Урок внеклассного чтения по литературе в 10 классе по драме А. Н. Островского "Гроза".

Про матеріал
Зміст матеріалу направлено на формування у сучасного учня засобами літератури морально-духовних цінностей, оволодіння нормами й правилами моральної поведінки, виховання потреби критичного ставлення до себе.
Перегляд файлу

Левтерова Марина Дмитриевна, учитель Великоновоселковской

гимназии, Донецкая область

 

Тема. Урок внеклассного  чтения в 10 классе. Протест против унижения человеческой личности в драме А. Н. Островского «Гроза». Трагический финал

Цели: формировать у учащихся умения определять проблемы, поднятые А.Н. Островским в драме «Гроза», анализировать текст пьесы, давать характеристику образам, раскрывать особенности драматургического конфликта;

 развивать читательский интерес учащихся, творческое воображение, монологическую речь, умение делать самостоятельные выводы об идейном содержании драмы, вести диалог, создавать коллаж, сенкан, сочинение в эпистолярном жанре;

          приобщать школьников к радости сотрудничества; воспитывать личность свободную и самостоятельную, духовно-нравственную;

          формировать коммуникативную, культурологическую, социокультурную компетентности.

Оборудование: текст пьесы А.Н. Островского «Гроза»,  портрет драматурга,  презентация к уроку, реквизиты для инсценировки, цветная бумага, ножницы, клей, журнальные и газетные вырезки для коллажа, аудиозапись песни «Дом» А. Звенигородского.

Тип урока: применения знаний и умений.

Форма: урок-практикум.

Завтра – день большой неволи, власти тайной над людьми.

А. Сопровский

Ход урока

1. Объявление темы, целей урока, мотивация учебной деятельности.

Учитель. На прошлом уроке мы рассмотрели вопрос о жизненной основе пьес А. Н.Островского, о типичности характеров, созданных драматургом; определили, как группируются в пьесе «Гроза» действующие лица и задумались о конфликте, лежащем в основе драмы. Тему сегодняшнего урока я предлагаю определить вам самим. А помогут в этом стихотворные строки И. Снеговой.

(Предъявление индуктора, демонстрация слайда 2 ).

 А соловьи в неволе не поют…

 Тоскливо в клетке.

 Как же жить без воли?

-- Используя приём « Мозговой штурм», предложите формулировку темы. (Учитель уточняет её и демонстрирует слайд 3, на котором она записана: «Протест против унижения человеческой личности в драме А. Н. Островского «Гроза». Трагический финал). А строки из стихотворения А. Сопровского послужат эпиграфом к уроку: «Завтра – день большой неволи, власти тайной над людьми» (Слайд 4). Чтобы лучше понять эпиграф, подумаем над значением слов «воля» -- «неволя». Какие ассоциации они у вас вызывают? Построим ассоциативные ряды (слайд 5).

  Воля      неволя

  свобода     клетка

  достоинство    унижение

  свет      мрак

  общество     одиночество

  прогресс     рутина

  радость     тоска

  саморазвитие    угасание

  любовь      уныние

-- Почему же обсуждаемая сегодня тема актуальна? ( Каждый человек хочет реализовать свои способности, стремится к саморазвитию, чтобы принести пользу обществу и обрести личное счастье. И, конечно же, нужно бороться с тем, что мешает этому).

2.Учитель нацеливает учащихся на ожидаемые результаты обучения.

-- После этого урока вы сможете:

  1.               лучше понимать содержание пьесы «Гроза», определять систему образов в ней, раскрывать особенности драматургического конфликта;
  2.               сравнивать героев, вести диалог, дискутировать, анализировать текст пьесы с учётом его художественного своеобразия, делать выводы об авторской позиции, составлять коллаж, писать сочинение-рассуждение, а также попробуете себя в эпистолярном жанре и закрепите умение составлять сенкан;
  3.               высказывать собственное отношение к вопросу воспитания

свободной, самостоятельной, духовно-нравственной личности, работать в малых группах, проявлять уважительное отношение друг к другу, оказывать поддержку.

3.Объединение в группы.

Учитель. Для успешной работы над темой объединитесь, пожалуйста, в малые группы. Предлагаю каждому из вас взять карточку с рисунком и в зависимости от изображения на нём занять место за соответствующим столиком.

