! Часто в ней многое не зависит от нас. Однако верить в лучшее мы всегда должны! Как бывает в природе? Люди не властны над солнцем и тучами, и хочется, чтобы ясных дней было больше. Но без дождя жизнь на земле завяла бы, угасла. А прольёт дождик, и в природе всё благоухает.
Милая девушка! Обязательно бы прошла чёрная полоса в твоей судьбе: гроза же недолго длится, всесильное солнце прогоняет её прочь. Может, взбунтовался бы Тихон (кстати, в конце пьесы мы его таковым и видим), или Борис возвратился бы с полпути и увёз тебя и свою сестру с собой. А может, ребёнка бы тебе господь послал ( ждут же во многих семьях своего первенца не один год).
Да, мы понимаем, какую сердечную боль доставляет разочарование в людях. Но верно и то, что жизнь любит сильных. У тебя много красивых мыслей и достойных поступков.
Да и светлые воспоминания о детстве -- это тоже защита от негатива! Верь в себя. Безвыходных ситуаций не бывает!
Итоги.
Учитель. Прочитав драму А. Н. Островского « Гроза», я думаю, каждый задумался о том, какие должны быть отношения в семье. Используя приём «Микрофон», выскажите свою точку зрения по этому вопросу.
(Ученики говорят о том, что насилие, унижение в семье недопустимы. В ней должны царить любовь, взаимопонимание, уважение и взаимопомощь. Только тогда она может называться счастливой. Будет счастье в семье – будет счастье в обществе).
Учитель. Спасибо за ваши светлые мысли. А песня «Дом» и видеоролик к ней помогут нам ещё раз их прочувствовать.
( Звучит песня «Дом». Демонстрация видеоролика). Музыка и слова: Мир Гальперин (Александр Звенигородский) ...
Мимо текла, текла река, плыли куда-то облака,
Шёл человек, была дорога нелегка, нелегка.
И человек мечтал о том, что он построит где-то дом
И поселится счастье с ним в доме родном.
Если случалось, он сдавал, то неизменно напевал
Песню любимую свою, ту, что пою, да, ту, что пою.
Дом, как известно всем давно, это не стены и окно
Даже не стулья со столом - это не дом.
Дом - это там, куда готов ты возвращаться вновь и вновь,
Яростным, добрым, нежным, злым, еле живым, еле живым.
Дом - это там, где вас поймут, там, где надеются и ждут,
Там, где забудешь о плохом - это твой дом...
Мимо текла, текла река, плыли куда-то облака,
Шёл человек, была дорога нелегка, нелегка.
И человек мечтал о том, что он построит где-то дом
И поселится счастье с ним в доме родном.
Рефлексия. Учитель.
-- Поделитесь своими впечатлениями об уроке, продолжив фразы, которые начинаются словами: «Сегодня я научился…», «Мне было интересно выполнять задания…», «Я для себя понял…», «Я почувствовал…», « На следующем уроке я хотел бы достичь…».
Домашнее задание. Написать сочинение – миниатюру на тему «Совпадает ли мой взгляд на семью со взглядом Марфы Петровны Кабановой?»