За первым столиком располагаются те, у кого на карточке – красивый волжский пейзаж, за вторым – гроза, за третьим – мышь, за четвёртым – тропинка, за пятым – горячее сердце, за шестым – письмо. Благодарю.

4. Работа над темой.

Учитель. Наш урок применения знаний и умений мы проводим в форме практикума. Каждая группа, пользуясь инструкцией, выполняет практическую работу творческого характера и потом представляет её.

Выполнение задания каждой группой должно помочь нам ответить на проблемный вопрос, соответствующий теме урока:

 «Почему в пьесе А. Островского «Гроза» одни унижают, а другие терпят унижение?» А задания для групп такие:

1 группе показать инсценировку отрывка из 1 д.; 1 явл. от начала до слов «…рабствовать не стану…» и ответить на вопрос: «Какой художественный приём использует автор в начале пьесы и как он помогает зрителю почувствовать назревающий конфликт между героями?»

2 группе в ролевой игре взять интервью у защитников «тёмного царства»;

  1. группе составить коллаж на тему: «Да, неволя-то горька!»
  2. группе составить сенканы к образам Тихона и Варвары;
  3. группе с использованием приёма «Ромашка» раскрыть характер Катерины;
  4. группе написать письмо главной героине.

5. Отчёт малых групп и обсуждение выполненных заданий.

Учитель. Итак, мы в театре: слово актёрам 1-й группы (ученики выполняют опережающее домашнее задание: инсценируют отрывок и дают комментарий к нему в форме ответа на вопрос).

Отчёт 1 группы (слайд 6).

(Кулигин сидит на скамье и смотрит за реку, Кудряш и Шапкин прогуливаются).

Кулигин (поёт). «Среди долины ровныя, на гладкой высоте…»

(Перестаёт петь.) Чудеса, истинно надобно сказать, чудеса! Кудряш! Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу и всё наглядеться не могу.

Кудряш. А что?

Кулигин. Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется.

Кудряш. Нешто!

Кулигин. Восторг! А ты « нешто»! Пригляделись вы либо не понимаете, какая красота в природе разлита.

Кудряш. Ну, да ведь уж с тобой что толковать! Ты у нас антик, химик!

Кулигин. Механик, самоучка-механик.

Кудряш. Всё одно.

  (Молчание).

Кулигин (показывая в сторону). Посмотри-ка, брат Кудряш, кто это там так руками размахивает?

Кудряш. Это? Это – Дикой племянника ругает.

Кулигин. Нашёл место!

Кудряш. Ему везде место. Боится, что ль, он кого! Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нём и ездит.

Шапкин. Уж такого-то ругателя, как у нас Савёл Прокофьич, поискать ещё! Ни за что человека оборвёт.

Кудряш. Пронзительный мужик!

Шапкин. Хороша тоже и Кабаниха.

Кудряш. Ну, да та хоть всё под видом благочестия, а этот как с цепи сорвался.

Шапкин. Унять-то ему некому, вот он и воюет.

Кудряш. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану.

Учитель. Каков ваш комментарий к отрывку?

Вывод ученика группы:

-- Приём антитезы использует автор в этом отрывке. Противопоставляется красота природы атмосфере жутких отношений между людьми. Открытый протест против унижения Дикого и Кабанихи уже звучит из уст Кудряша. Он не хочет, чтобы его достоинство попирали.

Учитель. Благодарю участников первой группы, и мы продолжаем работать над проблемным вопросом «Почему в пьесе А. Островского «Гроза» одни унижают, а другие терпят унижение?» в форме ролевой игры. Ученики второй группы возьмут интервью у « самодуров» русской жизни и их жертв от лица героев пьесы.

Отчёт 2 группы (слайд 7).

Кабанова (вопрос Дикому). Савёл Прокофьич, что ж ты каждое утро начинаешь с ругательств? Тётка всех со слезами умоляет: «Батюшки, не рассердите!»

Дикой. Да все точно сговорились, проклятые, целый день пристают то тот, то другой: денег просят. А у меня ведь сердце какое? Ведь уж знаю, что сказать, а всё добром не могу. Обязательно обругаю. Не доплачу я по какой-нибудь копейке, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!

Кулигин. А племянника Бориса почему дармоедом обзываешь, жалованья не платишь?

 Дикой. Борис-то? Да пусть он мне навстречу не смеет показываться! А то мечтает о наследстве! У меня свои дети, за что я чужим деньги отдам? Я своих обидеть не должен! А тут ещё Кулигин со своим елекстричеством10 рублей просит! Червяк, разбойник!

Кудряш. А я свой вопрос хочу задать Марфе Петровне Кабановой. Марфа Петровна, поговаривают, что невестку-то обижаешь?

Марфа Петровна. Я же от любви строга к детям. Вот и браню, а это нынче не нравится. И славят дети по людям, что мать ворчунья. Да к тому же Тихону жена стала милее матери. После женитьбы прежней любви не вижу. Жена что ли его отводит от меня, уж не знаю. Да Катерина хороша и сама. Слова сказать нельзя, перечит! Забыли закон, что в Домострое прописан. Никак не дождутся смерти моей: воли им хочется! Муж уезжает – выть надо, а она на шею бросается! Срамота! Воли захотели!

Учитель. Участникам второй группы спасибо за игру. Так почему же Дикой и Кабанова, представители «тёмного царства», позволяют себе унижать других?

( Ученики делают выводы о том, что Дикой так разнузданно себя ведёт потому, что он самый богатый человек в городе. Большие деньги развязывают ему руки и дают возможность безнаказанно куражиться над всеми, кто беден и материально от него зависим.

Кабанова же -- глава дома, поэтому считает, что имеет право распоряжаться судьбами своих детей и невестки).

Учитель. А теперь поговорим о тех, кого унижают, и о том, выражают ли они свой протест. Слово третьей группе.

 Отчёт 3 группы (слайд 8).

Ученик. Что интересно, ведь не все протестуют. Мы свой коллаж посвятили Борису. К сожаленью, он нас разочаровал. Да, племянник Дикого образован, культурен. Но зачем же Катерину вводит в грех? Чем он лучше Тихона? Ни один, ни другой не смог подать свой голос в защиту любимой женщины. Так не любят! Их слабодушие приводит Катерину к гибели. Кроме жалобного стона, мы ничего от Бориса не слышим.

Послушайте комментарий к нашему коллажу на тему: «Да, неволя-то горька!»

«Да, неволя горька вдвойне, когда тебя унижают родные люди.

Родной дядя! После смерти родителей он самый близкий человек. На него была такая надежда у Бориса с сестрой! А вышло наоборот. Вольные птички попали в клетку. Да в какую?! Из которой невозможно выбраться! Дикой – вместилище угроз, оскорблений. Он извергает их из себя как огнедышащий дракон. Страх и отвращение вытеснили все добрые чувства к нему из души Бориса. Погубил дядя и теплившуюся любовь к Катерине.

Всё пропало! В душе Бориса безнадёжность, одиночество, переживание, боль за сестру!.. Всех, кто восстаёт против тиранов, ждёт Сибирь! Он очередная жертва самодура!»

Учитель. Спасибо за коллаж и трактовку образа Бориса. А как через сенканы выразили своё отношение к Варваре и Тихону представители четвёртой группы?

   Отчёт 4 группы.

1.Ученик. Сенкан.

Варвара.

Хитрая, смелая.

Приспосабливается, обманывает, не унывает.

Полная противоположность Катерине.

Беглянка.

2.Ученик. Сенкан.

Тихон.

Добрый, наивный.

Терпит, страдает, задыхается.

Не смеет открыто противоречить.                                                      Жертва.

Учитель. Спасибо за краткие, но ёмкие и меткие характеристики героев. Но как на их фоне представлен характер Катерины? Об этом своими наблюдениями поделится 5 группа.

                             Отчёт 5 группы (слайд 9).

Ученик. Мы создали «ромашку качеств» Катерины. Какая богатая натура! К каждой черте характера подобрали эпизод, в котором она проявляется, и цитату.

3-й лепесток. Искренность.

  1.               Признаётся Варваре в любви.

«Я сама тебя люблю до смерти».

  1.               Говорит Марфе Петровне всё, что думает.

«Да хоть и к слову, за что же ты меня обижаешь?»

4-й лепесток. Трудолюбие. « Вышивала по бархату золотом».

5-й лепесток. Религиозность.

«Страшно, что смерть тебя застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами».

6-й лепесток. Пессимизм, растерянность.

Нежелание возвращаться домой после расставания с Борисом.

« Мне что домой, что в могилу – всё равно».

Ученик. Как мы видим, даже у Катерины при всей цельности натуры происходит надлом. Отчаяние врывается в её душу и губит молодую жизнь в самом расцвете.

Учитель. Как же вы относитесь к такой развязке событий?

(Берут слово ученики 6 группы).

                    Отчёт 6 группы (слайд 10).

Ученик. Конечно, можно всё списать на жестокие нравы в среде купечества. Но ведь тема об отношении свекрови и невестки актуальна во все времена. И мы, взвесив все «за» и «против», пришли к мнению, что добровольный уход из жизни – это проявление не силы, а слабости души. И наше письмо к Катерине именно об этом.

Письмо  Катерине

 Дорогая Катерина!

Мы, шестнадцатилетние юноши и девушки 21 века, с содроганием в сердце прочитали о твоём безумном решении.

Остановись! Не делай этого!

Ты же понимаешь, что в жизни добро и зло соседствуют. Мы, конечно, хотим, чтобы в ней первого было больше. Но ведь это жизнь! Часто в ней многое не зависит от нас. Однако верить в лучшее мы всегда должны! Как бывает в природе? Люди не властны над солнцем и тучами, и хочется, чтобы ясных дней было больше. Но без дождя жизнь на земле завяла бы, угасла. А прольёт дождик, и в природе всё благоухает.

Милая девушка! Обязательно бы прошла чёрная полоса в твоей судьбе: гроза же недолго длится, всесильное солнце прогоняет её прочь. Может, взбунтовался бы Тихон (кстати, в конце пьесы мы его таковым и видим), или Борис возвратился бы с полпути и увёз тебя и свою сестру с собой. А может, ребёнка бы тебе господь послал ( ждут же во многих семьях своего первенца не один год).

Да, мы понимаем, какую сердечную боль доставляет разочарование в людях. Но верно и то, что жизнь любит сильных. У тебя много красивых мыслей и достойных поступков.

Да и светлые воспоминания о детстве -- это тоже защита от негатива! Верь в себя. Безвыходных ситуаций не бывает!

Итоги.

Учитель. Прочитав драму А. Н. Островского « Гроза», я думаю, каждый задумался о том, какие должны быть отношения в семье. Используя приём «Микрофон», выскажите свою точку зрения по этому вопросу.

(Ученики говорят о том, что насилие, унижение в семье недопустимы. В ней должны царить любовь, взаимопонимание, уважение и взаимопомощь. Только тогда она может называться счастливой. Будет счастье в семье – будет счастье в обществе).

Учитель. Спасибо за ваши светлые мысли. А песня «Дом» и видеоролик к ней помогут нам ещё раз их прочувствовать.

( Звучит песня «Дом». Демонстрация видеоролика).  Музыка и слова: Мир Гальперин (Александр Звенигородский) ...

Мимо текла, текла река, плыли куда-то облака,

Шёл человек, была дорога нелегка, нелегка.

И человек мечтал о том, что он построит где-то дом

И поселится счастье с ним в доме родном.

 

Если случалось, он сдавал, то неизменно напевал

Песню любимую свою, ту, что пою, да, ту, что пою.

Дом, как известно всем давно, это не стены и окно

Даже не стулья со столом - это не дом.

 

Дом - это там, куда готов ты возвращаться вновь и вновь,

Яростным, добрым, нежным, злым, еле живым, еле живым.

Дом - это там, где вас поймут, там, где надеются и ждут,

Там, где забудешь о плохом - это твой дом...

 

Мимо текла, текла река, плыли куда-то облака,

Шёл человек, была дорога нелегка, нелегка.

И человек мечтал о том, что он построит где-то дом

И поселится счастье с ним в доме родном.

Рефлексия. Учитель.

 -- Поделитесь своими впечатлениями об уроке, продолжив фразы, которые начинаются словами: «Сегодня я научился…», «Мне было интересно выполнять задания…», «Я для себя понял…», «Я почувствовал…», « На следующем уроке я хотел бы достичь…».

Домашнее задание. Написать сочинение – миниатюру на тему «Совпадает ли мой взгляд на семью со взглядом Марфы Петровны Кабановой?»

docx
Додано
19 січня 2019
Переглядів
1317
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку